В новом рейтинге Forbes «Ак Барс» занял седьмое место, «Рубин» — 22-е, УНИКС — 23-е В новом рейтинге Forbes «Ак Барс» занял 7-е место, «Рубин» — 22-е, УНИКС — 23-е Фото: «БИЗНЕС Online»

А как считали?

«Два года новых реалий сильно изменили жизнь российских профессиональных спортивных клубов», — написал Forbes, представляя рейтинг. Это первое такое исследование для журнала. Как отметило издание, к вызовам, с которыми столкнулся российский спорт, не готовили ни учебники по менеджменту, ни мировой опыт. «И к 2024 году уже можно зафиксировать главный результат: отечественные клубы с этим вызовом сумели справиться», — считает издание.

На попадание в топ-25 претендовало 50 клубов: 12 из Единой лиги ВТБ, 18 клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) и 20 клубов Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). По присутствию РПЛ и КХЛ в рейтинге вопросов нет: они представляют самые популярные виды спорта в стране. А вот включение Единой лиги ВТБ — вопрос дискуссионный. С одной стороны, это действительно самая успешная коммерческая лига за пределами футбола и хоккея. Например, подобного турнира нет в волейболе. Там все крутится вокруг федерации, которая на общих основаниях проводит чемпионат страны. А если бы был, нет сомнений, что в компанию к «Рубину», «Ак Барсу» и УНИКСу добавился бы и 11-кратный чемпион России «Зенит-Казань».

С другой, баскетболисты, конечно, отстают от своих коллег. «Наблюдать за баскетбольными клубами в этом рейтинге крайне странно. Их популярность, к сожалению, несравнима с футболом и хоккеем», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» комментатор «Матч ТВ», один из основателей клубного телевидения «Рубина» и продюсер «Ак Барс Шоу» Роман Титов.

Баскетбол попал в рейтинг, волейбол — нет Баскетбол попал в рейтинг, волейбол — нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Сначала из списка выпали клубы, не раскрывшие финансовые показатели за 2023 год, — это футбольный «Ахмат», хоккейные ЦСКА, «Сочи» и «Сибирь» и баскетбольные «Енисей», «Автодор», «Парма», «Нижний Новгород», «Уралмаш» и «Самара». Затем отсеяли тех, кто получил низкую оценку по следующим параметрам: средняя посещаемость домашних матчей (вес — 10%), средняя заполняемость арены на домашних матчах (10%), выручка клуба (5%), прибыль/убыток (5%), присутствие в СМИ (10%, учитывались данные «Медиалогии»), популярность в соцсетях (20%, также данные «Медиалогии»), спортивные результаты (20%) и экспертная оценка (20%). Forbes привлек в качестве экспертов профессоров ВШЭ и представителей маркетинговых агентств.

Еще одна особенность рейтинга — он составлен по итогам 2023 года и не учитывает полные результаты сезона 2023/24. «Для татарстанских клубов, особенно для УНИКСа и „Рубина“, это дало бы более высокие позиции в рейтинге», — заметил в беседе с нашим изданием Адель Бурганов — гендиректор казанского агентства Playmayker, которое сотрудничает с РПЛ, КХЛ, ФХР, хоккеистом Кириллом Капризовым, Алиной Загитовой и другими. «Рубин» в первом сезоне после возвращения из Первой лиги занял 8-е место в РПЛ. УНИКС впервые в клубной истории выиграл регулярный чемпионат Единой лиги ВТБ и во второй год подряд вышел в финал. А вот «Ак Барсу» такая конфигурация, наоборот, сыграла на руку: если в прошлом году хоккеисты стали серебряными призерами, то в этом вылетели в первом раунде.

Доминирует в рейтинге футбол: «Зенит», «Краснодар» и «Спартак» расположились на первых трех позициях. Если же говорить о городах, то первое место у Санкт-Петербурга: «Зенит» (1-е место в общем рейтинге) стал первым среди представителей РПЛ, СКА (4-е) — первым среди КХЛ. А что у Татарстана?

«Ак Барс» стал вторым клубом в рейтинге среди представителей КХЛ «Ак Барс» стал вторым клубом в рейтинге среди представителей КХЛ Фото: ak-bars.ru

«Ак Барс» — 7-е место

Средняя посещаемость — 11-е место (из 50); заполняемость арены — 4-е; выручка в 2022–2023 годах — 6-е; прибыль/убыток в 2022–2023 годах — 33-е; СМИ — 12-е; соцсети — 18-е; оценка экспертов — 9-е; спортивные результаты — 5-е.

По сумме всех баллов «Ак Барс» стал 1-м среди казанских клубов, 2-м среди клубов КХЛ и 7-м в общем списке.

«Ак Барс» получил высокую оценку за посещаемость — он стал четвертым по заполняемости арены и 11-м по средней посещаемости. Напомним, в прошлом сезоне казанский клуб установил свой рекорд по солдаутам: их было 18 в регулярном чемпионате, в том числе 8 подряд, и три в Кубке Гагарина (то есть на всех матчах плей-офф). Средняя посещаемость казанцев составила 7609 зрителей при заполняемости «Татнефть Арены» в 85,6%.

В Forbes напомнили, что после финала Кубка Гагарина – 2023 в Казани обсуждали строительство новой арены для «Ак Барса». «Старая „Татнефть Арена“ всех желающих в Казани вместить не может», — отметили в издании. Такие разговоры действительно были: на сей счет даже высказывался президент «Ак Барса» Наиль Маганов. По его словам, команде нужна арена на 20 тыс. болельщиков. Однако новостей, когда ждать новый стадион, все еще нет. В существующих реалиях возможность реализации проекта остается маловероятной.

«Ак Барс» 21 раз продавал все билеты на матч в прошлом сезоне «Ак Барс» 21 раз продавал все билеты на матч в прошлом сезоне Фото: ak-bars.ru

«Ак Барс» мог бы быть выше в рейтинге, если бы не два фактора. Во-первых, клуб лишь 33-й по финансовым показателям, но здесь наверняка сыграло свою роль приглашение в команду Александра Радулова, Вадима Шипачева и других звезд с высокими зарплатами. «Но они придали дополнительный буст (подъем, усилениеприм. ред.) к популярности клуба, — называет плюсы от звезд Титов. — Достаточно посмотреть на количество проданных маек с фамилией того же Радулова (по нашим данным, в сезоне 2022/23 „Ак Барс“ реализовал 1 371 джерси хоккеиста прим. ред.). Звезды помогли заманить на трибуны тех болельщиков, кто раньше не хотел идти на матчи, а теперь не мог упустить возможности посмотреть на Радулова и Шипачева».

Удивительно, но «Ак Барс» существенно недобрал по работе в соцсетях. Здесь клуб лишь на 33-м месте. По мнению Титова, вопрос не к соцсетям казанцев, а к методике подсчета. «Клуб держит очень правильное настроение в своих соцсетях, — считает он. — Мы не знаем методологии. В других системах, которые регулярно считают охваты клубов КХЛ, „Ак Барс“ в огромном порядке в каждой из соцсетей».

«Ак Барс» заслуженно занимает самую высокую позицию в рейтинге среди татарстанцев, отметил Бурганов. «С приходом Маганова клуб выстроил правильную стратегию позиционирования и сейчас может считаться флагманом спорта в республике, — уверен он. — Как бы ни складывались спортивные результаты, а в хоккее сейчас самая ожесточенная конкуренция за чемпионство, „Ак Барс“ четко следует своей стратегии. В ней имидж бренда, маркетинг, медиа, коммерческий потенциал — это не дополнение к спорту, а полноценные пункты со своими KPI. Во многом за счет роста медийности за последние пять лет „Ак Барс“ подписывает коммерческих спонсоров, увеличивает продажи атрибутики и входит в число лидеров КХЛ по продаже билетов».

Схожих оценок придерживается Титов. «Сейчас „Ак Барс“ — это узнаваемый бренд с очень правильным позиционированием, — отметил он. — Это и новый логотип (его многие не приняли, тем не менее весь город ходит в мерче „Ак Барса“), и классное настроение на арене, и именитые игроки, и развитие новых медиа. Очень правильно, что „Ак Барс“ сейчас начинает работать с совсем юной аудиторией: когда она вырастет, то составит большую часть покупателей абонементов клуба и преданных болельщиков. Когда клуб выходит на такой уровень, он уже никуда не упадет с этой вершины, даже если недоработает в каких-то вещах. В ближайшие годы „Ак Барс“ не просто не будет останавливаться, но и будет делать важные инновационные вещи».

«Рубин» попал в рейтинг после возвращения в РПЛ (на фото — Мирлинд Даку) «Рубин» попал в рейтинг после возвращения в РПЛ (на фото — Мирлинд Даку) Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рубин» — 22-е место

Средняя посещаемость — 10-е место (из 50); заполняемость арены — 32-е; выручка в 2022–2023 годах — 10-е; прибыль/убыток в 2022–2023 годах — 34-е; СМИ — 15-е; соцсети — 11-е; оценка экспертов — 21-е; спортивные результаты — 30-е.

«Рубин» стал вторым среди казанцев, 11-м среди футбольных клубов и 22-м в общем списке Forbes. Еще раз отметим, что в рейтинге учитывался 2023 год, в котором команда играла как в Первой лиге, так и в РПЛ. С одной стороны, это ударило по позициям клуба в графе «Спортивные результаты» (здесь казанцы лишь 30-е), с другой, по средней посещаемости команда стала аж 10-й.

Наверняка здесь сыграл свою роль весенний отрезок, когда «Рубин» играл в Первой лиге без Fan ID, тогда как его конкуренты столкнулись с бойкотом фанатов. В прошлом сезоне на «Рубин» ходилb 7,7 тыс. болельщиков, в этом показатели не сильно упали, несмотря на вызовы Fan ID в РПЛ — 6,9 тысячи.

«Рубин» стал десятым по посещаемости среди всех 50 клубов «Рубин» стал 10-м по посещаемости среди всех 50 клубов Фото: rubin-kazan.ru

В Forbes отметили, что «Рубину» приходится бороться за фанатов, потому как в Казани есть еще и хоккей, и баскетбол. Но пока футболисты удерживают второе место в негласном списке казанских клубов, что тоже можно считать достижением. Клуб только-только начинает находить свое лицо после «очищения» Первой лигой и перестановок в руководстве. В клубе на 180 градусов изменились подходы к работе со СМИ и болельщиками. Прежняя управленческая команда эту работу почти не вела, концентрации была лишь на имидже главного тренера Леонида Слуцкого. Сейчас приходится пожинать плоды и с большим трудом возвращать утерянные позиции.

«„Рубин“ после выхода в РПЛ заложил хороший фундамент на будущее, — рассуждает Бурганов. — Новая управленческая команда сделала правильные шаги по сближению с аудиторией, сделав проект с афишами, где игроки и болельщики были вместе. Многим запомнились пикник на базе клуба, новогодняя рубиновая елка и другие важные спецпроекты. Думаю, что в новом сезоне „Рубин“ вернется в топ футбольных клубов по медиа и продолжит свое развитие. С первого сезона в сложной ситуации закрепиться в РПЛ и выстроить команду на будущее дорогого стоит. Теперь клубу необходимо „раскручивать“ Даку, Иву, Вуячича, Ваду и других ключевых игроков команды. Именно они должны стать новыми Домингесами, Караденизами для простых жителей Казани и Татарстана».

Для футбольного клуба важно выработать стратегию, считает Роман Титов. «У „Рубина“ видны попытки и увеличить посещаемость, и сделать интересный контент в соцсетях. Например, у клуба есть интересные ролики в соцсетях, но в большинстве своем они считываются футбольной аудиторией. Это легко объяснить: за последние годы у клуба часто менялось руководство. Если эта система начинала расти при одном руководителе, приходил другой и все сметал. Поскольку сейчас у „Рубина“ все устоялось, нужно с первых секунд закладывать фундамент. Нужна правильная стратегия, и свой результат она даст не сразу, а через несколько лет».

УНИКС — второй клуб в общем рейтинге по спортивным результатам (на фото — Дмитрий Кулагин) УНИКС — второй клуб в общем рейтинге по спортивным результатам (на фото — Дмитрий Кулагин) Фото: «БИЗНЕС Online»

УНИКС — 23-е место

Средняя посещаемость — 33-е место (из 50); заполняемость арены — 22-е; выручка в 2022–2023 годах — 37-е; прибыль/убыток в 2022–2023 годах — 20-е; СМИ — 32-е (делит место с «Локомотивом-Кубанью»); соцсети — 35-е; оценка экспертов — 11-е; спортивные результаты — 2-е.

УНИКС занял 3-е место из татарстанских команд, стал 4-м среди баскетбольных представителей и 23-м в общем рейтинге. Сразу обратим внимание, что клуб чуть не стал лучшим у Forbes по спортивным результатам — УНИКС здесь второй.

Напоминать лишний раз, в чем причина такого взлета, не нужно, но все равно отметим, что в 2023 году УНИКС завоевал свое первое чемпионство. Президент клуба Евгений Богачев ждал его 25 лет. В финальной серии казанцы были сильнее «Локомотива-Кубани» (4–1).

В этом сезоне команда также борется за чемпионство. В финальной серии казанцы играют против ЦСКА. В Forbes отметили, что УНИКС уступал по посещаемости «Рубину», «Ак Барсу» и «Зениту», но команде удалось привлечь больше фанатов на трибуны. Это действительно так: последние игры в «Баскет-холле» собирали 6 523 (28 мая на второй игре с финала с ЦСКА), 5 721 (26 мая на первой игре финала с ЦСКА) и 6 321 (22 мая на 7-й игре полуфинала с «Локомотивом») зрителей. Фиксирует УНИКС солдауты и во время регулярного чемпионата.

«Баскет-холл» собирает по шесть тысяч зрителей «Баскет-холл» собирает по 6 тыс. зрителей Фото: unics.ru

«С точки зрения спортивных показателей и бюджета, достижения УНИКСа бесценны, — уверен Бурганов. — Клуб выжал максимум из своих возможностей и открыл чемпионское окно. Но мне, как давнему болельщику команды, хотелось, чтобы долгожданное чемпионство клуба стало большим событием для города. Команда заслужила большой праздник, чемпионский мерч, внимание федеральных блогеров, СМИ и все обычные для топ-клуба составляющие победы».

«Мне показалось интересным, что УНИКС стал работать с блогерами, медийными лицами, заполнять первый ряд на арене известными лицами, — перечислил Титов. — Все это дает прирост в популярности. Есть у клуба на что посмотреть в соцсетях, увеличилась посещаемость в плей-офф. Но, к сожалению, на нее влияют спортивные результаты: есть победы — есть зрители; нет побед — нет зрителей. Хотелось бы, чтобы это было не так сильно связано. Потенциал у УНИКСа огромный, как и у всего российского баскетбола. Это один из самых зрелищных видов спорта в мире».