Накануне вечером стало известно, что столицу РТ с Поднебесной свяжет долгожданное прямое авиасообщение. Предварительно, самолет в Шанхай будет летать 3 раза в неделю Накануне вечером стало известно, что столицу РТ с Поднебесной свяжет долгожданное прямое авиасообщение. Предварительно, самолет в Шанхай будет летать 3 раза в неделю Фото: © Laurent Coust / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Казань и Шанхай свяжут прямые авиарейсы. Правда, пока на месяц

«Если мы сможем добиться открытия прямых авиарейсов, наши контакты кратно увеличатся», — говорил чуть больше года назад глава Татарстана Рустам Минниханов о необходимости запуска прямого авиасообщения между Казанью и Шанхаем. И вот накануне вечером ассоциация туроператоров России (АТОР) объявила о старте таких рейсов.

Перелеты между городами стартуют с 28 сентября и продолжатся до конца летнего расписания — 27 октября. Авиасообщение организует китайский перевозчик China Eastern Airlines. Самолет Airbus A330 будет вылетать из международного аэропорта «Казань» им. Тукая в 20:00 и приземляться в международный аэропорт «Пудун» (PVG) в 9:00 (04:00 мск). Время полета составит 8 часов с учетом разницы во времени в пять часов. Отправление из Шанхая в Казань — в 12:30 по местному времени, прибытие в столицу Татарстана — в 17:00. Согласно сайту авиакомпании, следующие рейсы состоятся 1, 3, 10, 17, 22 октября, в принципе на другие месяцы полеты (пока?) не запланированы.

Билеты уже можно приобрести на сайте авиакомпании: цена в одну сторону составляет почти 23 тыс. рублей для экономкласса и 102 тыс. для бизнес-класса. В российских поисковиках авиабилетов («Авиасейлс», Tutu.ru и др.) информации о продаже пока нет. Но стоит отметить, что перспектива за 23 тыс. рублей без пересадок посетить красивейший город Поднебесной более чем заманчивая. Для сравнения: во Владивосток из Казани нужно лететь с пересадкой в Москве почти за ту же цену, но 11,5 часа. Если на эти даты посмотреть прямые рейсы, то в столицу Казахстана Астану можно улететь за 13,1 тыс. рублей (2,5 часа), в столицу Армении Ереван — за 13,5 тыс. рублей, в Ташкент — 14,6 тыс., в Баку — 19,4 тысячи.

В Стамбул билеты обойдутся в 17,5 тыс. рублей, а в курортную Анталью — чуть дороже — 19,6 тысячи. Самые дорогие билеты, по данным сервиса «Авиасейлс», будут в египетский город-курорт Шарм-эш-Шейх — 85 тысяч. Далее следует Дубай — 47 тыс. без багажа, Белград — почти 39 тыс. рублей. Самые демократичные цены в Бишкек — 10,5 тысячи. В Сочи (пожалуй, одно из самых излюбленных россиянами мест для летнего отдыха) в конце сентября можно улететь за чуть больше 8 тыс. рублей, в Минеральные Воды — за 11,6 тысячи.

Авиакомпания China Eastern Airlines уже совершает рейсы из Китая в Москву и Санкт-Петербург. Поэтому из Казани до Поднебесной можно добраться с пересадками через российские столицы. Например, 6 августа из столицы РТ в Шанхай с пересадкой в Шереметьево можно долететь также за 23 тыс. рублей. Правда, добираться придется 35 часов. В этот же день есть более быстрый рейс — лететь почти 13 часов, но и билеты стоят 50 тысяч. На 28 августа на самом быстром рейсе добираться до Шанхая придется 14 часов за 40 тыс. рублей, а вот на самом дешевом (25 тыс.) — почти два дня, с пересадками в Москве и Пекине.

Информацию о запуске рейсов «БИЗНЕС Online» подтвердили и в генконсульстве КНР в Казани. В начале июля их даже анонсировал генеральный консул Сян Бо — он говорил о переговорах, которые ведут между собой страны по данному вопросу.

Стоит отметить, что рейс запускается аккурат в даты активной подготовки и проведения в Казани саммита лидеров стран БРИКС (напомним, состоится с 22 по 24 октября), поэтому говорить о регулярности полетов пока не приходится. Рейсы не будут летать и в даты проведения в Казани еще одного мероприятия — российско-китайского форума «РОСТКИ» (13 по 15 ноября). Тем не менее, по данным «БИЗНЕС Online», власти республики выражают надежду на то, что рейс станет все-таки постоянным.

Билеты уже можно приобрести на сайте авиакомпании. Его цена в одну сторону составляет почти 23 тыс. рублей для эконом-класса и 102 тысяч — в бизнес-классе Билеты уже можно приобрести на сайте авиакомпании. Его цена в одну сторону составляет почти 23 тыс. рублей для экономкласса и 102 тыс. для бизнес-класса Фото: «БИЗНЕС Online»

«Новость очень хорошая. Запишемся одними из первых»

У этого рейса, скорее всего, есть заказчик, который запустил его под «конкретные цели», полагает вице-президент АТОР по выездному туризму, глава туроператора Space Travel Артур Мурадян. «Я делаю [подобное] предположение, поскольку такие рейсы периодически из разных регионов появляются, там всегда присутствует консолидированный заказчик», — отметил он.

По его словам, это не классическая туристическая история. В случае если в продаже будут свободные места, то перевозчик станет смотреть на динамику спроса со стороны Татарстана, а после принимать решение, сохранять рейс без заказчика или нет.

«Если говорить с точки зрения туристического потенциала, на мой взгляд, у всего Приволжского округа, и Татарстана в частности, есть потенциал развития логистических цепочек на базе китайских перевозчиков, а также развития туризма со стыковочными форматами в остальные провинции Китая, то есть из Шанхая в Хайнань, например, который является довольно понятным и популярным для российских потребителей сегментом отдыха», — поделился собеседник издания. Он добавил: «Но пока все идет к тому, что этот рейс кто-то заказал, например, 200–300 мест, и им надо месяц возить людей или туда (в КНР прим. ред.), или к вам».

Летом въездной поток из Китая напрямую в Татарстан «может иметь огромный потенциал». «И я думаю, что ваше министерство по туризму (госкомитет РТ по туризмуприм. ред.) должно провести работу с тем, чтобы этот рейс закрепился в основном расписании на круглогодичной основе», — отметил Мурадян.

Цену в 23 тыс. рублей в одну сторону эксперт оценил как среднюю. «Она не низкая, не высокая. И здесь надо понимать, что китайцы путешествуют группами, у них не развит индивидуальный туризм, — пояснил он. — Не исключено, что здесь какие-то китайские туристы могут приехать [в Казань], но опять смущает сегментность. Если бы я ставил под китайских туристов, я бы делал с августа по конец сентября, а не с сентября по октябрь. Скорее всего, это связано с бизнесом, нежели с туризмом. А во-вторых, если бы я туристический [продукт] для России продавал, то, наоборот, запустил бы его с 20-х чисел октября, чтобы под каникулы встать».

Президент ассоциации турагентств Рамиль Мифтахов положительно оценил запуск маршрута. «Единственное, они запускают его (рейсприм. ред.) на короткий срок. Через Шанхай можно попасть в другие города, ну и сам Шанхай — прекрасный город. На неделю туда можно слетать и посмотреть все великолепие, которое есть там. Также данный город — экономическая столица Китая, потому там много шикарных отелей, ресторанов, развлечений. Безусловно, из Шанхая есть большое количество вылетов в другие регионы Юго-Восточной Азии, что придает дополнительный интерес данному направлению. Кроме того, оттуда много очень круизов уезжает. Думаю, этот рейс туристов заинтересует», — говорит он.

Однако наш собеседник посетовал на отсутствие визового центра Китая в Казани. «Открывать визу нужно либо в Москве, либо в Екатеринбурге. А как любая виза, это все равно занимает время: неделю как минимум, плюс время на пересылку документов», — делится он.

Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев также был крайне рад объявлению о запуске прямого рейса из Казани в Шанхай. «Еще бы немножко облегчить визовые дела, было бы совсем хорошо. А новость очень хорошая. Запишемся одними из первых. Тем более как раз готовится у нас форум „Россия – Татарстан – Китай“ (РОСТКИ прим. ред.), который пройдет в Казани в ноябре. Молодцы! Спасибо, обрадовали», — сказал он.

Шамиль Рахимович отметил, что рейс будет востребован у бизнес-сообщества Татарстана. «Сейчас оборудование из Китая идет и прочее, но никаких названий, фирм и так далее говорить не буду. Надо все шаг за шагом делать. Вот индусы скоро откроют [консульство в Казани]. Они должны принципиальное решение принять по визам. Хотелось бы, чтобы и Китай открыл в столице РТ визовый центр, потому что интерес у нас к нему (КНРприм. ред.) большой», — добавил Агеев.

Новым рейсом, скорее всего, будут пользоваться коммерческие и научные организации, считает член-корреспондент АН Татарстана, профессор КФУ, президент экономического общества республики Вадим Хоменко. «Я думаю, когда планировали прямые рейсы, учитывали, что РТ — один из крупнейших регионов по экономическому потенциалу», — отметил он. Причем, по мнению Хоменко, эти рейсы запускают не только к саммиту БРИКС. «Главное — запустить, потом подсчитают. В авиации такое нетрудно сделать. Это же не железная дорога, которую проложили, она должна работать. А так заранее рассчитать достаточно сложно, — отметил он. — Но я думаю, что, когда работа через Москву шла (сначала же через Первопрестольную были рейсы в Шанхай, Шэньчжэнь и Пекин), они учитывали, сколько человек из Татарстана выезжало. Потому я считаю, что это не просто рекламная акция, после саммита БРИКС будет продолжение».

Шанхай — это экономическая столица Китая, город особенно будет интересен для бизнесменов, отметил артист Базарбай Бикчантаев, родившийся и проживавший несколько лет в КНР. «У нас [с китайцами] много общего. Когда я работал в Синьцзяне, наш директор спросил у меня, что является символом Казани. Я ему показал дракона Зиланта. Он прямо поразился, говорит: „Ведь это и наш символ“, — вспомнил собеседник издания. — Что касается татар, проживающих в Китае, то запуск рейса особых удобств не создаст, ведь наши люди большей частью проживают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а это около 4,5 тысячи километров от Шанхая».

Прямых рейсов из Татарстана в Китай ждали уже давно. Буквально каждую встречу с китайскими коллегами об этом говорил Минниханов Прямых рейсов из Татарстана в КНР ждали уже давно. Буквально каждую встречу с китайскими коллегами об этом говорил Минниханов Фото: tatarstan.ru

«Вопрос логистики актуальный»

Прямых рейсов из Татарстана в КНР ждали уже давно. Буквально каждую встречу с китайскими коллегами об этом говорил Минниханов. Так, в конце июня раис республики выступил на встрече секретаря комитета Коммунистической партии Китая Синьцзян-Уйгурского автономного района с делегатами форума, где заявил, что за последние годы российско-китайские отношения достигли «беспрецедентного уровня», но актуальным вопросом остается логистика. Товарооборот по итогам 2023-го между Китаем и РТ, по его словам, увеличился в 2 раза и превысил $3 миллиарда.

Сейчас у Татарстана подписано 7 соглашений с китайскими провинциями и множество документов между муниципальными образованиями, в Пекине действует торгово-экономическое представительство республики, в Казани — генконсульство КНР.

Делегации из РТ регулярно посещают Поднебесную. В конце мая 2023 года побывали в Шанхае и провинции Аньхой, в ноябре — в Шэньчжэне на ярмарке высоких технологий. В апреле 2024-го глава РТ приехал в город Чанчунь в провинции Цзилинь, в июне он посетил с рабочим визитом город Урумчи для участия в международной выставке ЭКСПО «Китай – Евразия».

«Коробченко, на, покушай плова!»: как Минниханов гостил в Урумчи и с чем уехал?

«Геополитическая ситуация такая… Сам Всевышний показал, что Китай без России и Россия без Китая в этой истории не выдержат. Потому они должны держаться вместе. Каждый из нас должен привнести долю в сближение наших стран», — говорил Рустам Нургалиевич на одной из последних встреч с русской общественностью.

Из Казани было два мощных окна — Дубай и Стамбул. Сейчас открывается и третье — Шанхай. «За счет пандемии мы потеряли немножко темпы по приросту китайского турпотока — они два с половиной года практически не выезжали из страны», — говорил глава госкомитета по туризму Сергей Иванов. Китайцы снова стали ездить в Казань с 2023-го, утверждает он. Кроме того, глава госкомитета по туризму уверен, что БРИКС даст мощный промоэффект республике и китайцы станут ездить к нам чаще. «Китайским туристам сейчас нужно за одну поездку посетить много локаций, и они должны быть красивыми для соцсетей. Китайцы очень любят фотографироваться», — рассказывал тогда Иванов.

Прямые рейсы из Казани в КНР уже осуществлялись ранее. Последний раз 27 января 2020 года была приостановлена отправка туристов из-за вспышки коронавирусной инфекции. В 2017-м летали из столицы РТ в Пекин, а с августа по октябрь 2016 года китайская авиакомпания «Тяньцзиньские авиалинии» выполняла регулярный чартерный рейс Урумчи – Казань – Урумчи, полетная программа была также разработана специально для обслуживания активно развивающегося туристического потока из Китая.