«НИ ШАГУ НАЗАД», ЦЕНА НА ХЛЕБ ВЫРАСТЕТ МАКСИМУМ НА ПОЛТОРА РУБЛЯ

В пресс-центре РИА «Новости» в среду состоялся телемост между Москвой, Киевом и Астаной, в ходе которого эксперты и представители минсельхозов трёх стран поделились опытом обеспечения продовольственной безопасности в условиях нарастающего кризиса. Говоря о росте цен на зерно, эксперты первым делом, рассказали о том, каким образом это может сказаться на стоимости других продуктов питания. Президент российского зернового союза Аркадий Злочевский сообщил, что зависимость между ценой на зерно и ценой на хлеб – не такая прямая, как может показаться на первый взгляд. Например, сегодня, по расчетам специалистов, цена на зерно ещё не достигла уровня 2006 года (тогда на внутреннем рынке тонна пшеницы стоила $240, в ценах 2012 года это почти $500). При максимально негативном прогнозе – росте цены до 9 тыс. рублей за тонну пшеницы, килограмм хлеба подорожает на 2 - 3 рубля. То есть булка хлеба этой осенью, по расчётам специалистов, не должна подорожать больше, чем на полтора рубля.

Эксперт в области аграрной политики Андрей Сизов рассказал, что цена хлеба растёт всегда, и складывается этот рост из размера инфляции плюс другие издержки. В нынешнем году это будет около 10% роста стоимости.

Возвращаясь к теме скачка цен на зерно 2006 года, Злочевский отметил, что в 2007 году она упала в три раза, однако цена на хлеб никак не изменилась: «Хлебопёки работают под лозунгом «Ни шагу назад», потому что, если они один раз снизят, потом, под административным давлением, вернуть цены они не смогут, поэтому они удерживают позиции», - рассказал президент российского зернового союза.

При этом Злочевский отметил, что государство имеет все возможности для регулирования цен, - создан интервенционный запас, существуют госрезерв. Однако, по мнению эксперта, в настоящий момент цены не опасны и не требуют вмешательства со стороны государства.

ОСНОВАНИЙ ВВОДИТЬ ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ НЕТ

Горячей темой обсуждения стали перспективы введения запрета на экспорт зерна. Российские специалисты сообщили, что сегодня такой угрозы нет, однако все прекрасно помнят события 2010 года, когда точно такие же оптимистичные заявления министра сельского хозяйства в июле уже в августе сменились запретом. Тем не менее, сегодня в стране даже при самом негативном сценарии, т.е. сборе 70 - 72 млн. тонн зерна, на экспорт, по расчётам специалистов, останется ещё 12 - 13 млн. тонн.

При этом ситуация на рынке в нынешнем году гораздо более благоприятнее, чем была в том же 2010, когда цены на зерно взлетели на 70%. Сегодня этот рост пока составил только 30%, по данным Сизова, явную тенденцию на снижение имеет и продовольственная инфляция которая сегодня составляет 9 - 11% (против 15 - 16% в 2008 году), наметилось и понижение цен на продукты питания.

Оптимизм у экспертов вызывает и зреющий урожай кукурузы, который должен поднять показатели по стране.

«ЗАПРЕТ НА ЭКСПОРТ - МАЛОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ»

Специалисты из всех стран, участвовавших в телемосте, крайне негативно оценили перспективы введения запрета на экспорт зерновых. Президент украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко рассказал, что на Украине предпринимаются все усилия, чтобы не допустить запрета, несмотря ни на какие негативные погодные условия:

«Запреты экспорта, которые были на Украине, а потом и квотирование, привели к тому, что мы с первого места по экспорту ячменя скатились на никакое место. У нас производители просто отказываются сеять ячмень… Производители уходят в те культуры, которые не запрещались - уже дважды - в течение пяти лет», - рассказал Клименко.

По мнению специалистов, запрет на экспорт, прежде всего, бьёт по производителю, и по стимулам к технологизации производства. Самая благоприятная ситуация в этом смысле складывается в Казахстане. Здесь предприняты меры, которые позволяют сегодня полностью продать собранный урожай этого года, не создав никаких проблем на внутреннем рынке. В прошлом году правительство скупило около 5 млн., тонн зерна – половину своего экспортного потенциала.

«В условиях невозможности крупного дотирования сельского хозяйства, не троньте вы частный сектор, дайте вы им продать свою продукцию по тем ценам, которые сложились на рынке, когда они максимальные. А когда они падают, вы помогите», - сказал журналистам президент зернового союза Казахстана Нурлан Тлеубаев. - Не нужны дотации и субсидии, которые мы сейчас вымаливаем. В прошлом году, если бы Россия скупила по 200 долларов, в этом году государство имело бы 10 миллионов тонн зерна по 200 долларов, плюс хранение, плюс банковский процент, пожалуйста, продайте арабам по 300 долларов, один закуп бы сейчас решил бы все проблемы. То же самое и на Украине, и у нас. Но мы в 2011 году эту проблему, наконец, решили, и у нас её теперь нет».

По словам Тлеубаева, если сегодня Казахстан реализует свой экспортный потенциал, это на три(!) года вперёд покроет издержки на субсидирование сельского хозяйства.

Опыт Казахстана высоко оценил президент российского зернового союза. Злочевский отметил, что, в отличие от России, аграрная политика соседней страны касается именно аграрного сектора, в то время как у нас это - политика соблюдения интересов потребителей, что не совсем обосновано.

Сизов в свою очередь заметил, что призывы по дальнейшему увеличению госзакупок – это путь в никуда, на практике это слабо осуществимо, потому что бюджет ограничен. По мнению эксперта, выходом должна стать реально работающая биржа, на которой можно будет размещать фьючерсные контракты. В настоящее время же этот инструмент не работает.

США ЗАРАБОТАЮТ НА СВОЁМ НЕУРОЖАЕ

Очень много аграрии обращались к опыту США - страны, которая стала главным виновником нарастающего кризиса. Несмотря на все перипетии и гибель урожая, в США вопрос запрета экспорта не стоит в принципе. Больше того, вероятнее всего Соединённые Штаты осуществят все поставки.

«Весь шум подняли из-за Америки, но вы посмотрите: у них никаких проблем нет! Они на 6 миллионов тонн пшеницы собрали больше чем в прошлом году, у них 24 миллиона тонн переходящий запас, они свои 30 миллионов отгрузят. Шум подняли по кукурузе – горит, не 350 соберут, соберут 300, 280. Но они 90 миллионов на этанол тратят, закроют эти заводы, а кукурузу продадут по 350 долларов Китаю, Японии и так далее», - сказал Тлеубаев.

При этом рост внутренних цен США компенсируют программами помощи малоимущими, адресно поддерживая нуждающихся (например, есть программы школьных завтраков, обедов и ужинов). При этом и фермеры получают свою прибыли, и население - помощь:

«Мы на уровне министерства сельского хозяйства различным специалистам задавали вопросы: если у вас такой неурожай, вы, наверное, сделаете запрет на экспорт? На нас смотрели как на людей странных, которые задают странные вопросы», - рассказал президент зернового союза Украины.

«Они однозначно говорят, что никаких запретов экспорта быть не может, потому что фермер, перед тем как сеять, сначала идёт в банк получать кредиты, чтобы это сделать он должен продать 20 процентов урожая. Чтобы получить кредит, он должен получить страховку. И 95 процентов фермеров США таким образом и работают. И они говорят: «А как вы считаете, если государство вдруг сделает запрет экспорта, кто будет выплачивать страховые взносы? Кто будет выплачивать кредиты банкам? Что будет в следующем году?», - рассказал Клименко.

Его российский коллега, отметил, что в США понимают, что любые действия, по понижению цен в интересах потребительского кармана приводят к уничтожению стимулов и потере технологичности, поэтому они этого и не делают никогда. «Они помогают малоимущему карману в условиях возросших цен на продовольствие, это куда более эффективное воздействие, чем наша практика», - отметил Злочевский.

ТАТАРСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ НЕЭФФЕКТИВНА

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», российские эксперты раскритиковали меры татарстанского минсельхоза в условиях сложнейшей ситуации. Фактически это именно те действия, которых стараются не допустить производители зерна в масштабах трёх стран, только на региональном уровне.

В частности, президент российского зернового союза отметил, что Татарстан серьёзно задет в этом сезоне. Причём идёт дальнейшее ухудшение состояния. По пострадавшим районам урожайность составляет 10 - 11 центнеров с гектара, что меньше показателей 2010 года. При этом распоряжение минсельхоза о необходимости согласования отгрузки зерновых за пределы республики Злочевский назвал неадекватным ситуации:

«Это неадекватная мера. Она ничего не компенсирует с точки зрения потерь, которые понесли крестьяне. И, более того, ухудшает их экономику продаж: если предприниматели ограничены в рынке сбыта только условиями Татарстана (понятно, это будет в интересах животноводства, хлебопёков, для которых цены на закупаемое зерно будут ниже, чем в других регионах), но это в то же самое время и потери в карманах у крестьян. Хотя они произвели продукцию в Татарстане, и вложили в землю денег не меньше, чем в других регионах», - отметил Злочевский. По его словам, такая практика ещё и нарушение единого экономического пространства, что ведёт как раз к подавлению стимулов для производителей.

Аналогичной точки зрения придерживается и Сизов. По его прогнозу, в республике получится собрать 3,0 – 3,2 млн. тонн против 4,8 млн. в прошлом году. При этом эксперт отметил, что Татарстан - регион с высоким уровнем технологий. Что делает его менее уязвимым к плохой климатической ситуации, но в то же время и показывает, насколько она на самом деле тяжёлая.

«К сожалению, если опять у нас начинаются какие-то действия по ограничению движения зерна, это нарушает прямым образом постулаты единого экономического пространства. Кроме того, это ведёт к недополучению дохода сельхозпроизводителями. Производители недополучают деньги, снижаются стимулы к инвестициям в агротехнологии. Что в перспективе повышает риски и уязвимость от природных катаклизмов», - отметил Сизов.

Говоря же в целом о неурожае в России, глава зернового союза отметил, что если бы соблюдалась технологичность производства, Россия бы сейчас потеряла не треть от плановой урожайности, а только 10% при тех же самых условиях. По мнению эксперта, не хватает денег на переоснащение, технику, хорошие семена, средства защиты.