22 июля в Госдуме создали специальную рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы 22 июля в Госдуме создали специальную рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы Фото: duma.gov.ru

«Я с уважением отношусь к каждому из ваших подписчиков, но…»

Желание властей зарегулировать блогеров, а в большей степени поставить на карандаш всех инфоцыган, интернет-экстрасенсов и астропсихологов всех мастей сегодня стало на шаг ближе к реализации. 22 июля в Госдуме создали специальную рабочую группу по вопросам совершенствования законодательства в сфере информационного бизнеса и блогосферы. К слову, руководство группой взял на себя не член комитета по информационной политике, IT и связи, который, вероятно, имел наиболее тесные контакты с блогерами, а лично заместитель председателя Государственной Думы Петр Толстой. Заместителями председателя стали представители разных направлений — зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, глава комитета Госдумы по информполитике, IT и связи Александр Хинштейн, а также сооснователь ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин. И позже стало понятно почему: регулировать решили со всех сторон, начиная образованием и заканчивая экономическими ограничениями.

Тема, к слову, вызвала неподдельный интерес у публики. Да такой, что малый зал Госдумы, где проходило заседание, был набит битком: депутаты, сенаторы, представители министерств, блогеры, пресса. Непоместившиеся решили попросту сесть на пол, а законотворцы несколько раз обращались к своим помощникам с просьбой принести дополнительные стулья.

Петр Толстой: «Стереотип про Государственную Думу, о том, что тут такие хмурые дяди в костюмах, которые всем все запрещают, он существует, да… Но хочу сказать, что нет, мы не такие» Петр Толстой: «Стереотип про Государственную Думу о том, что тут такие хмурые дяди в костюмах, которые всем все запрещают, существует, да… Но хочу сказать, что нет, мы не такие» Фото: duma.gov.ru

«Понятно, что стереотип про Государственную Думу, о том, что тут такие хмурые дяди в костюмах, которые всем все запрещают, существует, да… Но хочу сказать, что нет, мы не такие, — заверил зампред Госдумы Толстой. — Мы пытаемся с вами все обсудить, прежде чем принять какое-либо решение. Именно в связи с этим мы создаем вот эту рабочую группу. <…> Каждое решение должно быть взвешено, и, соответственно, последствия этого решения скажутся на упорядочении блогосферы и информационного пространства. Потому что действительно есть большое количество жалоб наших избирателей, которых обманывают, которые получают ненадлежащие услуги, которые присылают какое-то большое количество денег абсолютно зря и потом оказываются в сложной ситуации. Надеясь, так сказать, за три курса стать миллиардером, и потом бах — не вышло. И человек в некоторой претензии к жизни и к нам с вами, что он не стал миллиардером. Поэтому здесь необходима тонкая работа, которая прежде всего, и я хочу это подчеркнуть, должна исходить не от органов власти, которые просто машина <…>. Прежде всего эта работа должна быть инициирована в сообществе. <…> Но правила должны быть».

По словам депутата, Россия уже имеет 30-летний опыт того, «как невидимая рука обогащала жуликов». «Поэтому вот эту невидимую руку рынка надо аккуратно направлять, не давать ей залезать в карманы наших граждан, — метафорично заметил Толстой. — И мне понравилось, что во время нашего предыдущего разговора кто-то сказал из блогеров: „ОКВЭД — это хорошо, но нам нужно еще уважение“. Я за уважение. Мне помощники говорили тихим голосом: „Здесь, в этой аудитории... у них столько миллиардов подписчиков“. Я с уважением отношусь к каждому из ваших подписчиков, к вам. Но важно, чтобы это уважение было в обществе».

Инфоцыганам придется получать лицензию на образование

Согласно документам, которые есть в распоряжение «БИЗНЕС Online», на данный момент предлагается внести изменения сразу в два федеральных закона — «Об информации и информационных технологиях и о защите информации» в части регулирования деятельности блогеров. А также в ФЗ «О образовании в РФ» в части обязательного лицензирования образовательных услуг и регулирования информационно-консультационных услуг.

С первым все проще. Понятию «блогер» наконец-то хотят дать юридическую оболочку, с определением его прав и обязанностей. «На сегодняшний день основной проблемой законодательного регулирования деятельности блогеров является проблема отсутствия правового определения понятия „блогер“, а также „информационная услуга“, что затрудняет процесс внедрения законодательных инициатив для регулирования блогосферы», — гласит документ.

Яна Лантратова: «Услуги инфобизнеса можно подвести под сферу образования. А ведь ИП в сфере образования имеет право работать по льготному налогообложению. И это популярная схема ухода сейчас от налогов, которой активно пользуются недобросовестные предприниматели под видом образовательных услуг они реализуют разнообразные информационные продукты» Яна Лантратова: «Услуги инфобизнеса можно подвести под сферу образования. А ведь ИП в сфере образования имеет право работать по льготному налогообложению. И это популярная схема ухода сейчас от налогов, которой активно пользуются недобросовестные предприниматели, под видом образовательных услуг они реализуют разнообразные информационные продукты» Фото: duma.gov.ru

«Уважаемые коллеги, хочу отметить — не зарегулирование, а именно регулирование, ведь в сфере инфобизнеса появляются недобросовестные практики и порой только откровенные мошенники», — пояснила мотивацию депутатов Лантратова. Депутат вспомнила такого короля инфобизнеса, как Аяза Шабутдинова, которому вменяют 80 эпизодов мошенничества и недавнее задержание блогера Натальи Закхайм. В закреплении понятий, кстати, ориентируются на позицию Роскомнадзора, который считает, что блогер — это человек с аудиторией численностью не менее тысячи человек.

Аяз Шабутдинов: «Сокамерники классные, помогают во всем!»

А вот со вторым сложнее. Многие современные контентмейкеры поняли, что просто производить веселые ролики неинтересно (тем более в пору шторма на рынке рекламы). А продавать курсы по теме «Как снять TikTok, который наберет 50 миллионов просмотров» — в разы веселее. И прибыльнее.

Рынок онлайн-образования в стране растет, подтверждают в Госдуме. По словам депутатов, по итогам 2023 года оборот онлайн-школ вырос на 30% год к году и достиг 123 млрд рублей. Самые популярные направления — обучение новым профессиям (7,8 млрд рублей), курсы по здоровью (4,1 млрд) и предпринимательству (4,6 млрд).

Поэтому неудивительно, что главная инициатива законодателей коснулась именно курсов, тренингов и прочей «образовательной» деятельности блогеров. Предполагается, что поправки обяжут контентмейкеров, которые хотят продавать свои курсы, получать образовательную лицензию. Причем даже тех, кто оформлен как ИП и самозанятый. Ожидается, что именно это поможет развести понятия «информационно-консультационные услуги» и «образовательные услуги».

«Причем услуги инфобизнеса можно подвести под сферу образования. А ведь ИП в сфере образования имеет право работать по льготному налогообложению. И это популярная схема ухода сейчас от налогов, которой активно пользуются недобросовестные предприниматели, под видом образовательных услуг они реализуют разнообразные информационные продукты», — указала Лантратова.

«Это ненормально, когда люди ведут какие-то курсы по психологии, а психологами на самом деле не являются, дипломов не имеют. Ведут целые курсы о том, как торговать на фондовых рынках, не имея не только экономического образования, не имея никаких практик, никакого бизнеса. Очень много обращений, как люди идут на это, а потом попадают в финансовые пирамиды и теряют все», — возмущалась депутат.

Да и вообще ИП и самозанятые не получают лицензию на образовательные услуги, в отличие от частных школ и компаний. «Разве это справедливо? Вот эту лазейку нужно закрывать. Тем более что это напрямую отражается на качестве образования наших детей в том числе», — заявила депутат. Вспомнила Лантратова даже школьных репетиторов, услугами которых пользуются больше 60% старшеклассников. «И это огромный вклад в образование, и, конечно, качество должно быть гарантированным», — отметила депутат.

«Очевидно, что блогосфера и информационный бизнес — это не одно и то же, и в плане их правового регулирования они должны быть разделены» «Очевидно, что блогосфера и информационный бизнес — это не одно и то же, и в плане их правового регулирования они должны быть разделены» Фото: duma.gov.ru

Блогеры будут жить по кодексу чести

«На сегодняшний день уже выработана концепция правового регулирования инфобизнеса. Прежде чем я представлю основные ее положения, хотел бы зафиксировать один момент, обратить на это внимание членов рабочей группы, — начал председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. — Очевидно, что блогосфера и информационный бизнес — это не одно и то же, и в плане их правового регулирования они должны быть разделены. Наша концепция не затрагивает блогеров. Она направлена на тех, кто на возмездной основе делится знанием, опытом, например, ведение бизнеса, формирование мотивации, занимается наставничеством».

По словам Демина, на данный момент предлагается два основных регулирующих механизма… Точнее, еще два — еще более точечно зажимающих в рамки рекламу.

Первый — дисклеймер. Иначе говоря, обязательная маркировка рекламы, а также уточнение, что приобретение того или иного курса не гарантирует получения дохода, обретения любви, обладания тайным знанием, предсказания будущего… И всего того, что обещают инфоцыгане. «При этом необходимо предусмотреть формат такого сообщения, чтобы оно было не мелким шрифтом внизу со звездочкой, а, например, не менее 7 процентов площади квадрата и не менее 50 секунд по продолжительности», — заметил оратор.

Представили и возможные штрафы за отсутствие дисклеймера. Так, ответственность для физических лиц может достигать 2–2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — 10–20 тыс., для юридических — штраф от 200 тыс. до полумиллиона. Членам саморегулируемой организации (СРО) может и вовсе грозить административная ответственность и полное приостановление деятельности на срок в 90 суток.

К слову, о саморегулируемой организации. Это, как заметил Демин, станет вторым, ведущим механизмом регуляторики. Саморегулируемая организация будет осуществлять контроль качества оказания информационно-консультационных и образовательных услуг в интернете за счет принятия кодекса добросовестных практик. Аналогами подобного документа станут «Кодекс чести адвокатов» и «Кодекс профессиональный этики врача», как бы странно это ни звучало, учитывая призывы к блогерам отстать от медицины.

«Почему именно СРО? Такой механизм учитывает широкий перечень вопросов, позволяет СРО самостоятельно устанавливать обязательные для членов деловые и этические правила и стандарты, вводить меры дисциплинарного воздействия, нести субсидиарную ответственность перед гражданами и, кроме того, СРО контролируется государством, согласно федеральному закону. <…> Коллеги, считаю, что это абсолютно нормально, это хороший цивилизованный подход в условиях рыночной экономики», — заметил Демин.

Параллельно с кодексом «добросовестных практик» предлагается создать реестр «недобросовестных» блогеров. Уполномоченным за ведение, судя по документам, может стать все тот же Роскомнадзор.

К слову, похоже, что выстрел в инфоцыган отрикошетит и в различных интернет-эзотериков, которые до недавнего времени избегали ответственности и стали даже слишком комфортно и вольготно чувствовать себя в мировой сети. Интересно, предсказывали ли они такой исход?

«Астропсихологи, ангелы-терапевты… Зачастую они дают советы, представляют себя такими врачами, специалистами, за которыми люди следуют, — заметила в разговоре с „БИЗНЕС Online“ Лантратова. — А потом возникает вопрос, когда этот человек, следуя советам этого ангела-терапевта, совершает самоубийство, то кто несет ответственность? То есть, если врач вкалывает пациенту какой-то препарат или делает некачественную капельницу, он сразу же сядет…»

Депутат напомнила, что на данный момент подобные действия не подпадают, например, под статью «Доведение до самоубийства». «Вот это и проблема. Это то, за что я билась очень много лет с группами смерти. Когда организатор группы (настраивает пользователя на причинение себе вредаприм. ред.) в итоге говорит: „Это самоубийство“. Нет, это убийство. <…> Инструмент (орудие убийстваприм. ред.) — интернет. Он взял интернет и через интернет убил ребенка. Давайте называть вещи своими именами. Иначе так мы от всей ответственности отойдем», — подчеркнула Лантратова.

Сторону добросовестных блогеров (как несколько раз намекнул сам спикер) представлял сооснователь ассоциации блогеров и агентств (АБА) Перлин Сторону добросовестных блогеров (как несколько раз намекнул сам спикер) представлял сооснователь ассоциации блогеров и агентств (АБА) Перлин Фото: © Владимир Трефилов, РИА «Новости»

«Это возможность использовать огромный блогерский ресурс для продвижения государственных нужд»

Сторону добросовестных блогеров (как несколько раз намекнул сам спикер) представлял сооснователь ассоциации блогеров и агентств (АБА) Перлин.

Интересно, что АБА, ранее высказавшаяся против появления того же реестра контентмейкеров, к заседанию рабочей группы свое мнение несколько изменила. Впрочем, во благо «добрых блогеров».

Перлин напомнил, что рынок блогосферы занимает объемы рынка в 2 раза больше, чем все средства массовой информации, включая сюда и печатные. Именно поэтому ассоциация добивается введения ОКВЭД для контентмейкеров (к слову, данная инициатива также фигурирует в официальных документах).

«Во-первых, не имея отдельного ОКВЭД, блогер как профессия не может на сегодняшний день получить какие-то льготы которые, допустим, доступны другим профессиям. <…> IT-сфера получает льготы, но при этом мы понимаем, что работа блогера в настоящее время технически ничем не отличается от IT-специалиста. Это такая же работа за компьютером, это такой же монтаж видео, написание текстов, это такая же работа в рекламных кабинетах. <…> Меня спросят: „Как же так, хотите блогерам дать какие-то льготы? Да это вообще ребята, которые ездят на дорогих машинах, танцуют свои танцы и вообще отлично зарабатывают…“ Но при этом это сфера, которая действительно сильно страдает от ограничения различных социальных сетей. И, помимо топ 500 блогеров, которых мы все видим, есть огромное количество, десятки тысяч людей, которые зарабатывают на своих страницах небольшие деньги, рекламируя какой-то малый-средний бизнес в нашей стране», — заметил Перлин, обратив внимание, что подобные рекламные кампании поддерживают отечественную экономику снизу.

Второе: острый момент для самих блогеров, который, похоже, может решиться при помощи регуляторики, — это налоговые проверки. По словам Перлина, сейчас они явным образом бьют по репутации контентмейкеров, а в худшем случае — замораживают их деятельность вовсе.

«Если, например, идет налоговая проверка какого-то завода, мы же не останавливаем производство, — справедливо заметил оратор. — Но сегодня, когда налоговая проверка идет публично у блогера, это прежде всего бьет по его основному ресурсу, по социальному капиталу. Когда во всех СМИ пишут, что у какого-то блогера идет проверка, и не так, что эта проверка будет какой-то обвинительной, блогер действительно теряет огромное количество рекламных контрактов, огромное количество аудитории, эстетически от этого страдает. ОКВЭД же позволит нам ввести стандарты, которые мы разрабатываем внутри ассоциации. Стандарты, связанные с взаимоотношениями между пользователями, бизнесом и блогерами». В АБА, по словам Перлина, по ним уже работают, но хотелось бы на законодательном уровне «отделить честных белых блогеров от блогеров, которые ведут себя недобросовестно».

Кроме того, законопроект позволит «закрепить то добро и те некие социальные нужды, которые постоянно требуют от блогеров». По словам Перлина, сами они не всегда понимают, какую социальную функцию они реально должны нести в свет. В связи с этим одна из инициатив — ввести отчисления в размере 5% от всех рекламных постов на государственные нужды. «Это на самом деле не какое-то большое лишение, и блогеры тоже всячески поддерживают эту инициативу. А для государства в целом это возможность использовать огромный блогерский ресурс для продвижения социальных и различных государственных нужд», — подчеркнул представитель отрасли.

Само государство, правда, хочет не просто «сотрудничать» с блогерами, но увеличить число «полезных». А «полезными» станут не все. В числе инициатив — разработка перечня тем (для контентмейкеров), которые являются «социально значимыми и требуют дополнительной государственной поддержки». Далее по документу: путешествия по РФ, освещение семейных ценностей, патриотическое воспитание, научное просвещение.

Кроме того, Лантратова предложила создать премию для блогеров, которые производят «важный для людей контент». «Признаем честно, сегодня блогеры — одни из самых популярных людей страны. Многие из них освещают очень острые социальные проблемы… Таких людей нужно отмечать и продвигать. Поэтому я предлагаю на государственном уровне учредить специальную премию для блогеров, которые много лет добросовестно производят важный для людей контент», — заключила депутат.