Российские компании начали поставку нефти на восток по Северному морскому пути (СМП). «Газпром нефть» отправила первую танкерную партию арктической нефти объемом 38 тыс. т с Новопортовского месторождения в Китай. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Предполагается, что это сэкономит время по сравнению с другими маршрутами: через Суэцкий канал и мыс Доброй Надежды, а время в пути составит менее месяца.

Фото: ©  USC Press Service / Globallookpress.com / Global Look Press

Согласно данным по отслеживанию судов, танкер «Штурман Овцын» с нефтью с Новопортовского месторождения «Газпром нефти» держит курс на китайский порт Жичжао. Он уже прошел пролив Вилькицкого и вошел в море Лаптевых, ориентировочная дата доставки груза — 20 августа.

Поставки нефти по этому маршруту не так велики, как, например, СПГ. В прошлогоднюю навигацию российские нефтяные компании отправили по СМП 14 партий объемом около 1,5 млн т, что составило около 0,3% всей добычи в РФ. В марте глава «Газпром нефти» Александр Дюков сообщал, что в этом году планируется сохранить объемы перевозки нефти по Севморпути на уровне прошлогодних показателей.

По словам представителя аналитической компании Kpler Виктора Катоны, начало навигации по СМП — ожидаемое событие, поэтому предполагалось, что первым судном станет крупный танкер Olympiysky prospect. Он также добавил, что поставка арктических сортов нефти по СМП — удобный вариант. Однако по этому маршруту Россия не поставляет нефть марки Urals (перерабатывается предприятиями «Татнефти» и «Башнефти»). Катона полагает, что из-за низкого спроса на этот сорт у Китая. Он также добавил, что из балтийских портов (Приморск и Усть-Луга) удобнее доставлять Urals в Индию, а в Китай отправлять другие сорта — ВСТО, Sokol, Sakhalin Blend или арктические сорта.

В конце июня навигацию по СМП открыла компания «Новатэк», отправив по маршруту партию СПГ с «Ямал СПГ» в Китай. В текущем навигационном сезоне аналитики не ожидают бурного роста поставок углеводородов, отмечая, что это будет зависеть от возможности «Новатэка» наладить поставки напрямую на восток благодаря проекту «Арктик СПГ — 2».

Напомним, один из основных китайских партнеров «Новатэка» по строительству проекта «Арктик СПГ — 2» объявил об уходе из России. Компания отгружала модули для первой и второй технологических линий. Также планировалась поставка оборудования и для третьей, которую должны сдать в 2026 году. По данным издания, для последней линии «Арктик СПГ — 2» партнер должен был поставить как минимум четыре из 14 модулей: два из них отправлены в Белокаменку, другие два ждут отправки.