Финальный раунд: ожидание решения

Ранним утром понедельника в Приволжском райсуде Казани проходило финальное заседание по громкому делу об афере с инвалидностями, которое на протяжении трех лет проходило за закрытыми дверьми — суд закрыл процесс от посторонних из-за личных данных несовершеннолетних, которые озвучивались на заседаниях. Среди собравшихся — медсестра сабинской ЦРБ Фануса Закирова, которая, согласно версии следствия, была главным фигурантом уголовного дела. Вместе с ней в суд приехали сотрудники нескольких бюро судмедэкспертизы из Казани Марат Гильмутдинов, Гулия Семенова, Ренат Талипов, Альбина Хайруллина, а также бывшая супруга ректора КГМУ Алексея СозиноваЕлена Румбешта. Она тоже экс-сотрудница бюро медико-социальной экспертизы.

Напомним, по версии СКР и УБЭП, которые действовали при поддержке управления ФСБ России по Татарстану, Закирова незаконно оформила порядка 200 фальшивых справок об инвалидности своим клиентам. Помогали ей в этом, считает следствие, остальные подсудимые. Прибыль распределялась между участниками группы в зависимости от роли каждого. Среди уголовных статей — «Получение взяток», «Посредничество во взяточничестве» и «Мошенничество». Сама Закирова свою вину не признала.

«Я невиновна!»: дело о торговле инвалидностью» дошло до суда

Перед заседанием подсудимые между собой практически не общались, а увидев прессу, старались всячески избежать любого зрительного контакта с журналистами. Кто-то уходил с этажа, кто-то старательно прятал лицо за медицинской маской и кепкой с капюшоном. «Не заходи, тут снимают! Или надень маску!» — командовала спрятавшаяся от камер телефонов одна из подсудимых своему «коллеге по несчастью».

Напряжения при этом, казалось, у собравшихся не было. Между собой они мило общались. Лишь Закирова, надеясь на оправдательное решение, все-таки переживала перед выходом судьи Аиды Лебедевой, тяжело вздыхая. Переживания были не напрасны, даже адвокаты, перешептываясь между собой, говорили: «Кому-то сегодня точно дадут реальный срок».

Напомним, по версии СКР и УБЭП, которые действовали при поддержке управления ФСБ России по Татарстану, Закирова незаконно оформила порядка 200 фальшивых справок об инвалидности своим клиентам Напомним, по версии СКР и УБЭП, которые действовали при поддержке управления ФСБ России по Татарстану, Закирова незаконно оформила порядка 200 фальшивых справок об инвалидности своим клиентам Фото: Сергей Елагин

Как «срезали» эпизоды

Изначально, повторим, в уголовном деле было практически 200 эпизодов преступлений по ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве»), 159 УК РФ («Мошенничество») и 290 УК РФ («Получение взятки»). Однако в итоговом решении эпизодов осталось менее 80. Перед приговором суд озвучил пять постановлений, согласно которым по почти 30 эпизодам Закировой было прекращено уголовное преследование из-за отказа от обвинения.

Также преследование по чуть больше чем 20 эпизодам было прекращено за истечением сроков давности. Ряд преступлений суд переквалифицировал на менее тяжкие — с ч. 2 ст. 159 УК РФ на ч. 1 ст. 159 УК РФ и также прекратил уголовное преследование за истечением сроков давности.

Еще один эпизод Закировой с посредничеством во взяточничестве суд выделил в отдельное производство и вернул в прокуратуру, т. к. усмотрел в материалах дела некие препятствия в их рассмотрении. В результате итоговый объем обвинения был сокращен практически вдвое.

После оглашения приговора Закирову взяли под стражу в зале суда. У дверей ее встречал супруг, который передал ей вещи, которые понадобятся в СИЗО и колонии После оглашения приговора Закирову взяли под стражу в зале суда. У дверей ее встречал супруг, который передал ей вещи, которые понадобятся в СИЗО и колонии Фото: Станислав Шемелов

Один общий, четыре условных

Оглашение самого главного на сегодня решения у судьи заняло более 20 минут. Первой приговор услышала Закирова, которая весь процесс слушала решение стоя. «Признать виновной», — ожидаемо произнесла судья Лебедева. После этого Закирова не смогла больше стоять на ногах, а села на скамью, не стесняясь слез. Ей было тяжело, и в какой-то момент показалось, что медсестре самой скоро потребуется медицинская помощь. Но этого, к счастью, не произошло.

Суд признал ее виновной в передаче взяток и посредничестве и приговорил по совокупности и путем частичного сложения к 5 годам колонии общего режима (за каждый эпизод ей в среднем давали по 3 года). Также она будет обязана выплатить штраф в размере 2,5 млн рублей.

ДЦП – за взятку? Как устроена торговля инвалидностью в республике

Остальные фигуранты дела отделались условными сроками. Не было в приговоре лишь фамилии Гильмутдинова, т. к. вышеописанным постановлением он был освобожден от преследования за истечением срока давности.

Руководителя бюро медико-социальной экспертизы №2 Семенову приговорили к 4 годам условно и штрафу в 1,8 млн рублей. Экс-супругу ректора КГМУ Румбешту также приговорили к 4 годам условно, но со штрафом уже в 2,5 млн рублей. Талипов и Хайруллина получили одинаковое наказание — 3 года условно со штрафом в 400 тыс. рублей.

После оглашения приговора Закирову взяли под стражу в зале суда. У дверей ее встречал супруг, который передал ей вещи, которые понадобятся в СИЗО и колонии. При выходе из зала случилась секундная потасовка между ними и полицейскими, после чего Закирову увели в наручниках.

Пока решение не вступило в законную силу. Оно может быть обжаловано в Верховном суде Татарстана.