1. Галерея современного искусства «БИЗON» обрела новый дом. Теперь на Пушкина, 20 у поклонников современного искусства будет возможность посетить выставки нового, более значительного масштаба. Первым таким проектом стала экспозиция «Нас других уже не будет».

  2. «Мы переехали из центра в центр, и, как видите, эти перемены пошли на пользу. Была проделана огромная работа. Теперь общая площадь нашего выставочного пространства составляет свыше 300 квадратных метров, здесь установлена система „климат-контроль“, которая позволяет поддерживать необходимую температуру и влажность для идеального хранения экспонатов, это все соответствует строгим музейным стандартам, — отмечает арт-директор галереи Александр Шагулин. — Наверное, вы обратили внимание на эти невероятные потолки высотой 4 метра. Они позволят экспонировать масштабные объекты и инсталляции».

  3. Выставка «Нас других уже не будет» — это фактически «визуальные личные дневники» 7 художников. Куратором проекта стала московский искусствовед Алина Сосновская (на фото). «Это попытка поймать то неуловимое состояние, в котором мы находимся здесь и сейчас, желание посмотреть на мир, который нас окружает максимально объективно, потому что очень часто события, происходящие с нами, мы воспринимаем через призму эмоций», — объясняет Сосновская.

  4. Официальное открытие выставки предварял перформанс московской художницы Оксаны Афанасьевой. Она прошивала дом красными нитками. Зрители, внимательно наблюдавшие за этим процессом, по-разному интерпретировали художественное высказывание — оторваться от происходящего было невозможно, и в какой-то момент один из первых гостей сравнил перформанс с медитативной практикой. Почему бы и нет?

  5. «Можно было задаться вопросами: что для каждого из посетителей значит метафора дома, какие нити обычно запутывают нас? — комментировала перформанс Сосновская. — Может быть, это страхи, неуверенность, которые мешают нам идти дальше, а может, это те стержни, которые нас поддерживают. Я видела слезы у некоторых на глазах, это все до мурашек…»

  6. На входе в пространство галереи, а также в одном из ее залов можно увидеть и другие работы Афанасьевой, например инсталляцию «Рай».

  7. «Соседом» галереи на улице Пушкина стала Торгово-промышленная палата РТ. Ее председатель Шамиль Агеев напомнил, что на этой улице, буквально в нескольких домах от нового дома «БИЗОNa», родился Федор Шаляпин, а чуть выше по улице находится дом, в котором работал Максим Горький. Обозначив историческое значение новой локации, Агеев обратился к гостям: «Главное — какие у вас замечательные зрители, какие красивые, искренние лица».

  8. После официальной части в разговоре с нашим корреспондентом глава ТПП РТ дал напутствие «БИЗONу». «В новом здании все разумно сделано, на мировом уровне: взять хотя бы температурный режим. В этой галерее всегда интересен подбор авторов — он имеет интеллектуальный оттенок. А нам важно, чтобы в Казани развивалась интеллектуальная мысль — тогда здесь будет интересно жить людям», — уверен Шамиль Рахимович.

  9. «Современное искусство — это творчество, попытка автора высказаться, чтобы он смог отличаться от других, чтобы он не был в системе стереотипов, в которых мы живем, — делился размышлениями казанский художник Ильгизар Хасанов. — И здесь я вижу, что каждый ищет и находит свою идентичность в теме. Желаю авторам, которые здесь представлены, чтобы они не остались авторами одного или двух проектов, чтобы участвовали в движении истории искусств. Чтобы дойти до того чистого пространства, о котором мечтает каждый художник, когда он будет полностью демиургом, надо вывести из себя все стереотипы».

  10. Основатель сети кофеен «MIÑ» Михаил Хонг также пришел поздравить «БИЗON» с переездом: «Переезд пошел выставочному пространству на пользу: выше потолки и больше воздуха».

  11. Для себя Хонг отметил работы Екатерины Козловой: «Мне понравилась серия „Город детства“. Художница точно передала атмосферу той самой улицы, на которой я рос, школы, где я учился… Честно сказать, эту атмосферу через ее работу я сумел бы прочувствовать и без описания».

  12. А вот и сама Козлова на фоне другого своего проекта «Я иду искать»: «Я снимала его зимой 2022 года. Приезжала в Петербурге на конечную станцию метро, выходила и просто шла. Я уходила от всего внешнего мира и встречала там что-то дочеловеческое, домифологическое, доэдемскую реальность, доэдемский мир. Ведь на самом деле динозавры хоть и воспринимаются страшными лютыми хищниками, их мир гораздо более понятен и предсказуем, чем наш… У них нет фрустраций, той неопределенности, с которой сталкивается человек. Им в этом плане гораздо проще, их жизнь предсказуема и понятна».

  13. Не менее примечательны фотографии из личного архива художницы и 11-минутный фильм, который также можно посмотреть в ее уголке. Вдохновившись работой Сергея Курехина «Ленин — гриб», Козлова провела собственное расследование с журналистом газеты «Вечерний Петербург» о том, как в 2000-е динозавры гуляли по Северной столице.

  14. Новое помещение «БИЗONа» состоит из основного пространства, которое делится на два просторных зала, а также камерного зала, в котором будут проходить параллельные экспериментальные проекты. Здесь открылась персональная выставка казанского художника Рамиля Резванова «32 облака, 6 кошек и одна телега». Автор представил ровно 300 этюдов, которые ежедневно писал на протяжении двух лет. Сам Резванов признается, что и не думал, когда начинал делать первые наброски, что это станет каждодневной привычкой.

  15. «Специально ради этой экспозиции мы вместе с Рамилем ездили в поселок Мирный за камышами, потому что это его родина и все его работы связаны с этим местом», — рассказывает Алия Губайдуллина, муза и помощница художника.

  16. Для многих посетителей стена этюдов Резванова стала настоящим путешествием в детство, когда замечаешь каждую травинку и в памяти откладываются пейзажи из окна родительской дачи или виды из садовой беседки.

  17. Теми же чувствами прониклась и директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова: «Больше всего мне понравился уютный уголок, который представлен казанским художником. Мне очень близко именно такое восприятие природы, обычной человеческой жизни. Весьма удачно расположены картины, так, что можно наблюдать то, что на них изображено, с разных ракурсов и для себя открывать какие-то новые пространства в воображении».

  18. Санникова также поделилась и впечатлениями о новом доме галереи: «Очень уютное, современное, удачно расположенное место, которое, я уверена, станет излюбленным местом не только жителей Казани, но и ее гостей. И важно, что в таком классном пространстве проходят такие современные выставки. Здорово, что именно в нашем городе мы можем прикоснуться к подобному искусству».

  19. Режиссер Арсений Кузнецов тоже выделил работы Резванова: «Этюды, которые плавно перетекают в хронологической последовательности, на них можно видеть, как меняются навыки художника, его восприятие реальности. Все это вместе здесь представлено одним выплеском. Зритель может воспринимать это совокупно или каждую историю рассматривать отдельно».

  20. В камерном зале также представлен медиаарт Резванова. «Здесь мы можем увидеть, как художник использует современные технологии. Многие считают, что арт — это только прикладные вещи, но это и диджитал в том числе, нас ограничивает только наше сознание, наш vision. Мы можем использовать любые средства, чтобы расширить границы возможного в современном искусстве», — считает Кузнецов.

  21. Известный фотограф Евгений Канаев также отметил для себя вторую часть экспозиции. «Темная комната, где медиаарт представлен, довольно приятная, — делится с нами впечатлениями Канаев. — Мне очень понравилось в новом здании и на новой выставке, большое разнообразие работ, которые дают эмоции, и это ценно. Здесь есть над чем подумать, может, какие-то идеи самому в голову придут».

  22. Новизну и значение выставки «Нас других уже не будет» отметила художница Дарья Родченко: «Все работы для Казани очень свежие, потому что обычно к нам выставки современного-современного толка редко завозят. А это хороший коммерческий проект, который при этом и визуально очень новый, на уровне Москвы, какие-то работы, может, даже на уровне Европы, а перформансов у нас вообще не было довольно давно».

  23. «Я сама из Вьетнама, и мне феномен российской ностальгии не близок, но очень хочется познакомиться с этим, — отмечает Лэм Уен. — Во Вьетнаме по-другому, здесь же, одним словом, манная каша или макароны с молоком, и это для меня часть жизни каждого человека, что каждому знакомо. И мне, как человеку из другой страны, хочется узнать то, чем вы жили и чем дорожите».

  24. То, что, по версии нашей гостьи, «пахнет макаронами с молоком», тем самым ранним детством, — работы Полины Уваровой.

  25. «Эта работа хороша тем, что здесь идеально показаны воспоминания: именно так они и выглядят, — рассказывает о впечатлениях от картин Никиты Чернорицкого казанский скульптор Дмитрий Шленкин. — Художник нарисовал это легко — в воспоминаниях же цвет не виден. Я так почувствовал эту работу. Она любое пространство облегчит и сделает его уютным. Если я смотрю на работу и не думаю, что здесь что-то надо сделать по-другому, то я уже восхищаюсь ей».

  26. Художник Ленар Ахметов, давно сотрудничающий с «БИЗONом», также поделился впечатлениями от нового пространства. «Если смотреть историю галереи, откуда все начиналось, по сути, с окраин Казани, и теперь мы пришли уже к такому новому европейскому формату, который позволяет выставлять и монументальные работы, — отметил Ахметов. — Это, конечно, шаг вперед, я думаю, что здесь достойно будут представлены практически любые проекты, ну и по расположению, на мой взгляд, тоже намного лучше — исторически улица Пушкина очень намоленная в культурном плане».

  27. Ахметов отметил работу московской художницы Елисаветы Жилкиной «Валентин»: «Здесь есть что-то от Уорхола и в то же время от документальной советской фотографии, от стрит-арта — такое соединение разных стилей, и в то же время это очень самодостаточно, может быть предметом гордости в интерьере для тех, кто приобретет эту работу».

  28. «На мой взгляд, выставки — это события, которые определяют шкалу жизни. Это своего рода визуальный саундтрек. Вспоминая выставку, возвращаешься в тот год, когда она проходила, и ловишь ощущения, которые были тогда. Я думаю, что эта выставка тоже не оставит зрителей равнодушными, и каждый сможет найти то, что его заденет, потому что здесь представлены очень разноплановые авторы. Можно писать целую искусствоведческую статью, наверное, защищать диссертации по тому, что здесь представлено», — подытожил Ахметов.

  29. «Для Казани это глоток свежего воздуха. Тут хорошая грань между эстетикой и концептом, потому что у одних обычно страдает одно, у других — второе, а тут идеальный баланс», — отмечает дизайнер Махмуд Абзалов.

  30. Работы московской художницы Анны Канфер зрителям хотелось рассматривать под разными углами…

  31. «Я уже давно фанат галереи „БИЗОN“, стараюсь не пропускать выставки, — говорит основатель и руководитель культурного центра „Искусство жить“ Айсылу Ахметшина. — Считаю, что для Казани эта галерея — подарок, потому что всегда выставляются работы на очень высоком уровне. Собираются самые жемчужины! Несколько лет назад я с опаской относилась к современному искусству, потому что его понять достаточно сложно. За эти же годы у меня выработалась определенная насмотренность. Поэтому сейчас я хожу на выставки без ожиданий, просто смотрю, и у меня начинают появляться какие-то свои ассоциации, эмоции. Для меня эта выставка — причина задуматься, не пропускаю ли я важное в своей жизни. Обязательно вернусь сюда в будний день, чтобы побыть с произведениями тет-а-тет».

  32. Посетить выставку «Нас других уже не будет» в галерее «БИЗON» на Пушкина, 20 можно ежедневно, кроме понедельника, с 12:00 до 20:00.