Трамп предлагает, на мой взгляд, необходимые для Соединенных Штатов реиндустриализацию и налоговую реформу. Его налоговая система, например, не предполагает использования НДС, что делает ее потенциально хорошей для Америки «Трамп предлагает, на мой взгляд, необходимые для Соединенных Штатов реиндустриализацию и налоговую реформу. Его налоговая система, например, не предполагает использования НДС, что делает ее потенциально хорошей для Америки» Фото: © Annabelle Gordon / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

То, что предлагает Трамп, необходимо США

Начну с замечания к предыдущей моей публикации. Кое-кто из читателей вспомнил стародавний анекдот о динозавре, которого либо встретишь, либо не встретишь, прочитав мое предположение о том, что Дональд Трамп реализует нужные Штатам договоренности с Россией с вероятностью 50 на 50.

Как я это оценивал? Есть принятая граница вероятности, разделяющая закономерное и случайное событие. В физике случайным можно считать событие, если вероятность того, что оно произойдет, — от 1 до 5%. В экономике, тем более в социоэкономике, погрешности измерений больше и уровень значимости события должен быть выше — примерно от 15% вероятности.

Я считаю, что три события в этом смысле значимы. Они могут произойти неслучайно, а в силу закономерности (по моим ощущениям и по оценкам экспертов): то, что выборы в США сфальсифицируют, то, что Трампа устранят тем или иным образом, и то, что его кадровые перестановки не сработают, глубинное государство не позволит ему осуществить планы, в том числе касающиеся России. Если эти три события независимы и каждое имеет вероятность около 15%, то суммарная вероятность того, что в силу одного из них планы Трампа не осуществятся, с погрешностями может составлять примерно 50%.

То, что Трамп предлагает, на мой взгляд, необходимо Соединенным Штатам. В том числе та часть его программы, которая касается реиндустриализации и налоговой реформы. Его налоговая система, например, не предполагает использования НДС, что делает ее потенциально хорошей для Америки. Я рассчитал, как в разных странах, разных экономиках работают разные типы налоговых систем.

Почему применяют НДС, если он такой вредный?

Начну с личной истории. Когда я для России написал альтернативный Налоговый кодекс (из которого удалось внедрить «упрощенку» — упрощенную систему налогообложения), меня с командой отправили в Австрию на курсы повышения квалификации налоговиков и таможенников. Там попалась мне брошюрка с детальным разбором налога на добавленную стоимость с резкими аргументами в пользу того, что это плохой налог. Во-первых, потому что НДС социально несправедлив. Доля налога в доходе бедных больше, чем доля в доходе богатых. Также этот налог чрезвычайно сложен административно. В связи с этим сразу же появляются хитрые схемы. А чем сложнее налог, тем больше простор для мошенничества.

В России были периоды, когда сборы НДС в налог были меньше, чем-то, что бюджет выплачивал в порядке компенсации НДС предприятиям, которые имели возможность ее получить. Такой налог делает поступления в бюджет нестабильными. У меня тогда вопрос возник: почему его тогда вообще применяют, если он такой вредный, так неприятен предпринимателям и так удобен мошенникам? Причем в самих США его нет, а России навязали. Как так?

Смоделировать, как работает НДС или даже простейший его аналог, всегда сложно. Чем, например, США или Россия отличаются от Европы? Тем, что это ресурсообеспеченные страны, а Европа — нет. Штаты НДС не применяют.

Можно рассмотреть модели того, как будет развиваться экономика страны, не имеющей ресурсов и страны, имеющей ресурсы c НДС и без НДС. А также то, как этот налог влияет на экономическую систему, где есть и те и другие страны, на мировую экономику в целом. В сырьевом государстве почти весь оборот попадет под этот налог в случае его применения. Потому что это страна добычи и первого передела. В несырьевой стране, которая сидит «на высоких переделах», под налог на НДС попадает только небольшая часть оборота.

Как влияет НДС на экономику стран

Как растет мировая экономика в мире, где, условно, две страны: одна без ресурсов, другая с ресурсами — при оборотном налоге, — смотрите рисунок № 1. Вертикаль — общая капитализация такой экономической системы, суммарная капитализация двух государств. При этом мы предполагаем, что налоги тратятся на социальные программы, не возвращаются в дело и ресурсы постепенно проедаются.

График предоставлен Иваном Грачевым

Следующий рисунок — № 2 — показывает, как развивается экономика, не обладающая сырьевыми ресурсами при оборотном налоге.

Ось слева — капитализация в у. е., ось снизу — время в годах Ось слева — капитализация в у. е., ось снизу — время в годах График предоставлен Иваном Грачевым

Рисунок № 3 демонстрирует превосходство сырьевой страны над несырьевой в этом варианте развития экономической системы. На нем представлено отношение суммарной капитализации сырьевой страны к несырьевой. На оси видно, как меняется налогообложение (условный 0 — это НДС примерно в 15%, а 100 — НДС примерно 25%). У сырьевой страны огромный перевес на всех стадиях роста налога. Конечно, мы условно считаем, что оба агента, обе страны имеют одинаковый стартовый капитал и прочие параметры, различаясь только наличием или отсутствием сырья.

График предоставлен Иваном Грачевым

Следующий рисунок — № 4 — демонстрирует, как развивается мировая экономическая система при НДС. Мы видим, растет она чуть-чуть хуже, чем при оборотном налоге. Это при том, что у нас, как и в примере с оборотным налогом, собранные в бюджет деньги не возвращаются в дело. Если бы и там и тут возвращались — разница была бы еще больше. Т. е. в целом для мировой системы НДС работает хуже.

График предоставлен Иваном Грачевым

Рисунок № 5 показывает рост экономики несырьевой страны при применении НДС. Рост продолжается до полного исчерпания ресурсов в сырьевой, если сопоставить графики. Несырьевое государство, при использовании НДС, оказывается выгодоприобретателем.

Ось слева — капитализация в у. е., ось справа — время в годах Ось слева — капитализация в у. е., ось справа — время в годах График предоставлен Иваном Грачевым

На последнем графике мы видим, что у сырьевой страны при применении НДС превосходство недолгое, и то при очень больших налогах. Дальше преимущество получает несырьевая страна, особенно при относительно низких налогах. Сырьевая постепенно нищает, несырьевая более-менее процветает.

График предоставлен Иваном Грачевым

Сравнив эти графики, получаем ответ на вопрос: почему такой плохой налог, как НДС, Европа применяет сама и сумела навязать России. Наша страна в режиме открытого рынка через ВТО присоединилась и к налоговым маневрам, и к принципу равной доходности, к таможенным пошлинам, принятым европейцами. Таким образом, они обеспечили себе огромное преимущество по ключевому параметру — налогам. По сути, это была часть схемы разграбления не только России, но любых сырьевых стран, которым навязывалась такая налоговая система.

«Пока, к сожалению, я ни знаю ни одного совместного проекта в России с высокой добавленной стоимостью, в который бы китайские товарищи сильно вложились, хотя значимость сотрудничества с КНР нельзя отрицать» Фото: © Whitehotpix / ZUMAPRESS.com / www.globallookpress.com

Переток капитала из России в Китай

Переход сырьевого экспорта России из Европы в Китай несильно меняет дело. Если НДС и у несырьевой страны-партнера, и у нас, это приведет к такому же перетоку капитала, просто адресат изменится. Характерно на эту тему недавнее выступление главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина и китайских представителей в Москве на VI Российско-Китайском энергетическом бизнес-форуме (РКЭБФ). Сечин говорил, что энергетическая торговля развивается хорошо, только за 2023 год Россия экспортировала в Китай 107 млн т нефти, 34 млрд кубометров природного газа и более 100 млн т угля. При этом он акцентировал внимание на том, что нужно переходить к проектам, охватывающим всю цепочку добавленной стоимости.

Вот его слова: «Полагаю, что следующий этап развития наших отношений должен быть нацелен на укрепление взаимодействия с китайскими коллегами по всей цепочке создания добавленной стоимости в энергетике и смежных сферах, включая развитие передовых технологий, машиностроение, современное судостроение, поставки промышленного оборудования, альтернативную энергетику, сокращение выбросов и совместное участие в НИОКР».

Китай, несмотря ни на какую синергию и синергетические эффекты, пока не особо заинтересован в том, чтобы вкладываться в проекты с высокой добавленной стоимостью. Я об этом раньше писал, и вот на этом бизнес-форуме китайские гости больше акцентировали внимание на том, что надо расширять, укреплять торговлю энергоресурсами.

Штаты продолжат форсировать экономическую войну с Китаем

Позиция КНР в этом смысле вполне последовательна. Учитывая проведенный анализ, применяя неверные налоговые схемы и не добиваясь более выигрышных для нашей страны вариантов участия Китая в совместных проектах, Россия, к сожалению, обеспечит переток капитала в Поднебесную. Это стоит учитывать, укрепляя экономические взаимоотношения с китайскими партнерами. Пока, к сожалению, я ни знаю ни одного совместного проекта в России с высокой добавленной стоимостью, в который бы китайские товарищи сильно вложились, хотя значимость сотрудничества с КНР нельзя отрицать. Пока нет проектов, предполагающих, например, совместное строительство газохимических предприятий близко к месторождению и тому подобных.

России в этом плане придется еще о многом договариваться с китайцами, и договориться, на мой взгляд, возможно. Придет Трамп к власти или нет — уже сейчас по публикациям в западной прессе и заявлениям западных политиков можно сделать вывод, что Китай у них там планомерно и все более настойчиво объявляется главным врагом и противником.

Судя по всему, c Трампом или без Соединенные Штаты продолжат форсировать экономическую войну с КНР. В дальнейшем это может привести к более сбалансированным переговорам на темы, в которых пока не достигнуты выгодные для Поднебесной и в то же время перспективные для России соглашения, в том числе в области энергетики. Усиления экономического конфликта американцев с китайцами не избежать. Шансы же прийти к более гармоничным для обеих сторон договоренностям между Китаем и Россией повышаются.