Во дворе Присутственных мест на территории музея-заповедника «Казанский Кремль» этим летом показывают фэнтези-променад «Чудо о спящей Ханбике». Перформанс, на одном из первых показов которого побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», предлагает зрителю стать исследователем и принять непосредственное участие в действии.

При создании иммерсивного спектакля использовали элементы разных эпох и культур. Здесь и татарские баиты времен русско-турецкой войны, и отсылка к легенде о казанском коте, и аллюзия на ирландскую сказку и цитаты из трудов немецкого философа первой половины XX века Вальтера Беньямина. А стихи древневалийского поэта Талиессина гармонично соседствуют с текстами современной татарской поэтессы Миляуши Гафуровой.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Авторами проекта стали культуролог Энже Дусаева и драматург Анна Сокольская. Дусаева рассказала «БИЗНЕС Online», что главным героем постановки является сам Кремль. «Я выросла в Казанском кремле, я помню его другим, еще в 80−90-е, — вспоминает наша собеседница. — И для меня Кремль — это очень родная история, и какая-то такая интимная и трогательная. Мне было очень важно подсветить это место и настроить тех, кто приходит, на само место и на те ощущения, которые я сама прежде всего испытываю». Отметим, что специально для зрителей «Чудо о спящей Ханбике» открыли доступ к пряслам и Консисторской башне.

В первой части променада ведущая актриса Казанского ТЮЗа заслуженная артистка РТ Елена Калаганова в роли исследовательницы-антрополога предлагает гостям побыть фланерами и прогуляться по двору Присутственных мест. Она знакомит со своим наставником Валидом ибн Вельямином. Из уст исследовательницы зрители узнают фантастическую историю слепого Шавката, отправившегося на поиски таинственной книги, без которой не будет мира ни на земле, ни на небесах.

Фото: «БИЗНЕС Online»

Во время променада гости знакомятся с пространством средневековой крепости. Поднявшись на прясла, зрители переносятся на несколько веков назад и, отведав угощение, как будто попадают в другой мир. Здесь настроение повествования меняется. Перед зрителем предстает Ханбике, насильно ставшая женой завоевателя. Согласно истории, обесчещенная девушка от горя засыпает беспробудным сном. Спит и младенец в ее чреве — будущий татарский богатырь Батыр.

Роль Ханбике исполняет Анна Носкова. Она поет под аккомпанемент саза (Айдар Абдрахимов). Песню подхватывают София Озджан и Ирина Фатхутдинова. Они медленно увлекают за собой гостей в Консисторскую башню, где история спящей красавицы и слепца Шавката переплетаются. Пространство башни наполняется пением, звуками виолончели (Анна Антонова) и саза. Музыка естественно дополняет драматические события, развивающиеся перед зрителем.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Каждый раз испытываешь какой-то такой катарсис, после которого вообще очень сложно вернуться обратно в нормальную жизнь, — рассказала нашему корреспонденту выпускница Казанской консерватории Озджан, которая также исполняет роль Ханбике. — Чтобы какую-то эмоцию испытал зритель, ты должен ее испытать в миллиард раз больше, но при этом не саморазрушиться под конец спектакля, ведь с этим тебе потом еще дальше жить. И вот эту прожитую эмоцию оставляешь в себе и играешь дальше».

Над созданием постановки также работали хореографы Марсель и Мария Нуриевы, Елена Буянова, лауреат всероссийских и международных конкурсов композитор Настасья Костюкова.

Для Дусаевой и Сокольской «Чудо о спящей Ханбике» — это не первый подобный совместный проект. К примеру, они разработали променад «Юл» по Адмиралтейской слободе, который вошел в лонг-лист «Золотой маски».