На фоне нехватки «свободных» юаней шанхайский филиал ВТБ стал предлагать клиентам, российским импортерам, самим находить компании, получающие валютную выручку за рубежом, и приводить их на обслуживание в банк, либо просто покупать у них юани На фоне нехватки «свободных» юаней шанхайский филиал ВТБ стал предлагать клиентам, российским импортерам, самим находить компании, получающие валютную выручку за рубежом, и приводить их на обслуживание в банк либо просто покупать у них юани Фото: Fernando Gutierrez-Juarez/dpa / www.globallookpress.com

«Юаней ровно столько, сколько заплатили за товар из России»

«Я, допустим, у себя в банке считаю, что эта тема должна иметь гриф „Совсекретно“», — в начале июля рассуждал глава ВТБ Андрей Костин на финансовом конгрессе ЦБ. Так руководитель банка говорил о теме трансграничных платежей. «Сколько раз меня спрашивали: „А что у вас в Китае?“ Мы [отвечаем]: „Да все у нас в Китае замечательно“. Раз — 12 июня получаем новые специальные санкции в отношении нашего банка в Шанхае», — все-таки высказался в сердцах Костин. Его поддержала глава Банка России Эльвира Набиуллина, предложившая не подставлять партнеров, которым и так сложно, так что тему аккуратно замяли.

Несмотря на «специальные санкции», шанхайское отделение ВТБ пока еще держится, работает. Но иностранные ограничения вносят свою, мягко говоря, специфику. Как отмечает один из собеседников «БИЗНЕС Online», это один из немногих оставшихся способов оплаты в Китае за юани. В конце июня Reuters отмечало, что ВТБ — единственный российский госбанк с полноценным филиалом в КНР, а банк подтверждал агентству трудности с транзакциями. Но уверял при этом, что «все будет хорошо». «Адаптация к новым реалиям» (по выражению финансового директора ВТБ Дмитрия Пьянова) продолжается.

В июле телеграм-канал Brief со ссылкой на нескольких клиентов российских банков рассказывал, что шанхайская «дочка» ВТБ и «мелкие приграничные китайские банки», через которые Россия и КНР собирались проводить платежи без «лишних проволочек», ограничили конвертацию рублей в юани. Китайские банки готовы проводить платежи и санкций не боятся, но рубли им не нужны, объяснял канал. В итоге получилась работа на «встречных потоках»: китайские организации конвертируют не больше валюты, чем поступает к ним на счета российских клиентов-экспортеров. Потоки не сбалансированы, и «российских» юаней на всех не хватает.

Андрей Костин: «Да все у нас в Китае замечательно» Андрей Костин: «Да все у нас в Китае замечательно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как выяснили «Ведомости», на фоне нехватки «свободных» юаней шанхайский филиал ВТБ стал предлагать клиентам, российским импортерам, самим находить компании, получающие валютную выручку за рубежом, и приводить их на обслуживание в банк либо просто покупать у них юани. В таком случае, обещает банк, платежи контрагентам в КНР станут проходить быстро и без дополнительных комиссий, поскольку будут идти за счет «чистых» денег (о них позже), рассказали источники газеты. В ВТБ заявили «Ведомостям», что не комментируют деятельность своих зарубежных структур.

«Скакнуть из XIX в XXI век не представляется возможным»: как Китай вставляет бизнесу палки в колеса

Но то, что подобное предложение поступило клиентам, подтвердил и источник «БИЗНЕС Online», знакомый с вопросом трансграничных платежей. «Да, такое есть», — сказал собеседник. На вопрос, как компания находит валюту и удается ли, спикер ответил: «Есть план, по нему работаем. Финансисты напрямую решают». От подробностей он по понятным причинам воздерживается.

«ВТБ Шанхай» недостает юаней, поэтому филиал заинтересован в росте числа экспортеров на обслуживании или хотя бы в их юанях, рассказал в разговоре с «Ведомостями» платежный агент. Еще один указал, что ВТБ якобы закупает валюту в КНР, чтобы решить проблему. Источник «БИЗНЕС Online» описывает ситуацию так: «Мы здесь в рублях платим, а он (филиал ВТБ в Шанхаеприм. ред.) там, в Китае, платит в юанях. Но юани тоже надо где-то покупать. Раньше он покупал их в Центробанке КНР. Но „ВТБ Шанхай“ не прикреплен к Китаю, он прикреплен к ICBC (промышленно-торговый банк Китаяприм. ред.), работает через него. А ICBC из России уходит. И в моменте „ВТБ Шанхай“ сейчас не может покупать юани. При этом „ВТБ Шанхай“ может проводить только тот объем платежей, в объеме которого в него платят китайцам», — указал наш спикер.

«Чтобы что-то в России купить, китайцы платят через „ВТБ Шанхай“. Но китайцы у нас что покупают? Нефть, газ и так далее. Там другие каналы, не через ВТБ. Вот какая-то российская компания отправляет на экспорт товар, и ей платят за это в юанях. В объеме этих юаней импортеры из России могут тоже платежи делать. Если этот баланс нарушается, „ВТБ Шанхай“ платежи сдает. Просто юаней не купить! Поэтому у нас платежи идут по две-три недели, — рассказал источник газеты. Он подытоживает: — Юаней ровно столько, сколько заплатили за экспортированный товар из РФ».

Июньская статистика ЦБ показала, что в этом месяце российские банки резко сократили кредитование в валюте Июньская статистика ЦБ показала, что в этом месяце российские банки резко сократили кредитование в валюте

«Есть юани «хорошие», а есть юани «плохие». «Плохие» — это те, что куплены в России»

Схема, по которой начал действовать ВТБ, не нова. В Иране она называется хавалой, в других странах — клирингом и неттингом. Суть в том, что экспортеры отдают импортерам часть валютной выручки за рубли. При этом схема требует и посредника, платежного агента, который улаживает детали. Очевидно, что платежный агент — это дополнительные издержки для компаний.

Проблема нехватки юаневой ликвидности касается, вероятно, не только ВТБ. Июньская статистика ЦБ показала, что в этом месяце российские банки резко сократили кредитование в валюте. Объем выдачи корпоративных кредитов в валюте упал на 27,6% до 34,99 млрд юаней, анализировал РБК, а эксперты агентства связывали падение выдачи как раз со снижением объемов поступаемых в Россию юаней и их нехваткой у кредитных организаций. Впрочем, представитель одного из крупных татарстанских банков заверил «БИЗНЕС Online», что у них проблем с юанями нет, в наличии.

В июне газета «Известия» публиковала довольно оптимистичный материал о том, что платежи стали проходить лучше с помощью небольших региональных банков, которые не боятся ограничений. Но музыка, судя по всему, играла недолго. В начале этой недели выяснилось, что те же мелкие банки стали отказывать в платежах.

Известно, что некоторые китайские банки начали негласно делить юань на «грязный» и «чистый». «Грязным» считается связанный с Россией, и с ним работать не хотят. «Наверное, все знают эту историю — есть юани „хорошие“, а есть юани „плохие“. „Хорошие“ — это те, которые получены от экспорта, а „плохие“ — это те, что куплены в России. Поэтому возникли проблемы для импортеров с юанями, которые можно использовать для импорта. Пришлось перестраивать логистику обращения с юанем», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» экономист, председатель совета директоров национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Олег Вьюгин. С этим, кстати, связан и рост курса юаня, уточнил он.

Схема, когда импортеры и экспортеры договариваются между собой, призвана решить проблему «чистых» и «грязных» юаней. Но возвращаемся к тому, что количество валюты ограничено. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», у ВТБ есть несколько категорий клиентов. Так, ключевых производителей продукции в рамках гособоронзаказа «насыщают юанями по биржевой стоимости», и комиссия там минимальная. Есть крупные компании, которые могут позволить себе комиссию и валюту покупают. Комиссия на покупку составляет 3,5%, а еще 2% от суммы — затраты на переводы. «То есть дорогие переводы есть. Но если хотите дешевле, ищите экспортеров сами», — объясняет логику банка наш спикер.

Руслан Нигматулин: «Проблема в том, что все это дополнительные расходы, и они ложатся на стоимость конечного продукта. Сейчас комиссия — минимум 4-5 процента. Бывает и шесть, и восемь, до девяти процентов уже доходит в зависимости от периода» Руслан Нигматулин: «Проблема в том, что все это дополнительные расходы, и они ложатся на стоимость конечного продукта. Сейчас комиссия — минимум 4–5 процента. Бывает и 6, и 8, до 9 процентов уже доходит в зависимости от периода» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ставки посредников для платежей в КНР вырастут еще?

Платежи в Китай проходят, но, чтобы ускорить процесс, приходится работать через страны-посредники, например Арабские Эмираты, «кто-то умудряется даже через США», заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета РТ VI созыва, генеральный директор компании «Далини» Руслан Нигматулин.

«Проблема в том, что все это дополнительные расходы, и они ложатся на стоимость конечного продукта. Сейчас комиссия — минимум 4–5 процента. Бывает и 6, и 8, до 9 процентов уже доходит в зависимости от периода», — сказал Нигматулин. Он ожидает, что на фоне новостей о сложностях шанхайского отделения ВТБ «процентные ставки» у посредников поднимутся еще.

«Когда ажиотаж чуть утихнет и найдется более легкий выход, допустим, какой-то банк начнет платежи принимать, ставка вновь снизится. Центробанк России недавно повысил ключевую ставку для того, чтобы инфляцию сдержать. Но поскольку мы не можем договориться с китайскими банками, получается, что инфляция, наоборот, разгоняется. Все товары мы везем с дополнительной комиссией от 5 до 10 процентов, — указал Нигматулин. — Если подорожают запчасти, подорожают грузоперевозки. А значит, подорожает и весь товар, который мы возим, в том числе продукты питания. Все это перекладывается на конечного покупателя».

Илья Фомин: «Большое количество [китайских] банков не работает, не принимает платежи из России. Только небольшие китайские банки их принимают» Илья Фомин: «Большое количество [китайских] банков не принимает платежи из России. Только небольшие китайские банки их принимают» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сложности подтверждает и директор компании ООО «РИМ» Илья Фомин. «Большое количество [китайских] банков не принимает платежи из России. Только небольшие китайские банки их принимают. Поэтому, когда ты работаешь с поставщиками, надо, чтобы у них как минимум были счета либо использовать какие-то схемы оплаты, которые через две-три компании проходят. Это удорожает конечную стоимость», — отметил Фомин.

«Возникает проблема с дохождением денег. Это либо занимает какое-то время, либо стоит достаточно большую сумму денег. Экспортерам непонятно, что делать. Мы импортируем больше, чем экспортируем: комплектующие для экранов. Как экспортеры действуют, я не знаю, а импортеры… Есть ряд компаний, сервисов, все ключевые российские банки находят какие-то решения для своих клиентов, чтобы эти транзакции проходили. Обычно все меняется очень быстро, и то, что работало сегодня, может не работать завтра, потому что канал перекрывается, меняется», — описывает ситуацию предприниматель.

Дистрибьютор китайских автомобилей рассказал, что расчеты за автомобили из КНР производятся в рублях. «Если даже привозят автомобили с той стороны, допустим Volkswagen китайского производства, их покупают где-то на границе с Киргизией. Там хаб большой и расчет, насколько я знаю, чуть ли не налом производится», — сказал собеседник.