Балет Петра Чайковского представили в ТАГТОиБ им. Джалиля в редакции худрука местной труппы Владимира Яковлева Балет Петра Чайковского представили в ТАГТОиБ им. Джалиля в редакции худрука местной труппы Владимира Яковлева

Противники «глумления»

В этом году от казанской «Спящей красавицы» многого ждали. Прежде всего в исполнительском плане: на 37-м Нуриевском фестивале собралась настоящая «дрим-тим» в лице молодой звезды Мариинки Марии Ильюшкиной (Аврора), главного принца петербургской сцены Тимура Аскерова (Дезире) и опытной солистки Большого театра Анны Тихомировой (Фея Сирени). В свадебном дивертисменте к ним присоединился лауреат международных конкурсов и надежда ГАБТа Иван Сорокин (Голубая птица).

Напомним, что эксперты считают: Казани будет непросто в ближайшее время собирать подобные составы. С укреплением позиций Валерия Гергиева в столичном ГАБТе москвичи и петербуржцы смогут выступать на объединенных сценах Большого и Мариинского театров, и сторонние площадки уже не будут в приоритете для их солистов.

В роли ведущего на этот раз выступил Геннадий Янин. Он один из самых одаренных танцовщиков своего поколения, а сейчас и педагог-репетитор, но конферанс ему пока не покорился. Как-то, выступая в Казани на гала-концерте фестиваля #StagePlatforma, Янин не смог произнести без ошибок, кажется, ни одного из имен участников. На этот раз, представляя «Спящую красавицу», артист вдруг «отправил» Баха в XVII век и назвал императорский балет «российским». Удивила и неаргументированная оценка ветераном Большого театра новейшей истории искусства («Она показывает, что поглумиться можно даже над таким шедевром, как „Спящая красавица“», — отметил Янин). Остается надеяться, что эти слова не о трагически щемящем спектакле легендарного Матса Эка, где шведский хореограф размышлял о проблемах наркомании.

Там где нужно порхать, девушки вязнут в затейливых комбинациях. В попытке зафиксировать позу — теряют равновесие Там, где нужно порхать, девушки вязнут в затейливых комбинациях. В попытке зафиксировать позу — теряют равновесие

Вне «замка красоты»

Впрочем, традиционная «Спящая красавица» (именно в таком русле в ТАГТОиБ представляют спектакль местного балетного худрука Владимира Яковлева) не об этом. Она о становлении личности и красоте, воплощенной в графичных классических па: вспомним знаменитую строку Иосифа Бродского «Классический балет есть замок красоты». Этой красоты казанскому спектаклю очень не хватает, как и волшебства, которого зрителя лишают кордебалет и корифеи труппы. Населяющие сказку нереиды и феи — существа неземные. В театре им. Джалиля же они вполне осязаемы как взглядом, так и слухом.

Там, где нужно порхать, девушки вязнут в затейливых комбинациях. В попытке зафиксировать позу — теряют равновесие. Изящно выплыть из-за кулис в центр тоже могут не все: некоторые артистки буквально протаптывают себе путь, хотя здесь часть вины лежит на техниках сцены. Покрытие пола в ТАГТОиБ необходимо менять, и это отдельный вопрос. Пока же глухой стук пуантов разрушает и магию фей (ансамбль даров в первом акте), и магию любви (адажио влюбленных во втором).

Красива ли пестрая картинка Анатолия Нежного, где художник смешал ядовито-кислотные пачки, позолоченные канделябры, черную колесницу и мельтешащие занавесы? Это дело вкуса, а также знания, каким в 1890-м был императорский балет. А вот то, что в буйстве красок и реквизита теряется ажурный узор танца, — печально. Чтобы оценить работу ног, звездных солистов приходится мысленно извлекать из местного антуража. Обладателям самых дорогих билетов обидно вдвойне — с первых рядов партера не видно стоп артистов. Это невосполнимое упущение.

В земной партии Авроры солистка чувствует себя уверенно: и когда демонстрирует себя кавалерам, и когда плывет в волшебном ансамбле нереид, и когда танцует с Дезире в свадебном па де де В земной партии Авроры солистка чувствует себя уверенно: и когда демонстрирует себя кавалерам, и когда плывет в волшебном ансамбле нереид, и когда танцует с Дезире в свадебном па-де-де

Парад звезд

А ведь посмотреть было на что. Например, на архиполетные арабески Ильюшкиной, возводящие ее в ранг ирреальных неоромантических танцовщиц. При этом в земной партии Авроры солистка чувствует себя уверенно: и когда демонстрирует себя кавалерам, и когда плывет в волшебном ансамбле нереид, и когда танцует с Дезире в свадебном па-де-де. Учитывая, что в Мариинке она исполняет Аврору всего два месяца, результат впечатляет: солистка уже демонстрирует техничные па-де-бурре, неплохой апломб (умение держать равновесие) и «поющие» руки. А случайные огрехи вроде запинки после волшебного пробуждения можно списать на сценическое волнение.

Конечно, в Казани Ильюшкиной помог и опыт Аскерова-Дезире. Премьер Мариинки не только невероятно красив и гуттаперчев, он еще и прекрасный партнер, умеющий выгодно презентовать даму в подкручиваниях, обводках и поддержках. Именно поэтому два па-де-де стали бриллиантами фестивальной «Спящей красавицы» и, увы, не получили соответствующий контекст.

В ряд с гастролерами встала разве что солистка ТАГТОиБ Олеся Пичугина. Ее витальная Карабос, колдующая на пуантах, ярко оттенила харáктерную Фею Сирени – Тихомирову. Последняя же удивила актерской харизмой: артистка ГАБТа знает, как очеловечить стерильные балетные па, приманить публику томным взглядом и кроткой улыбкой. По силе зрительской отдачи она уступила лишь своему коллеге Сорокину (Голубая птица). Он зависал в прыжках и на радость публике творил красоту, о которой так поэтично писал Бродский.

Занятно, что «в ножку» казанский маэстро так и не попал. Это проиллюстрировал придворный танец в прологе, где оркестр «бежал» вперед, а королевская знать в париках и кринолинах за ним не успевала Занятно, что «в ножку» казанский маэстро так и не попал. Это проиллюстрировал придворный танец в прологе, где оркестр «бежал» вперед, а королевская знать в париках и кринолинах за ним не успевала

Королевская знать в погоне за музыкой

Свою ложку дегтя внес оркестр ТАГТОиБ, внезапно ставший антигероем вечера. Это огорчает, ведь в прошлом году музыку «Спящей красавицы» достойно представил Айрат Кашаев дирижер из Большого мыслил балет как грандиозную театральную симфонию, минимально подстраиваясь под нужды танцовщиков.

Сменивший его за дирижерским пультом Ренат Салаватов не захотел бороться за композиторскую правду и решил традиционно сыграть «в ножку». Как иначе объяснишь назойливую акцентуацию ритма, которая из многоуровневой партитуры Чайковского сделала аналог музыки Минкуса и Пуни? Занятно, что «в ножку» казанский маэстро так и не попал. Это проиллюстрировал придворный танец в прологе, где оркестр «бежал» вперед, а королевская знать в париках и кринолинах за ним не успевала.