«Этим летом я решил посетить Центральную Азию, чтобы посмотреть, какая там жизнь, изучить, как люди используют „Телеграм“ и каковы их цифровые потребности» «Этим летом я решил посетить Центральную Азию, чтобы посмотреть, какая там жизнь, изучить, как люди используют «Телеграм» и каковы их цифровые потребности» Фото: www.globallookpress.com

«Этим летом я решил посетить Центральную Азию, чтобы посмотреть, какая там жизнь»

В Средней Азии началась чилля — 40-дневный период изнуряющего безветренного летнего зноя. На фоне информационного штиля темой №1 стал приезд сюда «на отдых» основателя «ВКонтакте» и «Телеграма» Павла Дурова. Каждый его шаг отслеживается поклонниками, но в сеть попадают лишь единичные кадры — известный своими эксцентричными поступками и высказываниями инфлюенсер верен себе: никакой или почти никакой публичности.

Какая нелегкая занесла властителя умов, успешного предпринимателя и миллиардера в зыбучие пески Каракума? Тем более в самый разгар жары. Это можно было бы объяснить желанием Дурова встретиться со своей потенциальной аудиторией, если учесть, что больше всего пользователей «телеги» в азиатских странах — 38%. Но, как известно, он не большой любитель общения. Тогда что?

Сам «российский Цукерберг» объяснил свой предстоящий визит исключительно познавательными целями. Якобы, как гражданин Франции, он мог бы поехать на юг страны, как поступили его друзья, но он, будучи генеральным директором «Телеграма», не берет отпусков, продолжает работать, «знакомясь с нашими пользователями из необычных мест».

«Этим летом я решил посетить Центральную Азию, чтобы посмотреть, какая там жизнь, изучить, как люди используют „Телеграм“ и каковы их цифровые потребности», — написал Дуров в своем канале. С одной стороны, его слова звучат логично. Восток — это колыбель «Телеграма». Здесь он получил свою первую прописку, пошел в массы, здесь же за счет новых пользователей продолжается бешено раскручиваться счетчик, принося владельцам реальные дивиденды.

Упоминание «колыбели» — это не фигура речи. Помнится, когда я впервые оказался в Иране, меня сильно удивил тот факт, что «Телеграм» там был в большом почете. Чуть ли не каждое рекламное объявление заканчивалось ссылкой на соответствующий телеграм-аккаунт (каналы появились чуть позже). Дело было в 2014-м — всего год спустя с момента официального запуска мессенджера. У нас в то время новое детище Дурова было распространено лишь в узких кругах так называемого креативного класса.

Большинство экспертов считают, что высокий рейтинг «Телеграма» в странах третьего мира обеспечивает декларируемая его создателями политика конфиденциальности, что особо привлекает жителей авторитарных стран. Дуров гарантирует им многоступенчатую систему шифрования, якобы защищающую от внешнего вмешательства.

Косвенно свою роль в популярности мессенджера (а сейчас уже и социальной сети) на Востоке мог сыграть и плохой интернет, точнее, его низкая скорость, часто искусственно заниженная. В этих условиях актуальные новости можно было получить лишь из «телеги», которая не требовала больших ресурсов.

Цифры говорят сами за себя. В той же Средней Азии, к примеру в Узбекистане, аудитория «Телеграма» увеличивается в геометрической прогрессии. Согласно данным двухгодичной давности, доля «Телеграма» в стране составила 80%, тогда как WhatsApp* и Viber — 22% и 2% соответственно. По предварительным данным, в среднем около 18 млн узбекистанцев используют творение Дурова. В настоящее время в Узбекистане более 123 тыс. каналов и около 18 тыс. чатов.

Казахстанский министр: «Мы пригласили, он приехал»

Но свой обещанный визит Дуров все же начал не с Узбекистана. Изначально он «вынырнул» в районе киргизского озера Иссык-Куль. Но поначалу мало кто верил, что это был он. Уж больно строго дубайский гость хранил свою прайвеси. Тысячи глаз были прикованы к каналу Дурова: «Ну хоть бы одна фотка, одно слово!»

Интрига сохранялась несколько дней. Но постепенно, в час по чайной ложке, как будто ее отмерял сам Дуров, в сеть начала просачиваться отдельная информация. Оказывается, предприниматель путешествует не один, а в компании известного российского блогера-миллионника Гусейна Гасанова, который и начал «сливать» отдельные моменты их совместного отдыха.

Оказалось, что Гасанов не посторонний здесь человек. В прошлом году он участвовал в открытии академии футбола «Барселоны» в Джалал-Абаде, а также выложил совместное фото с президентом Киргизии Садыром Жапаровым. Пошли разговоры, что Дуров прибыл сюда не просто так — местные власти якобы рассчитывают на его инвестиции в горнолыжный курорт «Три вершины», который должен стать крупнейшим в Центральной Азии. Кроме того, в Киргизии, как раз около Иссык-Куля, строится «город будущего» Асман, в котором будут ездить электромобили, а энергия станет добываться с помощью возобновляемых источников. Возможно, приезд Дурова связан с этим проектом.

В итоге сам предприниматель вышел на связь и поделился впечатлениями о стране в своем канале. «Я полюбил людей и природу Киргизии — настоящей скрытой жемчужины Центральной Азии. Погода была отличной, и не было комаров, поэтому мы много гуляли и катались на лошадях в горах и вокруг озера Иссык-Куль. Я заметил, что Киргизия очень быстро развивается», — написал Дуров. Также он сообщил, что встретился с местными лидерами телекоммуникаций и обсудил вопросы, связанные с использованием «Телеграма».

«Я полюбил людей и природу Кыргызстана — настоящей скрытой жемчужины Центральной Азии» «Я полюбил людей и природу Киргизии — настоящей скрытой жемчужины Центральной Азии» Фото: t.me/durov

Далее Дуров засветился уже в Узбекистане, а именно в Самарканде. Местные папарацци выяснили, что бизнес-джет Embraer с Дуровым и блогером Гасановым на борту прибыл накануне из Бухары. На видео вполне можно было узнать основателя «Телеграма», одетого, как обычно, во все черное. С молодым человеком, который шел рядом с ним и держал над его головой зонтик, защищающий от палящего солнца, Дуров о чем-то горячо спорил. Создавалось впечатление, что архитектурные красоты его мало интересуют.

Визит стал для Узбекистана большим событием. В социальных сетях люди начали гадать о его причинах. В сети тут же появились мемы. Голый по пояс Дуров стоит на фоне озера Чарвак — искусственного водохранилища, расположенного в 70 км от Ташкента. Это место по местным меркам считается дорогим курортом. Надпись гласит: «Когда наконец заработал на отдых на Чарваке».

Кстати, в туре по Средней Азии Дуров стал более открытым и доступным, сняв привычную для себя маску Мистера Икс. Например, основателя «Телеграма» заметили в ташкентском фитнес-клубе. Девушка узнала Дурова в одном из посетителей зала: «Обычный день в Ташкенте: пришла на тренировочку, в зал заходит Павел Дуров и начинает подтягиваться».

Не обошлось и без официоза. В Ташкенте обладатель состояния в $15,5 млрд встретился с зятем президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, заместителем руководителя службы безопасности президента Узбекистана, президентом центрально-азиатской конфедерации ММА Отабеком Умаровым. «Для нас было большой честью принимать Павла и его близких на гостеприимной земле Узбекистана. Бесконечно приятно на личном опыте убедиться в том, что все они не только профессионалы высочайшего уровня, но и прекрасные люди с открытой миру душой», — отметил Умаров после встречи.

Последний также признал, что «Телеграм» — это мессенджер №1 для Узбекистана, и выразил надежду на то, что Дуров еще порадует всех новыми технологическими решениями.

Следующим пунктом поездки стала столица Казахстана Астана. Дурова заметили в международном технопарке IT-стартапов Astana Hub. Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев прокомментировал приезд Дурова в Казахстан. Слова политика приводят местные СМИ: «Мы пригласили, он приехал. Думаю, он пробудет здесь дня три. Павел Дуров уже посмотрел Astana Hub, планируем показать ему министерство цифровизации, международный финансовый центр Астаны и другие организации. Мы ведь хотим показать гостю нашу технологичность, дать понять, что мы хорошо в этом плане продвинулись. <…> Мы уделяем много внимания человеческому капиталу, образованию. Думаю, нам есть что показать. Сейчас мы обмениваемся мнениями. Думаю, он тоже может что-то взять у нас, изучить тренды».

Как долго Дуров пробудет в Казахстане и успеет ли заехать в Алма-Ату — вопрос открытый. На канале предпринимателя последний отчет выложен с озера Иссык-Куль.

10 лет вне родины

Дуров никогда раньше не был замечен в особой любви к бывшим советским среднеазиатским республикам. И вот этот нежданный визит. Везде его встречали как высокого гостя, не исключено, что были и закулисные встречи.

Чтобы это могло значить? В первую очередь, можно предположить, что наш герой просто соскучился по «советским» реалиям, по знакомой с детства культурной среде, русскому языку. Ведь Россию он покинул 10 лет назад и больше на родину не возвращался. А в Средней Азии всего этого все еще с избытком.

Тогда почему не ехать напрямую домой? Дуров в 2014 году сообщил, что покинул РФ и не планирует возвращаться. Решение уехать он объяснял в тексте «Семь причин не возвращаться». Среди них предприниматель назвал «отсутствие честных и независимых судов» и «обилие противоречащих друг другу законов» и др.

В недавнем интервью Такеру Карлсону основатель «Телеграма» рассказал, что старается не приезжать в «крупные геополитические державы», такие как Россия, Китай и США. «Я езжу в страны, в которых уверен, что [их действия] соответствуют тому, что мы делаем, нашим ценностям», — сказал Дуров.

С другой стороны, упомянутое выше обширное и многочасовое интервью Карлсону — это тоже своего рода исключение из правил. Не значит ли это, что Дуров планирует выйти из тени, заново заявить о себе или запустить какой-то новый крупный проект? И не является ли его вояж по республикам Средней Азии частью такого проекта? Ответа пока нет.