1. Новая дорога станет частью трассы М12, а ее сердце, мост длиной 1,3 км, будет самым протяженным искусственным сооружением скоростного маршрута Казань – Екатеринбург. Техническая готовность моста на сегодня — 80%.

  2. Ранее республиканские власти заявляли, что новый мост должен разгрузить стратегический объект — плотину Нижнекамской ГЭС, нагрузка на которую превышена почти в 2 раза. В 2021 году ее среднесуточное пропускное количество составляло 24 тыс. автомобилей, пик был 20 августа 2021-го — порядка 46 тыс. транспортных средств. На эскизе — два варианта трассировки: в итоге трасса пересекает Каму у поселка Котловка.

  3. Важный для республики объект, который, по примерным оценкам, позволит сократить путь от Казани до Уфы на два часа, строят и представительницы слабого пола. «Мы тут вяжем арматуру. Арматурщики — это вымирающая профессия среди женщин», — рассказывает местная легенда, арматурщик с 33-летним стажем Наталья Степанова. На вопрос, тяжело ли ей работать, она смеется. «А где не тяжело? За компьютером сидеть тоже тяжело. Нажмете не на ту кнопку, уже все, у вас ошибка пошла», — отвечает работница.

  4. Всего на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов протяженностью 81 км предусмотрено строительство 10 мостов, пяти транспортных развязок, 11 путепроводов и пяти разноуровневых пересечений. Наибольший объем работ выполнен на участке строительства транспортной развязки вблизи села Шингальчи протяженностью 70 метров. Его техническая готовность — 99%.

  5. А так выглядят сейчас подъезды к мостовой переправе через Каму на обходе Челнов и Нижнекамска. Сейчас здесь разрабатывают вырубку и идет устройство дорожной одежды. На всем протяжении обхода необходимо уложить 1 млн 262 тыс. т асфальтобетона. Для обеспечения прочности проезжей части и соответствия дороги I категории предусмотрена укладка трех слоев асфальта общей толщиной 23 сантиметра.

  6. Сейчас на стройке моста через Каму задействованы 300 человек и 38 единиц техники, не считая фур. В активной фазе строительства количество работников доходило до 500. Уменьшение числа сотрудников объясняют по-рабочему просто: «Основные опоры перестали поднимать, остались только работы поверху».

  7. Также в распоряжении строителей главной части ответвления от федеральной трассы М7 «Волга», которое проходит в обход Набережных Челнов и Нижнекамска, был и свой флот. В момент пиковой нагрузки возведение моста обслуживало около 15 различных плавсредств (не считая маломерных судов). Например, здесь размещались три 350-тонных плавучих крана, сейчас на дежурстве остался один — ему сократили стрелу с 72 до 50 метров.

  8. Баржами к стройке подвозили трубошпунты, балки и другой негабаритный груз, который везти на автотранспорте просто не вариант: выходит долго и дорого. Так, на одной барже можно увезти сразу 50 балок, а на грузовом автомобиле — всего лишь две.

  9. Об уникальности переправы рассказал главный инженер компании «Институт Стройпроект» Санкт-Петербурга Максим Петрунин. «Такие сооружения в России сейчас строятся, но это одно из последних. У него центральный пролет имеет длину 150 метров. Будет предусмотрен проход судов как вниз по течению, так и вверх в разные пролеты», — отметил инженер.

  10. Уникальности мосту добавляет и местоположение — большой продольный уклон, низкий левый берег и высокий правый. Это создает большой перепад высот, из-за чего возникают трудности с «надвижкой». Это технология, когда пролеты плавно перемещают между опорами строения.

  11. Однако, как заверяет заместитель руководителя контракта по строительному контролю АО «Ленстрой» Евгений Румянцев, на безопасности строения эти трудности не скажутся. Устранение выявленных дефектов при возведении моста происходит в оперативном режиме, максимальные сроки — от одного до трех часов. На объекте введена рабочая инструкция, согласно которой на каждом работнике лежит индивидуальная ответственность.

  12. «Каждый сварщик — уникальный человек, это боевая единица, которая может работать самостоятельно, без руководящего звена. Он сам эксперт в работе, и, как следствие, у них есть индивидуальная ответственность. Каждый шов проверяется, если выявляется дефект, тот же сварщик, который шов выполнил, его исправляет и повторно предъявляет», — говорит Румянцев.

  13. Сейчас на объекте завершается сборка металлического пролетного строения моста. На данный момент собрали и надвинули на опоры 706 м конструкций. Полностью собрать строение массой около 11 тыс. т и надвинуть его на опоры строители должны в августе 2024 года.

  14. Подробности «надвижки» описал начальник участка филиала АО «Дороги и мосты» «Мостоотряд-41» Артем Миндрюков. «В общей сложности у нас 7 этапов надвижки, 6 мы уже провели. Скорость „надвижки“ у нас составила 4 метра в час, и, когда мы наконец-то все надвинем, опустим опоры», — объясняет специалист. По его словам, произойти это должно в августе.

  15. Также на 9 пролетах эстакадной части моста смонтированы балки и устроен выравнивающий слой. К монтажу оставшихся 6 пролетов планируется приступить после разборки стапельной площадки.

  16. На участке практически завершено строительство опор. Русловые опоры готовы на 92%, эстакадные — на 80%. Также ведутся работы по устройству сопряжения насыпи земляного полотна с опорами моста, окраске опор и пролетного строения.

  17. Кроме того, мостостроители приступили к устройству гидроизоляции на собранной части металлического пролетного строения моста. Она должна защищать конструкции от коррозии. Для пролетного строения русловой части протяженностью 792 м специалистам предстоит нанести 19 тыс. кв. м напыляемого гидроизоляционного материала. После на нее уложат двухслойное покрытие из асфальтобетона. К укладке асфальта планируют приступить в октябре 2024 года.

  18. На фото — барьерные ограждения. Кроме того, на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов нужно смонтировать более 50 км линий электроосвещения, свыше 160 км осевого и бокового ограждения. В настоящий момент общая техническая готовность обхода составляет 70%.