11.jpg

18 июня в Казани под снос попал трехэтажный дом по ул. Красного химика, 12а. Дом, при строительстве заявленный как индивидуальный, в итоге был разделен на 14 квартир

МАСКИ СБРОШЕНЫ: СТРОИТЕЛИ «ЛЖЕКОТТЕДЖЕЙ» ПРИЗНАЛИ СЕБЯ БИЗНЕСМЕНАМИ

Предприниматель Наталья Дюрбина сегодня потребовала признать за собой право собственности на дома, возведенные ею в в Казани на улицах Газовая, 2 и Строителей, 12 (пос. Салмачи). Это не первый и не последний иск Дюрбиной к столичному исполкому – всего их в арбитраже лежит уже четыре. В середине июля Арбитражный суд РТ удовлетворил аналогичное заявление по поводу дома в Салмачах на ул. Строителей, 23. Это решение пока не вступило в силу - на обжалование есть время до 27 августа. И казанские власти планируют этим временем обязательно воспользоваться, обратившись в Одиннадцатый арбитражный аппеляционный суд в Самаре.

Напомним, до этого судебные тяжбы застройщики «лжекотттеджей» вели как простые граждане – поэтому дела рассматривались судом общей юрисдикции. Например, 18 июня под снос попал трехэтажный дом с мансардой в Кировском районе, по адресу: ул. Красного химика, 12а. Дом, при строительстве заявленный его владелицей Ольгой Варисовой как индивидуальный, в итоге был разделен на 14 квартир и все они были распроданы. Обиженная сносом владелица со товарищи вышла пикетировать кабмин РТ. Участники пикета рассказали журналистам, что они строили себе дом сами, вскладчину, так сказать – индивидуально.

Теперь же можно говорить, что владельцы незаконно построенных многоквартирных домов сбрасывают маску индивидуальности. Ведь арбитраж не принимает исков от простых граждан – так что теперь владельцы построек наконец признали, что речь идет о строительном бизнесе.

То, что это именно бизнес, причем набирающий обороты, власти Казани предупреждали еще прошлой осенью. Под видом индивидуальных жилых домов шустрые предприниматели, пользуясь пробелами в законодательстве, строят в казанских поселках 27 многоквартирных жилых домов. Но поселковые сети никак не рассчитаны на такое обилие жильцов. Шутка ли – вместо одной семьи в «теремке» живут полтора десятка! А это значит – пятнадцать унитазов и стиральных машин, столько же собак или кошек, десятка три детей. Плюс минимум пятнадцать машин на обочине. И, само собой – растущие требования такого домика к водоснабжению и электросетям. В результате – падающий напор воды и скачущее напряжение во всем поселке, сети которого просто не выдерживают растущей нагрузки. И поток жалоб от соседей волной несется в сторону казанских властей: «куда смотрели, как допустили, примите меры…»

Но квартиры в этих домах активно продаются – потому что цены на них ниже. Вникать – за счет чего, покупатели, понятно, не желают. Все это в итоге может обернуться ситуацией не менее скандальной, чем с обманутыми дольщиками. Чтобы предупредить казанцев, на сайте градостроительных разрешений вывешен список спорных объектов, находящихся «на волоске» от экскаваторного торжества правосудия.

АРБИТРАЖ БЕРЕТ ПАУЗУ

Сегодня в суде стороны обменялись аргументами по поводу признания права собственности за Дюрбиной на два дома в Салмачах.

Представители исполкома просили суд отказать в признании прав собственности на дома по улицам Газовая, 2 и Строителей, 12. Многоквартирный жилой дом, как они пояснили суду, построен под видом индивидуального безо всяких разрешений, с нарушениями законодательства. Он фактически пятиэтажный (если учесть подвал, цоколь и надземные этажи согласно действующим СНИПам), а его строительство нарушает права всех жителей поселка – так как сети не рассчитаны на такую нагрузку.

Представитель Дюрбиной Павел Батайкин пояснил суду, что застройка в столице республики ведется в соответствии с Градостроительным уставом города Казани. Устав определяет, что зона Ж2 – зона индивидуальной и малоэтажной смешанной жилой застройки. «Здесь допускается строительство многоквартирных жилых домов не выше трех этажей – имеется в виду высота здания, - пояснил Батайкин. – Кроме того, документ определяет предельные параметры земельных участков и объектов на них, и в данной таблице нет ни слова об этажности – есть лишь ограничение по максимальной высоте строения в 13 метров». Кроме того, управление градостроительных разрешений не вправе определять, многоэтажный это жилой дом или индивидуальный, заявил представитель истца – это в компетенции управления Госархстройнадзора РТ. «Дом трехэтажный – если, согласно СНИПам, цокольный этаж не выше 2 метров, он относится к подземным этажам, а надземные этажи – первый, второй и мансардный», - заявил он.

Выслушав аргументы сторон, суд принял решение отложить рассмотрение дела до 9 августа – для всестороннего изучения документов. И предложил сторонам представить фотографии спорных объектов – в панорамном виде, чтобы понять, как это смотрится на фоне расположенных рядом домов.

Дело, понятно, тут совсем не в эстетике. Дело в прецеденте. Если суд решит, что в зоне ИЖС можно без всяких разрешений и согласований строить многоквартирные дома, а оформлять их уже по факту, задним числом – то можно уверенно предсказать бум подобного строительства в казанских поселках. И тогда уже никакие сети точно не выдержат. И нервы у соседей тоже…

18.jpg
Квартиры в «лжекоттеджах» до сих пор активно продаются, потому что цены на них ниже. Вникать – за счет чего, покупатели не желают. Все это в итоге оборачивается ситуацией не менее скандальной, чем с обманутыми дольщиками

ВОДОВОРОТ БУМАГ ВОКРУГ «ЛЖЕКОТТЕДЖА»

Что же касается конкретного объекта на одном из участков Дюрбиной в Салмачах, тут застройщиками было сделано все, чтобы запутать ситуацию и найти хоть какую-то лазейку для осуществления своих планов. Речь идет о доме, который стоит на улице Строителей, 23.

Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» замначальника управления градостроительных разрешений Светлана Кисарина, в конце мая завершился многомесячный судебный процесс по поводу сноса этого дома. Верховный суд РТ подтвердил решение Приволжского суда Казани – снести дом, строившийся без всяких разрешений, которые положено получать при строительстве многоквартирных домов. Застройщиком дома являлся Олег Ширяев, а участок под домом принадлежит Дюрбиной: пока тянулся процесс, предпринимательница прикупила кусок земли с домом к своему участку. Чем, по мнению чиновников исполкома, изрядно запудрила мозги судьям.

Так, в середине июля Арбитражный суд РТ вынес совершенно противоположное решение – признать за Дюрбиной право собственности на «двухэтажный дом с мансардным и цокольным этажами и подвалом». Поразительно - но речь идет об одном и том же объекте.

«В решении Арбитражного суда довольно много несоответствий фактическим обстоятельствам дела, - пояснила Кисарина. - Суд почему-то не учел выводы экспертизы, которые прямо говорят – речь идет о четырехэтажном многоквартирном жилом доме. Строительство такого дома положено вести с предварительным проведением публичных слушаний, на основании проектной документации, прошедшей экспертизу. Работы должен контролировать Госстройнадзор. А ввод в эксплуатацию возможен на основании соответствующих разрешений. Однако всего этого просто не было…»

Застройщик, впрочем, обращался в исполком за получением разрешения – но только как на объект индивидуального жилого строительства, подчеркнула Кисарина. В итоге в Арбитражный суд были предъявлены техусловия на присоединение сетей – но они были выданы на присоединение индивидуального жилого дома, а не многоэтажки. Арбитраж отмел и жалобы соседей, представленные исполкомом, как не относящиеся к делу. И почему-то не учел даже представленный самим истцом техпаспорт БТИ, в котором черным по белому видно: «коттедж» рассчитан на 12 семей.

Но самое главное – это путаница в земельных участках. Пока шел процесс в Приволжском райсуде, участок Ширяева с домом (кадастровый номер заканчивается на 71) был объединен с участком Дюрбиной (№58), в итоге образовался новый участок Дюрбиной большей площади (№73). Получив заветные бумаги о межевании, Дюрбина обратилась в управление архитектуры исполкома – и получившемуся участку был присвоен адрес Строителей, 23. На всех судебных заседаниях об этих действиях владельцы «лжекоттеджа», разумеется, молчали «в тряпочку». Тем временем после этого суд наложил арест на старый участок №71...

Так что казанские власти твердо решили добиваться справедливости в Одиннадцатом арбитражном аппеляционном суде в Самаре.

ПРИСТАВЫ ГОТОВЯТ СНОС

А тем временем судебные приставы уже начали исполнение решения Приволжского суда по сносу дома, фактически находящегося на ул. Строителей, 23.

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» судебный пристав-исполнитель Приволжского районного отдела Айрат Габдуллин, на исполнение решения суда поступила необходимая документация. «Возбуждено исполнительное производство, копии постановления направлены участникам процесса, - сообщил Габдуллин. – За Олега Ширяева их по доверенности получил его представитель Рустем Шагидуллин. С момента получения документов у должника есть пять рабочих дней на добровольное исполнение решения суда – этот срок истек 22 июля».

Если дом все еще стоит, то будет вызвана тяжелая техника... Как отмечают приставы, дом уже заселен – и это усложнит процесс сноса. Для начала приставы потребуют от жителей добровольно покинуть свои квартиры – в случае отказа людей выведут принудительно. Что делать несчастным покупателям дешевых квартир? Приставы дают совет бесстрастный и неоригинальный – судиться с Ширяевым, дабы обязать его компенсировать материальный и моральный ущерб…