«Пока у нас дискуссия вокруг того, что корова, конечно, хорошая, но давайте ее убьем, потому что она мешает росту других коров. Чисто русская традиция — думать о своем спасении и размышлять, как убить соседскую, — может привести к плохим результатам», — возмущался управляющий директор Ozon Сергей Беляков. На Неделе российского ретейла в Москве глава минпромторга РФ Антон Алиханов поставил задачу по импортозамещению непродовольственного сектора, Татьяна Бакальчук вспоминала об «ипэшках с непонятными фотографиями», которые стали будущим Wildberries, а представители торговых сетей сделали ставку на готовую еду. Об этом — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Виктор Евтухов: «X5 и «Магнит» лидируют в сетевом формате. Ozon — один из крупнейших маркетплейсов — продолжает минусовать, но при этом капитализация на бирже растет»
«Отечественные бренды растут двузначными темпами, опережая бренды Турции, Китая, Беларуси»
«Слава богу, у нас нет больших изменений. Татьяна Бакальчук, как всегда, на первом месте в женском Forbes. X5 и „Магнит“ лидируют в сетевом формате. Ozon — один из крупнейших маркетплейсов — продолжает минусовать, но при этом капитализация на бирже растет — это просто удивительные вещи, никто не может этого понять и объяснить», — начал стратегическую сессию Недели стратегического ретейла статс-секретарь – замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
По его словам, новшество только одно, и то в министерстве — новый руководитель Антон Алиханов. Министр торопился (видимо, на совещание к Путину, посвященное стратегическому развитию и нацпроектам), поэтому коротко прошелся по ключевым показателям отрасли и убежал. Так, по словам Алиханова, розница по итогам 2023 года вернулась на траекторию роста. «Неплохо прибавил продовольственный сектор, еще сильнее вырос оборот по непродовольственным товарам. Мы видим, что I квартал этого года повышательную тенденцию сохраняет. Надеемся, так и будет в дальнейшем», — отметил министр.
Также он уверен, что бизнес «успешно справляется» с внешним давлением. Если в 2022 году резко увеличилось число вакантных площадей в торговых центрах из-за ухода транснациональных брендов (до 15–20% в зависимости от региона), то сейчас уже вернулись к «доковидному уровню» — 5–8%. «Очень радует, что места занимают отечественные бренды, они растут двузначными темпами, опережая бренды Турции, Китая, Беларуси», — подчеркнул Алиханов.
Глава минпромторга вспомнил, что в 2014 году первые санкции подтолкнули Россию к «взвешенному протекционизму» в отношении в первую очередь продуктов питания. В итоге количество отечественных продуктов в торговых сетях выросло с 65 до 80%. Теперь «задача еще более амбициозная» по непродовольственным товарам, где сейчас половина оборота — импорт — примерно 10 трлн рублей. «Это большой простор для инвестиций в собственное производство», — намекнул Алиханов. Он уверен, что многое Россия в состоянии производить, а, например, по косметике и парфюмерии мощности недозагруженные. Тем более сами граждане, как утверждал министр, заинтересованы в увеличении доли отечественных товаров. На это и направлен законопроект «о российской полке», который предусматривает установление минимальной доли отечественных товаров в сетях и интернет-торговле.
Причем онлайн-каналы не менее важны, учитывая их активный рост: за пять лет сектор вырос в 5 раз, а оборот Wildberries и Ozon — это более 4 трлн рублей. «Видим существенную повышательную тенденцию, сектор стал весомой частью экономики, он не может существовать вне нормативного поля. На наш взгляд, должны быть дополнительно прописаны права партнеров-продавцов, пунктов выдачи заказов. Отдельно хочу отметить необходимость включения этого сегмента в систему защиты от подделок и контрафакта», — обозначил Алиханов контуры будущего закона, над которым министерство работает вместе с парламентариями. При этом он обещал «не затягивать гайки», напомнив, что в 2009 году был также принят закон о регулировании ретейла.
Лобачева, как и спикеры накануне, подтвердила, что готовая еда — это будущее, так как «молодое поколение готовить не планирует»
Растет спрос на рыбу, а готовая еда — будущее отрасли
Далее перешли к выступлениям участников отрасли. Президент Х5 Group Екатерина Лобачева радовалась тому, что доходы у населения растут, а у компании — чек и оборот. Также в Х5 Group впервые зафиксировали рост спроса на рыбу. «Люди готовы подумать о разнообразии, здоровом питании», — пришла к выводу Лобачева.
Дискаунтеры развиваются так же, как онлайн. Поэтому Лобачева ожидает, что «Чижик» будет расти наиболее активно — это приоритет компании, поэтому количество магазинов в ближайшие три года увеличится до 5 тысяч. К тому же этот формат прогрессирует и онлайн, т. к.к за такую цену товаров покупатели готовы оплачивать доставку.
Супермаркеты тоже растут, там становится «много сервисов и услуг». Лобачева, как и спикеры накануне, подтвердила, что готовая еда — это будущее, поскольку «молодое поколение готовить не планирует». «Этот рынок будет ожидать двукратный и трехкратный рост в ближайшие пять лет», — прогнозирует Лобачева, добавляя, что мощностей готовой еды в России «не так много», а хорошей — еще меньше.
Наконец, Лобачева пообещала, что компания постарается прогнозировать ситуации, как с дефицитом яиц, чтобы заранее к ним подготовиться. Например, в этом году она ожидает, что из-за заморозков будет меньше урожай российских овощей и фруктов. «Поэтому увеличим импорт, чтобы не допускать таких кризисов, которые у нас периодически бывают», — заключила президент Х5 Group.
«Вы раньше, когда прогнозировали, пользовались, я так понимаю, услугами астрологов, нумерологов, раскладывали карты таро, руны…» — поддел ее Евтухов. Лобачева заверила, что тренд у компании не на открытие площадей, а на развитие технологий. Поэтому при прогнозах планируют использовать искусственный интеллект и алгоритмы.
Управляющий директор сети «Магнит» Анна Мелешина вспоминала, как в 2014 году на совещании в минпромторге всех волновали только такие вопросы: что будет с сырами, что делать с пармезаном, будут ли сыр с плесенью, моцарелла и буррата? За 10 лет, по ее словам, проблему удалось решить — все сорта замещены российскими производителями. Например, если 10 лет назад доля импортных сыров в «Магните» составляла 80%, то сейчас всего 25%. Также Мелешина заявила, что компания в последний год работает с производителями непродовольственных товаров, чтобы «потребитель не почувствовал на себе ухода глобальных брендов».
Она упомянула, что компания купила KazanExpress, которую переименовала в «Магнит Маркет». И в целом, по мнению Мелешиной, сейчас розничные сети превращаются в игроков IT-сектора.
Бакальчук рассуждала о том, что грядет «трансформация экономики в целом», а не только ретейла
«Давайте от слова «крыша» уйдем. Другое время!»
— Перейдем к самой трепетной теме — онлайн-торговле. Вы с регулятором определились? — с улыбкой обратился Евтухов к гендиректору Wildberries Татьяне Бакальчук и управляющему директору Ozon Сергею Белякову.
— Вы имеете в виду минпромторг или минцифры? — уточнила Бакальчук.
— Я вообще никого не имел в виду, я хотел бы от вас услышать. Как вы считаете, кто отвечает за развитие отрасли, за ваше счастливое будущее? — улыбнулся замминистра.
— Мы себя, с одной стороны, считаем представителями ретейла, а с другой — цифровой экономики… — заявила гендиректор Wildberries.
— Прошу прощения, Магнитогорский металлургический комбинат тоже себя считает представителем цифровой экономики! — перебил Евтухов.
— Видимо, нужно новое министерство вводить. Возможно, результатом этой сессии будет как раз решение, которое позволит всех объединить под одну кры… — сбилась Бакальчук под смех зала.
— Давайте от слова «крыша» уйдем. Другое время! — поддержал ее Евтухов.
— Да, в одном общем доме, — подобрала слова гендиректор Wildberries.
Тут же СМИ растиражировали новость о том, что Бакальчук предложила создать новое министерство. Так что спикерам пришлось тут же опровергнуть — мол, диалог был шуточным, а журналисты все неправильно поняли.
Дальше Бакальчук рассуждала о том, что грядет «трансформация экономики в целом», а не только ретейла. «Услышьте нас, пожалуйста: когда речь идет о регулировании маркетплейсов, мы себя к маркетплейсам не относим. Считаем себя флагманами цифровой экономики и считаем себя платформой», — объявила она.
Кто же будет отвечать «за счастливое будущее», Бакальчук не знает, но решила напомнить о «счастливом детстве». В 2019 году гендиректор Wildberries впервые участвовала в Неделе российского ретейла. «На открывающую сессию нас позвали как что-то новое, интересное, непонятное. Как бы во всех странах есть такие площадки, вот и у нас тоже. Коллеги, представляя нас Денису Валентиновичу [Мантурову], говорили: „Посмотрите, у нас тоже есть онлайн-магазин“. Как-то так нас назвали», — рассказала Бакальчук. По ее словам, тогда она обратилась к минпромторгу за помощью создать во всех регионах центры цифровой торговли. «Мы проанализировали результаты за 2018 год и узнали, что 30 процентов от оборота составляли никому неизвестные ипэшки с непонятными фотографиями, странными названиями, непонятными ценниками. Мы поняли, что это и есть будущее нашей компании, — добавила она. — Вы тогда сказали, что мы знаем, с кого спросить за рост МСП. Я думаю, с нас можно спрашивать. В тех регионах, где появляются наши логистические карты. ВРП растет на 2 процента. Могу сказать, что мы экзамен перед вами сдали. Слово, которое я дала в 2019 году, сдержала». Зал аплодировал.
Что касается законопроекта о маркетплейсах, то Бакальчук сказала, что «отвечает уже в третий раз одно и то же». По ее словам, надо шире подойти к вопросу, потому что Wildberries — «гораздо больше, чем маркетплейс». «Нужно сформировать термины, правовые понятия. Нужно брать шире. Когда нам предъявляют претензии по поводу чего-то там, то на самом деле не к нам, а к тем партнерам, участникам платформы. Мы являемся неким балансом», — отметила Бакальчук.
В свою очередь, Беляков, как и вчера, уверял, что «не против регулирования». «Очень хотелось бы, чтобы результатом регулирования не стало приземление бизнеса, а появлялись стимулы, позволяющие органично развиваться», — считает управляющий директор Ozon. Он переживал, что дискуссия по регулированию маркетплейсов идет на «катастрофически низком уровне», поскольку те, кто обсуждает, не понимают предмет.
«Мы не против регулирования, просто, когда в руках молоток, каждая проблема кажется гвоздем. А мы не гвозди. У нас другие отношения, другой характер бизнеса. К нам с другим инструментарием надо относиться», — говорил Беляков. Он призвал сесть и посмотреть, как же все-таки законопроект соотносится с реальностью, и, «если есть риски, их надо купировать». «Пока у нас дискуссия вокруг того, что корова, конечно, хорошая, но давайте ее убьем, потому что она мешает росту других коров… — упрекал Беляков. — Чисто русская традиция — думать о своем спасении и размышлять, как убить соседскую, — может привести к плохим результатам».
«Какую неустойку я должен взыскать с пункта выдачи заказов, который нарушил правила работы, выдал не тот товар клиенту?»
«В жизни простого человека эта отрасль уже не на задворках, она уже привычный элемент и требует определенных правил»
Авторы законопроекта о маркетплейсах — сенатор Андрей Кутепов и депутат Госдумы Владимир Гутенев — на мероприятие не пришли, поэтому выступать пришлось их коллегам. Как отметил сенатор Иван Абрамов, в верхнюю палату парламента постоянно поступают жалобы от предпринимателей и покупателей. Это риски приобретения контрафактной и несертифицированной продукции, поскольку не на каждом маркетплейсе есть сертификаты соответствия; высокие штрафы — представители МСП не всегда имеют в своем штате юристов, которые могли бы разобраться во всех правилах площадок. Также установление нерегулируемых комиссий за возврат товара, принудительное участие поставщиков в акциях, одностороннее изменение договорных условий со стороны маркетплейсов для продавцов.
Поэтому пока предложена концепция законопроекта по регулированию этого сегмента. По словам Абрамова, задача документа — сформировать понятийный аппарат, обозначить права и обязанности сторон, определить правила для агрегаторов по предоставлению информации о товарах. Например, должны быть «открыты условия по пунктам выдачи, чтобы любой предприниматель понимал, что его впереди ждет».
С ним согласился депутат Госдумы Алексей Канаев. «Все пришли к общему пониманию, к общему знаменателю о том, что регулировать эту деятельность надо. И, действительно, к этому нас подталкивают обращения в том числе потребителей, в том числе к пунктам выдаче заказов, — сказал спикер. — Те объемы роста колоссальные, о чем говорилось многократно сегодня, показывают, что в жизни простого человека эта отрасль уже не на задворках, она уже привычный элемент и требует определенных правил, которые государство контролирует и которые государство задает в целях защиты потребителей».
Продолжил тему регулирования президент ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. К уже сказанному он добавил, что в той сфере по-прежнему остаются моменты, которые не поддаются контролю. Причем не только в России, но и общемировой практике. «В частности, никто нигде не пытался ограничить размер комиссии, которую зарабатывает площадка. Ни в одной стране этого нет, потому что это всегда конструктор, это набор условий. Площадка предлагает опции своему партнеру, из которых он уже сам собирает, как конструктор, тот формат работы, который его устраивает», — рассказал Соколов.
Также нет ограничения на совокупные размеры неустойки. «Какую неустойку я должен взыскать с пункта выдачи заказов, который нарушил правила работы, выдал не тот товар клиенту? Или, вместо того чтобы быть открытым и выдавать заказы клиенту, пьянствовал где-то. Вот такие ситуации, к сожалению, в нашей реальности сплошь и рядом», — отметил эксперт.
Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов, в свою очередь, заметил, что сегодня присутствует огромный разрыв между степенью регулирования офлайн-торговли и маркетплейсов. «Хорошо это? В любом случае это странно», — начал он. По его мнению, баланс интересов не сводится к «противостоянию и перетягиванию экономического каната между малым бизнесом и монстрами в виде маркетплейсов». «Потому что здесь все сложнее. Есть продавцы (малый и средний бизнес), есть ПВЗ, и их интересы зачастую прямо противоположны», — добавил Максимов.
В завершение он подчеркнул, что в регулировании этих процессов действовать нужно аккуратно, чтобы не прийти к тому, что «через год надо садиться и переписывать то, чего заведомо делать было не нужно».
Для выживания гипермаркеты сегодня также стараются развивать омниканальный бизнес
«Санкции мы, по-народному выражаясь, видели в гробу»
Генеральный директор СТД «Петрович» Евгений Мовчан, как и накануне, напомнил о работе в условиях санкций и импортозамещения. «Санкции мы, по-народному выражаясь, видели в гробу. У нас порядка 85 процентов позиций отечественных, — рассказал Мовчан. — Немного нас тревожит, что, в отличие от продовольствия, мы не являемся товарами первой необходимости, поэтому сейчас идет очевидная борьба ставки рефинансирования со спросом. Причем ведется она с переменным успехом».
О ситуации с региональной розницей рассказал директор союза независимых сетей России Иван Бабухадзе, в частности об изменениях во взаимодействии с крупными федеральными игроками. «Мы все с вами видим и наблюдаем некие интеграции, изменения внутри региональной и федеральной торговли. Соответственно, ранее это был путь понятный, приходили федеральные компании, покупали при уступке права аренды, заходили на площади к региональным сетям и вывешивали свою вывеску, делали свою концепцию, — отметил эксперт. — За последний период времени в этой части изменения. Компании приходят с какими-то своими предложениями, когда выкупается некая доля, и при этом остается, соответственно, привычная нашему потребителю сетка, название ее и, самое главное, наполнение товаров внутри». При этом спикер признал, что региональные производители все равно теряют около 25% рынка из-за этого, поскольку попасть на полку федерального игрока гораздо сложнее.
Коммерческий директор «Ашан Ритейл Россия» Ася Балабай начала с заявления, что в современных условиях гипермаркетам еще далеко до вымирания и здесь тоже наблюдаются изменения. «Один из наших флагманских гипермаркетов открывает двери для 500 тысяч своих клиентов в месяц. То есть мы немножко вдалеке от умирания, это первый момент. И второй момент: гипермаркеты на сегодня — это реально очень хороший рентабельный бизнес», — сказала она.
Для выживания гипермаркеты сегодня также стараются развивать омниканальный бизнес. «Это значит, что мы в том числе развиваем e-com. Он сейчас составляет порядка 10 процентов от нашей матрицы. Если мы говорим про гипермаркеты, то, по сути, сейчас это открытые дарксторы», — пояснила представитель «Ашана».
Кроме того, необходимо развитие и собственных торговых марок (СТМ). Сейчас у «Ашана» продажи СТМ составляют 19% от всего товарооборота. Также гипермаркеты вынуждены вступать в коллаборации с другими игроками, делать это им позволяют огромные площади, которые подходят, например, для формата shop-in-shop.
К единому выводу участники двухчасовой дискуссии так и не пришли, поскольку к этому моменту в зале уже не было ни Алиханова, ни Евтухова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.