В предместье Парижа Сен-Сен-Дени прошла международная выставка Eurosatory 2024, на которой были представлены образцы современной военной техники В предместье Парижа Сен-Сен-Дени прошла международная выставка Eurosatory 2024, на которой были представлены образцы современной военной техники Фото: © IMAGO/Chris Emil Janssen/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Какие новейшие танки представляют страны НАТО

С 17 по 21 июня в предместье Парижа Сен-Сен-Дени прошла международная выставка Eurosatory 2024, на которой были представлены образцы современной военной техники. На выставке был 41 национальный павильон, как правило, представленный странами НАТО, и более 2 тыс. экспонатов из 62 государств. Т. е. выставка представляет собой нечто вроде российского аналога форума «Армия», проходящего в подмосковном парке «Патриот».

Из образцов, представленных на выставке, разумеется, были и танки. Однако все они, перспективные образцы европейской бронетанковой мысли, как оказалось, устарели. Представленные танки еще не успели выйти на конвейер массового производства, как уже оказались машинами прошлого века, не пригодными для современной войны. Попробуем разобраться почему.

Германо-французской компанией KNDS была продемонстрирована новая версия основного боевого танка «Леклерк» — Leclerc Evolution. Основным отличием, на котором производитель сделал упор, стала новая башня, выглядящая крайне футуристично, напоминающая ранее продемонстрированную версию на танке Е-МВТ. Общая концепция сохранилась: наводчик размещается справа, а командир танка — слева, однако их места в корзине башни были максимально опущены вниз, чтобы обеспечить им лучшую защиту.

На танке установлен 1500-сильный двигатель, а также новое орудие Ascalon, имеющее калибр 120 мм, при этом отмечается, что при желании орудие можно заменить на 130- или 140-миллиметровую версию. Вместе с тем башня основного танка осталась обитаемой, экипаж — четыре человека (двое в башне, двое в корпусе), однако танк оснащен автоматом заряжания на 22 снаряда. Кроме этого, танк усилен пушечной 30-миллиметровой дистанционно-управляемой турелью ARX-30, предназначенной для отбития дронов. Также танк предполагает наличие традиционной пулеметной турели.

Машина, повторимся, выглядит очень стильно, футуристично, объективно являясь одним из высших проявлений западной военно-технической мысли. Однако если присмотреться к танку повнимательнее, то видно, что он не просто устарел, а устарел тотально.

Танк практически никак не защищен от главных хищников современной войны — FPV-дронов Танк практически никак не защищен от главных хищников современной войны — FPV-дронов Фото: © IMAGO/Chris Emil Janssen/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

На нем нет никаких зацепов, крючков или карабинов, чтобы было можно установить антидроновую сетку. Более того, на нем даже банальное бревно, которое может понадобиться при преодолении зыбкой и болотистой почвы, не предусмотрено. Этот танк, который, вероятно, будет стоить десятки миллионов долларов, практически никак не защищен от главных хищников современной войны — FPV-дронов.

И это не только проблема данного образца, а в целом проблема всех современных танков. На данном этапе венцом танковой эволюции стал танк типа «Царь-мангал», больше напоминающий старый гараж, который наконец-то решил отомстить человечеству за то, что его забивали всяким хламом. Многочисленные видеоподтверждения, когда несколько FVP-дронов буквально застревали в многослойной антидроновой броне, тому свидетели. Устарел, повторимся, не только Leclerc Evolution. «Можно сказать, что и Abrams устарел, и Т-90 устарел, и даже „Армата“, которая не вышла в нормальное производство, тоже устарела. FPV-дрон — это радикальное изменение. Сейчас существует мнение, что проблемы решат за счет РЭБ. Так вот, из того, что я знаю, из того, что мне говорили специалисты, — РЭБ будет работать еще года полтора-два, не более. После этого перестанет», — отметил в интервью «БИЗНЕС Online» военный эксперт Влад Шлепченко.

На выставке был 41 национальный павильон, как правило, представленный странами НАТО, и более 2 тыс. экспонатов из 62 государств Фото: © IMAGO/Chris Emil Janssen/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Невыносимая тонкость брони

Эволюция танка началась около 100 лет назад. Первые появившиеся механизмы были в современном понимании даже не танками, а стальными коробами, которые не брали винтовки с болтовым затвором и пулеметы, которые вдавливали в грязь вереницы колючей проволоки, закрученной в спирали Бруно. Затем, в 20–30-е годы XX века, танковая мысль развивалась по-разному. Создавались легкие, средние и тяжелые танки. Танки, больше напоминающие сухопутные корабли, многобашенные танки. Так, например, в Советском Союзе был создан Т-35, танк, имеющий пять башен, с экипажем в 10 человек.

А уже во время Второй мировой началось вымирание видов. Из всех представленных версий наибольшее распространение получила версия «основной боевой танк», выросшая из подвида «средний танк». В процессе эволюции машина постепенно обрастала броней, орудием, которое от версии к версии было все точнее, а также прижималась, буквально вдавливалась в землю. Последнее не менее важно, чем иное: низкий профиль танка крайне сильно повышает выживаемость машины.

Однако кое-что оставалось неизменным — и танки Первой мировой, и последние на сегодняшний день образцы создавались в логике «машины прорыва». Танки, по господствующей задумке, должны были, прикрывая пехоту, прорывать оборону противника, выходить в тыл и развивать наступление. Главными их противниками должны были быть другие танки, уничтожение которых и становилось главной боевой задачей. Но специальная военная операция отменила это правило. Теперь танки стали длинной рукой пехоты. Виной тому, повторимся, стали FPV-дроны.

Проблема заключается в том, что механизм залитым по лбу и бортам броней был почти не защищен сверху и с тыла. Вся броня, которая продумывалась под танк, вся ее эволюция состояла в том, чтобы защитить машину от пехоты, оснащенной ПТРК, и от снарядов других танков. Т. е. различные виды брони не учитывали, что бить по машине будет быстрый дрон, который ударит ровно по тому месту, которое осталось неприкрытым. Теоретическим спасением являются системы радиоэлектронной борьбы, которые обрывали связь дрона с оператором, однако технология автозахвата цели и это прикрытие отметает.

Первое решение, которое может прийти в голову, — усилить броню на крыше и задней части. Но это в свою очередь существенно увеличивает вес машины, что сказывается на двигателе: очевидно, что под такую задачу двигатель должен быть более мощный. А это сказывается на размерах… И цикл повторяется. Танк становится больше, а значит, тяжелее. Но это решение конструкторское, которое невозможно повторить в полевых ремонтных мастерских.

Потеряв свойство средства прорыва, танк тем не менее остался «длинной рукой пехоты», выполняя роль очень тяжелой снайперской винтовки, способной с расстояния в несколько километров, с закрытой позиции разнести в щепки указанную цель. И вот тут народные Кулибины придумали решение сами. Пользуясь смекалкой, железным мусором и сварочным аппаратом, в течение пары лет создали буквально произведения искусства, наваривая на машину все новые и новые элементы противовоздушной защиты.

Изначально это действительно напоминало шашлычный мангал, поставленный на башню, но в какой-то момент навесной брони стало настолько много, что танк с формальной точки зрения стал чрезвычайно уродлив. У него исчез круговой обзор, его профиль вырос на несколько метров, он может просто застрять из-за нелепости конструкции. Но именно такой вариант «обвеса» стал наиболее эффективной защитой против дронов, с учетом того что штурмовать окопы и блиндажи не приходится. Удивительным образом именно эта конструкция стала символом несгибаемого жизнелюбия русского солдата.

Однако это паллиативная мера — решение в условиях наличия неприспособленного к «дроновой войне» образца. Вместе с тем свое слово будет вынуждена сказать промышленность, и тут лежит пласт неопределенности.

Никаких реальных предположений по эволюции танка в нынешних условиях инженеры пока не предложили Фото: © IMAGO/Chris Emil Janssen/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Расщепление вида

Эволюция — наглядная демонстрация того, как вид приспосабливается к окружающей его реальности. Жирафы вытянули шеи, чтобы кушать вкусные листья с верхушек деревьев, дельфины вернулись в море, потому что еду на суше отнимали другие конкуренты, а в воде таковых было немного, белка научилась менять цвет шерсти вместе с изменением длины светового дня: если солнышка мало, значит, растет белая.

В технике все складывается аналогичным образом, только вместо природы элементом, ответственным за изменение, является человек. В случае если существовать как машина прорыва танк больше не может, то какие он способен выполнять задачи? Во-первых, как сказали выше, это сверхтяжелая снайперская винтовка, во-вторых, как самоходное орудие ближнего боя, способное вести активную оборону, в-третьих, как средство борьбы с бронированной техникой: быстро появившись, перестрелять БТР, БМП и иную бронированную технику противника.

Получается, танк может дать подвид новых САУ ближнего боя вроде тех, что использовались в годы Великой Отечественной войны. У механизма сохранится мощное орудие, способное вести огонь с закрытых позиций, но вместе с ним можно будет облегчить лобовую и бортовую броню, усилив защиту крыши. Кроме того, за счет удаления башни и общего уменьшения профиля танка можно продумать полноценный «заводской мангал» по всей поверхности механизма.

Другой вариант возможного развития — облегчение конструкции с учетом того, что сражаться с себе подобным данной машине почти не придется. В этом случае у танка радикально облегчается броневое покрытие при сохранении башни, взамен этому наращивается броня на крыше, приспособленная против дронов. В итоге это должно позволить эффективно маневрировать на обороняемом участке, нанося удары по легкобронированной технике и пассивным укреплениям.

Еще один из гипотетических вариантов развития танка — создание совсем легкой, возможно, колесной версии, смысл которой будет сводиться к быстрому налету и отходу на заранее подготовленные рубежи.

«Грозные и дорогие машины, одного только топлива сжигающие на бешеные деньги, могут выполнять лишь часть своих функций, рискуя быть подбитыми» Грозные и дорогие машины, одного только топлива сжигающие на бешеные деньги, могут выполнять лишь часть своих функций, рискуя быть подбитыми Фото: © IMAGO/Chris Emil Janssen/ www.imago-images.de/ www.globallookpress.com

Что дальше

Все вышеуказанные примеры — это попытка автора текста предположить, каким танком было бы эффективнее всего решать поставленные боевые задачи в условиях господства сверхмалой авиации над полем боя и не более того. Никаких реальных предположений по эволюции танка в нынешних условиях инженеры пока не предложили.

Мы находимся в самом начале нового витка военной революции (или эволюции), натертые до блеска футуристические механизмы выглядят так же дерзновенно-красиво, как выглядел рыцарский доспех первой половины XVI века. Выкованные мастерами латы с анатомическими элементами кажутся невероятно сложными в изготовлении даже по современным меркам. Проблема заключалась в том, что в это время появились мушкеты, для которых несколько миллиметров стали вполне преодолимая преграда. Мастерство оружейников Высокого Средневековья в мгновение ока обесценилось.

Нечто подобное мы видим и сейчас: грозные и дорогие машины, одного только топлива сжигающие на бешеные деньги, могут выполнять лишь часть своих функций, рискуя быть подбитыми. Как следствие, хоть какое-то решение, да будет найдено, и вот уже оно повлечет за собой ряд иных изменений, которые последуют после. В том числе принципы применения, обучение механиков-водителей, а также взаимодействие с другими родами войск.

В XVI веке кавалерия не умерла. Наоборот, еще 300 лет она отчаянно дралась на полях сражений, однако век ее господства был окончен. Царицей войск стала пехота. Посмотрим, уступят ли бронетанковые войска свое место другим родам войск.