Елена Илькун: «Туризм — это бизнес: кто как работает, тот так и получает» Елена Илькун: «Туризм — это бизнес: кто как работает, тот так и получает» Фото: Сергей Елагин

«Конечно, у турфирм немножко произошел отток туристов…»

— Елена Владимировна, сейчас в сфере туризма наблюдается бум на самостоятельные путешествия. Видите ли вы в этом угрозу вашей туркомпании?

— Конечно, у турфирм немножко произошел отток туристов, но они все равно приезжают. Гости приезжают ведь не только в гостиницы, а город посмотреть и ходят на экскурсии. Эти туристические услуги востребованы.

Кто-то занимается экскурсионным обслуживанием, кто-то — обслуживанием групповых туров, а кто-то в своей работе привлекает все формы сотрудничества, поэтому тут трудно сказать, кто как приспосабливается. Туризм — это бизнес: кто как работает, тот так и получает.

— Вы работаете в сфере туризма с 1980 года. Что изменилось с тех пор?

— Казань тогда развивалась в сторону приема иностранных туристов, речных круизов. На это была задействована вся сфера. В советское время существовало три структуры, которые занимались туризмом. «Интурист» ориентировался на выездные туры и приемы в России. «Спутник», который занимался молодежью, — это поезда за рубеж, прием молодежи здесь, в международных лагерях. В Казани был международный лагерь «Волга», там тоже много иностранцев принимали. Была сфера профсоюзного туризма — бюро путешествий. Практически в каждом, даже небольшом городе, эти организации существовали. Была такая структура — совет по туризму. У ТАССР в подчинении находилось казанское бюро, зеленодольское, нижнекамское, челнинское. «Интурист» и «Спутник» работали под госрегулированием, потому что к этому относились очень серьезно.

В советское время существовала такая статистика приема: на одного выезжающего российского туриста принимали три иностранных. Бюро путешествий и совет по туризму занимались внутренним туризмом, но это были в основном хозрасчетные организации. Бюро путешествий сами себе искали партнеров, программы. Бюро больше и выжило после развала, потому что оно в то время само себя кормило. Там ставились планы выполнения определенных показателей, были премиальные: 40 процентов квартального заработка, если выполнил план по оборотам, прибыли. Имелась хорошая заинтересованность финансовая.


Конечно, когда Союз развалился, туризм просто рассыпался на глазах! Туристические компании как-то приспособились, начали заключать договоры с международным туризмом. Мы работали через белорусских партнеров. Наши туристы до 1991 года выезжали на отдых в Румынию, Болгарию, Турцию, Польшу. А потом, когда все это развалилось, пошел «шмоточный» туризм. Через «Спутник» выезжали в Китай, мы отправляли в Турцию, Польшу, Венгрию. Людям есть нечего было, поэтому каждый старался, выживал как мог.

В советское время все структурировалось очень четко. Экскурсионная деятельность была очень регламентирована. Проводились курсы экскурсоводов: конкурс 1 к 10! Это была очень престижная профессия. Во-первых в Казани принимали иностранцев — значит, это чаевые. Если принимали российских туристов, то люди тоже благодарные бывали. У них сдельная работа. Существовало три категории по уровню подачи материала и уровню оплаты, и для перехода на категорию выше требовалось сдавать экзамен. Экскурсоводы сами писали свои экскурсии. У них был авторский текст, но, конечно, возникали определенные моменты, от которых нельзя было отходить. Тексты проверялись методистами, и вот такая отсебятина, которая сейчас есть, не проходила.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— Как в то время шло продвижение туризма в Казани?

— В начале 2000-х о Казани мало кто знал, приезжали в основном школьники. После 2005 года, когда прошло 1000-летие Казани, приехала вся Россия, и вслед за губернаторами поехали уже и их подчиненные, просто россияне. Казань стала на слуху. Но прием туристов шел постепенно.

В 2005-м мы очень резко «выстрелили», потому что к маю того года сделали хороший каталог «Палитра Татарстана». Практически первыми в республике сделали каталог по РТ, где рассказывалось о наших достопримечательностях, не только о Казани, но и о Чистополе, Болгаре, об экскурсиях в эти города, было напечатано две программы приема в Казани.

Буквально сразу после празднования 1000-летия к нам стали приезжать москвичи. Каждую субботу были группы. Тогда мы не знали, что такое прием на три дня, на пять дней. Это были двухдневные группы. В Казани тогда имелось не так много гостиниц, основные из них — «Сафар-отель», «Мираж», «Шаляпин», «Татарстан» и еще несколько. Все остальное строилось после 2005-го, когда поняли, что у Казани есть хороший потенциал и для развития, и для привлечения туристов.

Комитет по туризму, как отдельная структура, у нас появился в 2014-м, в этом году ему 10 лет. До этого он находился в составе министерства молодежи и спорта. А когда появился комитет, пошла уже более конкретная реклама Казани и Татарстана, стали выделяться деньги на продвижение.

— Среднестатистический портрет туриста в Татарстане назовете?

— По-моему, его нет! В столицу РТ приезжают и дети, и молодежь, и семьи, и пенсионеры. У каждого своя финансовая ниша и потребности. Раньше в город приезжали группами. Сборные туры, по которым в путешествие могут отправиться одиночные туристы, появились в 2007 году. Индивидуальный туризм, когда люди самостоятельно, без туроператора, отправляются в другой город, появился немного позднее.

«Для того, чтобы отправлять людей за границу, надо знать, куда вы отправляете. Это надо изучить те места, гостиницы, обычаи этой страны» «Для того чтобы отправлять людей за границу, надо знать, куда вы отправляете. Надо изучить те места, гостиницы, обычаи этой страны» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Для того чтобы отправлять людей за границу, надо знать, куда вы отправляете»

— Вы сказали, что раньше стать экскурсоводом было трудно, требовалось пройти конкурс. А что нужно сейчас, чтобы стать им?

— Сейчас легко им стать! Раньше действительно проводилась жесткая аттестация. Сейчас же просто проходят 6-месячные курсы в КФУ. Вы знаете, сейчас же все покупается, и тексты экскурсоводы покупают. Те, кто готовит свои авторские программы, потом на высоте! Сейчас проверяется экскурсия по Кремлю. Ты должен пройти курсы экскурсоводов, там самые жесткие требования. Потому что Кремль — это лицо Казани.

— А по остальным туристическим местам города?

— Это никак не проверяется.

— Когда приходят молодые специалисты, как вы их готовите?

— Мы начинали прием в Казани, где-то в начале 2000-х. Тогда были еще старые экскурсоводы, которые качественно работали. Кстати, многие до сих пор работают. Экскурсоводы с подготовкой казанского бюро путешествий хорошо рассказывают. Иных нет. Некоторые уже в силу возраста не проводят.

Если в семье есть экскурсовод, то родители передают знания своим детям. У нас есть направление по организации экскурсионных услуг в КИУ имени Тимирясова. Грамотные студенты приходят. Очень хороших специалистов готовит и Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.

— Люди, которые идут учиться по данному направлению, готовы приходить в профессию?

— Очень мало ребят остается в профессии: уходят на подработку, официантами в рестораны, а там есть дополнительные какие-то доходы, не только зарплаты. В гостиницах, конечно, посложнее с этим. Понимаете, ребята не совсем представляют себе, что такое работать в туризме. Им кажется, что они поедут куда-то за рубеж, группами, на выставки или еще куда-то, но нет. Это просто самая-самая высокая пенка над большим озером нашей работы! А у нас это озеро очень глубокое.

Для того чтобы отправлять людей за границу, надо знать, куда вы отправляете. Это надо изучить те места, гостиницы, обычаи этой страны. Это все менеджер должен предоставить. Работа на приеме гостей — это тоже очень сложная структура. Тут либо один человек делает всю программу от начала и до конца, либо фирма распределяет обязанности. Один заказывает транспорт, второй — питание, третий — музей, четвертый — гостиницы, пятый составляет программу. В каждой компании строится эта работа по-разному, нет единого стандарта.

— Проверяете ли вы знания пришедших к вам экскурсоводов?

— Каждого экскурсовода прослушать невозможно. Но, прослушав пять минут, можно сразу понять уровень. Есть определенный рейтинг. И ты прекрасно понимаешь, что вот этот экскурсовод может это хорошо подать, этот — другую экскурсию.

Обращаются ли к вам клиенты, которые попали, к, так скажем, некачественным экскурсоводам?

— Да. Но они заплатили за экскурсию, они ее прослушали. Чем мы можем здесь помочь? Только пригласить на свою экскурсию. Они прослушали одну экскурсию, потом пришли на нашу. На третью экскурсию опять записываются к нам.

— Как, на ваш взгляд, можно бороться с ними?

— Знаете, у государства должна быть «гильотина» для борьбы с черным рынком. Тут проблема не только в черном рынке экскурсоводов, а в целом в черном рынке.

«Много интересных авторских экскурсий для жителей Казани. Их проводят маленькими группами» «Много интересных авторских экскурсий для жителей Казани. Их проводят маленькими группами» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Очень интересная тема — это Альметьевск»

— Что вообще интересно туристам в Казани, в Татарстане? Есть ли какие-то неочевидные места, помимо тех, которые мы знаем?

— Вообще им интересно все: и наша кухня, и наши обычаи, и наши обряды, и сам город. Кто-то сравнивает его с Санкт-Петербургом, находит какие-то сходства. Даже есть экскурсия «Казань как Петербург». Сейчас еще делается экскурсия по «французским» улочкам Казани, тоже интересно сходить. Много интересных авторских экскурсий для жителей Казани. Их проводят маленькими группами.

— Из чего складывается полноценный тур и сильно ли он подорожал по сравнению с прошлым годом?

— Думаю, процентов на 10–15 процентов подорожал. И цены будут расти. Услуги гостиницы, питания, транспорта, гидов-экскурсоводов и музеев; интерактивные, иммерсивные, национальные программы, мастер-классы. Из всего этого складывается себестоимость тура.

— Как вы составляете маршруты?

Они у нас составлены из самых интересных мест. В постоянном ритме работы не всегда получается что-то новое находить, только когда музеи, точки питания, спортивные комплексы приглашают на мероприятия, мы тогда узнаем о новых программах. Если у нас идут запросы, например, есть такая-то школа, которая хочет увидеть все самое интересное, то девочки собирают самое интересное на их взгляд. А партнеры могут и сами поискать в интернете, что-то найти и подумать, что это может быть интересно, даже присылают свои программы. Мы тогда ходим, изучаем этот объект и делаем вывод, действительно ли будет интересно или это такая рекламная фишка, или это невозможно исполнить в силу больших расстояний между локациями, и объясняем все это нашим клиентам.

Есть ли планы по расширению турпрограмм?

— Вы знаете, очень интересная тема — это Альметьевск. Я в прошлом году была там со студентами Высшей школы экономики на туре, когда они формировали для города план развития в сфере туризма. Я бы сказала, что Альметьевск очень интересен для экскурсий, но туда очень долго ехать.

Также сейчас мы сделали несколько программ научного туризма. Это тоже интересно.

«Я бы сказала, что Альметьевск очень интересен для экскурсий, но туда очень долго ехать» «Я бы сказала, что Альметьевск очень интересен для экскурсий, но туда очень долго ехать» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Что в Альметьевске можно посмотреть?

— Во-первых, интереснейший музей нефти в Шугурово, который рассказывает об истории добычи нефти, как ее искали с конца XIX века. В музее показано, что такое ручной труд, что такое нефть. Нефть же не течет, как жидкость, ее нет в земле как таковой, ее добывают из определенных нефтеносных слоев. Вот это все показывается, рассказывается.

Для подрастающего поколения — учащихся старших классов, студентов — может быть интересен новый университет. Там великолепное общежитие, вообще все новое. Знаете, что поразило? Альметьевск — город велосипедистов, там более 100 километров велосипедных дорожек, проложенных в городе. Но беда в том, что нет гостиниц, где можно было бы эти велосипеды поставить или поднять на второй этаж. Лифтов, стоянок для велосипедов нет, а так город мог бы стать велосипедной столицей России.

— Это же просто решается — поставить для велосипедов специальное оборудование?

— А вы знаете, сколько эти велосипедное оборудование стоит? Я знаю, что очень дорого, и просто так поставить не получится. Турист захочет, чтобы велосипед стоял возле его номера или на стоянке, но на глазах.

— То есть Альметьевск — это неочевидная туристическая точка Татарстана?

— Вообще она должна быть очевидной. Но туда только двухдневная поездка.

— Вы отправляете туристов в Альметьевск?

— Пока нет. В планах сделать такую программу, но не думаю, что наши казанцы поедут.

— А из других городов? Из российских?

— Туда удобнее всего прилетать на самолете в Нижнекамск из Москвы, но рейсы редко летают и билеты дороги. Одних туристов мы принимали в казанском аэропорту, а улетали они из Нижнекамска, программа была 7-дневная.

«Люди выезжают группами: на Алтай, Байкал, в Петербург, Карелию, Мурманск, Москву, Калининград. Россия большая» «Люди выезжают группами на Алтай, Байкал, в Петербург, Карелию, Мурманск, Москву, Калининград. Россия большая» Фото: «БИЗНЕС Online»

— «Бюро путешествий Казань» работает еще и на выездной туризм. Куда едут чаще всего татарстанцы?

— Да, у нас есть отдел выездного туризма. Дальние направления, заграница — это сейчас Турция, Эмираты. По России продаем в основном Москву и Санкт-Петербург, Карелию, Калининград, Дагестан, наши юга, Байкал, Алтай, Дальний Восток. Люди выезжают группами на Алтай, Байкал, в Петербург, Карелию, Мурманск, Москву, Калининград. Россия большая.

Есть программы патриотического воспитания по городам-героям, некоторые школы запрашивают именно их. Это Смоленск, Минск, Волгоград. В этом году мы отправляли небольшую группу на День Победы, на 22 июня в Брест. Причем есть патриотическая программа в Беларуси, через российского партнера работаем. Еще занимаемся турпоездами. Наш поезд «К Деду Морозу» уже лет 15 формируется ежегодно.

«Теплоходные экскурсии сейчас на очень большом подъеме, начали выпускаться новые теплоходы российского производства» «Теплоходные экскурсии сейчас на очень большом подъеме, начали выпускаться новые теплоходы российского производства» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Пришлось письмо писать на имя нашего раиса…»

— Вы также упомянули программы научного туризма. Куда возят, что показывают, что рассказывают туристам на таких турах?

— Мы сформировали туры по нашим университетам, институтам, самым интересным лабораториям. Это очень сложно было — показать, как в лабораториях работают. Пришлось письмо писать на имя нашего раиса, чтобы он дал разрешение вузам на проведение определенных программ. Программу запустили в этом году.

— Недавно вы презентовали туристический маршрут «Три столицы Поволжья» — Казань, Йошкар-Ола и Чебоксары. В чем его суть?

— Вообще, эта программа существовала 10 лет. По ней мы сделали «Великий Волжский путь». Но теперь мы ее переосмыслили, в работу над ней включились три региона. Теперь в историях о регионах показываем различие и сходство — что их объединяло, почему эти города вошли в программу «Великий Волжский путь».

— Зимой по ней туристы еще не ездили?

— По ней — нет. Зимняя программа у нас трехдневная, а летняя — четырехдневная. Летом там Волга…

— Отправляете туристов на «Метеорах»?

— Нет, не дают нам «Метеор», мы на частном катере. Работаем с партнерами, у которых берем в аренду. Есть судна на 100 мест, есть на 200.

— А почему не получилось на «Метеоре»?

— Потому что речпорт поставил свои программы на Свияжск только по будням, а у нас выезд в субботу. Нам придется программу сдвигать на один день… Мы начинаем в пятницу, заканчиваем в понедельник, для того чтобы люди могли побольше выделить времени для своего отдыха. А там захватывается уже два рабочих дня — четверг и пятница. В четверг мы должны туристов собирать, это неудобно.

— Насколько интересен Татарстан для водного туризма? Есть ли у нас потенциал?

— У нас шикарная река Волга, через весь Татарстан пролегает, по Каме ездят теплоходы. По другим рекам я не знаю, чтобы так ездили, потому что остальные небольшие. Теплоходные экскурсии сейчас на очень большом подъеме, начали выпускаться новые теплоходы российского производства. «Мустай Карим» — четырехпалубник Нижнего Новгорода, теплоход по «Золотому кольцу» построен, сейчас еще один строится.

«Рынок переполнен, а все равно приходят, открываются и работают. Как и сколько денег на это надо, я не могу сказать» «Рынок переполнен, а все равно приходят, открываются и работают. Как и сколько денег на это надо, я не могу сказать» Фото: https://ru.freepik.com/

«Не было замыслов стать большой организацией…»

— Как бюро путешествий развивалось до наших дней?

— Когда я организовывала компанию, думала: два-три человека будут работать, хватит на хлеб, на жизнь, и очень хорошо. Не было замыслов стать большой организацией. Да я и сейчас не считаю, что у нас организация большая. Одна из ведущих, да, но не самая большая. У меня был неочевидный путь, я без денег начинала работать, и постепенно оно как-то приходило.

Сейчас насколько тяжело приходить в турбизнес, особенно когда рынок переполнен?

— Рынок переполнен, а все равно приходят, открываются и работают. Как и сколько денег на это надо, я не могу сказать. Нужно снять офис, оборудовать, необходимы компьютеры, раскрутка на первое время, реклама. Минимальный капитал — с миллиончик надо, конечно.

— Что в «Бюро путешествий Казань» генерирует прибыль? Берете ли вы госзаказы, школьников привозите показывать Татарстан?

— У нас есть госзаказы, мы и работаем по госзаказам. С 2021 по 2023 год работали с программой «Россия — страна возможностей». Это молодежная программа, которая работает на всю страну и направлена на патриотическое воспитание молодого поколения. Там есть различные конкурсы, в которых действует система поощрения. Лучшие едут в далекие путешествия. Тем, кто во втором-третьем звене или начинающие ребята, предоставляется просто экскурсионная программа: кому-то двухдневная, кому-то трехдневная. И все это бесплатно.

— Что еще генерирует прибыль, кроме госзаказов?

Госзаказы и не генерируют нашу прибыль, они как небольшая дополнительная финансовая подушка. А генерируют в основном коммерческие программы.

— Сколько сотрудников у вас в компании? Ощущается ли нехватка?

— Нехватка ощущается остро. Я даже не знаю, сколько у нас сотрудников. Столько декретников, что я уже запуталась. (Смеется.) У меня одни выходят, другие уходят, одни по второму рожают, другие — по третьему. И так круговорот: как в жизни бывает, так оно и у нас.

Кстати, у нас международным туризмом занимается вторая компания. Если считать со штатными экскурсоводами и второй компанией, где маркетинг и руководство, то где-то 24–25 сотрудников.

— Какие цели у «Бюро путешествий» на этот год?

— Работать с прибылью. (Смеется.) Развивать новые маршруты, новые направления, в том числе научный туризм. И производственный туризм тоже нужно продвигать. У нас есть программы по нему: мы возили в Челны на КАМАЗ, в «Алабугу».

— Как вам удается оставаться востребованными на рынке, учитывая высокую конкуренцию, увеличение количества индивидуальных путешественников?

— Я думаю, благодаря тому, что у нас есть четыре направления. Это отдел приема российских туристов, отдел приема иностранных туристов (сотрудник оттуда недавно был на выставке в Дубае), отдел экскурсионного обслуживания и отдел выездного туризма, который является одновременно агентским и операторским. Они готовят программы для выезда. Мы же работаем не только со школьниками, но и со взрослыми.

«Я всегда была очень легка на подъем, и мне, чтобы собраться в дорогу, нужно 15 минут-20 минут максимум» «Я всегда была очень легка на подъем, и мне, чтобы собраться в дорогу, нужно 15–20 минут максимум» Фото: Сергей Елагин

«После того как все развалилось, я открыла свою компанию и через нее возила людей в Польшу, Венгрию по шоп-турам…»

— Елена Владимировна, расскажите немного о себе: откуда вы родом, где учились?

— Я из Зеленодольска, училась в первой школе. Любимыми предметами были математика, химия, физика. Потом поступила в Марийский государственный университет на физико-математическое отделение. После окончания получила направление в Волжскую школу. У меня в дипломе стоит «математик, преподаватель»: там две профессии давалось, потому что практику в школе еще проходила. Не скажу, что я тогда хорошо прошла эту практику, были сбои у меня, но, когда направили, куда деваться? Пришлось трудиться. Работа преподавателем мне понравилась, но буквально через год, как меня туда направили, школу закрыли. И тут подвернулась возможность: предложили перейти на работу в другую структуру, в бюро путешествий в Волжске. День подумала и согласилась. Рассказал папа, чем буду заниматься, — я не знала, что это такое.

— Вы сразу приступили к работе и начали осваивать сферу?

— Получается, что да. Это 1980 год, начало сентября. Тогда же проходила Олимпиада в Москве и построили Измайловский комплекс. Нам распределяли по всей России групповые туры, количество определенных мест в гостинице по определенным датам, чтобы эти гостиницы заполнить, и мы начали продавать эти туры в Москву. «Измайлово» — одна из лучших гостиниц была на тот момент в Москве, и люди с удовольствием поехали.

Как потом продолжилась ваша карьера?

— Я из Волжска ушла в 1992 году. Потом работала в Зеленодольске. Там тогда был организован молодежный союз, и они пригласили меня заниматься туризмом при них, предоставили комнату, где я проработала до 1995-го. Также у меня была организована своя компания, и через нее возила людей в Польшу, Венгрию по шоп-турам.

— Что вы делали в молодежном союзе?

— Точно так же организовывала поездки и за границу, и по России. Вы знаете, не существовало такого ажиотажа, что надо больше и больше. Группа съездила — хорошо, пришла следующая — тоже хорошо. Тогда же и система финансового контроля была не такая, как сейчас.

Потом мне все это надоело, я пришла работать в Татарстан. Меня позвал гендиректор «Татарстантурист» Алимов Зуфар Зартдинович. Мы встретились в поезде, он сказал: «Приходи ко мне работать». Два года у него поработала, тогда открывался «Сафар-отель», было достаточно интересно. Но потом я поняла, что время таких организаций, жестко зарегулированных, уходит. Это 1997 год. Старую компанию я не закрывала, но она и не работала два года.

Из «Татарстантуриста» уволилась и уже сняла в гостинице «Казань» комнату, взяла телефон. Там сидели еще несколько компаний. Однажды туда пришли учителя школы, которые искали, как поехать в Москву группой учеников. Одна компания заявила, что занимается только иностранцами, другая… Заглянули ко мне. Я говорю: «Да, можем отправить школьников в Москву».

— Вы как-то рекламировали свои услуги?

— Я даже не помню, как тогда рекламировались туристические услуги. Вот одна школа пришла, и заработало сарафанное радио. Потом люди ходили по этой гостинице и заглядывали в разные комнаты: «А вы туда отправляете?» Мы отправляли. Люди пришли, начинаешь беседовать, они говорят: «Нам там-то вот так сказали». Я говорю: «Это неправда, там другие условия, в этой гостинице». Вот тогда в Турцию люди поехали, вернулись и сказали: «Как вы сказали, так и получилось. Мы к вам еще раз придем». Постепенно так нарабатывалась клиентская база.

А потом, в 1996 году, был партнер в Греции, который приезжал еще в «Татарстантурист», но с ними самолет не получилось поднять. В 1997-м партнер приехал еще раз, нашел меня, предложил: «Давай попробуем поднять самолет к нам в Грецию». Я подняла, и люди полетели. Причем мне говорили, что люди не поедут, у них денег нет. Поехали, и деньги появились откуда-то у всех. Но тогда произошел долларовый обвал с 6 до 24 рублей. Поэтому два следующих года мы выживали, рассчитывались с долгами. Когда надо было переводить деньги, они уже переводились по другому курсу.

— Помогает ли ваше физико-математическое образование в профессии?

— Конечно. Когда мы начали работать на приеме, я сразу составила определенную форму калькуляции, где все проходило через программу Excel — тогда программирования как такового не существовало, хотя я и на программирование тоже училась. У меня и дипломная работа была: «Эффективность применения персональных компьютеров на предприятии». Я сделала тогда вывод, что в настоящий момент считаю их применение неэффективным, и получила за это четверку. (Смеется.) Извините, 1979 год, какие компьютеры персональные на предприятиях? Они тогда в Америке только были, да Киев только-только начинал их делать. Стоили как целый завод, а на заводах тогда электронно-вычислительные системы занимали целые цеха.

— Снизили балл за честность.

— Не знаю, за честность или я не особо старалась, но четверку получила, ладно.

— Не жалеете, что не пошли все-таки в преподавательство?

— 1 сентября — это же день праздника, такой светлый день! И вот лет пять потом я видела, как дети идут в белых фартучках, с цветами, и немножко так екало.

Но туризм засасывает, он меня затянул. Система была такая, что, например, в этом году мы пожинали работу прошлого года. Летом составлялись программы, заключались договоры, осенью формировался хозяйственный финансовый план на основании всех этих договоров, и начиналась договорная работа с предприятиями, со школами. До начала нового года все было оформлено. И уже с весны формировались те группы, на основании договоров и допродажи того, что оставалось. В то время и в начале 90-х была реклама только в газетах, интернета не существовало.

— То есть вы чувствуете, что это ваше?

— Знаете, наверное, да. Я всегда была очень легка на подъем, и мне, чтобы собраться в дорогу, нужно 15–20 минут. Я могу работать до 6 часов и в 7 часов съездить домой, необходимые вещи собрать и уже через час уезжать на поезде.

— А вы сами любите путешествовать? Где бывали?

— За все время я много где побывала. Сейчас больше люблю дачу.

— Может, какие-то неочевидные направления открывали для себя?

— Я всю жизнь мечтала побывать в Ереване и Самарканде. Мы туда в советское время отправляли турпоезда, а вот самой все никак не получалось. Эти два города — моя мечта, и они так и остались мечтой.

— Еще не вечер! А вы пользовались услугами своего бюро или же как специалист сами себе составляли маршрут?

— Я сама себе маршруты никогда не составляла, больше бывала в разных городах по рабочим моментам. Там у нас проводились встречи, экскурсии и презентации. Отдыхала я очень мало, один раз в Турцию только съездила с семьей. А так получается, что все по работе.

Назовите три секрета успешного бизнеса.

— Для меня есть такая линия поведения: идешь — упал — поднялся — идешь дальше. Вот секрет успешного бизнеса.

Других я просто не знаю, потому что у нас в жизни все так непредсказуемо: тут либо сходить с этой дороги, либо идти и двигаться дальше в направлении, развиваться. Откуда у меня с двух человек такая компания? Я не знаю, как-то все само собой постепенно получилось.

Еще один секрет — уважительное отношение к сотрудникам. У каждого есть своя жизнь, поэтому работа должна строиться с учетом правил. Есть рабочее время 8 часов — дальше отдыхаешь. Сотрудники этих правил тоже придерживаются. Отработал выходные — получил либо деньгами, либо выходными. Заработал хорошо — получил премиальные. Не только в одну копилку деньги складываются, нужно и с другими делиться.

Илькун Елена Владимировна — директор ООО «Алена» и руководитель группы компаний с торговой маркой «Бюро путешествий Казань».

Родилась 13 августа 1957 года в Зеленодольске.

Окончила Марийский государственный университет по специальности «Математик, преподаватель», 1979 год.

1992–1994 — Зеленодольский ГК ВЛКСМ. МХТО «Волга» — инструктор по туризму.

1995 год — директор филиала по городу Зеленодольску ТЭПО «Татарстантурист».

1996 год — менеджер по договорной работе отдела организации путешествий ТЭПО.

1997–1998 — директор ООО «Елена».

1999–2000 — директор ЗАО «Волжские путешествия».

2001 год — директор ООО «Бюро путешествий Казань».

2005 год — замдиректора ООО «Алена».

С 2010 года по настоящее время — директор ООО «Алена».

Деятельность: туризм.

Год основания — 2000.

Число сотрудников — более 20.

Выручка за 2023 год — 151,4 млн рублей (данные базы «Контур.Фокус»).