Представители 50-ти передовых инженерных школ России собрались в Альметьевске на базе Высшей школы нефти (АГНИ), чтобы поделиться опробированными практиками трансформации инженерного образования Более 200 участников обсуждали проблемы подготовки кадров будущего, систему управления Передовыми инженерными школами, взаимодействие школ с бизнесом, инструменты привлечения в ПИШ талантливой молодежи и искали пути кооперации вузов

ПИШ — основной механизм трансформации высшего образования

Трехдневный семинар-совещание «Кадровое обеспечение технологического суверенитета» впервые собрал в Высшей школе нефти, созданной компанией «Татнефть», авангард высшего образования страны — представителей всех 50 Передовых инженерных школ: 30 ПИШ первой и 20 ПИШ второй волн. Более 200 участников обсуждали проблемы подготовки кадров будущего, систему управления Передовыми инженерными школами, взаимодействие школ с бизнесом, инструменты привлечения в ПИШ талантливой молодежи и искали пути кооперации вузов. Руководители ПИШ выразили готовность к взаимодействию и созданию на базе ВШН уникального проекта.

Первые два дня мероприятия неслучайно проходят на базе ВШН. Индустриальный партнер вуза — «Татнефть» — ведет активную работу по выстраиванию образовательной экосистемы, чтобы готовить инженеров будущего.

Напомним, в Татарстане запустили уже шесть ПИШ на базе пяти вузов, две из них — в Альметьевске. Высшая школа нефти — единственный вуз в России, где совместно с «Татнефтью» созданы и успешно работают сразу две Передовые инженерные школы. ПИШ первой волны — по биотехнологиям и компьютерным наукам — основана совместно с Университетом ИТМО. ПИШ второй волны ориентирована на повышение эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел в Альметьевске панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации» Семинар посетил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков

Задача таких школ — подготовить квалифицированные кадры для высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, нацеленных на создание инновационных разработок и продуктов. Проект ПИШ по перезагрузке учебных заведений появился в том числе из-за дефицита кадров в разных отраслях, в первую очередь — в инженерной. Федеральный проект созвучен с программой образовательной экосистемы «Татнефти», нацеленной на воспитание инженеров будущего. Ее гостям презентовал гендиректор компании Наиль Маганов.

«Представители 50 ПИШ приехали к нам для осмысления, какими должны быть инженеры будущего, и воочию оценили, какую роль играет в этом процессе индустриальный партнер „Татнефть“, — говорит ректор ВШН Александр Дьяконов. — Мы становимся центром обмена мнениями, как необходимо готовить инженерные кадры нового образца. Для нас ПИШ — совершенно новая институция, на базе которой мы опробуем нововведения, чтобы все лучшее распространять на весь вуз. В этом году мы объявляем первый набор в магистратуру ПИШ, а в последующем хотим „завести“ в проект весь бакалавриат по нефтегазовым направлениям. Мы рассматриваем ПИШ как основной механизм трансформации высшего образования. Это должно вывести наших индустриальных партнеров в лидеры в России».

Участники совещания отметили, как инфраструктура помогает реализации проекта ПИШ Образовательные проекты компании охватывают детей всех возрастов, начиная с двух лет

Инженер — это несколько больше, чем пять лет обучения в вузе

Семинар посетил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он провел в Альметьевске панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации».

Фальков подчеркнул, что минобрнауки России реализует масштабные инициативы, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров, в первую очередь инженерно-технических. Такой инициативой стал федеральный проект «Передовые инженерные школы». Немного позднее стартовал пилотный проект по трансформации системы высшего образования в России.

«Оба эти проекта неразрывно связаны. И в том и в другом случае мы движемся к одной цели — перестроить в России инженерное образование таким образом, чтобы оно стало лучшим в мире. Хочу напомнить, что сейчас шесть ведущих университетов нашей страны работают в пилотном проекте и формируют образ результата новой модели высшего образования», — сказал министр и дополнил, что основными ориентирами при формировании новой модели трудоустройства студентов должны стать мотивация, возможность выбора, дополнительные социальные гарантии.

«У компании есть понимание, какие инженеры сегодня нужны стране. Будущее в руках молодых ребят, которые сейчас учатся, в том числе в ПИШ, — отметил, в свою очередь, Наиль Маганов. — Но инженер — это несколько больше, чем пять лет обучения в вузе. Нужно приучать их к особой культуре, начиная с самого детства. В этой связи „Татнефть“ выстраивает образовательную экосистему, начиная с детского сада и на протяжении всей жизни человека. Это не просто какая-то абстрактная цель, а измеряемая и реализуемая программа, которую можно масштабировать в целом регионе и даже стране».

Создаваемая «Татнефтью» единая экосистема опережающего образования и развития личности состоит из последовательных звеньев, переходящих друг в друга. Такой подход позволяет воспитывать кадры и поддерживать их на пути открытий и роста. Образовательные проекты компании охватывают детей всех возрастов, начиная с двух лет. В этом году в ее периметр включены 12 детсадов, 8 школ, 5 учреждений среднего профобразования, 6 вузов, 20 учреждений дополнительного образования, более 80 тысяч сотрудников компании.


«Нам важно соединить все уровни образования, чтобы обеспечить бесшовный переход от уровня к уровню, — говорит глава компании. — Необходимо настроить систему образования, которая предполагает непрерывное и гармоничное обучение начиная с детского сада и до бюста на аллее Славы».

Завершится трехдневный семинар в Набережных Челнах дизайн-сессией «Инструменты привлечения в ПИШ талантливой молодежи» Подводя итоги дискуссии, спикеры отметили, что проект «Передовые инженерные школы» — мощный инструмент, который позволяет применить новые подходы к подготовке инженерных кадров

«Классно и масштабно, во многом завидуем»

Участники совещания отметили, как инфраструктура помогает реализации проекта ПИШ. В Альметьевске в короткие сроки «Татнефть» построила Кампус Высшей школы Нефти. На площадке вуза объединены учебно-лабораторный и лабораторно-исследовательский корпусы, два студенческих общежития, спортивный и культурный центры, гостиница, жилые кварталы с детскими садами, а также наземные и подземные парковки.

Заместитель директора по образовательной части ПИШ Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники, участница семинара Юлия Шульгина отмечает феноменальные инфраструктурные преобразования кампуса ВШН:

«Во многом завидуем. Все очень классно и масштабно, — признается она. — Видя темпы развития этой площадки, понятно, почему именно ВШН становится точкой притяжения».

По словам собеседницы, семинар в Альметьевске стал источником вдохновения, толчком к пониманию направлений движения и синхронизации с другими ПИШ, установления новых полезных контактов.

«С одной стороны, все ПИШ — в определенной степени конкуренты. Но с другой — в трудные моменты все поддерживают друг друга, делятся опытом, идут навстречу. Со своей стороны мы готовы поддержать и помочь ПИШ второй волны, — говорит она. — Если воспринимать друг друга как конкурентов, то ничего прорывного не построить».

Шульгина воспринимает проект ПИШ как образовательный эксперимент, предоставляющий большие возможности и свободу, чтобы не бояться ошибиться.

«Мы не стали передовыми сразу, как нас таковыми назвали. Но желание соответствовать высокому званию ПИШ — то, что драйвит и заставляет думать в развитие», — отмечает она.

После двухдневного пребывания в Альметьевске участники семинара отправились в Набережные Челны. Подводя итоги дискуссии, спикеры отметили, что проект «Передовые инженерные школы» — мощный инструмент, который позволяет применить новые подходы к подготовке инженерных кадров.