«Рентабельность нужно повышать. В противном случае нас надолго не хватит. Я думаю, что нас услышит министр, он экономист», — рассуждает Сергей Чемезов в опубликованном сегодня утром интервью РБК. Гендиректор госкорпорации, в частности, оценил назначение Андрея Белоусова министром обороны, увидел позитив в повышении Дениса Мантурова до первого вице-премьера и долго рассуждал о перекосе в сторону оборонки в тот момент, когда нужны «и пушки, и масло». Также Чемезов предложил ограничения для китайских машин на российском рынке и оценил зарплаты в ОПК. Главные тезисы — в материале «БИЗНЕС Online».
Интервью гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова вышло довольно оперативно
Майские тезисы Чемезова
Интервью гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова вышло довольно оперативно. Не прошло и недели с момента формирования нового правительства, а руководитель корпорации уже развернуто комментирует назначение нового министра обороны и рассуждает, какой человек нужен в руководстве военного ведомства. Выглядит немного неожиданно, особенно с учетом того, что пока полноценно не выступал в СМИ сам Андрей Белоусов. Оборонную промышленность надо рассматривать не просто как источник получения вооружения, но и как большую сферу экономики, которая дает возможности развиваться гражданской продукции, как будто наставляет Чемезов. Особенно пикантно это звучит с учетом слухов в некоторых СМИ о том, что конфликт Чемезова и Сергея Шойгу стал одной из причин ухода последнего из минобороны РФ. Агентство РБК, в котором вышло интервью, ранее активно публиковало инсайды о перестановках в правительстве и, кажется, везде попало в точку.
Среди прочего Чемезов также рассказал о твердом контракте на поставку 11 самолетов Ту-214 для «Аэрофлота» и призвал ограничить число китайских автомобилей на российском рынке. При этом только накануне Владимир Путин во время визита в Китай поприветствовал увеличение продаж машин из КНР в России. В деле автомобилестроения «китайские друзья добиваются явных, совершенно очевидных успехов», подчеркнул президент РФ и отметил, в частности, что Калужская область настроена развивать сотрудничество в автомобильной сфере. Китайцев пытаются привлечь на бывший завод Volkswagen в Калуге, анализирует это заявление профильный телеграм-канал «Русский автомобиль».
Еще одной новостью стали впервые озвученные планы «Ростеха» переименовать пассажирский самолет Sukhoi Superjet в «Яковлев». Также глава госкорпорации порассуждал о производстве беспилотников и прокомментировал ситуацию с платежами в Китай. Не будет лишним вспомнить, что меньше недели назад, в момент формирования кабмина, Чемезов и первый вице-премьер РФ Денис Мантуров встречались с Путиным в Кремле. Как отмечал президент, многое налажено, но «есть и вопросы, которые требуют особого внимания». «БИЗНЕС Online» собрал главные тезисы.
Назначение Белоусова министром обороны — неожиданное, но правильное решение
О Белоусове и перекосе в оборонке
Назначение Белоусова министром обороны — неожиданное, но правильное решение. «Сегодня нужен человек, который рассматривал бы оборонную промышленность не просто как источник получения вооружения, а в том числе как достаточно большую сферу экономики, которая дает возможность для развития гражданской продукции», — отметил Чемезов. По его словам, министр обороны должен рассматривать оборонку «со всех сторон»: и с точки зрения обеспечения армии, и с точки зрения производства современной высокотехнологичной гражданской продукции. Прямо об этом не говоря, Чемезов явно намекает на перекос в сторону оборонки. Ранее, напомним, Кремль объяснил перестановку в руководстве МО РФ тем, что нужно «вписать экономику силового блока в экономику страны».
«У министерства обороны задача — получить качественное и эффективное вооружение, экономика для военных — дело десятое. Проблем у нас в этом направлении, конечно, накопилось огромное количество», — сказал Чемезов. Рентабельность производства гражданских товаров сегодня 2,28%, а должна быть минимум 5%. Если до начала СВО доля «гражданки» в выручке «Ростеха» была почти 44,5%, то после увеличения гособоронзаказа сократилась до 35%. Тем не менее в абсолютных цифрах выручка возросла и составляет почти 1 трлн рублей. Без рентабельности развиваться трудно.
По словам Чемезова, сейчас у России ситуация, когда «нужны и пушки, и масло». Но при этом руководителям оборонных предприятий невыгодно повышать производительность. Если удается сократить затраты на производство товара, то минобороны РФ просто платит меньше. «То есть, если он (руководитель завода — прим. ред.) будет делать все, чтобы сэкономить, и сэкономленные средства направит на какие-то свои нужды, ему скажут: „Нет, я все это забираю“», — пояснил Чемезов.
«Ростех» планирует обсудить с Белоусовым возможность дать предприятиям на какой-то период сохранить сэкономленные деньги. Их можно вложить в развитие производства. Доля корпорации в гособоронзаказе — чуть более 50% в стоимостном выражении, 80% уходящей на СВО продукции — от «Ростеха». Позже в беседе Чемезов вновь вернется к теме рентабельности: «Рентабельность нужно повышать. В противном случае нас надолго не хватит. Я думаю, что нас услышит министр, он экономист».
То, что Мантуров стал первым вице-премьером, — это «позитив»
Повышение Мантурова — это «позитив»
То, что Мантуров стал первым вице-премьером, — это «позитив». «Новый министр промышленности (Антон Алиханов — бывший губернатор Калининградской области — прим. ред.), естественно, окажет ему поддержку и помощь. И тем более что он сам выходец из министерства промышленности, до того как стал губернатором», — сказал Чемезов. Правда, вероятно, на первых порах не Алиханов будет помогать Мантурову, а наоборот.
Что касается недавней встречи с Путиным, президент поставил задачу «ни в коем случае не приостанавливать работу и не ждать, когда сформируется правительство». «Ну и обсуждали некоторые вопросы выполнения гособоронзаказа», — без деталей уточнил глава «Ростеха».
Как отметил Чемезов, на данный момент корпорация уже стала одной из самых крупных машиностроительных компаний. «Ростех» будет смотреть, что производят международные компании, и конкурировать с ними «в третьих странах»
Конкурировать с мировыми компаниями «бессмысленно», глобальных проблем с платежами нет
Журналисты РБК заметили, что «Ростех» ставил перед собой задачу к 2025 году войти в десятку крупнейших промышленных корпораций по объему выручки. Сохраняется ли эта задача сегодня, Чемезов прямо не ответил, но указал, что «мир изменился». «И сегодня конкурировать с мировыми компаниями бессмысленно. Крупные компании, которые работали у нас в России и с которыми мы могли бы конкурировать на внутреннем рынке, ушли — это и Airbus, и Boeing, и General Electric и так далее. Благодаря этому высвободились огромные ниши, которые наши предприятия могут занять и уже занимают», — сказал глава «Ростеха».
Как отметил Чемезов, на данный момент корпорация уже стала одной из самых крупных машиностроительных компаний. «Ростех» будет смотреть, что производят международные компании, и конкурировать с ними «в третьих странах». Первая задача — обеспечить всем необходимым российский рынок, вторая — экспорт. «Мы работаем активно и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и Ближнего Востока, и Африки, и Латинской Америки. У нас складываются неплохие деловые отношения со многими компаниями этих стран», — сказал собеседник агентства.
Также спикер отметил, что «глобальных проблем» с платежами с Китаем нет, поскольку «давно уже перешли на национальные валюты в платежах, от долларов и евро ушли». Опыта использования криптовалют у «Ростеха» пока нет. Но корпорация готова использовать цифровой рубль, если ЦБ решит его внедрить (сейчас идет эксперимент). Одна четвертая часть расчетов происходит по бартерным схемам.
Китайцы просят «не кричать» о сотрудничестве, для машин из КНР нужны ограничения
У восточных партнеров есть опасения по поводу попадания под вторичные санкции из-за сотрудничества с Россией. При этом компании хотят работать и инвестировать в РФ, потому что рынок большой и достаточно эффективный. «Поэтому и предупреждают о том, что „вы особо не кричите нигде, что мы здесь с вами сотрудничаем“», — сказал Чемезов.
Журналист заметил, что информация о сотрудничестве все равно рано или поздно вскрывается. «Ну мы о таком, по крайней мере, нигде никому не рассказываем. Если они сами кому-то рассказали, то это их проблемы», — отреагировал глава «Ростеха».
Также у Чемезова поинтересовались, как сказывается профицит китайских машин на российском рынке на продажах «КАМАЗа» и «Москвича». Прямо собеседник не ответил. Но призвал к ограничениям в отношении китайского автопрома. «Здесь все равно ограничения какие-то нужно делать со стороны правительства. Без этого никак», — сказал Чемезов. Какие именно меры имеет в виду, не уточнил.
«Аэрофлот» заключил твердый контракт на поставку 11 пассажирских самолетов Ту-214, которые выпускаются на Казанском авиационном заводе (КАЗ), подтвердил Чемезов
Твердый контракт на Ту-214, новое имя Sukhoi Superjet и дроны
«Аэрофлот» заключил твердый контракт на поставку 11 пассажирских самолетов Ту-214, которые выпускаются на Казанском авиационном заводе (КАЗ), подтвердил Чемезов. По его словам, в перспективе авиакомпания хочет больше таких машин. Сроки поставок сейчас в проработке. «У них еще есть общее пожелание к доработке этих самолетов — у нас они рассчитаны на трех членов экипажа, просят перевести на двух членов экипажа. Сейчас мы в данном направлении как раз работаем», — уточнил собеседник.
Sukhoi Superjet планируют переименовать в «Яковлев». Впервые информация о переименовании появилась еще в 2019 году. Самолеты Sukhoi Superjet (SSJ 100) разрабатывали «Гражданские самолеты Сухого», что и было отражено в названии самолета. Позднее компания была переименована в «Региональные самолеты» и в статусе филиала вошла в ПАО «Яковлев».
Комментируя тему беспилотников, Чемезов отметил, что в «гаражном» производстве какой-то продукт создать можно, но нужного количества не добьешься. А за массовое производство берутся не все предприятия. «Потому что требуются дополнительные средства для того, чтобы расширить производство, необходимую продукцию, материалы закупить и так далее. У нас в основном беспилотниками занимаются „Технодинамика“, концерн „Калашников“. Еще „Вертолеты России“, ОАК, КРЭТ», — перечислил спикер. Уточнил, что «в целом» сегодня производств БПЛА достаточно много, потребность минобороны закрывается.
«Они нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали»
На сегодняшний день речи о привлечении частных инвестиций в оборонку не ведется, идет СВО. Но в перспективе перед «Ростехом» стоит задача продать часть акций в компаниях частным инвесторам. «У нас уже сегодня есть на некоторые предприятия такие претенденты. Не 100 процентов, но до 49 процентов продадим, 51 процент оставим», — сказал Чемезов.
При этом отметил, что корпорация не будет создавать совместных предприятий с западными компаниями. «Потому что бессмысленно. Вы видите, они просто нас кинули, как в 1990-е годы бандиты кидали», — сказал глава корпорации. С дружественными странами компания «работала и будет работать». Пока идет СВО, оборонные предприятия выводить на IPO не будут.
Также в беседе затронули тему ключевой ставки. Просто взять кредит под 18–19%, а то и под 20% — это бессмысленно, ни одна компания их не вернет, и банки это прекрасно понимают, сказал Чемезов. «Все кредиты, если мы берем под производство нашей продукции, под гособоронзаказ,— это, как правило, при условии субсидирования со стороны государства процентной ставки либо льготный кредит наших банков, в пределах 5–6 процентов. Только так», — отметил он.
О сокращении экспорта в оборонке и зарплатах
По результатам отчета Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), Россия впервые за долгое время сдвинулась со второй строчки по экспорту оружия на третье, уступив Франции. «В связи с тем что сегодня большинство нашей продукции идет на нужды министерства обороны, на экспорт мы, конечно, сокращаем продажи. Но это не означает, что нет спроса, он большой», — прокомментировал эти данные Чемезов. По информации SIPRI, за 2019–2023-е экспорт упал на 53% по сравнению с 2014–2018 годами. Так, в 2019-м Россия поставляла вооружение в 32 государства, а в 2023-м — всего в 12.
Тем не менее спрос на российское вооружение в зарубежных странах по-прежнему велик. Сегодня экспортный портфель «Ростеха» составляет почти $60 миллиардов. И станет еще больше после окончания СВО. Особенно большим спросом у иностранцев пользуются самолеты Су-35 и самоходные зенитные комплексы «Панцирь – С1». Следом идут вертолеты К-52, РСЗО (реактивная система залпового огня) «Торнадо» и «Смерч», а также самоходные артиллерийские установки «Мста-С».
Поддерживать высокий уровень зарплат можно только при хорошем спросе на специалистов и продукцию. И пока идет СВО, он есть. И будет высоким ближайшие лет 10 после окончания спецоперации, считает Чемезов. При этом собеседник отметил, что пока все-таки зарплата в ОПК не столь высока, как, допустим, в энергетическом комплексе или банковской сфере. И говорить, что она «сильно выросла», не приходится. «Но тем не менее все равно для людей, которые живут не в Москве, а, условно говоря, в Нижнем Тагиле, это достаточно хорошая зарплата, достойная. И с удовольствием все приходят к нам работать», — сказал спикер.
Как поддержать уровень зарплат в дальнейшем? За счет доведения доли гражданской продукции до 50%, считает глава корпорации. Тогда снизится зависимость от гособоронзаказа. Но в ближайшие как минимум 10 лет военная продукция «будет востребована либо на экспорт, либо на склады министерства обороны, которое все равно должно создавать свои резервы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.