«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы уже почти 10 лет анализируем цены на продукты в популярных торговых сетях — доступном федеральном «Магните» и более респектабельной местной сети «Бахетле» «БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс «Магнита» и «Бахетле», в котором мы уже почти 10 лет анализируем цены на продукты в популярных торговых сетях — доступном федеральном «Магните» и более респектабельной местной сети «Бахетле» Фото: «БИЗНЕС Online»

Акционный бум и демократичные поставщики: какие факторы формируют итоговый чек?

«БИЗНЕС Online» продолжает проект «Индекс „Магнита“ и „Бахетле“», в котором мы уже почти 10 лет анализируем цены на продукты в популярных торговых сетях — доступном федеральном «Магните» и более респектабельной местной сети «Бахетле».

Июнь — время подведения итогов за II квартал. К этому времени инфляция в Татарстане по итогам мая 2024 года по отношению к апрелю 2024-го составила 0,76%. При этом год к году индекс потребительских цен установился на уровне 7,63%.

Если говорить об инфляции в мае 2024-го к маю 2023-го, то здесь более заметный рост — 8,43%. Фрукты и овощи стали дороже на 18,22%, услуги — на 10,34%, продовольственные товары без учета плодоовощной продукции — на 9,5%, непродовольственные — на 6,16%.

Проверять правдивость статистики наши корреспонденты отправились 26 и 27 июня. Мы заглянули в «Бахетле» на ул. Павлюхина и в «Магнит» на площади Тукая и замерили, насколько изменились ценники привычных нам продуктовых позиций. На этот раз мы сравнили цены на продукты за квартал (июнь 2024-го к марту 2024-го), а также за год (июнь 2024-го к июлю 2023-го). Спойлер: корзинки «Бахетле» и «„Магнита“ базового» подорожали на инфляционные 9 и 12%, а большая магнитовская корзинка и вовсе подешевела. Почему так произошло?

1. Социальные ценники остались на месте. В большинстве случаев они действительно оправдывают свое название. Так, например, подсолнечное масло «Миладора», которое не впервые попадает в нашу корзинку как наиболее доступное, регулярно находится под социальным ценником. В этот раз «Миладора» обошлась в 70 рублей за бутылку, что на 9% дешевле, чем в марте этого года, при этом за год позиция подешевела на 3%. Социальные позиции в крупах — гречке и рисе — также оказались самыми доступными на магнитовской полке.

2. Акционный бум. Например, из 25 позиций большой магнитовской корзинки под акции попали 6 товаров, среди них — увесистые для финального чека кофе, майонез и чай. Скидка в 21% снизила цену и на сладкую газировку — в корзинку отправилась Cool Cola от «Очаково» стоимостью 105 рублей за 1,5 литра. В пересчете на 2 л напиток обошелся в 140 рублей, что на 38% дешевле мартовских значений, но на 55% дороже прошлогодних.

Наблюдение за продовольственными ценниками «БИЗНЕС Online» начал вести в декабре 2014 года, после резкого обвала рубля. С тех пор мы регулярно отслеживаем стоимость двух наборов продуктов и фиксируем цены (если изменились вес и объем упаковок, пересчитываем стоимость, приводя цену к общему знаменателю). Более доступный набор продуктов покупаем в казанских магазинах федеральной сети «Магнит», второй — подороже — в татарстанской сети «Бахетле».

Кроме того, последние несколько лет мы стали рассчитывать индекс «„Магнит“ базовый», в который вошли только продукты первой необходимости, без каких-либо излишеств. Такой набор позволяет более четко отслеживать продуктовую инфляцию, поскольку в простых, базовых, продуктах снижается возможность манипулировать ингредиентами, замещая их более дешевыми.

Отметим также, что, согласно методике, мы не используем карты лояльности торговых сетей, но покупаем товары по акциям.

3. Игра с ассортиментом. Судя по всему, «Магнит» продолжает искать поставщиков с максимально лояльными для ретейла ценами. Так, например, на яичной полке появился бренд «Яйцофф» от Вятско-Полянской птицефабрики, который стал самым доступным на изрядно поредевшем прилавке. На месте, например, и гречка из Бугульмы, самая доступная по цене.

4. Хотя прорех на торговых полках не наблюдается, с ассортиментом яиц и ультрапастеризованного молока явно есть заминки. Корреспонденты отметили полупустые яичные полки в «Бахетле», в «Магните» также мы не нашли большого разнообразия. Кроме того, уже несколько месяцев мы не могли найти ультрапастеризованное молоко от бренда «Домик в деревне». На этот раз не сразу удалось найти и молоко от СТМ «Моя цена» жирностью 2,5%.

Если анализировать прошедший год, то, конечно, абсолютный лидер подорожания — бананы Если анализировать прошедший год, то, конечно, абсолютный лидер подорожания — бананы Фото: Диана Авакян

Яйца и бананы снова в топе, их догоняет… хлеб?

Как изменились цены на несколько десятков продуктовых позиций, от картошки и до кофе, можно посмотреть в инфографике, в тексте мы пройдемся по основным и не самым очевидным изменениям.

Если анализировать прошедший год, то, конечно, абсолютный лидер подорожания — бананы, этот заморский фрукт прибавил плюс 85% за год в корзинке «Магнита» и плюс 70% в корзинке «Бахетле». Да, если сравнивать данные за квартал, цены немного снизились, однако динамика к году бьет рекорд.

На 2-м месте по подорожанию — куриное яйцо. Цены хоть и не так кусаются, но далеки от прошлогодних. В магнитовской корзинке самый дешевый десяток под брендом «Яйцофф» от Вятско-Полянской птицефабрики обойдется в 99,99 рубля, что, впрочем, на 85% дороже, чем год назад. Второй по доступности десяток — от «Яратель» — обойдется в 109,99 рубля, что на треть дороже, чем в июле прошлого года.


Что касается яиц C0 в «Бахетле», то на полупустых полках было не так много выбора. Самый дешевый десяток от «Вараксино» стоит 139,9 рубля (на 56% больше, чем в прошлом году, за квартал цена не изменилась). Аналог от «Села Зеленого» обойдется немногим дороже — в 149,9 рубля. Видимо, все это сказалось и на цене готовых блюд. Так, килограмм губадьи в сети «Бахетле» стоит сейчас 619 рублей, что на 21,6% больше, чем в прошлом июне.

В топ подорожаний вырвалась молочка. Самый доступный литр молока 3,2% жирности в сети Муслимы Латыповой стоит 103,8 рубля, что на 49,3% больше, чем годом ранее. Сливочное масло набрало за год 31,7% — килограмм обойдется в 827,7 рубля (татарстанский бренд «Бэрэкэтле» из орбиты MLK Group).

В «Магните» с молочкой есть определенные сложности. Молоко «Домик в деревне» в «Магните» наконец появился, но только жирностью 1,5%. Не нашли молока от СТМ «Моя цена» жирностью 2,5% в магазине на ул. Татарстан, пришлось докупаться в «Магните» на ул. Академика Губкина. Молоко «Моя цена» 2,5% жирности в пересчете на литр вытянуло на 74 рубля, что на 32% дороже, чем тот же пакет молока год назад. За квартал цена подросла на 12%. А вот «Домика в деревне» жирностью 3,2% мы не нашли и на Академика Губкина, пришлось брать «Село Зеленое». Позиция хоть и показала рост к кварталу в 23% и к году в 3%, но опираться на эти данные не стоит.

В «Магните» с «молочкой» есть определенные сложности. Молоко «Домик в деревне» в «Магните», наконец, появился, но только жирностью 1,5% В «Магните» с молочкой есть определенные сложности. Молоко «Домик в деревне» в «Магните» наконец появился, но только жирностью 1,5% Фото: Евгения Иванова

Настоящим удивлением стал ценник на хлеб: долго сдерживаемые цены, похоже, вырвались на свободу. Буханка «Сельского» от Казанского хлебозавода №3 без упаковки сегодня стоит без малого 60 рублей, и это сразу на 7 рублей, или 13%, дороже, чем весной этого года, и на 33% дороже, чем в июле 2023-го. Напомним, что неупакованный вариант «Сельского» хлеба появился в «Магните» еще в 2022-м и стоил на рубль дешевле собрата в упаковке. Хлеб «Новый», наоборот, подешевел на 19% за квартал и на 5% к году. Но в этот раз в корзинку ушла акционная позиция с 15-процентной скидкой.

Мясное изобилие растет в цене, овощи спасает «сезонка»

Ценовые скачки овощей — история сезонная. Сейчас «Магнит» предлагает по социальному ценнику картофель по 40 рублей за кило, но в фасовке. И все же в корзинку отправился именно этот вариант, остальные — прилично дороже: молодой картофель предлагают по 60 рублей за кило (что дороже даже и без того завышенных прошлогодних значений), а картофель нового урожая — аж за 80 рублей, и это желтый ценник с пометкой «Лучшая цена».

Капуста в сезон также подросла в цене до 37 рублей за килограмм, свежий кочан обойдется на 37% дешевле, чем год назад (тогда сработал ассортимент), но на 6 рублей, или 19%, дороже, чем в марте.

Капуста в сезон подросла в цене до 37 рублей за килограмм, свежий кочан обойдется на 37% дешевле, чем год назад Капуста в сезон подросла в цене до 37 рублей за килограмм, свежий кочан обойдется на 37% дешевле, чем год назад Фото: Евгения Иванова

В «Бахетле» картошку продолжает лихорадить. Местный сорт клубнеплода стоит 54,9 рубля. Это на 21,7% меньше, чем в прошлом году, но на 107,7% больше, чем было в марте. Что еще выросло в цене в премиальной сети? Куриное филе за год подорожало на 18,4% — 483 рубля за килограмм. Говядина также «набрала» 21,1% с прошлого июня и 3,9% с этого марта (1 090 рублей за килограмм). Эчпочмак с мясным фаршем за год тоже подорожал на 8,2% и стоит 53 рубля. В 1,5 тыс. рублей обойдется 1 кг брауншвейгской колбасы от бренда «Йола», что на 15,4% больше, чем в прошлом году. Пельмени с бараниной подорожали на 18,5% — 743,6 рубля за килограмм.

В «Бахетле» говядина также «набрала» 21,1% с прошлого июня, и 3,9% с этого марта В «Бахетле» говядина также «набрала» 21,1% с прошлого июня и 3,9% с этого марта Фото: Диана Авакян

В «Магните» куриные бедрышки сохраняют цену в стабильные 180 рублей за кило. Но выгодную позицию также пришлось поискать: с ценником на прилавке были только бедрышки от «Агросилы» «Халяль», но по цене в 269,99 рубля за кило. Повезло найти в глубине прилавка также бедра от «Акашево», ценника на них не было, но проверка продукта в торговом зале показала, что именно эта позиция наиболее дешевая.

С крупами тоже непросто. В «Магните» на ул. Татарстан крупы по социальному ценнику придется поискать — их «отселили» на самую нижнюю полку. Позицию по гречке вновь «спасает» крупа от Бугульминского комбината хлебопродуктов №1 по 33 рубля за 800-граммовую пачку первого сорта. Это на 10% дешевле, чем годом ранее. Рис же продолжает удерживать позиции одной из самых дорогих круп. На сегодня «Магнит» предлагает самую простую пачку 3-го сорта за 70 рублей. И это социальный ценник, дешевый рис привезли из Свердловской области, от ООО «Сольоптторг». И хотя социальный ценник немного подрос с марта, за год крупа подешевела на 17%.

Еще один король ажиотажа — сахар — также стабилизировался. Килограмм сахара по социальному ценнику обойдется в 67 рублей, что подороже, чем в марте (плюс 12%), но немного дешевле, чем годом ранее (минус 3 рубля и 4% соответственно). Кстати, сахар на полках — челнинский, от индивидуального предпринимателя Зиятдинова М.М.

Итого: инфляционные плюс 10% сотворили акции?

Несмотря на солидные подорожания по ряду позиций, итоговые чеки демонстрируют полное «смирение». Корзина «Бахетле», например, за квартал «похудела» почти на 3%, а за год набрала 9,2%. В этот раз она обойдется в 10,3 тыс. рублей.

В абсолютных цифрах самое большое понижение пришлось на вино. Бутылка «Живописной Гудауты» (красное полусладкое) обойдется всего в 523 рубля, хотя в марте самый доступный напиток в этой категории стоил бы 879,9 рубля.

В процентах больше всего подешевели импортные макароны. Иранские спагетти Tak можно купить по скидке за 77,9 рубля (снижение на 65,7% за квартал и на 44,6% за год).

Отечественные же макароны обойдутся в 34,1 рубля за 350 г, что почти на 30% больше, чем в марте 2024-го, и на 48,2% меньше, чем в июне 2023-го. Заправить пасту можно оливковым маслом, самый выгодный вариант — литр итальянского L’Oliera за 1 045 рублей. В пересчете на 250 мл это на 30% дешевле, чем аналогичные варианты прошлых периодов.

Так дорого кофе на нашей памяти еще не стоил, но не исключено, что полный ценник — просто очередной маркетинговый ход Так дорого кофе на нашей памяти еще не стоил, но не исключено, что полный ценник просто очередной маркетинговый ход Фото: Евгения Иванова

Свою лепту внесла и рыба — одна из самых увесистых позиций в премиальной корзинке. Цены на красную рыбу в торговой сети Латыповой остались удивительно стабильны: за квартал стоимость 1 кг слабосоленой семги не изменилась, это 2 тыс. рублей. Причем за год деликатес показал снижение на 14,2%.

А что в «Магните»? Традиционно дорогая позиция в корзинке — растворимый кофе — с одной стороны, солидно подешевел: пачка «Нескафе Голд» в пересчете на 150 г обойдется всего в 355 рублей (минус 12% за квартал и почти вполовину дешевле, чем годом ранее). С другой стороны, низкий ценник — это акционная скидка сразу в 60%, и полная цена, по уверению ретейла, — 1 140 (!) рублей за 190-граммовую пачку (в пересчете на 150 г цена бы составила 900 рублей). Так дорого кофе на нашей памяти еще не стоил, но не исключено, что полный ценник просто очередной маркетинговый ход.

Кофе «Монарх» пока держит мартовскую планку в 461 рубль в пересчете на 150 г, а за год позиция даже подешевела на 26%.

Майонез также спасла акция. Пакет Mr.Ricco со скидкой в 29% обошелся в 152 рубля (в пересчете на 800 г). «Тяжелые» для чека позиции в виде алкоголя и сигарет хоть и показали рост, но весьма скромный. Итого, большая магнитовская корзинка «вытянула» на 3 198 рублей, что почти на 200 рублей (или 5%) дешевле, чем весной этого года, и сразу на 9% дешевле, чем в июле прошлого года.

Даже корзина «„Магнит“ базовый», которую мы считаем мерилом инфляционных изменений цен, демонстрирует стойкость: базовый набор продуктов обойдется в 1 242 рубля, это на 60 рублей (минус 4%) дешевле, чем весной, но на 12% дороже, чем год назад.

Что будет дальше? С июля цены на социально значимые товары — хлеб, муку, крупы, сахар, соль, куриные яйца и макаронные изделия — будут снижаться, утверждают эксперты. Аргументируют это тем, что торговую наценку в торговых сетях планируют ограничить планкой в 10%. Вероятно, скажется и сбор нового урожая: наши многолетние наблюдения показывают, что цены на овощи и крупы традиционно снижаются к осени.

ЦБ РФ говорит, что инфляция по итогам года составит 4,5%. Но статистика учитывает индекс цен на все — от хлеба до телевизора. При таком подходе в итоге получается «средняя температура по больнице». При этом не стоит забывать о бытовой инфляции, когда учитываются самые необходимые продукты и товары. Она, к сожалению, отличается от официальных данных. Как будет отличаться реальная инфляция от официальной, «БИЗНЕС Online» проверит в сентябре, когда в очередной раз отправится за покупками.