IMG_0603.jpg
 

ВСЕ ПО ЗАКОНУ 

Территориальное управление Росимущества подало заявление в Арбитражный суд РТ, в котором требует признать право собственности РФ на музей Горького. Это требование адресовано министерству земельных и имущественных отношений, как представителю собственника - Татарстана, а также нацмузею, в оперативном управлении которого музей Горького в данный момент находится.

В Казани большая часть музеев существует на правах отделов и филиалов нацмузея. Вместе с тем функционируют они как самостоятельные музейные учреждения.

На предварительном судебном заседании по делу, состоявшемся на прошлой неделе, представитель теруправления Наиля Капелюшник сообщила, что музей пролетарского писателя относится к федеральной собственности «в силу прямого указания закона».

По ее словам, дом №24 на бывшей Галактионовской ул. в Казани (ныне – ул. Горького, 10/24) , в котором в 1886-1887 годах жил и работал пекарем Алексей Пешков (будущий пролетарский писатель), было включено в перечень исторических памятников культуры, которые подлежали охране, как имеющие государственное значение. Это было сделано еще на основании постановления № 1227 «О дальнейшем улучшении дела памятников культуры в РСФСР», датированного 1960 годом.

Согласно же другому постановлению - Верховного Совета № 3020-1 от 27 декабря 1991 года – объекты историко-культурного и природного наследия и художественной ценности относятся исключительно к федеральной собственности. Причем, по словам  Капелюшник, даже юридическая регистрация в этом случае не обязательна – ведь право федеральной собственности возникло еще до вступления в силу закона о госрегистрации. «Музей зарегистрировали в собственности республики, не имея на то правовых оснований. Как и передали в оперативное управление нацмузею», - подытожила представитель истца.

 Какие шаги предпримет новый собственник в случае удовлетворения иска, Капелюшник не прояснила. «Дальнейшая судьба этого здания? Я думаю, практически ничего не изменится. Как был музей, так и будет», - сказала она.

IMG_0600.jpg

ГОРЬКИЙ ПОШЕЛ ВСЛЕД ЗА БАУМАНОМ 

Представитель истца пояснила, что подача этого иска - инициатива не теруправления, а непосредственно Росимущества: «Нам было поручено привести в соответствие с законодательством все документы и отношения, возникшие по поводу использования памятников, указанных в постановлении № 1227».

При этом она отметила, что правильность позиции ведомства в этом вопросе уже подтвердила судебная практика, основанная на двух упомянутых постановлениях. В частности, по словам Капелюшник, было вынесено судебное решение в пользу Росимущества в отношении квартир № 7 и 8 на бывшей Банковской ул. (ныне – Мусы Джалиля), где родился и жил революционер Николай  Бауман.

Знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online» рассказал, что в федеральную собственность также перешло построенное в конце XVIII века здание гостиницы Дворянского собрания на ул. Рахматуллина, в котором в свое время останавливались Александр Пушкин, Федор Шаляпин,  Евгений Боратынский и жены декабристов.

В ИСКЕ ОТКАЗАТЬ 

В свою очередь, представитель министерства земельных и имущественных отношений республики Ольга Епишина сообщила, что с требованиями Росимущества не согласна и  в иске следует отказать. Она утверждала, что «право (республики, – ред.) на здание музея Горького возникло по историческим документам задолго до постановления №1227».

Как прозвучало на судебном заседании, музей Горького в Казани был создан в далеком 1938 году. Совет народных комиссаров Татарской АССР тогда издал на этот счет специальное постановление. Много позже, в 1983 году, он был включен в состав государственного объединенного музея Татарской АССР (ныне – нацмузей).

Тем не менее,  Епишина сочла нужным оговориться: «Если даже согласиться с доводами истца, право оперативного управления не может быть прекращено. Согласно Гражданскому кодексу оно не прекращается при изменении собственника имущества».

IMG_0598.jpg

ПАМЯТНИКИ РУССКИМ ДЕЯТЕЛЯМ – В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, А ТАТАРСКИМ – В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ? 

Как выяснилось, позицию минземимущества разделяют как в министерстве культуры республики, так и в национальном музее РТ.

«У нас практически все музеи являются памятниками, которые охраняются государством, и объектами историко-культурного наследия: и музей Толстого, и музей Боратынского, и дом-музей Ленина», - отметила на заседании арбитража заместитель гендиректора нацмузея РТ по филиалам и музеям Алсу Хайруллина.

Например, дом-музей Ленина по ее словам был создан в том же 1938 году таким же постановлением.

«При таком подходе у нас все музеи должны оказаться в собственности РФ. Но если мы памятники, посвященные деятелям русской культуры, будем относить к федеральной собственности, а татарской культуры - к республиканской, это будет не совсем правильно, - сказала замдиректора нацмузея. - Они являются не только объектами федерального значения, но, прежде всего, имеют интерес и значение как памятники местной истории и культуры. И поэтому должны остаться в собственности Татарстана».

Хайруллина также подчеркнула, что все эти годы музей Горького финансировался исключительно из республиканского бюджета: «К сожалению, каких-либо поступлений из федерального бюджета он не имеет».

Вот и в данный момент здание, - а оно в аварийном состоянии, - находится на реконструкции и реставрации (параллельно ведется работа по созданию новой экспозиции) - средства в размере более 100 млн. рублей выделены из бюджета РТ.  

Чуть позже  Хайруллина пояснила «БИЗНЕС Online», что всего на реконструкции к Универсиаде сейчас находятся четыре музея - Боратынского, Горького, Ленина и Толстого. Они вошли в программу «Мирас», финансируемую из казны РТ.

По ее словам, самое плохое состояние именно у музея Горького: «Он - один из самых больших, включает в себя основное здание и пристрой. Из-за того, что постоянно подмывается фундамент, дом «ползет», поэтому требуется еще и его укрепление. Это как раз самые дорогостоящие ремонтные работы - одна опора стоит чуть ли не миллион рублей».

Сейчас музей полностью эвакуирован, экспозиция демонтирована. Здание сдано строителям. В этом году должен быть укреплен каркас здания, завершена внешняя отделка. Затем строители приступят к внутренней отделке помещений.

«Интересно, что в здании сохранилась мемориальная пекарня, в которой работал Горький. А это очень большая ценность для города, хотя этот музей и является памятником федерального значения», - отметила Хайруллина.

IMG_0594.jpg

А БОРАТЫНСКИЙ И ЛЕНИН МОГУТ ОСТАТЬСЯ

«Упомянутое постановление содержит не все музеи, о которых вы говорите. Например, после музея Горького значится казанский госуниверситет - вопросов по поводу его принадлежности не возникает. А музея Боратынского в списке вообще нет», - успокоила замдиректора нацмузея представитель Росимущества.

Капелюшник сообщила, что теруправление также не планирует судиться и по поводу дома-музея Ленина: «При составлении заявления в суд мне встретился документ о том, что музей Ленина уже переведен из статуса памятника государственного значения и поэтому было принято решение в отношении него иск не подавать».

Что же касается вопроса финансирования, то он, по ее мнению, к существу дела отношения не имеет. Тем не менее, по словам Капелюшник, если памятник зарегистрирован на праве собственности за Татарстаном, естественно, что финансирование осуществляется из средств республиканского бюджета. Вместе с тем она отметила, что работы по реконструкции ведутся в преддверии Универсиады, на проведение которой республика, как известно, получает из федерального бюджета очень большие дотации.

«Собственник должен содержать свое имущество», - не согласился с ней судья Ильгиз Хасаншин. - Вы являетесь владельцем. Как содержали музей, как финансировали?».

«На сегодняшний день не могу ответить, как содержали и финансировали ли вообще. Такой информацией не обладаю», - откровенно сказала представитель теруправления.

Арбитражный суд РТвернется к рассмотрению этого дела 6 сентября. 

IMG_0597.jpg

НАМ ДОСТАТОЧНО, ЧТО МЫ ЯВЛЯЕМСЯ ПАМЯТНИКОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, что думают по поводу передачи музеев в федеральную собственность в самих этих учреждениях. Мнения руководителей музеев разделились.

Ирина Завьялова - директор музея Боратынского:

- Если памятник имеет федеральное значение – как музей Боратынского или Горького – это совсем не означает, что и собственность должна быть федеральной.

Честно говоря, я бы не хотела, чтобы наш музей был в собственности РФ. Мы находимся в Татарстане. И сколько существуем, финансирует нас республика. Помимо туристов, работаем, прежде всего, с посетителями, которые живут в Казани и регионе.

Конечно, как любой музей, мы хотели бы быть туристическим центром. Но, я думаю, нам достаточно и того, что мы являемся памятником федерального значения.

Когда меняется собственник, ты не можешь знать, что с имуществом будет в дальнейшем. Гарантии того, что после передачи в федеральную собственность в нашем здании будет расположен музей Боратынского, у меня, честно говоря, нет. Мы бы хотели быть в этом здании тем, чем являемся в данный момент. Тем более сейчас, когда правительство республики проявляет к памятникам такое внимание.

IMG_0596.jpg

БУДЕТ, ОСТАНЕТСЯ, НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ

Розалия Нургалеева - директор музея изобразительных искусств РТ:

- К обсуждению этого вопроса не надо подходить с точки зрения собственности. Это моя собственность. Что дальше? А дальше сложности. Ее ведь не забирают, не выдергивают с нашей земли, не отправляют в Москву. Она остается как таковая - как музей Горького.

Новые собственники уже не смогут изменить начинку. Потому что это не только историко-культурное наследие. Музей Горького – это, во-первых, мемориальный дом, где работал в пекарне сам Алексей Максимович. Эту пекарню воссоздали, сделали музей. Причем, его экспозиция на 80 процентов говорит о Горьком и его значении в культуре нашей страны. А еще о Шаляпине, поскольку они были друзьями. Поэтому я думаю, что как раз этому музею не грозят притязания типа «будет - не будет» - их можно отбить как дважды два. Будет, останется, никуда не денется. Народ просто не позволит этого сделать.

А в федеральную собственность можно и передать. Не надо этого бояться. Это же деньги, а федеральные деньги все-таки не такие, как наши. Здание хотя бы будет планомерно реконструироваться.

Живой пример: все наши движимые объекты культурного наследия – федеральная собственность. И ничего. Они находятся у нас в оперативном управлении. Мы делаем выставки наших фондов и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Но в большей степени, конечно, в Казани. И никаких проблем с этим нет.

Никто не отберет у нас эту федеральную собственность, не увезет, скажем, в Москву. Потому что, в принципе, это никому не нужно. Это в Казани из музейных фондов выставляется большой процент работ. А в Москве очень много постоянно действующих музейных экспозиций, и показывается всего три процента фондов. Какой смысл забирать? Мы же не какая-то частная организация - государственная.

Главное здание музея в усадьбе Сандецкого действительно имеет федеральное значение. Это, без сомнения, одна из городских жемчужин. И таких зданий в Казани, кстати, довольно много. Но при этом здесь размещается государственный музей изобразительных искусств РТ. В этом нет никакого противоречия. Если даже наше здание заберут и сделают его федеральным, у нас гарантированно ежегодно будут средства на реконструкцию и реставрацию из федерального бюджета. А пока на эти цели выделяются довольно-таки скудные суммы.

Если музей в Свияжске или Болгаре станет подведомственен федеральному учреждению, это значит, что у них будут более весомые штаты и более серьезное штатное расписание. То есть люди будут получать более высокую зарплату. Разве кому-то станет хуже, если у научных сотрудников в Свияжске вырастет заработок? Я, например, за них бы только порадовалась.

Неважно, в чьей собственности и где музей находится. В республике находится. И она, как и Россия, в равной степени отвечает за это учреждение. Например, на главное здание консерватории, которое находится на улице Большой Красной, средства, в основном, предоставила Россия. Поскольку это не только объект федерального значения, но и учреждение. Но при этом наш президент дает ведь деньги и на другое здание. Потому что консерватория находится здесь – в Казани. Это наш ресурс. В ней учатся наши дети. Поэтому, как мне кажется, к любым памятникам должен быть очень разумный взвешенный подход.