В первый день блокировки пользователи еще не знали о запрете турецкими властями. Никому в голову не приходило искать причину в политике «В первый день блокировки пользователи еще не знали о запрете турецкими властями. Никому в голову не приходило искать причину в политике» Фото: © Mine Toz / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Мы должны принять необходимые меры»

В Турции заблокировали «Инстаграм»*. Доступ к сети невозможен с утра пятницы, 2 августа, страницы не загружаются ни с мобильных устройств, ни с компьютеров.

В первый день блокировки пользователи еще не знали о запрете турецкими властями. Никому в голову не приходило искать причину в политике. Эксперты грешили на технический сбой, искали ошибки, пытались найти пути решения вопроса. Но вскоре прозвучали первые заявления турецких властей. Выяснилось, что доступ ограничен на территории Турции по решению регулятора — управления информационных технологий и коммуникаций (BTK). При этом причины и сроки блокировки не указаны.

Чуть позже министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу сообщил, что запрет был наложен, поскольку иностранная платформа «проигнорировала наши предупреждения и не дала ответ на наш запрос». «Мы страна закона. Мы определенно следим за этим, — сообщил министр. — Могу сказать, что они выполняют бо́льшую часть того, что мы говорим, но иногда случается, что нет. Мы должны принять необходимые меры». Однако это все равно не прояснило ситуацию. Впрочем, откатив на пару дней назад, можно было бы догадаться о причинах.

Например, ранее президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган опубликовал пост на своей странице в «Инстаграме»*. Глава государства разместил пожелание «счастливой пятницы» незадолго до блокировки, через несколько минут пост был удален.

Это был как бы намек на фоне другого заявления крупного чиновника. В последний день июля глава управления по связям при администрации турецкого президента Фахреттин Алтун осудил соцсеть за то, что она «активно препятствует» пользователям, публикующим сообщения с соболезнованиями после гибели главы политбюро палестинского движения «ХАМАС» Исмаила Хании. Алтун назвал это проявлением цензуры и пообещал защищать свободу выражения, предприняв действия против платформы, многократно доказавшей, что служит «глобальной эксплуататорской системе несправедливости».

Председатель комиссии по цифровым медиа Великого национального собрания (парламента) Турции Хусейн Яйман, известный своей недавней громкой инициативой запретить TikTok, также жестко раскритиковал «Инстаграм»* за двойные стандарты, игнорирование турецкого законодательства и удаление контента, связанного с Ханией.

Но стоило ли ожидать от соцсети иных действий? Ведь еще в октябре 2023 года корпорация, которой принадлежит соцсеть, осудила октябрьское нападение палестинцев на Израиль и предупредила, что будет блокировать публикации под авторством ХАМАС. Удалению также подлежат посты с поддержкой палестинского движения.

Самая крупная возрастная группа пользователей в Турции — это люди в возрасте от 25 до 34 лет, численность которых составляет 17,4 млн человек «Самая крупная возрастная группа пользователей в Турции — это люди в возрасте от 25 до 34 лет, численность которых составляет 17,4 миллиона человек» Фото: © Murat Kocabas / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Кто в Турции пользуется «Инстаграмом»*?

Если сказать, что новость о блокировке шоковая для местных пользователей, значит, ничего не сказать. «Инста»* для турков — это «наше все». SimilarWeb, крупнейшая международная платформа веб-аналитики, признала «Инстаграм»* номером один по трафику в Турции.

По состоянию на июнь 2024 года в Турции насчитывается 58,27 млн его пользователей, что составляет около 67,8% всего населения страны. Турция является пятой страной в мире по числу пользователей. Большинство из них — мужчины (52,9%), 47,1% — женщины. Самая крупная возрастная группа пользователей в Турции — это люди в возрасте от 25 до 34 лет, численность которых составляет 17,4 млн человек.

Пользователей «Инстаграма»* можно условно поделить на три группы:

1. Молодежь и молодые взрослые: соцсеть популярна среди молодых людей, которые активно используют его для социальных взаимодействий и самовыражения.

2. Профессионалы и предприниматели: малый и средний бизнес активно использует «Инстаграм»* для продвижения своих товаров и услуг, создания бренда и взаимодействия с клиентами.

3. Креативные индустрии: художники, фотографы, дизайнеры и другие творческие специалисты пользуются платформой для демонстрации своих работ и привлечения аудитории.

По словам Эмре Экмекчи, заместителя председателя совета директоров ассоциации операторов электронной коммерции (ETID), 10% всей электронной коммерции в Турции осуществляется в социальных сетях.

Также высказывается мнение, что блокировка может особенно затронуть прозападно настроенные группы и представителей малого и среднего бизнеса. Это может вызвать недовольство среди предпринимателей и молодых людей, активно использующих социальные сети для самовыражения и взаимодействия с миром.

Оппоненты действующего правительства полагают, что в целом запрет направлен на контроль над распространением информации, ограничения могут быть частью более широкой стратегии контроля над общественным мнением и подавления оппозиционных голосов.

Может продлиться неопределенное время

Блокировка может продлиться неопределенное время. Турецкие власти не предоставили точной информации о продолжительности запрета. Но большинство пользователей все же рассчитывают на то, что ограничения не продлятся долго. Ведь такое случалось и раньше, но чаще всего касалось «Фейсбука»*.

Например, в январе 2015-го детище Марка Цукерберга было заблокировано по решению суда, требовавшего удаления страниц, которые, по мнению властей, поддерживали террористическую деятельность. После удаления спорных страниц доступ был восстановлен. После неудавшегося государственного переворота доступ к нему в июле 2016-го был временно заблокирован. Это было сделано для предотвращения распространения дезинформации и поддержания общественного порядка. Осенью того же года «Фейсбук»* был заблокирован вместе с другими социальными сетями после ареста 11 лидеров прокурдско настроенной оппозиционной партии HDP (Демократической партии народов). Власти утверждали, что блокировка была необходима для предотвращения распространения информации, которая могла бы вызвать беспорядки.

В 2010 году доступ к нескольким сервисам Google, включая Google Docs и Google Translate, был заблокирован. Это произошло из-за попыток блокировать YouTube, он был запрещен из-за видеороликов, оскорбляющих основателя Турецкой Республики Мустафу Кемаля Ататюрка. В результате блокировки IP-адресов YouTube случайно были заблокированы и другие сервисы Google.

В апреле 2017 года турецкие власти заблокировали доступ к «Википедии» из-за статей, которые утверждали о якобы связях Турции с террористическими организациями. Блокировка продлилась до января 2020-го, когда Конституционный суд Турции постановил, что блокировка нарушает свободу слова.

Звезды замолчали

Но «Инстаграм»* в Турции — это еще и мир гламура, важная часть повседневной жизни обычных людей, которые следят за каждым шагом деятелей культуры и звезд спорта. Это наркотик, от которого нелегко оторваться. И как жить теперь? Использовать VPN-сервисы? Но турки к такому не привыкли.

Топ самых главных турецких блогеров-миллионщиков (рейтинг на начало августа): повар и ресторатор Нусрет Гекче, популярная певица и бывшая модель Демет Акалын, актер Керем Бюрсин, актриса кино и телевидения Фахрие Эвджен. Их профили не обновлялись как раз последние два-три дня. А ведь для селебрити молчание в сети смерти подобно. Но в этом плане турки — законопослушные граждане: сказали, что нельзя, значит, нельзя. С властями шутки плохи.

Граждане Турции уповают на судебные органы. Несмотря на постоянное давление, суды все еще в состоянии вынести независимые и неугодные властям решения, особенно Конституционный суд. Ведь согласно ст. 28 Основного Закона, «пресса свободна и не подлежит цензуре». Но социальные сети — это не совсем пресса.

Тем не менее есть надежда, что блокировка не продлится долго. Опыт предыдущих лет говорит в пользу этого. Особенно если запрет приведет к спаду в сфере малого и среднего бизнеса. А торговля для турок — это святое.