Антон Силуанов продолжал убеждать депутатов Госдумы в справедливости налоговой реформы Антон Силуанов продолжал убеждать депутатов Госдумы в справедливости налоговой реформы Фото: duma.gov.ru

С налоговой реформой рассмотрели и семейную выплату

«Налоговые изменения затронут всего лишь 3 процента работающего населения страны, или около 2 миллионов человек из 64 миллионов плательщиков налогов», — продолжал сегодня убеждать в справедливости налоговой реформы депутатов Госдумы министр финансов РФ Антон Силуанов. На пленарном заседании парламентарии рассматривали законопроект в первом чтении. А окончательно изменения в налоговую систему должны быть приняты уже в августе.

До этого концепцию изменений уже одобрили на профильных комитетах. Тогда, напомним, депутат ГД от Татарстана Айрат Фаррахов поднимал вопрос о том, как федеральный центр компенсирует регионам выпадающие доходы в результате реформы. По подсчетам Госсовета РТ, из-за изменений в упрощенной системе налогообложения (УСН) Татарстан может потерять 3 млрд рублей. Силуанов тогда заверил, что налоговые новации пойдут «на плюс» субъектам, потому что дополнительные сборы поступят в федеральную казну и через нее будут перераспределяться. А еще напомнил о решении списать регионам две трети долга перед федеральным бюджетом.

«Спор» за 3 миллиарда: как Фаррахов у Силуанова компенсацию просил

Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров тогда предложил представить информацию о том, сколько какому региону, «который заявляет такие предложения», списывается бюджетных кредитов, «которые он получил совершенно бесплатно». «Если вы этого не сделаете, то сделаю я», — предлагал он. В итоге публично эта информация так и не прозвучала, а депутаты и не спросили.

Андрей Макаров предложил представить информацию о том, сколько какому региону, «который заявляет такие предложения», списывается бюджетных кредитов, «которые он получил совершенно бесплатно» Андрей Макаров предложил представить информацию о том, сколько какому региону, «который заявляет такие предложения», списывается бюджетных кредитов, «которые он получил совершенно бесплатно» Фото: duma.gov.ru

«В комплекте» с налоговыми поправками рассматривался и законопроект об установлении семейной налоговой выплаты. Чтобы не объяснять, зачем собираются дополнительные налоги и куда потом направляются, оценил такой «союз» представитель партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» Валерий Гартунг. Получить выплату смогут работающие граждане с двумя и более детьми, чей среднедушевой семейный доход не превышает 1,5 региональных прожиточных минимума на человека. Выплаченный налог будет пересчитан по ставке 6%, а разница — возвращена гражданину. Размер выплаты зависит от суммы уплаченных налогов и будет для каждой семьи индивидуален. Отец двоих детей, зарабатывающий 70 тыс. рублей в месяц, сможет получить свыше 51 тыс., приводил ранее пример минтруд.

Льготу предлагается ввести в 2026 году. Она затронет более 4 млн семей, в которых воспитываются более 10 млн детей. Из федерального бюджета на это потребуется более 100 млрд рублей, рассказал на заседании официальный представитель правительства РФ статс-секретарь – замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов.

Ярослав Нилов предложил повысить верхний порог до 25% для тех, кто получат 50 млн рублей и больше Ярослав Нилов предложил повысить верхний порог до 25% для тех, кто получает 50 млн рублей и больше Фото: duma.gov.ru

«Почему прогрессивную шкалу вводите наполовину?»

Бо́льшая часть обсуждения была посвящена прогрессивной шкале НДФЛ. Например, представитель ЛДПР Ярослав Нилов предложил повысить верхний порог до 25% для тех, кто получат 50 млн рублей и больше. Ставка 22% — это компромисс, который выработали в ходе подготовки предложений по прогрессии. Во время подготовки звучали предложения оставить верхний предел на уровне 20%, «чтобы не было соблазна перерегистрировать бизнес». В мире есть примеры, когда этот предел достигает и 35–40%. «Потому что важно здесь создать условия: не прятать заработную плату и не уходить в серые „конвертные“ схемы, — сказал Силуанов и добавил: — Эта прогрессия позволяет обеспечить такую задачу».

Налог на доходы физических лиц. Законопроектом предлагается введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая предусматривает распределение налоговой нагрузки в зависимости от уровня доходов граждан. Семьям с двумя и более детьми со среднедушевым доходом менее 1,5-кратного размера минимального прожиточного минимума в месяц будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ — через выплаты, чтобы эффективная ставка налога составляла 6%. Из 13% ставки будет возвращено таким семьям более половины. Дополнительно повышаются стандартные вычеты по налогу на доходы физлиц на второго и третьего ребенка с 1,4 тыс. до 2,8 тыс. рублей и с 3 тыс. до 6 тыс. рублей соответственно, с одновременным увеличением до 450 тыс. рублей совокупного дохода, до достижения которого эти вычеты будут применяться. Устанавливается налоговый вычет в 6 тыс. рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдает ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию.

Для работников с годовым доходом ниже 2,4 млн рублей ставка НДФЛ сохранится на уровне 13%. Для оставшихся граждан с высокими доходами, которых в России 2 млн человек, или около 3%, предлагается следующая прогрессивная шкала: для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей в год — 15%, от 5 млн до 20 млн рублей в год — 18%, от 20 млн до 50 млн рублей — 20%, свыше 50 млн рублей — 22%. Ставку налога на доходы от реализации имущества предлагается сохранить на уровне 13% — до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше единая ставка — 15%. Также предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходов по операциям с ценными бумагами, которые находятся в портфеле граждан менее пяти лет. Изменения по налогу на доходы физлиц не коснутся денежного довольствия и иных выплат участников СВО.

Регионы и муниципалитеты получат право устанавливать более высокие ставки имущественных налогов на имущество стоимостью выше 300 млн рублей. Предельная ставка по решению муниципалитетов может быть увеличена с 2 до 2,5%, а для дорогостоящих земельных участков — с 0,3 до 1,5%.

Налог на прибыль организаций. Законопроектом предлагается отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, и взамен повысить ставку налога на прибыль с 20 до 25%. Все стабилизационные решения, которые содержатся в законе по спецконтрактам, в таких специальных режимах, как особые экономические зоны, территории опережающего развития, будут сохранены без изменения. На бессрочной основе предлагается продлить возможности применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в соответствующий реестр. Также расширяется механизм роста амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования и расхода на НИОКР как источника инвестиций. Вводятся повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР. Ставки и правила обложения налога на добавленную стоимость хотят оставить без изменений.

Налогообложение рентных отраслей. Отраслям (производство минеральных удобрений, добыча железной руды), где достигнут уровень операционной рентабельности, в дополнение к повышению налога на прибыль организаций предлагается скорректировать формулу расчета рентных налогов, повысив уровень рентной нагрузки до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями. Для добычи железной руды предусматривается увеличение НДПИ в 1,15 раза, для отрасли производства калийных удобрений — в 2,3 раза, фосфорных удобрений — в 2 раза. Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для выпуска аммиака в размере 1,2 тыс. рублей за 1 тыс. куб. метров.

Малый и средний бизнес. Предлагается корректировка упрощенного специального налогового (УСН) режима для малого и среднего бизнеса. Для развития малого бизнеса предлагается увеличение порогов УСН по доходам — с нынешних 265,8 млн до 450 млн рублей и по остаточной стоимости основных средств — до 200 млн рублей. Компании с доходом свыше 60 млн рублей теперь будут обязаны платить НДС. Сейчас такой бизнес на УСН в большинстве случаев платить этот налог не обязан. У предпринимателей будет выбор: перейти на общий режим со ставкой НДС 20% (или 10% для отдельных видов товаров) с возможностью применять вычеты либо перейти на спецрежим со ставкой 5% при доходах до 250 млн рублей в год и ставкой 7% при доходах в диапазоне 250–450 млн рублей в год, но без права на вычеты.

Кроме того, предусматривается амнистия для налогоплательщиков, готовых начать работать вбелую и отказаться от схем дробления бизнеса. Т. е. неуплаченные налоги, пени и штрафы за 2022–2024 годы в связи с применением схем дробления не будут учитываться до начисления налогов, соответствующая задолженность у компаний будет списана, если предприниматель добровольно откажется от применения дробления со следующего года и налоговые органы не установят таких фактов.

Будет снижаться нагрузка на труд для субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих секторах. Предлагается снизить тарифы страховых взносов с 15 до 7,6% по выплатам в пользу физлиц свыше МРОТ для компаний обрабатывающего сектора, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства.

А чтобы не допустить уклонения от уплаты косвенных налогов, предлагается усовершенствовать акцизное налогообложение по товарам, где были выявлены злоупотребления. Речь о введении акцизов на фармсубстанции спирта с одновременным предоставлением полного вычета акциза, использованного для производства лекарств. Перечень лекарств и медицинских изделий установит правительство. Полный вычет акциза при использовании медицинского спирта по назначению позволит не допустить роста цен на лекарства. Медицинский спирт будет облагаться по общей ставке в обычном порядке. Документ предполагает введение акциза и на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции.

Говоря о возможности введения налога на роскошь, министр заметил, что предложение перенести налог с дохода на имущество не всегда будет справедливо. Например, человек может иметь большие доходы, но не тратить их на имущество. Или, напротив, большие имущественные комплексы ему могут достаться от родителей, а доходы — остаться небольшими. Поэтому регионам предлагают дать право повышать ставку налогов на объекты недвижимости стоимостью свыше 300 млн рублей.

Алексея Куринного интересовало, почему ставка 15% будет применяться для граждан, зарплата которых начинается от 2,4 млн рублей в год (в диапазоне 200–416,7 тыс. рублей в месяц) Алексея Куринного интересовало, почему ставка 15% будет применяться для граждан, зарплата которых начинается от 2,4 млн рублей в год (в диапазоне 200–416,7 тыс. рублей в месяц) Фото: duma.gov.ru

А вот депутата от КПРФ Алексея Куринного интересовало, почему ставка 15% будет применяться для граждан, зарплата которых начинается от 2,4 млн рублей в год (в диапазоне 200–416,7 тыс. рублей в месяц). Средняя зарплата в России — 74 тыс. рублей в месяц, в Москве — около 150 тысяч. Поэтому «с запасом как бы взяли», ответил Силуанов.

«Почему прогрессивную шкалу вводите наполовину?» — интересовался депутат Михаил Делягин. Он обратил внимание, что вместе с обязательными социальными взносами «бедный» платит 39% из фонда оплаты труда (ФОТ). «А если я богат и имею денег на налогового консультанта, то плачу 6 процентов с копейками, — указал он. — Ваша справедливость по-прежнему выглядит так — чем человек беднее, тем больше с него дерет государство». По его мнению, налоговые ставки для бедных запретительно высоки, поэтому они уходят в тень, а в стране возникает пенсионный кризис. Тут Силуанов не согласился, мол, пенсии у нас повышаются, а скоро депутаты будут рассматривать предложение президента РФ по возвращению индексации пенсий работающим пенсионерам.

«Почему ставка на дивиденды — 15 процентов? Потому что если мы здесь увеличили бы существенно этот размер налогообложения, то наши предприниматели точно тогда нашли бы другие юрисдикции, где можно было бы сохранить свои уровни налогообложения дивидендов», — сказал он. Кроме того, сегодня существует понижающая ставка при наличии дохода работника более 2 млн 225 тыс. рублей — регрессия страхвзноса.

В итоге «за» поправки в Налоговый кодекс РФ проголосовали 399 депутатов. Тех, кто был против или воздержался, не было В итоге за поправки к Налоговому кодексу РФ проголосовали 399 депутатов. Тех, кто был против или воздержался, не было Фото: duma.gov.ru

«Тогда какие стимулы мы создаем для предприятий?»

Коммунист Николай Арефьев предложил рассмотреть дифференцирование налога на прибыль в зависимости от рентабельности предприятия. По мнению Силуанова, это, напротив, будет стимулировать не показывать хороший финансовый результат. «То есть чем меньше ты показал доходность свою, тем ниже уровень налогообложения. Тогда какие стимулы мы создаем для предприятий? Наоборот, скрывать свой финансовый результат и, соответственно, иметь низкие налоги», — пояснил министр.

Депутат Галина Данчикова интересовалась, изменятся ли тарифы на отопление при повышении НДПИ на уголь, ведь особо остро этот вопрос коснется северян. Кабмин предлагает сформировать такой порядок, который бы учитывал введение налогообложения в части НДПИ только сверхдоходов, сверх определенного порога.

«За признанием подакцизным товаром медицинского спирта может последовать увеличение цен на корвалол или кожный антисептик?» — интересовался единоросс Евгений Нифантьев. Правительство также беспокоит эта тема, согласился Силуанов. Однако договорились, что те компании, которые получают спиртосодержащую продукцию для изготовления лекарств, будут без акцизов получать до 50 тыс. декалитров. Таких компаний чуть больше 30. Это решение позволит закрыть лазейки для производства нелегального алкоголя.

Обсудили депутаты и новую семейную выплату. Так, депутата от КПРФ Марию Дробот интересовали требования к получателям выплат — предполагаются ли ограничения, помимо величины дохода на члена семьи, наличие или отсутствие работы, совместное проживание всей семьи? Пудов заверил, что критерий имущественной обеспеченности будет такой же, как в едином пособии, а совместное проживание или отсутствие работы не предусматриваются. Тут он отвернулся от микрофона, вероятно, к своему помощнику и спросил: «Правильно сказал?» Тот, судя по всему, одобрительно покачал головой.

На вопрос, не рассматривало ли правительство прогрессивную систему, чтобы ставка компенсации увеличивалась на 2% за каждого последующего ребенка, Пудов заметил, что подход должен быть единым для всех семей. А у многодетных семей будет больше шансов рассчитывать на выплату, т. к. они «чаще попадают под критерий 1,5 ПМ».

В итоге за поправки к Налоговому кодексу РФ проголосовали 399 депутатов. Тех, кто был против или воздержался, не было.