Рустам Минниханов подписал с главой минпромторга РФ Антоном Алихановым соглашение о строительстве в России завода по производству фосфора и его переделов Рустам Минниханов подписал с главой минпромторга РФ Антоном Алихановым соглашение о строительстве в России завода по производству фосфора и его переделов Фото: rais.tatarstan.ru

Загадочный инвестор вложит 20 млрд в новый завод в «Алабуге»

На полях выставки «Иннопром-2024» в Екатеринбурге раис Татарстана Рустам Минниханов подписал с главой минпромторга РФ Антоном Алихановым любопытное соглашение. Речь идет о единственном в России заводе по производству фосфора и его переделов. Он призван покрыть спрос на эту продукцию на внутреннем рынке страны. Также сообщалось, что будет создано около 100 новых рабочих мест.

В пресс-службе минпромторга Татарстана нам уточнили, что завод будет выпускать 25 тыс. т желтого фосфора (это неочищенный белый фосфор) и 100 тыс. т пищевой фосфорной кислоты. Предварительный объем инвестиций составляет 20 млрд рублей. Инвестором выступит ООО «Рикофлот». По данным сервиса «Контур.Фокус», общество было зарегистрировано в Москве всего год назад — в июне 2023-го. Компания закончила год с убытком в полмиллиона рублей, в ней числятся лишь два сотрудника. Среди основных видов деятельности (вот здесь немного странно) — оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных.

Гендиректор ООО «Рикофлот» — Амин Хейдарзадех. Он также основал фирму «Канди Тайм», торгующую шоколадом, кофе и кондитерскими изделиями. На сайте компании указано, что «Канди Тайм» — импортер иранских конфет Hajabdollah и Adlin в России. Фирма продает восточные сладости в РФ с 2016 года, в ассортименте — более 100 наименований пишмание, конфет и нуги.

Но, видимо, это все-таки параллельный бизнес. Хейдарзадех 8 июля этого года зарегистрировал в ОЭЗ ООО «Фостин», чьим основным видом деятельности значится производство химических веществ. Как такого непрофильного, казалось бы, инвестора «занесло» в химпром? Может быть, за компанией стоят опытные технологические и научные партнеры? Мы связались с Хейдарзадехом, но он не ответил на вопросы газеты. Оставили без ответа и наш запрос в «Алабуге».

Плечо проекту подставит зарубежный партнер, намекнула руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина. «То, что имеющий иранские корни проект рассматривает Татарстан для локализации, неудивительно: мы создали лучшую синергию из мер поддержки, развитой инфраструктуры и сильной команды, а также опыта работы с инвесторами из мусульманских стран», — рассказала она в комментарии для «БИЗНЕС Online».

Ранее АИР РТ, напомним, анонсировало создание в регионе центра иранской торговли, а до этого в Казани в торжественной обстановке открыли халяльный офис крупнейшего банка Ирана.

«Есть целый кластер фосфорных соединений. Их используют для производства лекарственных препаратов, пестицидов, гербицидов, растворителей, много чего еще. Остатки могут пойти на удобрения» «Есть целый кластер фосфорных соединений. Их используют для производства лекарственных препаратов, пестицидов, гербицидов, растворителей, много чего еще. Остатки могут пойти на удобрения» Фото: Владимир Горовых/ТАСС

«Потребность в элементном фосфоре стоит очень остро»

Но вернемся к производству фосфора. Элементный фосфор не стоит путать с фосфорной кислотой, из которой делают удобрения (такие производства в России есть). У них одна сырьевая база — это фосфаты, которые содержатся в земной коре. Наиболее распространен фосфат кальция, известный как минерал апатит. Чтобы получить «чистый» фосфор, используют восстановление углеродом (фактически — углем) в присутствии кварца. Фосфорную кислоту получают через обработку фосфата кальция серной кислотой. Этот метод более дешевый, объяснил нам заведующий технологической лабораторией ИОФХ им. Арбузова КазНЦ РАН Василий Милюков.

Получается, что в меньшей степени новый проект увязан с производством в конце цепочки фосфорных удобрений (такового, к слову, в РТ тоже нет). Задачи завода, судя по всему, гораздо более масштабные — речь идет о развитии малотоннажной химии, рассказал изданию генеральной директор АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин. «Фосфор крайне нужен стране. Решение правильное, хорошо, что соглашение подписали, надо делать. Есть целый кластер фосфорных соединений. Их используют для производства лекарственных препаратов, пестицидов, гербицидов, растворителей, много чего еще. Остатки могут пойти на удобрения», — указал он.

В составе сложных химических соединений фосфор может широко использоваться в других сферах. Например, триполифосфат используется в производстве синтетических моющих средств, а также в нефтяной, стекольной, керамической, лакокрасочной, металлургической и химической промышленностях. Вполне допустимо, что целевым рынком нового завода в Татарстане будут эти сферы, предположил аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. Красный фосфор (он делается из желтого) используется для производства полупроводников, потому этот светящийся элемент как никогда важен для микроэлектронной промышленности.

«Если в „Алабуге“ наладят производство именно элементного фосфора, это будет очень важный проект для всей России. Потребность в элементном фосфоре и соединениях на его основе стоит очень остро. В стране не осталось ни одного производителя соединений фосфора», — добавил Милюков.

Пищевую фосфорную кислоту используют как регулятор кислотности в газированных напитках. Ее также добавляют в мясную и колбасную продукцию, используют при производстве сыров, плавленых сырков. Кислоту применяют и при производстве сахара. В целом проект находится в начальной стадии проработки и на первом этапе рассчитан на внутренний рынок России, об экспорте речи пока не идет, поделилась с нами Минуллина. «Потенциал сбыта высокий с учетом отсутствия такого производства в нашей стране», — подчеркнула глава АИР.

Сырье будет привозным. Благо, есть крупные месторождения в Казахстане, Мурманской области (город Апатиты) Сырье будет привозным. Благо есть крупные месторождения в Казахстане, Мурманской области (город Апатиты) Фото: © Павел Львов, РИА «Новости»

Откуда взять апатиты в Татарстане?

Но откуда завод будет брать сырье? «Фосфор получают из апатитов и фосфоритов, их залежи расположены на планете очень неравномерно. Насколько я понимаю, в Татарстане каких-то значимых запасов этих руд не имеется», — удивляется Калачев. Выбор площадки непонятен и доктору химических наук Милюкову.

Скептиков успокоил Рафинат Саматович — сырье будет привозным. Благо есть крупные месторождения в Казахстане, Мурманской области (город Апатиты). Ближе к республике находится Вятско-Камское месторождение фосфоритов в Кировской области. «Они (инвестор прим. ред.) выбирали из нескольких регионов. Для них было важно, чтобы была электроэнергия в необходимом количестве. А сырье — апатиты и фосфориты — будут завозить», — пояснил Яруллин. Другие собеседники считают, что инвестор мог польститься на налоговые льготы, которые предлагают в ОЭЗ «Алабуга».

Создание завода по производству фосфора и его производных в Татарстане неслучайно, уверен профессор КНИТУ-КХТИ Мукаттис Газизов. В Казани работал основоположник химии органических соединений фосфора академик Александр Арбузов. Фосфорорганику, так называемую тонкую химию, называли также третьей химией после неорганической и органической. Арбузов вместе с сыном и учениками активно развивал это направление, именно они создали всемирно известную школу фосфороргаников.

«Наш институт — лидер в химии фосфора не только в стране, но и в мире. Но нас к этому проекту не привлекали. Мы готовы к любым формам сотрудничества: экспертизу провести, технологию отработать», — добавил в беседе с нашим корреспондентом Милюков.

Экологический вопрос

Во времена СССР фосфор производился в Казахстане. «Казфосфат» до сих пор один из крупнейших в мире производителей элементного фосфора. В России было небольшое производство в Тольятти, но ОАО «Фосфор» было признано банкротом в 2002 году. В постсоветское время такие предприятия в России не открывались, указал представитель ИОФХ им. Арбузова КазНЦ РАН.

О планах наладить такое производство ранее заявляло АО «Росхим» (Москва, ранее — АО «Русский водород»). Площадкой должен стать федеральный центр химии «Усолье-Сибирское» в Иркутской области. На первом этапе там планируется производство желтого фосфора в объеме 50 тыс. т в год как некоего якорного производства всей фосфорной цепочки, говорил представитель компании. На какой стадии этот проект и как он будет конкурировать с планируемым производством в Татарстане, неизвестно. В «Русхиме» и минпромторге РФ не ответили на наш запрос.

Милюков же обратил внимание на влияние таких производств на окружающую среду. «Спекание [с углем] происходит при высокой температуре, при этом образуется большое количество отходов. Поэтому боюсь, что могут возникнуть проблемы с экологией», — указал он. На территории расположенного в Таразе филиала «Казфосфата» — заводе «Минеральные удобрения» — накопилось более 10 млн т фосфогипса — отхода, который получается при производстве фосфорной кислоты.

Желтый фосфор — это сильно ядовитое огнеопасное вещество. В воде он не растворяется, но на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Несмотря на то что бывший химзавод «Фосфор» в Тольятти закрыт более 10 лет, там до сих пор периодически случаются пожары. Такая же ситуация наблюдается в Казахстане. Так что авторам проекта следует позаботиться о безопасности производства.