Фото: Robin Hausmann / imageBROKER.com / www.globallookpress.com

Американский рынок достиг исторического максимума на фоне самого мощного пампа в истории торгов

Трехдневное помутнение рассудка в начале августа закончилось сильнейшим восстановлением капитализации в истории — всего 8 торговых сессий и от минимума 5 августа было восстановлено свыше 4.4 трлн капитализации, что превзошло рекорд апреля 2020, когда было восстановлено около 4.1 трлн капитализации за сопоставимый срок.

В относительном сравнении до рекорда далеко, сейчас +8.34% по max/min за 8 дней (на фьючерсах почти 9%), последний раз сопоставимый или более мощный рывок был 15.11.2022 (+8.9%), 25.10.2022 (+10.6%), еще дважды в 2022 и трижды в 2020, где пиковым импульсом был рывок к 14.04.2020 (+16.5%), но тогда рынок был очень дешевым. До этого почти 10% в начале января 2019.

Масштаб снижения в начале августа составил 8% от максимума 1 августа до минимума 5 августа. К текущему моменту (по закрытию торгов 15 августа) восстановлено 96% от потерь августа.

Если оценивать по закрытию дня — рынок уже в плюсе на 0,4% относительно июля, а закрытие месяца в июле было лучшим в истории.

Формально, рынок всего в 2,3% от своего исторического максимума 16 июля, однако, без учета ТОП-20 (лидеров роста с начала 2024 по вкладу в прирост капитализации), рынок уже уверенно превысил максимум.

Ранее уже приводил статистику нового идиотического паттерна с ноября 2023: 2.5 месяца агрессивного пампа, далее примерно 3 недели паузы или ограниченной коррекции и снова 2.5 месяца пампа. Причем, каждая новая фаза роста становится все более агрессивной, наглой и безумной.

Коррекции становятся все менее продолжительными (6 дней в апреле и 3 дня в августе), а раллирование все более оторванным от реальности.

Даже с падением 5 августа рынок был экстремально дорог (упали только бигтехи, все остальные «курили в стороне»), сейчас рынок вновь вернулся к уровням экстремального пузыря, … потребовались лишь 8 дней (по сути, 6 дней с прошлого четверга).

Главным отличием величайшего пузыря в истории человечества по совокупности факторов (ранее делал подробные выкладки, почему это именно так) является то, что с каждым месяцем баланс ликвидности деградирует (располагаемых финансовых ресурсов становится меньше), а баланс рисков смещается в сторону кризиса (все это происходит на фоне скверных макроэкономических и корпоративных отчетов).

Приводить доводы западных финансовых СМИ (о причинах роста рынка) — это просто смешно и издевательство над читателями.

Обращу внимание на другое, рынок крипты копает дно (это деньги мелких и средних спекулянтов), а это значит, что рынок вытянули крупные деньги. Зачем? Все понятно, всеми силами показать, что ситуация под контролем и все замечательно.

Хватит ли денег для поддержания идиотизма? Абсолютно исключено, особенно на фоне крупных размещений трежерис. Без QE от ФРС не обойтись.

Второй момент: чем выше рынок, тем меньше маневров у ФРС. Неделю назад снижение ставки на 0.5 п.п в сентябре оценивалось с шансом 60-70%, сейчас 26%.

Чтобы смягчать политику быстро и энергично, нужен страх, иначе это будет провоцировать дисбалансы и раскачивать систему через пузырение.

Страх нужен, чтобы загонять ликвидность в трежерис. Нельзя держать пузырь в акциях и финансировать дефицит по 2-2.3 трлн в год.

Можно еще подождать? Нет, нельзя, т. к. проникающее воздействие высоких ставок достигает экстремума, а бюджет США трещит по швам из-за процентных расходов.

Недооценка риска и безумие достигают своего апогея, будет весело, это вне всяких сомнений.

Критическая недооценка риска

Рынки в начале августа грохнулись не из-за того, что испугались данных по рынку труда и не из-за мифического сворачивания керри-трейд по иене (сворачивали три дня, а потом взяли и внезапно перестали сворачивать). Ни одна из причин, озвученных деловыми СМИ, не имеет никакого отношения к реальности.

Рынки в начале августа упали из-за переоцененных бигтехов (частичное и пока очень ограниченное сжатие пузыря) и реализации каскадных маржинколлов наиболее безумных и отшибленных спекулянтов. Все стояли в одну сторону, а норма хэджирования рисков (баланс опционов PUT/CALL) была наименьшая за всю историю торгов.

Есть множество других индикаторов, показывающих глубину безрассудства, меру отклонения от реальности с точки зрения рыночного позиционирования. Наиболее репрезентативный индикатор — спрэд между корпоративными облигациями различного качества и трежерис сопоставимого или близкого срока обращения.

Сужение спрэда означает усиление риск-фактора, а расширение спрэда — уход от риска.

На представленных графиках можно заметить, что на протяжении многих лет сохраняется высокая корреляция между трежерис и корпоративными облигациями (чем выше рейтинг корпоративных облигаций, тем ближе доходность к трежерис, ниже спрэд), но сила движения цены различается, что и приводит к колебаниям спрэда в широком диапазоне.

Но важно здесь другое, с начала 2024 спрэд между облигациями BB/BBB и трежерис (самый показательный и ликвидный сегмент рынка) один из самых низких в современной истории — подобное было только в 2019 и 2021.

Даже по преддефолтным бумагам рейтинга CCC спрэд находится в зоне «отсутствия проблем».

Все это весьма показательно, — рынок вообще не закладывает реализацию долгового кризиса ни в какой форме в условиях, когда проникающее воздействие высоких ставок достигает экстремума, а запас прочности наименьший, как минимум, за 5 лет при актуализации рецессии.

Нечто подобное было в 2007, когда рынок долгое время игнорировал ипотечные проблемы, а потом … как понеслось.

Спецоперация по спасению рынка трежерис

С июля начался самый сильный с дек.23 эпизод раллирования рынка трежерис — «сброс» доходности по трежерис, где наиболее видимые изменения по гособлигациям от 1 до 5 лет (доходность снизилась на 0.65 — 0.8 п.п), по 10-летним снижение на 0.5 п.п, а по долгосрочным в среднем 0.36 п. п.

По форвардам на процентную ставку и по трежерис рынок полностью заложил гарантию снижения ставки 18 сентября. Пропорция ожиданий за неделю изменилась — вероятность снижения ставки на сентябрьском заседании на 0.25 п.п неделю назад была 35%, а сейчас 65%.

Предполагается, что ФРС будет снижать ставку на каждом без исключения заседании (их осталось три до конца года). Базовый сценарий заключается, что к 18 декабря накопленное снижение составит 1 п.п (с 5.5 до 4,5%).

Инфляция нормализовалась, рынок труда деградирует, Пауэлл создал пространство маневра практически для любого нужного решения со стороны ФРС, а цепные псы начнут отрабатывать медийную повестку, что «передержали ставку, пора снижать».

Неважно, нормализовалась ли инфляция в той мере, в какой заявлено или происходят манипуляции со статистикой, важно то, что нарратив смещается. Инфляция сходит со сцены после трехлетнего спектакля, а нарратив рецессии будет проявляться все более явно.

Решение о том, что «снижать ставку крайне необходимо» было принято еще в конце 2023, но не было подходящего момента. Теперь этот момент формируют.

Есть три фундаментальных задачи, которые стоят перед ФРС и Казначейством США:

• Консолидировать спрос в гособлигации в условиях деградации баланса ликвидности — свободных денег нет, чтобы беспроблемно удовлетворять аппетиты по 2-2.2 трлн размещений за год.

• Снизить доходности, чтобы разгрузить бюджет, т. к. процентные расходы формируют весь прирост расходов бюджета.

• Спасти бизнес от дефолтов, т. к. проникающее воздействие высоких ставок доходит до своего экстремума.

Это означает, что прыть на рынке акций придержат, т. к. невозможно одновременно держать пузырь и трежерис в отсутствии QE.

Павел Spydell Рябов