«Зенит» объявил о сотрудничестве с КАМАЗом «Зенит» объявил о сотрудничестве с КАМАЗом Фото: «БИЗНЕС Online», Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Размещение на форме, реклама, тест-драйв на стадионе

Соглашение между сторонами рассчитано до конца сезона 2024/25. Цель сотрудничества — продвижение бренда и продуктов ПАО «КАМАЗ», заявил «Зенит». В чем заключается партнерство?

  • Бренд «КАМАЗ» попадет на форму петербуржцев.
  • Он будет на рекламных носителях «Газпром Арены» в дни домашних матчей.
  • «Зенит» обещает на своем стадионе тест-драйв «КАМАЗов» модели К5 (выпускается с 2019 года).

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, партнерство оформил технический центр «Восток» — официальный дилер грузовиков в Санкт-Петербурге. Отметим, что питерский клуб преподносит дело как партнерство с КАМАЗом, хотя «Восток» также упоминается в релизе «Зенита».

Компания, чьим владельцем указан Роман Герцев, основана в 2010 году — тогда она стала поставлять грузовики Mercedes-Benz. В 2011-м к ним присоединились челнинские машины. Сегодня «Восток» — дилер грузовых автомобилей «КАМАЗ», китайского Foton и Sinotruk, а также белорусского МАЗ-MAN.

На форме «Зенита» есть лого Winline, «Мегафон», WIldberries, «Аэрофлот» и G-Drive На форме «Зенита» есть лого Winline, «МегаФон», WIldberries, «Аэрофлот» и G-Drive Фото: «БИЗНЕС Online»

По словам Афанасьева, денег за партнерство КАМАЗ не платит — только предоставляет своему дилеру права на бренд. Сумма соглашения неизвестна. Можно отметить, что ТЦ «Восток» и КАМАЗ попадают в компанию к другим партнерам «Зенита», изображения брендов которых можно обнаружить на форме питерской команды — Winline, «МегаФон», WIldberries, «Аэрофлот» и G-Drive. Из всех перечисленных компаний пресса сообщала о партнерстве с букмекерами: по информации РБК, Winline платит питерскому клубу больше 1 млрд рублей в год.

КАМАЗ уже сотрудничал с «Зенитом»

У «Зенита» и КАМАЗа богатая история взаимоотношений. Стартовало оно, как напоминает петербургский клуб, в 2016 году. Тогда прошло интересное мероприятие с участием полузащитника «Зенита» Акселя Витцеля и вратаря Юрия Лодыгина: они сели на «КАМАЗы» и проехались вокруг стадиона. Опробовали три модели — магистральный тягач «КАМАЗ-5490», седельный тягач «КАМАЗ-65206» и бортовой тягач «КАМАЗ-65207». Как и сейчас, тогда сотрудничество было оформлено через ТЦ «Восток».

Также КАМАЗ неоднократно появлялся на рекламных поверхностях стадиона «Зенита». Громче всего автогигант заявил о себе в марте 2022 года. Тогда «Зенит» встречался в 1/8 финала Кубка России в Санкт-Петербурге с челнинской командой «КАМАЗ», которая, как мы поймем далее, уже не имеет отношения к заводу. Перед игрой на «Газпром-Арене» организовали фан-зону с участием грузовиков и пилотов команды «КАМАЗ-Мастер».

Добавим, что в футбольном мире КАМАЗ также сотрудничал с тульским «Арсеналом». Этому клубу автогигант подарил автобус Mercedes-Benz на 50 мест. Компанию и клуб объединяет «Ростех», который спонсирует «Арсенал».

ФК КАМАЗ с 2013 года не видел денег от КАМАЗа

Ну и, конечно, КАМАЗ связан с одноименной командой в Набережных Челнах. Предприятие содержало клуб с 2002 года. В этот период КАМАЗ вернулся в ФНЛ, став одним из его лидеров, обзавелся несколькими полями с естественными и искусственными газонами и едва не вышел в премьер-лигу. В 2005 году ФК КАМАЗ был к этому ближе всего — занял 3-е место в ФНЛ. У челнинцев был вполне боеспособный состав из игроков, которые бы не были лишними и сейчас, например, это сербы Иван Тодорович и Бранимир Петрович, босниец Зайко Зеба, а из российских игроков можно выделить Спартака Гогниева, Владислава Игнатьева, Александра Белозерова.

История расставания завода и клуба началась в 2012 году. Тогда гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что автозавод готов финансировать клуб, но не желает делать это в одиночку. «К команде мирового уровня „КАМАЗ-Мастер“ у нас нет вопросов, — говорил он в 2011 году в интервью „Полезной газете“. — Но почему автопроизводитель содержит футбольную команду? Иностранные акционеры задаются этим вопросом. И мы говорим: „Расходы, связанные с содержанием трамвайного хозяйства, футбольной команды, это все социальная политика. Все это мы делаем потому, что это наша гражданская позиция“. Но, к сожалению, потребительское отношение к ОАО „КАМАЗ“ имеет место. Он должен платить за все, даже если это не входит в круг его интересов и обязанностей».

Сергей Когогин: «КАМАЗ вложил в футбол около двух миллиардов рублей» Сергей Когогин: «КАМАЗ вложил в футбол около 2 миллиардов рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

В 2012 году Когогин пояснял изданию «Вести КАМАЗа»: «Когда я слышу: „Ах, у нас в городе проблемы с футболом“, — мне хочется сказать: „Только на моей памяти КАМАЗ вложил в футбол около 2 миллиардов рублей“. Это цена одного высококлассного производства. Например, наши инвестиции в „Cummins-Кама“ составляют сегодня 3 миллиарда. У нас есть социальные обязательства перед городом, и КАМАЗ готов нести этот груз — мы продолжаем финансировать социальную программу, развивать детский спорт, и таких статей у нас еще достаточно. Но главные наши обязательства — обеспечивать работой население, платить достойную зарплату».

Василь Шайхразиев, тогда мэр автограда, выступил с предложением создать фонд, который бы привлекал деньги спонсоров для команды. В итоге все вылилось в то, что КАМАЗ окончательно отошел от спонсорства команды. Она полностью перешла на бюджет Набережных Челнов и республики. Сейчас главный партнер футболистов — Ак Барс Банк. Один из наших собеседников с большим опытом работы в клубе подчеркнул, что с 2013 года не было ни намека на то, что завод вернется к финансированию клуба.

Предприятие решило сконцентрироваться на спортивном клубе «КАМАЗ», на базе которого занимаются юные спортсмены. На сегодня футбольная активность автогиганта в Челнах ограничивается этим клубом.

Спонсор КАМАЗа — «Ак Барс Банк» Спонсор КАМАЗа — Ак Барс Банк Фото: arsenaltula.ru

После ухода завода ФК КАМАЗ опустился во второй дивизион

После того как предприятие покинуло ФК КАМАЗ, он медленно, но верно покатился вниз. С 2012 года клуб успел побывать во Втором дивизионе и снова вернуться в ФНЛ (сейчас турнир называется Первая лига). Во второй по уровню лиге команда выступает уже пятый год. Да, звезд с неба не хватает, но и вылет ей не угрожает. Например, прошлый чемпионат команда завершила на 12-м месте, обойдя «СКА-Хабаровск», обладающий бо́льшими возможностями.

Перед стартом нового сезона мэр Челнов Наиль Магдеев заверил, что руководство клуба работает над увеличением бюджета. «Когда говорят о финансовых ресурсах, я всем напоминаю, что сегодня происходит с нашей страной. Тем не менее все наши обязательства, касающиеся выплаты заработной платы и всех материальных стимулов, мы выполняем. Работаем над тем, чтобы бюджет был больше, не забывая, что нужно решать задачи, которые касаются поддержки наших воинов, находящихся в зоне СВО», — подчеркнул градоначальник.

Магдеев напомнил, что по итогам прошлого сезона бюджет клуба достиг 250 млн рублей. По информации «БИЗНЕС Online», теперь он около 200 миллионов. Это скромный бюджет даже по меркам Первой лиги. В ФК КАМАЗ нет ни одного звездного по меркам чемпионата игрока, в составе много молодых и неопытных футболистов.

Не планирует ли КАМАЗ вернуться к поддержке одноименной команды? Такой вопрос год назад задал Когогину «РБ Спорт». Гендиректор в ответе был лаконичен: «Нет».