Наилю Магдееву предстояло передать родным и близким 14 посмертных наград: 12 орденов Мужества, медаль Жукова и медаль Суворова Наилю Магдееву предстояло передать родным и близким 14 посмертных наград: 12 орденов Мужества, медаль Жукова и медаль Суворова

Посмертные награды нашли своих героев

«Гибель мужа, брата, сына, любого близкого человека — незаживающая рана на всю оставшуюся жизнь. Нет ни в одном языке слов, которые бы могли утешить родных и близких», — утешал накануне мэр Челнов Наиль Магдеев родственников погибших в зоне СВО бойцов. Градоначальнику предстояло передать родным и близким 14 посмертных наград: 12 орденов Мужества, медаль Жукова и медаль Суворова. Траур и трагедия мероприятия во Дворце торжеств контрастировали с ярким солнечным днем за окнами. Стены загса была украшены поздравлениями с Днем семьи, а счастливые молодожены с гордостью разглядывали новоприобретенное свидетельство о браке.

Магдеев продолжил речь. Мэр сравнивал бойцов с героями былых времен, ветеранами Великой Отечественной. Как и их предки, погибшие солдаты отозвались на просьбу страны и родного народа. «Они сделали все, чтобы защитить право наших людей разговаривать на своем родном языке. Кто бы мог подумать, что в Луганске, Донецке и других частях Украины запретят разговаривать на русском языке, что в XXI веке будут сжигать заживо людей в Одессе, что портреты нацистов Бандеры и Шухевича будут носить по городам», — объяснял мэр, от чего погибшие защищали нашу страну.

В свою очередь новые герои не останутся в безвестности — их имена высекут у Вечного огня, рядом с павшими бойцами чеченских войн, Афгана, Второй мировой. «Мы помним и знаем наших героев. Я думаю, через определенное время история все расставит по своим местам. Терпения, выдержки вам!» — заключил мэр. Забегая вперед, после мероприятия Магдеев подходил по отдельности к близким со словами соболезнования и поддержки.

Наиль Магдеев: «Кто бы мог подумать, что в Луганске, Донецке и других частях Украины запретят разговаривать на русском языке, что в XXI веке будут сжигать заживо людей в Одессе, что портреты нацистов Бандеры и Шухевича будут носить по городам» Наиль Магдеев: «Кто бы мог подумать, что в Луганске, Донецке и других частях Украины запретят разговаривать на русском языке, что в XXI веке будут сжигать заживо людей в Одессе, что портреты нацистов Бандеры и Шухевича будут носить по городам»

Истории родителей и жен, потерявших близких на войне

Ливиу Мокану было 44 года. Сын известного в городе полковника в отставке Георгия Мокану, ныне хранителя военно-исторического музея «Звезда солдата», ушел на СВО в январе 2023-го добровольно в ЧВК Вагнера. Как человек военный, отец воспринял желание Ливиу уйти на СВО «как нужное дело», отговаривать не стал. Но напомнил: поездка имеет два конца. Позади сын оставил жену, дочь и приемного сына. «Он окончил Суворовские училище, Уссурийское автомобильное училище. У него было много направлений работы: в одно время был поисковиком, потом подался в бизнес. Но нашел себя в армии», — вспоминал Георгий Мокану.

Почему выбор пал на «Вагнер», а не добробаты или контрактную службу? «Он потерял военный билет. Знакомые ему предложили не возиться, а сразу поехать в Пензу, — продолжил он. — Мотивом еще могло быть то, что у него там погибли два друга, это на него сильно повлияло. Он коллегам рассказывал: „Еду мстить за них!“».

Ливиу Мокану было 44 года. Сын известного в городе полковника в отставке Георгия Мокану, ныне хранителя военно-исторического музея «Звезда солдата», ушел на СВО в январе 2023-го добровольно, в ЧВК «Вагнер» Ливиу Мокану было 44 года. Сын известного в городе полковника в отставке Георгия Мокану, ныне хранителя военно-исторического музея «Звезда солдата», ушел на СВО в январе 2023-го добровольно в ЧВК Вагнера

Подготовка, вспоминал отец, заняла около месяца, и в феврале его отправили в зону СВО. «Был всего один звонок: „Папа, я еду в зону боевых действий“. Это был наш последний разговор», — с дрожью в голосе делился Мокану-старший. Ливиу погиб 11 апреля 2023-го в ходе боев за Артемовск — во время ротации его отряд попал под артобстрел противника.

Потеря подкосила отца, но, признается он, от судьбы все равно не уйдешь. Впрочем, проблемы на этом не закончились: Георгий последние полгода пытается добиться, чтобы сына признали ветераном боевых действий. Документы застряли в Москве, сдвига нет, а тем временем семья бойца из-за этого не может получить гарантированные государством льготы.

Ильшату Зиялтдинову было 42 года. Его мобилизовали. Мать Альфия вспоминала, что сын не противился судьбе — он же давал присягу на «срочке». До мобилизации Ильшат работал в «Челны-Бройлере».

Судьба занесла челнинца в полк №1232, долгое время пребывавший на сватово-кременном направлении — достаточно спокойном участке фронта. Но осенью 2023-го подразделение отправили в боевые действия в Донецкой области. «О службе ничего не рассказывал, старался не расстраивать, лишь отвечал: „Все нормально, все хорошо!“», — рассказывала мать.

Зиялтдинов погиб в ходе боев в Красногоровке 13 ноября того же года. Женщина признается: из пучины отчаяния ее вытащила работа и забота о двух внуках.

Ивану Вильчинскому было 37. На гражданке он работал главным механиком в частной конторе, состоял в байкерском клубе, увлекался техникой, мог «с закрытыми глазами собрать и разобрать танк», вспоминала мать погибшего Ольга. У Ивана была успешная военная карьера. Срочную службу проходил во внутренних войсках, учился в Рязанском воздушно-десантном училище, участвовал в освобождении Крыма и борьбе с терроризмом на Кавказе. Из армии ушел в 2016 году по состоянию здоровья.

«Его все устраивало в обычной жизни, но тянуло в армию. В 2022-м пришла повестка, и он мне сказал: „Мама, никто, кроме нас. Раз позвали — надо идти защищать Родину“. Таким вот он был патриотом», — с трудом сдерживала слезы мать погибшего.

На СВО его назначили командиром разведвзвода. Гибель Иван встретил под Авдеевкой. 27 января 2024-го он в последний раз позвонил матери. На следующий день Иван погиб. За 10 дней до этого, в отпуске, он женился.

«Попробуйте наших мужчин отговорить, если себе что-то в голову вбили!»

Рафаэлю Хасанову было 48. Мотивацией челнинца, в отличие от других бойцов, был не столько патриотизм, сколько желание финансово помочь семье. Здесь, на гражданке, он работал автослесарем. И хотя профессия челнинца устраивала, необходимость закрыть ипотеку и решить денежный вопрос вынудила его пойти на контракт.

«Отговорить? Попробуйте наших мужчин отговорить, если себе что-то в голову вбили!» — сокрушалась супруга Инна. Погиб Рафаэль 8 ноября 2023-го. Он единственный из списка погибших, кто получил медаль Суворова.

Линару Максутову вообще было 22 года. Самый молодой из сегодняшнего списка, ушедший на СВО в ходе мобилизации. Незадолго до призыва Линар устроился маляром на прессово-рамный завод КАМАЗа. «Это было его желание, он нас просто поставил перед фактом: „Папа воевал в Афганистане, и я схожу!“ Линар говорил, что хочет быть героем… Он быстро подписал контракт, предупредил коллег на работе, что уходит на СВО», — вспоминала его мать Элеонора.

Максутов нес службу под Авдеевкой. Свою гибель встретил в ноябре 2023-го в ходе эвакуации погибшего бойца. «Линар пошел за телом своего товарища, которое не могли месяц забрать. Перед тем как уходить, он сказал, что идет на спецоперацию — детали он никогда не озвучивал», — рассказала его мама.

А вот Раису Шигапову было 60 лет. Среди погибших он самый возрастной. До СВО работал сварщиком, а в ряды Вооруженных сил записался добровольно. О мотивации родственница погибшего (отказалась представиться) говорила немного. «Многие друзья туда отправились. Да и жизнь сейчас тяжелая, дочку надо поднимать», — сокрушалась женщина.

В ходе боевых действий Раис получил множество ранений, контузии. Впрочем, списывать его ВВК не планировала. «Ему паспорт искали, чтобы он раненый сюда на лечение приехал. У него было четыре контузии, проходил тесты», — продолжала она.

Погиб Раис 16 ноября 2023-го под Крынками. Накануне же его близкие получили две посмертные награды: орден Мужества и медаль Жукова.