Свой грант на 30 миллионов рублей высокогорский молочный комбинат «ЕлМай» потратил на модернизацию линий. Сегодня комбинат производит сливочное масло и сухое обезжиренное молоко, которое соответствует экспортным стандартам Фото: Евгения Хохлова

Объем господдержки фермерских хозяйств в Татарстане превысил 9 млрд рублей

Итоги программ по поддержке сельского хозяйства подвели на этой неделе на выездном мероприятии, которое состоялось на площадке молочного комбината «ЕлМай» в Высокогорском районе. Здесь участники встречи могли воочию убедиться, какой эффект приносит каждый рубль, вложенный в отрасль, — в прошлом году из бюджетов РФ и РТ на поддержку сельского хозяйства было направлено 15 млрд рублей. Так, свой грант на 30 миллионов высокогорский сельхозкооператив потратил на модернизацию линий и сегодня производит сливочное масло, сухое обезжиренное молоко, которое соответствует экспортным стандартам. Они перерабатывают 400 тыс. т молока в год — сырье закупают у татарстанских фермеров.

«ЕлМай» перерабатывает 400 тыс. т молока в год — сырье закупают у татарстанских фермеров Фото: Евгения Хохлова

Как сообщил первый замминистра сельского хозяйства РТ Ленар Гарипов, за последние три года в республике в эксплуатацию введено 63 новых комплекса на 43 тыс. поголовья дойных коров, что позволило увеличить объем продукции до 2,2 млн т — это 6% всего молока в России. В Татарстане перерабатывают порядка 85% производимого сырого молока. Достичь стопроцентной переработки предполагается за счет новых инвестпроектов. «В сельском хозяйстве мы входим в пятерку лидеров производственников-аграрников России, располагая двумя процентами сельхозугодий, сегодня производим три с половиной процента сельхозпродукции, — уточнил заместитель министра. — За 2023 год у нас продукции на 590 миллиардов рублей».

Внедрение новых технологий в АПК не только имиджевая история. Автоматизация позволяет даже сейчас, в условиях повсеместного кадрового голода, избегать острого дефицита рабочих рук Фото: Евгения Хохлова

Продовольственная безопасность Татарстана поддерживается по всем параметрам. Республика полностью обеспечивает себя продукцией животноводства — всего около 900 тыс. крупного рогатого скота, около 480 тыс. единиц свиного поголовья, 320 тыс. овец и коз, порядка 20 млн птицы. Также сельхозпроизводители республики удовлетворяют на 100% потребности жителей в муке и овощах и с избытком, на 300%, в сахарном песке и подсолнечном масле.

Почти половину этого объема выращивают крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, в них же содержится около трети поголовья скота. Высокий уровень производства в КФХ и ЛПХ удается держать благодаря мерам господдержки — в общей сложности в республике действует свыше 50 программ, за последние 5 лет на стимулирование предпринимательских инициатив на селе было направлено около 9 млрд рублей. В то же время крупные производители сами инвестируют в развитие отрасли значительные средства. С 2019 года сумма частных инвестиций, привлеченных в АПК республики, превысила 145 млрд рублей. В том числе в сельское хозяйство — 122 млрд.

Марат Ахметов Марат Ахметов (справа): «В республике в сохранение села вкладывались все возможные усилия» Фото: Евгения Хохлова

В сохранение села вкладывались, даже когда баррель упал до $8

Приведенные данные на мероприятии встретили живой отклик у заместителя председателя Госсовета РТ Марата Ахметова, чья биография всегда была связана с селом, — начинал он как рядовой специалист, руководитель хозяйства, а в итоге стал министром сельского хозяйства и продовольствия РТ, которым проработал 20 лет. «Мы очень быстро привыкаем к хорошим цифрам. А ведь у нас немало субъектов РФ, которые не производят такого количества молока, наши соседи в два раза меньше его закупают, — напомнил Марат Готович. — В республике в сохранение села вкладывались все возможные усилия. Даже когда баррель нефти упал до 8 долларов, у нас сельское хозяйство было в приоритете».

По мнению вице-спикера, часть нынешних проблем российской деревни уходит корнями в начало 2000-х, когда колхозы, перестав быть актуальными, преобразовывались в кооперативы или вообще закрывались. В итоге миллионы гектаров пахотной земли по всей стране перестали обрабатываться, а поголовье КРС и птицы уменьшилось в разы. У нас ситуацию спасла жесткая позиция первого президента Минтимера Шаймиева, что Татарстан не может позволить себе забрасывать пашни. Выход был найден в привлечении компаний-инвесторов.

Тахир Хадеев Тахир Хадеев уточнил — если раньше на одного крестьянина приходился 131 га пашни, то теперь 86 га. А в общей сложности сейчас в агропромышленном комплексе Татарстана 4,5 млн га сельхозугодий, из них 3,3 млн га пашни Фото: Евгения Хохлова

«Меня, как министра, иногда критиковали, что вот, раздали полтора миллиона гектаров инвесторам, которые нацелены на извлечение прибыли, — признался Ахметов. — Но тогда мы не знали, сколько еще они извлекут прибыли, а так спасали пашни от гибели. Благодаря этому сегодня Татарстан во многих показателях идет вперед, потому что сохранился сельский уклад жизни, сохранились деревни».

Коллега Ахметова по Госсовету, заместитель председателя комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев уточнил — если раньше на одного крестьянина приходился 131 га пашни, то теперь 86 га. А в общей сложности сейчас в агропромышленном комплексе Татарстана 4,5 млн га сельхозугодий, из них 3,3 млн га пашни.

Целью проекта «Авыл яши» («Деревня живет») является информирование малого бизнеса и ЛПХ о существующих мерах поддержки Фото: Евгения Хохлова

Средний сельхозпроизводитель должен зарабатывать не меньше горожанина

Сельское население — 930 тыс. человек. То есть каждый четвертый житель региона живет в селе. Но деревня, с сожалением констатировали на встрече, «стареет» даже в Татарстане, где на поддержку и возрождение глубинки выделяют немало ресурсов, в том числе финансовых. На благоустройство сельских территорий в 2024 году в РТ направят 5 млрд рублей. (Для сравнения: в прошлом году на эти цели потратили 3,5 млрд рублей.) Плюс ежегодно выделяется финансирование в пределах до 500 млн рублей для садоводческих обществ, многие из которых также располагаются в границах сельских поселений. Средства могут быть направлены на строительство подъездных дорог, площадок для ТКО, строительство и ремонт водопроводов, установку водонапорных башен, электрификацию.

По мнению Марата Ахметова, пришло время принимать отдельные программы, направленные на сохранение сельского уклада жизни, на федеральном и республиканском уровнях. «Строительство жилья можно было бы перемещать в сельскую местность, — предложил вице-спикер. — У нас 90% строится в Казани и Набережных Челнах и их пригородах. Конкурировать с Казанью сложно, людской ресурс в сельской местности иссякает. В таких условиях приходится привлекать мигрантов».

В качестве примера инициативы на местах Марат Готович привел предложение главы Мамадышского района Вадима Никитина по субсидированию государством покупки пустующих, но пригодных для жилья домов в опорных деревнях — для тех, кто хотел бы вернуться на землю своих предков.

Тахир Хадиев раскрыл подробности информационного проекта для фермеров и аграриев «Авыл яши» («Деревня живет»), который запустили в этом году. Его цель — информирование малого бизнеса, ЛПХ о существующих мерах поддержки. В качестве информационно-координационных центров по развитию деловой активности на сельскохозяйственных территориях и сельского образа жизни используются сельские библиотеки.

В свою очередь, Ленар Гарипов видит решение проблемы через повышение привлекательности работы в АПК — для этого в школах и вузах проводятся занятия по профориентации, ребят приглашают на экскурсию на поля и фермы, которые давно уже выглядят как ультрасовременные производства — чистые, светлые пространства, оснащенные компьютерами, роботами, агродронами. «Мы стараемся везде рассказывать, как сейчас выглядит и работает ферма, — пояснил заместитель министра. — Раньше родители не хотели отпускать детей на село. Ассоциация была такая: это ушанка, резиновые сапоги, фуфайка, плохой запах. Такого уже давно нет. Нужно больше работать с молодежью, менять менталитет».

Решение проблемы — в повышении привлекательности работы в АПК Фото: Евгения Хохлова

Внедрение новых технологий в АПК не только имиджевая история. Автоматизация позволяет даже сейчас, в условиях повсеместного кадрового голода, избегать острого дефицита рабочих рук. (Напомним, в 2023 году на обновление машинно-тракторного парка в республике потратили почти 13 млрд рублей, хозяйства закупили почти 3 тыс. единиц техники.)

«Если бы мы за прошлые годы в сельском хозяйстве не смогли столь масштабно модернизироваться, то положение Татарстана оказалось бы затруднительным, — согласен Ахметов. — Пришла новая техника, теперь один человек способен работать на одном тракторе вместо четырех, при этом с кратно большей производительностью. Тракторист получает хорошую зарплату, поскольку нужно платить только ему одному, а не четырем работникам».

Впрочем, бесконечно «выжимать» этот ресурс тоже не получится, надо думать о повышении доходов в целом по отрасли. Как подчеркнул Ахметов, необходимо обеспечить такие условия, чтобы даже средней способности товаропроизводитель зарабатывал не меньше, чем городской житель. «На энтузиазме и природной романтике людей удержать на селе невозможно», — заключил он.