«Транснациональные компании снижают объемы реализации в России. В основном драйверами роста рынка выступают отечественные производители», — рассказывает генеральный директор АО «Нэфис Косметикс» Дина Лаврикова «Транснациональные компании снижают объемы реализации в России. В основном драйверами роста рынка выступают отечественные производители», — рассказывает генеральный директор АО «Нэфис Косметикс» Дина Лаврикова Фото: Сергей Елагин

«Мы удовлетворяем около 25 процентов внутреннего спроса»

— Дина Фаридовна, какие сейчас складываются тенденции на рынке бытовой химии?

— Рост рынка с начала года достаточно сдержанный — порядка 8–9 процентов в денежном выражении. В натуральном выражении рынок не растет. Денежная индексация соответствует инфляционным процессам. Есть структурные изменения. Например, стремительно растут сегменты кондиционеров для белья, средств для мытья полов. Если говорить в разрезе каналов сбыта, основной растущий канал — это, ожидаемо, электронная коммерция. Объем продажи бытовой химии на маркетплейсах сравнялся с совокупным объемом реализации всех федеральных сетей. Сохраняется рост жестких дискаунтеров и непродовольственных магазинов.

— Как ведут себя западные игроки, которые обещали не развивать свои производства в России?

— Несмотря на их заявления об уходе с российского рынка, они никуда не ушли. Часть крупных компаний перешли в руки локальных управленцев, бренды были переименованы на кириллице. После этого они возобновили полномасштабное применение всех инструментов продвижения. Какая-то часть игроков так и не перешла в управление российского бизнеса. Они просто не применяют никакие маркетинговые инструменты, кроме ценовых. Этим все и закончилось. При этом транснациональные компании снижают объемы реализации в России. В основном драйверами роста рынка выступают отечественные производители. Иностранцы держат лидерство во многих сегментах, но разрыв по долям рынка существенно сокращается.

— Вы какую долю рынка занимаете?

— «Нэфис Косметикс» остается в тройке крупнейших предприятий на рынке бытовой химии в России. В среднем мы удовлетворяем около 25 процентов внутреннего спроса. В 2022 году мы первый раз заняли лидерство на рынке жидких средств для мытья посуды, обогнав Procter & Gamble*. В 2023-м это лидерство закрепилось. Если раньше разрыв составлял десятые доли процента, то сейчас мы на 8–10 процентов опережаем ближайшего преследователя. В этом сегменте у нас более 33 процентов рынка. Это одно из доказательств того, что российские игроки крепнут.

«В 2022 году мы первый раз заняли лидерство на рынке жидких средств для мытья посуды, обогнав Procter & Gamble*. В 2023-м это лидерство закрепилось»Фото предоставлено Нэфис Косметикс

— В какие страны у вас сейчас сохраняются отгрузки?

— Экспорт занимает 10–15 процентов в общем объеме реализации компании. Осуществляем поставки в страны постсоветского пространства. Плюс отгружаем продукцию в Китай и Монголию. В КНР, например, очень любят наше твердое кусковое мыло.

— Какова динамика производства за первые месяцы этого года?

— Рост в натуральном выражении за первые 6 месяцев текущего года составил порядка 7 процентов. По итогам года прогнозируется рост на 10 процентов.

Один бренд для всех проблем с одеждой

— Расширяете ли продуктовый портфель?

— В прошлом году мы зашли на новый для нас рынок кондиционеров, выпускаем продукт под брендом Cokel от BiMax. Также развиваем такие направления, как средства для чистки сантехники, стекол, жидкое мыло, шампуни.

«Наиболее масштабным и успешным является проект «BiMax против пятен» «В прошлом году мы зашли на новый для нас рынок кондиционеров, выпускаем продукт под брендом Cokel от BiMax» Фото предоставлено Нэфис Косметикс

— Какие-то отдельные новинки можете выделить?

— Наиболее масштабным и успешным является проект «BiMax против пятен». Мы усовершенствовали технологию производства и получили гранулу для порошка, которая лучше растворяется в воде и отстирывает. Это основные предпочтения, которые ждет от нас потребитель. Под этим же брендом выпускаем капсулы для стирки, гели. Выпустили широкую линейку пятновыводителей: от порошкообразных до жидких. Это позволяет потребителю дополнительно решать сложные вопросы с пятнами. Абсолютная новация в этой продуктовой линейке — жидкий утюг (спрей, распыляется на тканьприм. ред.). Это универсальное средство, которое помогает без утюга разгладить вещь, придать ей эстетический вид и освежить. То есть потребители могут пользоваться одним брендом, чтобы решить все проблемы с одеждой! Мы даже чуть глубже позаботились о потребителе и поработали над упаковкой. Мы предложили 2 формата упаковки для жидких пятновыводителей и жидкого утюга для домашнего использования: 400 и 500 граммов. А для того чтобы продукт удобно было брать с собой и в ручную кладь, выпустили эти средства в формате 100-граммовой упаковки. То есть всегда можно взять с собой в рюкзачок или сумочку, если идешь на деловую встречу. Требования социума сейчас таковы, что у человека всегда должен быть безупречный внешний вид. Наши средства как раз помогают в этом.

«Абсолютная новация в линейке BiMAX — жидкий утюг. Это универсальное средство, которое помогает без утюга разгладить вещь, придать ей эстетический вид и освежить»Фото предоставлено Нэфис Косметикс

«Нужно создавать собственные замкнутые циклы производства»

— Что происходит с импортозамещением в сфере сырья, технологий, оборудования? С чем у вас сейчас наибольшие сложности?

— Это по-прежнему очень проблемная зона. Решаешь один квест, следом за ним появляется следующий. Точно могу сказать, что никакой стабильности в этом плане нет. Импортозависимость производства огромная. Раньше мы работали преимущественно на американском и европейском сырье и оборудовании. Два года назад мы были вынуждены переключиться на азиатское направление. Но и с ним сейчас большие проблемы, поскольку просто перестали проходить платежи. Это касается не только юаней. Большое количество платежей не проходит ни в какой валюте. Так или иначе благодаря профессиональной команде и тому, что мы нацелены на результат, выходы находятся. Но работать в текущих условиях гораздо сложнее, чем раньше.

Нужно создавать собственные замкнутые циклы производства внутри России. Я надеюсь, в конечном итоге мы придем к глобальной независимости. Она у нас уже была. Мы помним, как это все работало. В советские годы ведь ничего не импортировалось! Надо просто приложить усилия и восстановить то, что у нас было. Для этого нужна хорошая среда для инвестирования, чтобы не быть уязвимым и никто не мог влиять на нашу жизнедеятельность.

— Как все эти факторы повлияли на стоимость вашей продукции?

— Мы всегда стараемся удержать цены на адекватном уровне, чтобы потребителю было комфортно. Товары повседневного спроса должны быть доступны для каждого. Все повышения цен происходят ровно тогда, когда мы понимаем, что это обусловлено экономикой предприятия и есть риски того, что компания перестанет развиваться. Любая коммерческая структура создана для того, чтобы развиваться, извлекать прибыль и иметь возможность инвестировать в развитие компании. Большую часть прибыли мы как раз направляем на развитие своих производственных мощностей.

— Назовете актуальные проекты по модернизации?

— В следующем году предприятию исполняется 170 лет, у нас наряду с современными заводами и цехами есть и достаточно возрастная инфраструктура. Мы много денег вкладываем в поддержание и модернизацию всего комплекса. Это касается самих мощностей, а также зданий и сооружений. Например, мы продолжаем реализацию проекта по наращиванию мощностей завода жидких моющих средств, проекта по модернизации участков производства технической продукции. Также сейчас задумываемся над тем, чтобы расширять производство капсул для стирки. В рамках имеющихся мощностей мы уже достигли рекордных для себя объемов. Занимаем порядка 16 процентов рынка по капсулам, то есть выросли в 3 раза.

В этом году особое внимание уделяем цифровой трансформации и автоматизации производства. Планируем начать работу в части проекта «Честный знак» — это маркировка продукции. Со следующего года планируется в число обязательных категорий ввести бытовую химию. Если это случится, мы уже будем готовы технически и теоретически к тому, чтобы выполнить эти требования.

Много внимания уделяем трансформации логистической системы. Внедрили автоматизированные системы управления товаром на складе. Сейчас успешный опыт распространяем на склады сырья, производственные участки. Также мы расширяем применение практик по повышению производительности труда, выходим с ними за рамки одного участка, тиражируем на другие заводы.

«Сейчас задумываемся над тем, чтобы расширять производство капсул для стирки. В рамках имеющихся мощностей мы уже достигли рекордных для себя объемов. Занимаем порядка 16 процентов рынка по капсулам, то есть выросли в 3 раза»Фото предоставлено Нэфис Косметикс

О социальной и экологической повестке

— Какие меры принимаете для уменьшения экологического следа?

— Более 40 процентов нашей полиэтиленовой тары — это продукт повторной переработки полиэтилена. То есть мы сами занимаемся переработкой полимеров. В прошлом году мы внедрили раздельный сбор отходов и у нас на 30 процентов сократилось их количество. Работа в этом направлении продолжается. Также меняем все фильтрующие элементы на производственных участках. Более того, мы первыми вывели на рынок картонную упаковку для капсул вместо пластиковой. В одной такой коробке 10–12 капсул, то есть на 10–12 стирок. Мы стираем практически каждый день. Значит, 2 раза в месяц домохозяйства выбрасывают в мусор около 70 граммов этого пластика. Если посчитать все домохозяйства, получается огромное количество. Конечно, это не очень практично. Поэтому правильно переходить на такой формат упаковки из картона, который, в свою очередь, производится из бумажных отходов.

— Какие меры социальной поддержки сегодня есть в «Нэфис Косметикс»?

— В прошлом году мы пересмотрели комплекс мер поддержки сотрудников и закрепили их во внутреннем положении. Это единовременные выплаты работникам, чьи дети пошли в первый класс. Перечисляем родителям по 2 тысячи рублей на сбор портфеля. Также при рождении ребенка дарим нашим сотрудникам набор детской бытовой химии. Детям до 14 лет дарим новогодний подарок. Участвуем в финансировании социальной ипотеки. Внедрили единовременные выплаты работникам в связи с призывом на воинскую службу в рамках мобилизации — 30 тысяч рублей. При уходе сотрудника на пенсию в зависимости от стажа работы выплачиваем единовременно от 15 до 30 тысяч рублей. Такие же выплаты полагаются в честь юбилеев. Все это завязано на выслуге лет, чтобы стимулировать людей дольше работать в компании. Помогаем сотрудникам, если произошли какие-то несчастные случаи, умер близкий родственник. В случае если сам работник погиб, мы семьям перечисляем денежные средства. 4 раза в год на праздники сотрудники получают наборы бытовой химии.

— Уделяете внимание развитию сотрудников внутри компании?

— Да, постоянное развитие навыков и компетенций у работников — один из приоритетов «Нэфис Косметикс». Мы стараемся применять разные форматы обучения, в том числе с привлечением внешних тренеров и коучей. Отдельно в этом году инвестируем во внешние обучающие программы. Каждый сотрудник по своему направлению имеет возможность выбрать интересующие курсы по внутреннему развитию. Также внедрили локальную электронную библиотеку, внутренний кадровый резерв.

«Постоянное развитие навыков и компетенций у работников — один из приоритетов «Нэфис Косметикс»Фото: Сергей Елагин

— Расскажите о наиболее значимых благотворительных проектах, которые вы реализовали за последние годы.

— Это помощь семьям погибших участников СВО из Татарстана. С прошлого года мы совместно с благотворительным фондом «Нэфис» передали этим семьям наборы бытовой химии и продуктов питания на сумму более 60 миллионов рублей. С 2021 года поддерживаем проект «Приют человека», благодаря которому нуждающиеся получают бесплатное горячее питание. Наша компания ежемесячно перечисляет денежные средства в пункт на улице Б. Шахиди, в который ежедневно обращаются более 1100 человек. В целом на поддержку данного проекта перечислено более 25 миллионов рублей. Также компания финансово помогла в строительстве новой соборной мечети в Лаишево. Кроме того, уже несколько лет мы традиционно участвуем в отправке гуманитарных грузов в Херсон, Крым, Донбасс, Лисичанск. За эти годы ушло более 710 тонн продукции «Нэфис Косметикс».

— Какова роль бизнеса в решении социальных вопросов?

— Мы понимаем, что основная цель крупного бизнеса — это извлечение прибыли и удовлетворение запросов потребителей. В то же время мы не исключаем нашу ответственность в социальной сфере и создании благоприятной среды не только для своих сотрудников, но и для жителей города. В Казани многое делается при нашей поддержке: преображаются улицы, парки, скверы, возводятся памятники. Сейчас участвуем в благоустройстве одного из дворов в нашем районе. У нас еще много новых планов и идей.