Открыть летнюю архитектурно-градостроительную конференцию «Диалоги» было доверено главному архитектору столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллиной Открыть летнюю архитектурно-градостроительную конференцию «Диалоги» было доверено главному архитектору столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллиной Фото: Сергей Елагин

«В базовом мы молодцы, на более тонких уровнях есть вопросы»

«Будем сначала словами, потом делами что-то делать», — кратко объяснял суть «Диалогов» перед началом мероприятия известный российский художник, организатор первой антарктической биеннале Александр Пономарев. В этот день действительно было сказано много хорошего — эксперты со всей страны собрались, чтобы обсудить место искусства в городе, а также тонкое проникновение искусственного интеллекта в архитектуру и градостроительство.

Открыть конференцию было доверено главному архитектору столицы Татарстана Ильсияр Тухватуллиной. Она обозначила амбициозную задачу, которую совместными усилиями должны решить участники «Диалогов»: сделать так, чтобы Казань вышла на мировой уровень в работе с городской средой. «В общем, в базовом мы молодцы, но на более тонких уровнях, особенно то, что касается работы с творческими людьми, с проявлениями этих людей в городской среде — здесь, на мой взгляд, у нас есть вопросы», — отметила архитектор.


Первые шаги к покорению мирового архитектурного олимпа уже делаются. Так, в местных градостроительных нормативах введена обязательная норма, согласно которой на всех объектах, площадь которых превышает 1,5 тыс. кв. м, обязательно наличие арт-объекта. «Когда мы согласовываем эскизные проекты, мы фиксируем эту точку. Нам нужно, чтобы в городе появлялись арт-объекты, объекты монументального искусства совершенно другого уровня», — сделала акцент Тухватуллина. Также разработана специальная карта, на которой отмечаются не только существующие произведения искусства, но и те участки, где они должны появиться в будущем.

«Следующий тезис, на который я хотела бы обратить внимание, — у нас сейчас очень много застройки идет на бывших промышленных территориях. Не выбрасывайте все, что вы там найдете!» — обратилась выступающая к застройщикам. Старое оборудование при правильном подходе вполне может служить новой точкой притяжения в городском пространстве, пояснила Тухватуллина свою мысль. Кроме этого, город могут украсить арт-объекты из переработанных материалов, а также фотографии.

Известный российский художник, организатор первой антарктической биеннале Александр Пономарев Известный российский художник, организатор первой антарктической биеннале Александр Пономарев Фото: Сергей Елагин

«Креативные площадки отлично качают экономику. Если застройщики думают, что это такая история, что их опять будут заставлять тратить деньги, — нет! Все площадки, где работают художники, архитекторы, экономику повышают в разы», — закончила главный архитектор свою мысль с упором на презренный кем-то металл.

Хороший паблик-арт — это всегда дорого

Переживания главного архитектора о месте городского пространства Казани в мире напрасны — городу уже есть чем похвастать. Во всяком случае это следовало из выступления ее коллеги, дизайнера Алексея Козыря, который до этого прогулялся по набережной озера Кабан.

«Здесь оказалось лучше, чем на бумаге»: как китайские архитекторы гуляли по Кабану

«Я был поражен, честно говоря. Очень мне это все запало в душу. В Москве такого нет. Я всем говорил: вот смотрите, как оно все, куда там мы со своим „Зарядьем“… Здесь так все как-то и по-человечески обжито, и просто, и красиво, и классно», — восхищался выступающий. Некий катарсис в восприятии города у него произошел после того, как он увидел столицу республики с воды. «Мы вышли в открытую воду и увидели побережье Казани, увидели береговую линию. И для меня город раскрылся полностью», — подчеркнул достоинства города Козырь.

Менее эмоциональное, но более содержательное выступление было у управляющего партнера арт-парка «Никола-Ленивец» Юлии Бычковой. Эксперт предупредила: искусство, ориентированное на неподготовленного зрителя, в городской среде — это дорого и трудно. «Хороший паблик-арт — это никогда не дешево, это всегда дорого. За 500 тысяч паблик-арт не сделаешь, это надо понимать», — отметила Бычкова. Не достичь здесь успеха и без идеи проекта, его долгосрочной стратегии и учета других смыслов пространства, где расположится будущая экспозиция. «Очень важно не проиграть пространству», — давала наставления специалист. — В нашей стране много территорий. Она у нас очень большая, но культуры крайне мало и крайне мало инициатив. Поэтому, друзья! В большом аквариуме должны плавать большие черепахи! Давайте создавать большое монументальное искусство правильно».

Юлия Бычкова предупредила: искусство, ориентированное на неподготовленного зрителя, в городской среде — это дорого и трудно Юлия Бычкова предупредила: искусство, ориентированное на неподготовленного зрителя, в городской среде — это дорого и трудно Фото: Сергей Елагин

За что краснеет Ильсур Метшин

«У нас присутствует мэр, нам надо сказать быстро что-то, чтобы он услышал, прежде чем уйдет на очередную важную встречу», — обратил внимание модератор дискуссии Пономарев на мэра города Ильсура Метшина. И, действительно, градоначальнику было что сказать участникам мероприятия.

Он признал, что в сфере паблик-арта Казань отстает от других мировых городов. «Вот мы находимся в Кремле, про который наш первый президент любит шутить, когда его спрашивают: „А почему ваш Кремль не красный, а белый?“ — „А нам не за что краснеть!“ Вот в отличие от первого президента, мне есть за что краснеть», — заметил Метшин.

Причина этому — отсутствие соответствующего опыта. «Не было насмотренности, — признал Метшин. — Я помню первый мой приезд в Женеву: вкусный шоколад, прекрасные гостиницы, фонтан красивый. Ну как можно было это построить и поставить в центре города? Наш же рост был эволюционным, потому что первые объекты, которые мы уговаривали сделать строителей: детская площадка во дворе, площадка для выгула собак, сделать небольшие спортивные активности», — сравнивал глава города. По его словам, процесс градостроительной эволюции был сложным: «Они выходили потом из моего кабинета, мне рассказывали, что почти проклинали: „Ну что он до нас докопался!“».

Тем не менее городским властям удалось донести до застройщиков важность культурной составляющей при строительстве жилых комплексов. «Теперь они не продают уже квадратный метр в Казани, они продают образ жизни, между собой спорят о том, что нового дать жителям, кроме комфортабельного и безопасного жилья», — продолжал Метшин.

Ильсур Метшин признал, что в сфере паблик-арта Казань отстает от других мировых городов Ильсур Метшин признал, что в сфере паблик-арта Казань отстает от других мировых городов Фото: Сергей Елагин

Сказались на развитии местного паблик-арта и бытовые проблемы, которые требовали скорейшего решения. «Вспомните 2005 год! Мы закончили празднование тысячелетия города, но каждая пятая крыша тогда текла в Казани. Не до паблик-арта, не до общественных пространств было. Всему свое время, и вот оно, видимо, настало», — рассказал градоначальник.

Отдельного внимания заслуживает история о курьезном знакомстве мэра Казани с директором Цирка дю Солей, которой завершилась работа площадки. Метшин напомнил, что вырос в Нижнекамске, промышленном городе с типовой застройкой. Когда первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев поручил ему принять директора цирка, он сначала и не понял, о ком идет речь.

«Я думаю: вот все, что мне осталось. <…> Захожу в зал совещаний — сидит эдакий империалист: есть же свободные люди, у которых нога на ногу? И эта нога — чуть выше моего стола. Говорит: „Хэллоу, мэр!“ <…> Удивляется, что счастья в моих глазах нет, радости нет. Начинает представляться, а это, оказывается, Цирк дю Солей. Откуда мне, нижнекамскому парню, знать, что такое Цирк дю Солей? Я в цирке был один раз», — рассказал Метшин. Тогда, по его словам, директор Цирка дю Солей поинтересовался, бывал ли казанский мэр за границей, и предложил во время рабочей поездки посетить шоу в Лиссабоне. «Со мной во взрослом возрасте мало что случалось, что меня перепахало… Как ребенка заставило радоваться трехчасовое шоу», — поделился градоначальник. Выяснилось, что 35% артистов — из бывшего СССР, а двое из Татарстана, отметил он.

«Мы хотим вырасти до уровня Цирка дю Солей в архитектуре, потому что ничего лучше Цирка дю Солей в цирковом мире пока еще не случилось», — провел аллегорию градоначальник.

Сегодня работа «Диалогов» продолжается — эксперты обсудят культурный ландшафт в городах Сегодня работа «Диалогов» продолжается — эксперты обсудят культурный ландшафт в городах Фото: Сергей Елагин

За и против искусственного интеллекта в градостроительстве

Помимо паблик-арта, еще одной темой «Диалогов» стало развитие искусственного интеллекта и его след в градостроительстве.

«Когда некоторые люди говорят, что они останутся без работы, они правы», — с категоричных суждений о замене человека искусственным интеллектом начал вторую часть мероприятия заместитель руководителя исполкома Казани Радик Шафигуллин. Однако полностью заменить человеческий труд роботами не получится: сферы, где требуются компетенции высшего уровня, по-прежнему останутся за людьми. Машинам же отойдет монотонная работа — например, подсчет большого количества цифр.

«Говоря о нашей работе, я могу сказать, что на сегодняшний день мы всю информацию, которая связана с управлением архитектуры, выдачей разрешений, вопросами архитектуры и градостроительства собрали в цифровом виде, начиная от генплана и заканчивая всякими схемами. Мы сейчас учим машину без человека собирать сведения», — рассказал Шафигуллин. Внедрение инноваций позволяет специалистам исполкома существенно экономить время. Запрос данных у Росреестра ускорился с 7–10 дней до нескольких секунд. Помогает ИИ и избежать ошибок. «Есть, например, кадастровый номер участка, состоящий из 11 цифр — значит, у вас есть возможность 11 раз ошибиться. Машина эту ошибку не допустит», — отметил чиновник. Кроме этого, в исполкоме используют высокие технологии и в сфере благоустройства. «Мы сейчас благодаря искусственному интеллекту видим, горят или не горят у нас лампы, появились ли ямы на дорогах или не появились, наблюдаем за качеством уборки снега», — оценивал технологии Шафигуллин.

При этом в современной ситуации распространения ИИ роль человека все равно остается ведущей. «Тенденцией умного города является человекоцентричность. Цифровизация сама по себе не является самоцелью в рамках концепции умного города. Это способ помочь нам с вами, например, взаимодействовать друг с другом, создавать, генерировать данные», — напомнила начальник отдела взаимодействия с регионами ведомственного проекта «Умный город» Екатерина Баранова.

Определенные визионерские ощущения насчет замены нейронками и генеративными алгоритмами человека и облегчения ими нашей жизни испытывает руководитель бюро T+T Architects Сергей Труханов. С одной стороны, архитектор, каким талантом бы он ни обладал, не может учесть все те сценарии, которые может учесть обученная машина, у которой в «мозгу» миллионы вариантов сценариев. С другой стороны — на обучение ИИ необходимо время, которое не всегда есть. «По времени и трудозатратам, чтобы прописать нормальный промт (запрос), используя все гипотезы, которые нам нужны, используя все факторы, которые мы закладываем по анализу проекта, это получается либо дольше, либо столько же, как сесть с карандашиком и калькой», — рассуждал эксперт.

Напомнил он и о том, что все генеративные алгоритмы изначально закладываются человеком. «Это заранее предустановленные решения, которые могут быть в зависимости от тех параметров, которые вы выбираете для проекта. Поэтому здесь тоже есть определенные ограничения, и это использование не исключает участия человека полностью. Данный уровень программ и софтов абсолютно нежизнеспособен без участия человека», — продолжал защищать людей Труханов. В завершение своего выступления он подчеркнул, что машина занимается лишь интерпретацией того, что закладывает в нее человек. «Она не может создавать. Машина не может думать, мечтать. Она может брать накопленный опыт и исходя из него интерпретировать какой-то контент», — поделился своим мнением выступающий.

Сегодня работа «Диалогов» продолжается — эксперты обсудят культурный ландшафт в городах, архитектурную фотографию, признаки достопримечательности архитектуры, взаимодействие цифровых технологий и градостроительства, а также другие вопросы.