1. В бестиарии «Мифических существ…» собраны 30 ярких героев татарских легенд, сказок, фигуры тенгрианского пантеона и даже заимствованные из других культур персонажи вроде джиннов и пери. Одни поджидают неосторожных путников в лесу, другие воображают себя хозяевами людских домов, а третьих вообще можно встретить где угодно, но только раз в жизни.

  2. Первый тираж арт-бука — 5 тыс. экземпляров, что немало для нишевого продукта, который МИФ выпустил даже вне серий. При этом изначально сборник иллюстраций вышел в Казани вообще в 10 экземплярах самиздата.

  3. «История книги началась в 2022 году, когда мир был особенно нестабильным, а экзистенциальные вопросы стали тревожить многих из нас, — вспоминает художник-иллюстратор Ринара Нагаева. — В темные времена каждый ищет спасения по-своему — я увидела его в обращении к истокам».

  4. Этническая татарка Нагаева хотя и жила в тот момент за пределами Татарстана, но подала заявку на RE’ACTOR — программу развития креативных индустрий в РТ. Она проходит при поддержке президентского фонда культурных инициатив, республиканских министерств культуры и по делам молодежи.

  5. Проект казанского дизайнера Татьяны Черногузовой Your Yool и RE’ACTOR предложили всем желающим поучаствовать в лаборатории по поиску современного визуального кода татар — победителям обещали средства на реализацию замысла.

  6. У Ринары к моменту старта лаборатории уже была готова работа «Су Анасы», которая и потянула за собой остальных персонажей серии, а замысел трансформировался в идею книги.

  7. Хитрые чудовища, своенравные домовые, природные духи, чудесные божества и даже доблестные богатыри предстают в богато иллюстрированной книге в образах, решенных в стиле ар-деко, и вызывают в памяти эскизы Романа Тыртова (Эрте) и Леона Бакста, как если бы те вдохновлялись традиционным татарским искусством.

  8. В процессе продумывания концепции Нагаева решила дополнить иллюстрации не просто текстами-описаниями, а аутентичными стихами, раскрывающими особенности каждого персонажа. Ведь все татары знают и любят поэму Габдуллы Тукая о Шурале. Молодая казанская поэтесса Дарина Ерохина оказалась той, кто на все 100% проникся настроением работ.

  9. «Мы живем во время абсолютного доступа к любой информации, различным культурам и традициям, — отмечает Ерохина. — С одной стороны, это прекрасно влияет на наш эмоциональный интеллект и многогранность. С другой — может стать причиной, по которой мы утрачиваем частичку собственной уникальности. Очень важно не терять свои корни и чувствовать свою природу — из этого складываются огромная внутренняя сила и стержень».

  10. По мнению авторов, обращение к своей национальной мифологии — один из способов сберечь аутентичность, заложенную предками. В каждой семье должен быть человек, который соблюдает и передает традиции своего народа и память о нем.

  11. «Мир природы, божеств, сказочных существ олицетворяет собой покой и умиротворение и противопоставляется человеческому миру, полному тревоги», — объясняет художница. Многие персонажи в трактовке Ринары избавлены от традиционной для татарского фольклора исключительно негативной окраски. К примеру, Су Анасы — дух, прикованный своей сутью к озеру и страдающий от одиночества, а Шурале — архетип трикстера, который поступает так, как ему хочется в данный момент.

  12. Сумму гранта в 30 тыс. рублей девушки потратили на печать книги и затем попробовали продать ее на фестивале креативных индустрий в парке «Урам» по себестоимости. При цене в 3 тыс. за альбом весь тираж разлетелся в считаные часы!

  13. Проект, возможно, так и остался бы в памяти классной историей, удачным экспериментом. Но третий участник, графический дизайнер Ирина Ким, включила мокапы (демонстрационные модели) «Мифических существ» в свое портфолио, где их случайно увидел редактор одного из крупнейших российских издательств.

  14. Авторам предложили расширить перечень персонажей. Так в «Мифических существах» появились существа, заимствованные из других культур, — джинны и пери и даже из тенгрианского пантеона — обожествленное небо Тенгри, Тимер Казык (Полярная звезда) и олицетворение родной земли Жир-Су.

  15. Книгу завершает список литературы, где упоминается первая монография Марселя Бакирова о фольклоре татарского народа, «Мифология казанских татар» богослова и исламоведа Якова Коблова и даже изданная в XIX веке работа Каюма Насыри «Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства». При этом сами создатели не претендуют на лавры культурологов или антропологов, подчеркивая, что хотели предложить собственный, художественный взгляд на татарский миф.