«Несомненно, само проведение сегодняшней внеочередной сессии Госсовета Татарстана с такой повесткой дня и в таком составе говорит о серьезности ситуации, которая сложилась в сфере религиозных отношений и общественно-политической ситуации в целом», - начал свое выступление вице-премьер РТ Асгат Сафаров.

Он говорил о том, что «данное резонансное преступление получило широкий отклик в средствах массовой информации и социальных сетях»:

«Какие только измышления и предсказания не размещаются по данному факту! Кто-то рассматривает это событие как коммерческий конфликт. Есть те, кто видит в этом инсценировку. Кто-то ищет происки силовиков против мусульман и руку Москвы, стремление дестабилизировать ситуацию в республике. Кто-то считает, что это конфликт за лидерство в умме, и предъявляет претензии самим священнослужителям. Есть и те, кто занялся арифметикой и уже насчитал в республике три тысячи салафитов, проводя параллели с северокавказским сценарием. В сети даже появилось видео, где амир моджахедов Татарстана рассказывает о своей борьбе. Доходит до того, что даже руководство республики обвиняют в пособничестве салафитам, требуют отстранения от должности муфтия. С сожалением констатирую, что СМИ и социальные сети сеют недоверие, разжигают неприязнь к различным представителям религиозного сообщества...»

Вице-премьер признал, что «разброд и столкновение мнений высветили нашу неготовность к адекватной оценке ситуации».

4.jpg
Сафаров подчеркнул, что наш традиционный ислам толерантен по сути своей 

ГЛАВНЫЙ МОТИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ – ЭТО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯКУПОВА И ФАЙЗОВА

Сафаров озвучил версию правоохранительных и государственных органов:

«По совокупности всей информации, которая имеется в нашем распоряжении, аналитической, оперативной информации, можно с высокой степенью уверенности считать, что главный мотив преступлений – это профессиональная деятельность Якупова и Файзова, их резкое противодействие идеологии и сторонникам салафизма».

При этом вице-премьер оговорился, что «безусловно, рассматриваются и другие версии: межличностная неприязнь, экономическая подоплека. Однако они являются «лишь фоном сложившейся напряженной ситуации в мусульманской умме».

Вице-премьер также напомнил, что «окончательные результаты будут лишь по итогам следствия и судебных решений». 

==video771==

НА ВОЛНЕ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ В СТРАНУ ХЛЫНУЛИ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Очень интересно было услышать о причинах, способствовавших назреванию напряженности и в конечном итоге приведших к громким трагическим событиям. Сафаров упомянул советские годы, когда государственные органы «поддавливали религиозные организации». А затем продолжил:

«В постперестроечные годы на волне вседозволенности в страну хлынули всевозможные религиозные течения, причем и далекие от историко-культурных традиций наших предков. В сложной ситуации оказался ислам. Богатые дореволюционные богословские традиции были разрушены, учебные заведения оказались за пределами страны. Резко росло количество мечетей, в которых служили неподготовленные имамы. И воспользовавшись такой обстановкой, к нам устремились салафитские экстремисты, за которыми, к сожалению, пошла молодежь, за которыми пришли немалые деньги...»

На этот момент стоит обратить особое внимание: щедрое «салафитское» финансирование сыграло огромную роль в распространении этого учения.

Еще раз финансовую сторону вопроса, правда, в довольно мягких выражениях, вице-премьер упомянул, когда говорил о прежнем муфтии РТ. По словам Сафарова, деятельность предыдущего муфтия, при котором была выстроена текущая система, укрепилось положение ДУМ, сформировалась образовательная сеть учреждений, сводилась к согласительной позиции с представителями салафитского течения, «которые не скупились на его поддержку». В итоге «в республику была привнесена салафитская идеология».

3.jpg
«Должна сформироваться команда единомышленников, способных вести людей за собой, - считает Сафаров. - Работа должна строиться гибко, без «передавливания» и роста напряженности. Но меры при этом должны быть и адекватны ситуации»

В ИХ ИДЕОЛОГИИ ЗАЛОЖЕНА НЕНАВИСТЬ К ИНЫМ ФОРМАМ РЕЛИГИОЗНОСТИ

Сафаров подчеркнул, что наш традиционный ислам толерантен по сути своей. И совсем другое дело – салафиты:

«В чем отличительная черта и принципиальная неприемлемость для нас? Помимо иных ритуальных действий - внешний вид, задранные штанины, движения рук, отрицание поминовения усопших ну и тому подобное, салафиты проповедуют так называемый чистый ислам, строго по Корану и Сунне, без каких-либо нововведений и добавлений, которые могут и появляются в силу географических, этнических, исторических особенностей народов, исповедующих ислам. Они крайне негативно относятся к народным традициям, в том числе и татар, которые гармонично переплелись с исламом и стали неотъемлемой частью жизни народа. Их отличает упрощенное отношение к ценностям ислама, черно-белое восприятие жизни. Порой привлекает простой путь попадания в рай, без глубоких духовных усилий, творения добра, ощущения самоконтроля. В их идеологии заложена ненависть к иным формам религиозности, они настаивают на своей эксклюзивной беспорочности и на греховности всех остальных, отрицая право на жизнь других мусульман...»

Сафаров напомнил о том, что «проявление агрессии и террористические акты уже имели место на территории Татарстана». И перечислил - подрывы нефтепровода в Кукморском районе, готовящиеся теракты к 1000-летию Казани, спецоперация по Нурлатам, взрывы в Чистополе, в Высокой Горе, участие выпускников татарстанских медресе в боевых действиях на Северном Кавказе и в зоне афганского-пакистанского конфликта в рядах бандформирований.

«За последние четыре года в республике осуждены 82 человека по статьям «Экстремизм и терроризм», - привел показательную цифру экс-министр внутренних дел. 

И ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРОВ И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Жесткой была оценка вице-премьером последствий преступлений:

«Чего все же добились организаторы преступлений, так это сумятицы в умах части населения, роста, с одной стороны, исламофобии, и негативного отношения к деятельности силовых структур, с другой стороны...»

Сафаров сказал и о том, какие меры необходимо предпринять для нормализации положения дел. И подчеркнул, что «прежде всего, население республики от правоохранительных органов ждет скорейшего раскрытия преступлений и привлечения его организаторов и исполнителей к уголовной ответственности...»

Завершил свой доклад вице-премьер словами: «Или мы их, или они нас».

Заседание Госсовета продолжается, на нем выступили министр внутренних дел РТ Артем Хохорин, министр юстиции РТ Мидхат Курманов, прокурор республики Кафиль Амиров, депутаты. Газета «БИЗНЕС Online» расскажет о принятых в парламенте РТ решениях.