С 28 по 30 августа в Казани пройдет первый международный фестиваль «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России» С 28 по 30 августа в Казани пройдет первый международный фестиваль «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России» Фото: dixie-brics.ru

«Джаз — музыка дружелюбия, радости и творчества»

«Джаз — музыка дружелюбия, радости и творчества, игра интеллекта, проявление таланта мыслить быстро и точно, парадоксально и глубоко. Умение спонтанно импровизировать и быть „ансамблевым“ — будь то в музыкальных или иных коллективах и сообществах — необходимо всем людям без исключения: музыкантам и политикам, бизнесменам и госслужащим, рабочим и ученым, врачам и педагогам. Эпоха такая! Джаз приобщает ко всему новому, прогрессивному, к креативной, интересной, драйвовой жизни», — гласит фестивальный манифест «Съезда диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России».

В Казань на этой неделе приедут больше 20 коллективов со всего мира, президентом фестиваля является живая легенда российского джаза, народный артист России Алексей Козлов, председателем оргкомитета феста — глава АИР РТ Талия Минуллина, а художественным руководителем — руководитель Большого джазового оркестра Петр Востоков.

В столицу Татарстана съедутся отечественные коллективы, представители стран БРИКС, группы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ В столицу Татарстана съедутся отечественные коллективы, представители стран БРИКС, группы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ Фото: dixie-brics.ru

Главной фестивальной площадкой станет сцена у нынешнего театра им. Камала (ул. Татарстан, 1). Большие концерты участников форума здесь пройдут 29 августа (начало — в 17.00) и 30 августа (начало — в 18:00). Однако выступления в течение этих дней состоятся не только здесь, будут задействованы городские парки, скверы и даже двухэтажный экскурсионный автобус. С подробной программой фестиваля можно познакомиться на его сайте. А худрука форума мы расспросили о задачах, которые стоят перед «Съездом диксилендов» в Казани.

«Главная идея фестиваля заключена в том, что на нем будет звучать музыка дикси»

— Петр, с 28 по 30 августа в Казани пройдет первый международный фестиваль «Съезд диксилендов и этно-джазовых ансамблей стран БРИКС в России». Вы, как художественный руководитель форума, расскажите о его основных задачах.

— Тут есть две составляющие — музыкальная и общественная. Я отвечаю за первую из них: главная идея фестиваля заключена в том, что на нем будет звучать музыка дикси. Это ранняя форма американского джаза, как мне кажется, одна из самых доступных для широкого слушателя. Что касается общественной части, то здесь все понятно: форум предваряет саммит стран БРИКС, который пройдет осенью в Казани. Создать фестиваль предложил музыкальный продюсер Михаил Фрейдлин, а уже непосредственным исполнителем является агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.

Петр Востоков: «В джазе есть еще более важная особенность: люди, не говорящие на одном языке, могут играть вместе, импровизируя на сцене, играя мелодии, знакомые джазменам в любой стране — в России, Америке, Италии, Египте, да где угодно» Петр Востоков: «В джазе есть еще более важная особенность: люди, не говорящие на одном языке, могут играть вместе, импровизируя на сцене, играя мелодии, знакомые джазменам в любой стране — в России, Америке, Италии, Египте, да где угодно» Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

— Одна из задач фестиваля — укрепление контактов с дружественными государствами. Недаром у форума такой звучный слоган: «Джаз объединяет нас!».

— Музыка — очень неплохой инструмент для объединения людей. Для музыкантов всех стран существуют одни и те же гаммы и используют они все те же 7 нот. А в джазе есть еще более важная особенность: люди, не говорящие на одном языке, могут играть вместе, импровизируя на сцене, играя мелодии, знакомые джазменам в любой стране — в России, Америке, Италии, Египте, да где угодно. Это и есть классика джазовой музыки, поэтому музыканты имеют возможность выступать на одной сцене даже без репетиций. К тому же некоторые формы джаза доступны и привлекательны для большого количества слушателей. Джазовую музыку любят во всем мире, и в России она сейчас очень популярна.

— Среди российских участников форума есть и известные джазовые ансамбли с историей, например «Сибирский диксиленд», и молодые студенческие коллективы. По какому принципу отбирались коллективы, увидим ли мы в Казани некий срез отечественного джаза?

— Акцент сделан именно на музыку диксиленда, поэтому отобраны лучшие ансамбли, которые играют в этом стиле. Но география довольно обширна: приедут коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, будет замечательный «Уральский диксиленд» из Челябинска. Все это камерные ансамбли из 6–8 человек. Также будут представлены три больших оркестра — мой Большой джазовый оркестр, казанский женский оркестр «Фантазия» и детский оркестр из Ростова-на-Дону школы Кима Назаретова.

Петр Вадимович Востоков — российский джазмен, трубач, руководитель Большого джазового оркестра.

Родился в 1985 году в Москве. Обучался в МССМШ им. Гнесиных по классу трубы, затем — в Российской академии музыки им. Гнесиных на эстрадно-джазовом отделении. Уже студентом выступал в составе известных столичных коллективов — JVL Big-Band Виктора Лившица, биг-бенде Игоря Бутмана, «Арсенале» Алексея Козлова.

В 2006–2010 годах был артистом Государственного артиста джазовой музыки им. Лундстрема, в 2010–2018 годах — старшим преподавателем по классу трубы в РАМ им. Гнесиных.

В 2010 году создал и возглавил свой Большой джазовый оркестр. Коллектив выступает на ведущих концертных площадках страны, принимает участие в различных российских и международных фестивалях — «Триумф джаза», «Джаз в саду Эрмитаж», «Джаз Мэй», Международный фестиваль им. Чайковского в Клину и др.

В 2022 году Востоков был музыкальным руководителем проекта «Большой джаз» на канале «Россия-Культура». С 2023 года руководит джаз-оркестром «Академик-бэнд» Анатолия Кролла.

Напомню, фестиваль международный. У нас есть несколько ансамблей, которые представляют страны БРИКС и им дружественные. Это коллективы из Турции, Ирана, Египта, ОАЭ. Но они будут играть не совсем подобную музыку, а скорее этно-джаз — сплав джазовой музыки и народной.

— На чем специализируется ваш Большой джазовый оркестр, который приедет в Казань?

— Мы занимаемся воссозданием музыки прошлого по всем ее законам и правилам. В поле моего зрения есть образцы и мирового, и отечественного джаза. Но в последние 2−3 года наш оркестр делает упор именно на классику советского джазового и околоджазового искусства.

«В последние 2−3 года наш оркестр делает упор именно на классику советского джазового и околоджазового искусств» «В последние 2−3 года наш оркестр делает упор именно на классику советского джазового и околоджазового искусств» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

«Олег Лундстрем 10 лет работал в столице РТ и зародил в ней традиции джаза»

— Вы уже упомянули казанский оркестр «Фантазия». А с чем или с кем еще ассоциируется столица РТ в мире джаза?

— Казань — город, который имеет настоящую джазовую историю. Обычно ее связывают с именем Олега Лундстрема. Он 10 лет жил и работал в столице республики и зародил в ней традиции джаза. Многие из его музыкантов остались в Казани после отъезда Лундстрема в Москву, и джазовая музыка здесь начала бурно развиваться. Также Казань славится знаменитым любителем джаза Василием Аксеновым. Он как раз застал его казанский расцвет в 1950-е.

Также на нашем форуме выступит казанский ансамбль «Симха». Это известный коллектив, который специализируется на клезмерской (еврейской народной) музыке. Эта традиция в Казани тоже имеет целую историю.

Еще в столице РТ есть замечательный биг-бенд, которым руководит Сергей Васильев. Это один из самых крепких джазовых оркестров страны, не считая, может, столичных. Здесь есть свои джазовые фестивали, свой джаз-клуб, то есть это город с активной джазовой жизнью и джазовой публикой. Я много раз выступал в Казани сольно и с местным оркестром, но никогда не приезжал со своим московским коллективом. Это будет интересный опыт.

— В репертуаре казанских джазовых коллективов есть импровизации на национальные темы. По-вашему, джазовая и татарская традиционная музыкальная культура совместимы?

— Думаю, да. Слушая казанские записи Лундстрема, можно долго спорить, джаз это или просто аранжированная для джазового оркестра музыка, но в любом случае она прекрасна, очень гармонична. Интересно, что джаз — это в первую очередь ритм, а татарская песня — мелодия, поэтому пазл складывается. А так джаз можно соединить и с русской, и с ориентальной, и с любой другой музыкой.

— Именно поэтому участники из Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран представят преимущественно этно-джаз?

— Да. Но из некоторых стран, например из Китая, приедут настоящие джазовые ансамбли. С другой стороны, услышать этно-джаз и традиционные композиции тоже интересно. На фестивале будет много разной музыки, обо всей не расскажу, потому что я больше занимался российской частью. С иностранными коллективами взаимодействовал Михаил Фрейдлин, я же только мог послушать какую-то запись, утвердить ее или нет.

— Также на фестивале выступит Сводный международный оркестр БРИКС. Что это за коллектив и продолжит ли он существование вне фестиваля?

— Вопрос, будет ли продолжать существовать сам фестиваль. Если дебют пройдет успешно, будет здорово экспортировать его в страны БРИКС и проводить ежегодно. Сводный оркестр — это не отдельный коллектив, он предполагает участие в нескольких номерах всех участников фестиваля, когда много коллективов играют вместе. На финальном гала-концерте Сводный оркестр исполнит два номера: традиционный диксилендовый стандарт и одну очень популярную татарскую народную песню. Большое число прекрасных артистов объединятся на одной сцене. Не хочется, чтобы это была какофония, поэтому нам придется немножко порепетировать (смеется).

Если фестиваль продолжит существовать, будет ли расширяться его география? Смогут ли в нем принять участие коллективы из Европы или США?

— В первую очередь фестиваль организован в рамках стран БРИКС. Но, думаю, в будущем принять участие могут все желающие. Прописанного положения о том, что, скажем, музыканты из Беларуси или США не могут приехать, нет. «Джаз объединяет нас!» — мы открыты любым творческим контактам.

«Вообще диксиленд — это обозначение южных штатов США. Музыка дикси, как и весь джаз, вышла именно оттуда (напомню, что диксилендом называются ранние формы джаза)» «Вообще, диксиленд — это обозначение южных штатов США. Музыка дикси, как и весь джаз, вышла именно оттуда (напомню, диксилендом называются ранние формы джаза)» Фото: Анонимный автор, wikimedia.org, Общественное достояние

«Диксилендовые ансамбли — маленькое подобие большого парадного оркестра»

— Расскажите немного о диксилендах как о важной и неотъемлемой части джазовой культуры.

Вообще диксиленд — это обозначение южных штатов США. Музыка дикси, как и весь джаз, вышла именно оттуда (напомню, диксилендом называются ранние формы джаза). Эта традиция родилась на парадах, поэтому музыка дикси сходна с обычной парадной маршевой музыкой, но, естественно, «отджазированной» — с интонациями блюза, ритмическими новшествами, связанными с музыкой Карибского бассейна. Естественно, это веселые, жизнеутверждающие композиции, а сами диксилендовые ансамбли — маленькое подобие большого парадного оркестра.

Каждый инструмент представлен одним человеком. Например, в среднем регистре труба ведет мелодию, пониже ее контрапунктом поддерживает тромбон, а на октаву выше кларнет импровизирует на ту тему, которую играет труба. Так заполняется регистровое и гармоническое пространство. Еще есть ритм-секция, представленная банджо, барабанами и контрабасом. Если музыканту надо ходить на параде во время игры, вместо контрабаса может быть сузафон. Вот таких групп у нас будет штук 10.

— Как организована репертуарно-музыкальная часть фестиваля — в приоритете будут классические джазовые хиты или композиции, малоизвестные широкому слушателю?

— У всех по-разному, ограничений нет. Мой коллектив, скажем, представит диксилендовую музыку в оркестровом воплощении. Это отдельный интересный жанр, в котором оркестр исполняет музыку маленьких ансамблей, как бы обратно их увеличивая. Также у нас будет блок импровизаций на татарские темы и репертуар, связанный с именем Олега Лундстрема, как героя Казани.

— То, что концерты пройдут в парках, скверах и на других уличных площадках города, созвучно современным джазовым трендам?

— Это созвучно традициям музыки диксиленда. К тому же сейчас лето, и, даже если бы мы играли другую музыку, думаю, концерты все равно были бы на открытом воздухе. А композиции дикси сам бог велел исполнять в парках. У нас пройдет парад диксилендов, концерты на речном транспорте, в автобусах, хотя, будучи здесь, в Москве я пока не могу до конца представить, как будут выглядеть некоторые вещи.

«Сегодня в России много джазменов и все занимаются чем-то своим» «Сегодня в России много джазменов и все занимаются чем-то своим» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

«Об этом спорят 100 лет, появилась ли у нас своя джазовая школа, что такое русский джаз»

— Недавно мы отпраздновали столетие российского джаза. Сформировалась ли за это время у нас национальная школа или джаз — все же американский продукт и мы в России его с небольшими изменениями только копируем?

— Об этом спорят все эти сто лет — появилась ли у нас своя джазовая школа, должна ли она появиться, что такое русский джаз. Тут сколько людей, столько мнений. За прошедшие десятилетия эта музыка сильно трансформировалась, в ней появилось много течений. Конечно, есть и такое понятие, как «советский джаз». Например, его легенда — недавно ушедший Герман Лукьянов, основатель популярного в СССР ансамбля «Каданс». Он как раз продвигал самобытную джазовую традицию, основанную на музыке выдающихся русских композиторов — Скрябина, Прокофьева и других.

Сегодня в России много джазменов и все занимаются чем-то своим. Есть музыканты, которые копируют образцы старого джаза, а есть те, кто пишет другую музыку, основывается на своих композиторских представлениях, в том числе используя фольклор народов России. И то и другое существует — и это замечательно! Музыка — многогранное искусство. Каждый ищет в ней то, что ему по душе, но подчеркну — здесь необязательно что-то копировать. В основе лежит импровизация, и речь идет только о ее масштабе использования. Джазовая музыка — это отдельный вид искусства, где ты играешь по определенным правилам. Кому-то может показаться, что какая-нибудь прозвучавшая композиция — копия, но на деле это никогда не будет исполнено каждый раз одинаково.

За 150 лет существования джаз как музыкальное течение сильно трансформировался и его понятие несколько размылось. Что, по-вашему, есть современный джаз?

— Это огромный пласт разнообразнейшей музыки, порой диаметрально противоположной. Сегодня джазмены активно экспериментируют с электроникой, соединяют джаз с этнической и академической музыкой. Нельзя сказать, что из этого является более современным — сегодня джаз достиг такого развития, что сам стал классикой. Как мне кажется, это уже классическая музыка ХХ века, она существует в точных формах, строится по определенным канонам, но при этом непрерывно эволюционирует. В этом удивительный феномен джаза. По правде, джаз — это, возможно, даже не только музыка, а форма музицирования: взаимодействие людей на сцене, сам его процесс, и для кого-то из музыкантов он важнее чем результат.

— Где лучше формироваться будущему джазовому артисту? Подходят ли для этого государственные ДМШ или стоит отдавать ребенка в частные джазовые студии?

— В некоторых российских школах искусств есть отделения джаза. Нужно ли туда поступать или идти в джазовую студию? Об этом сегодня тоже много спорят. Я считаю, что ребенок должен получить хорошее академическое музыкальное образование. Оно никак не мешает влюбляться в джаз, рок, любую другую музыку и со временем вливаться в нее. Основа везде одна — это музыкальная грамота, теория музыки, владение инструментом или голосом. Джаз — такое же серьезное искусство, как и академическая музыка, и, ничего не зная, сразу начинать думать об импровизации — это странно. Сначала надо выучить букварь, прочесть много книг и только потом пробовать их писать. Но есть люди, которые хотят сразу писать целые книги. Примерно то же самое и в музыке.