«Деньги — это все-таки, я считаю, вторично. Главное — это стратегия развития и объемы работ», — заявлял в конце прошлого года министр транспорта РФ Фарит Ханифов на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». На днях слова чиновника снова обрели актуальность: кабмин утвердил постановление о выполнении второго этапа развития транспортной системы РТ. Документ рассчитан до 2027 года и предусматривает средства на развитие метро, реконструкцию аэропорта в Казани и строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов. О том, какие изменения ждут транспортную отрасль республики в ближайшие четыре года, — в материале «БИЗНЕС Online».
На прошлой неделе кабинет министров принял постановление о выполнении второго этапа развития транспортной системы Татарстана
«Татарстан — ключевой регион в транспортно-транзитной системе России»
Именно с этого громкого заявления начинается документ, который определит дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры в республике. На прошлой неделе кабинет министров принял постановление о выполнении второго этапа развития транспортной системы Татарстана. Он должен завершиться в 2027-м, на его выполнение предусмотрено 184 млрд рублей. Первый этап прошел с 2014 по 2023 год, а на реализацию было потрачено 638 млрд рублей. Что касается ближайших четырех лет, то наибольшая часть средств — 144,9 млрд — будет выделена из республиканского бюджета. Еще 25,2 млрд рублей придется на федеральную казну, а 10,5 млрд — на внебюджетные источники.
Необходимость принятия документа его авторы в первую очередь обосновывают экономическими показателями отрасли. «Вклад предприятий по виду экономической деятельности „Транспортировка и хранение“ в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2023 году, по оценке, составил 4,6 процента, по виду экономической деятельности „Строительство автомобильных дорог и автомагистралей“ в 2023 году — 1,4 процента», — говорится в документе.
Цели перед разработчиками, а главное, исполнителями программы стоят масштабные. Постановление охватывает все отраслевые сферы. Это и железнодорожный транспорт, речные перевозки и восстановление причалов, развитие авиации и аэропортов, общественный транспорт, в том числе метро. И конечно, дороги.
Относительно метрополитена говорится, что на его развитие каждый год будет выделяться по 1 млрд рублей
Новые дороги, реконструкция аэропорта им. Тукая и вокзала в Зеленом Доле
Отдельное внимание в документе отведено дорогам. «Республика Татарстан является одним из ключевых регионов в транспортно-транзитной системе Российской Федерации и играет ведущую роль в формировании международных транспортных коридоров, проходящих через территорию РФ», — говорится в мотивировочной части постановления.
Так, в рамках программы в текущем году планируется провести работы по строительству автодороги Алексеевское – Альметьевск в составе платной трассы Шали (М7) – Бавлы (М5). На возведение магистрали потратят еще 22,4 млрд рублей, из которых 17,1 млрд выделит бюджет Татарстана, а 5,3 млрд — федеральный. Еще 4,5 млрд придется на внебюджетные источники. 90 км из 145 были готовы еще весной, а в целом трасса оценивается в 102 миллиарда.
Уделяется внимание в документе и строительству автомобильной дороги М7 «Волга» на участке обхода городов Нижнекамск и Набережные Челны в составе маршрута М12 Казань – Екатеринбург. Это, по мнению его авторов, позволит в несколько раз повысить пропускную способность магистрали и уровень безопасности дорожного движения. «Будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны, где сосредоточены предприятия нефтехимии, нефтепереработки, автомобилестроения и других отраслей. Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М7 „Волга“», — отмечается в постановлении. Еще в сентябре 2023 года готовность моста через Каму на этой трассе была 35%, весной общую готовность трассы оценивали в 50%. Но на прошлой неделе вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что пуск движения по участку протяженностью 81 км намечается до конца года.
Относительно метрополитена говорится, что на его развитие каждый год будет выделяться по 1 млрд рублей. Федеральных денег на казанское метро не предусмотрено, поэтому средства капельно выделяет бюджет республики: что наскребли, то и потратили. Оттого-то первую очередь второй ветки из четырех станций откроют не ранее 2027 года — если, конечно, не произойдет какого-то финансового чуда. Попутно в Казани поменяли и подходы к трассировке метро — предполагается, что появятся станции в районе РКБ.
Еще 7,7 млрд рублей пойдет на реконструкцию аэровокзальной инфраструктуры международного аэропорта «Казань». Федеральный и республиканский бюджеты выделят по 3,7 млрд рублей, а еще 163 млн — внебюджетные источники.
Еще 7,7 млрд рублей пойдет на реконструкцию аэровокзальной инфраструктуры международного аэропорта «Казань»
Среди мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры предусмотрены реконструкция вокзала на станции Зеленый Дол (2025–2026 год) за 4,3 млрд рублей и организация внутригородского кольцевого ж/д сообщения в Казани (2026–2027), на которую выделят 5 млрд рублей.
В рамках развития городского автомобильного и электротранспорта предполагается строительство в Нижнекамске трамвайной линии по проспекту Строителей – проспекту Мира. Также предусмотрены субсидии тем перевозчикам, которые недополучили доходы на маршрутах из Казани до Болгара и Свияжска.
Впрочем, не нашлось в документе денег ни на трамвай в «Салават Купере», ни на троллейбусную сеть по Вознесенскому тракту. Нет и планов реконструкции казанского трамвайного хозяйства. Между тем, как говорил в марте гендиректор «Метроэлектротранса» Айдар Абдулхаков, на капитальный ремонт инфраструктуры наземного электротранспорта не хватает 5,1 млрд рублей. Часть рельсовых путей уже дважды отслужила свои сроки.
Не забыли в минтрансе и о себе. На обеспечение деятельности центрального аппарата ведомства на время второго этапа предусмотрено 375 млн рублей.
Как заявлял глава ведомства Фарит Ханифов на интернет-конференции «БИЗНЕС Online», в прошлом году бюджет дорожных проектов Татарстана составил свыше 220 млрд рублей
Основное — сохранение существующей сети автомобильных дорог
Как заявлял глава ведомства Фарит Ханифов на интернет-конференции «БИЗНЕС Online», в прошлом году бюджет дорожных проектов Татарстана составил свыше 220 млрд рублей. Бо́льшую часть занимало федеральное финансирование крупных объектов: это строительство М12 — 93,3 млрд рублей, строительство обхода Набережных Челнов и Нижнекамска и другие работы на федеральных дорогах на сумму 54,4 млрд рублей, плюс дорожный фонд Республики Татарстан — 72,3 млрд рублей.
«Главное — стратегия развития, под эти планы необходимо изыскивать финансирование», — отмечал Ханифов.
Помимо проектов, перешедших во второй этап госпрограммы, министр говорил о Вознесенском тракте Казани, первый этап которого протяженностью 3,8 км был сдан в октябре 2023 года. Его цена составила 13,4 млрд рублей. Сейчас же продолжается строительство второго этапа протяженностью 7,5 км стоимостью 26 млрд рублей. Также шла речь о реконструкции Горьковского шоссе протяженностью 11,3 км и стоимостью 27 млрд рублей.
Еще один масштабный дорожный проект — строительство и реконструкция трассы Р239 Казань – Оренбург с обходом села Сокуры. Работы здесь уже идут, хотя ранее собирались развернуть их только в 2025-м — но сроки сдвинулись после пуска трассы М12. Реконструкция участка у Сокуров включает создание транспортной развязки в разных уровнях на км 24+360; транспортную развязку в разных уровнях на км 29+863; путепровод через существующую автомобильную дорогу Сокуры – Кирби на км 27+957; реконструкцию моста через реку Мешу на км 30+349, а также малые искусственные сооружения и наземный пешеходный переход.
По словам Ханифова, основные работы после 2025 года с учетом сложившихся ресурсов (материалов, механизмов, рабочих) будут направлены на сохранение существующей сети автомобильных дорог и приведение в нормативное состояние опорной сети. Их общая протяженность по территории РТ — 2 634,25 километра.
«Кроме того, мы прорабатываем вопрос формирования опорной сети Республики Татарстан — это региональная опорная сеть дорог, которая связывает города, районные центры и крупные населенные пункты. Экономическая целесообразность — в транспортной доступности промышленных и сельскохозяйственных комплексов, объектов туризма, ж/д узлов. Протяженность этой сети — 1,8 тысячи километров», — говорил Ханифов.
На октябрь 2023 года в нормативном состоянии был 51% региональных дорог, в планах на 2027-й довести данный показатель до 61,3%. Аналогичный показатель для опорной сети Российской Федерации на территории Татарстана — 84,2% региональных дорог, планируется поднять его до 85,9%. Эти цифры и заложены в госпрограмму развития транспортной системы республики.
Аэропорты в 2024-м должны начать обслуживать около 6 млн пассажиров
Общественный транспорт новых субсидий не дождется, но пассажиропоток вырастет
Исходя из высоких миссий программы, все делается в том числе в интересах его величества пассажира. Но вот деньги выделяют в основном дорожникам. В целом субсидирование на всех видах транспорта в РТ — 1,9 млрд рублей ежегодно. А общая сумма программных расходов — в среднем 46 млрд рублей в год. И при этом, по мнению авторов документа, успешное выполнение программы позволит увеличить число пассажиров на всех видах транспорта.
В частности, пригородными поездами в 2024-м воспользуются, по прогнозу, 6,7 млн человек, в то время как годом ранее электричками ездили 6,6 миллиона. К 2027-му этот показатель надеются взрастить еще на 600 тысяч. Число пассажиров водного транспорта в 2024-м увеличится до 350 тыс. — на 10 тыс. больше, чем годом ранее. Ну а через четыре года на речных судах будут перемещаться 380 тыс. пассажиров ежегодно. Судя по одинаковым цифрам субсидий на данном виде транспорта, платить за дорожающую солярку и ремонт судов предполагается за счет тарифов на билет.
Троллейбусы примут до 27 млн пассажиров в этом году
Аэропорты в 2024-м должны начать обслуживать около 6 млн пассажиров. В прошлом году показатель находился на уровне 5,860 миллиона. К 2027-му это число сможет увеличиться до 6,2 миллиона.
В целом по республике доля перевозок автобусами в текущем году должна увеличиться до 298,1 млн человек
Троллейбусы примут до 27 млн пассажиров в этом году. В прошлом их было 26,9 млн, а к 2027-му должно стать 29 миллионов. Продолжат расти и трамвайные перевозки — до 41,2 млн человек в 2024-м. В 2023-м они достигали 40,2 млн пассажиров, к 2027-му могут вырасти до 42 миллионов. То же касается и казанского метро, который в прошлом году перевез 31,2 млн человек. В этом году число пассажиров должно увеличиться до 31,7 млн, а в 2027-м — до 33 миллионов.
Наконец, автобусные перевозки. Напомним, пока в той же Казани трафик пассажирских перевозок всеми видами транспорта, рухнувший в 2019 году, так и не восстановился — в 2023-м перевезли 231 млн пассажиров, что на 30 млн меньше, чем в доковидные времена. Водители на фоне низких зарплат увольняются, покидая кабины автобусов «третьей столицы» России. В результате вместо обещанных ранее 263 автобусов уже намереваются купить лишь 157, поскольку «лишними» машинами банально некому управлять.
Однако в целом по республике доля перевозок автобусами в текущем году должна увеличиться до 298,1 млн человек. В 2023-м объем достигал 290 миллионов. А к 2027-му должен возрасти до 320,5 миллиона.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.