Будущее здание ТГАТ им. Камала на Кабане обещает стать визитной карточкой столицы РТ, а его главный режиссер должен войти в историю как человек, при котором главный татарский национальный театр получил новый и ультрасовременный дом Будущее здание ТГАТ им. Камала на Кабане обещает стать визитной карточкой столицы РТ, а его главный режиссер должен войти в историю как человек, при котором главный татарский национальный театр получил новый ультрасовременный дом Фото: «БИЗНЕС Online»

Что нам стоит театральный дом построить?

«Не знаю, понимает ли он до конца масштаб проблем, с которыми столкнется», — переживал за Фарида Бикчантаева в разговоре с «БИЗНЕС Online» один из его казанских коллег по цеху. Будущее здание ТГАТ им. Камала на Кабане обещает стать визитной карточкой столицы РТ, а его главный режиссер должен войти в историю как человек, при котором главный татарский национальный театр получил новый ультрасовременный дом. И сам этот факт в преддверии окончания строительства резко поднимает и без того высокие позиции Бикчантаева в республиканском культурном топе.

Вообще, 61-летний Бикчантаев, вставший у руля родного театра в качестве главного режиссера еще накануне 40-летия после смерти своего учителя Марселя Салимжанова, уже сейчас может смело говорить о своем наследии. У театра им. Камала и его руководителя высокая репутация в профессиональном сообществе в масштабах страны, в активе нашего героя немало ярких режиссерских работ, наконец, с 2011 года, когда главреж камаловцев возглавил союз театральных деятелей Татарстана, на театральной карте России появились Набережные Челны, Альметьевск и Буинск, коллективы этих городов заявили о себе во многом благодаря Бикчантаеву, расшевелившему тогда сообщество. Причем теперь культурные учреждения из татарстанской глубинки порой даже обходят по качеству постановок признанных лидеров в республике.

Но нынешний вызов для Бикчантаева кажется беспрецедентным, таких задач деятелям культуры РТ еще не приходилось решать. Так что его нынешнее 1-е место в рейтинге «БИЗНЕС Online» — то ли успех, то ли бремя.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Шутка ли, возможности будущего здания театра им. Камала оценивают примерно в 300 тыс. зрителей, сегодня же учреждение обслуживает примерно в 2 раза меньше. Как это можно сделать с нынешней труппой — вопрос, на который нет ответа. К тому же, судя по всему, «ледяная глыба» от московского бюро «Ваухаус» должна стать местом, доступ в которое будет происходить не только за час до начала вечерних спектаклей.

В октябре минкультуры Татарстана уже собирало стратегическую сессию, посвященную этому вопросу, на которую приехали многие известные театральные менеджеры со всей страны. Там и прозвучали цифры, согласно которым в здании будет три основные площадки — большой зал на 799 мест, восточный на 242 места и универсальный на 350 мест. «Меняются потоки, нужно больше мероприятий и больше зрителей. Но такого количества посетителей ни у кого из нас нет. Необходимы другие аудитории, которые придут на иные мероприятия, иначе здание будет пустым. А актеров хватит заполнить все три сцены?» — обращался к коллегам исполнительный директор пермского Театра-Театра, одного из передовых в стране, Егор Мухин.

В общем, никаких универсальных рецептов по решению вопроса тогда так и не прозвучало. И больше публично подобное нигде всерьез не обсуждалось.

При этом Камаловский театр — это довольно закрытая структура. Достаточно сказать, что в последние годы здесь не ставят режиссеры со стороны. Последний заметный спектакль от варяга — «Без ветрил» по пьесе Тинчурина от опытного Георгия Цхвиравы — давно ушел из репертуара. Но не разрушит ли особый микрокосмос камаловцев массовое появление приглашенных режиссеров, как и возможное соседство с другими коллективами в их новом доме? Наверняка руководство театра им. Камала волнует и то и другое. А то, какое решение в итоге окажется выбрано, может определить будущее место как Бикчантаева в истории татарского театра, так и в целом культуры Татарстана.

Спектакль «Муть. Мухаджиры» Бикчантаева получил сразу 9 номинаций на главную национальную театральную премию, которая в этом году претерпела глобальные изменения Спектакль «Муть. Мухаджиры» Бикчантаева получил сразу 9 номинаций на главную национальную театральную премию, которая в этом году претерпела глобальные изменения Фото: «БИЗНЕС Online»

1 (2 — место в предыдущем рейтинге). Фарид Бикчантаев — главный режиссер театра им. Камала

Помимо забот о наполнении нового здания родного театра, лидер нашего рейтинга, безусловно, ждет и результатов решения жюри «Золотой маски». Спектакль «Муть. Мухаджиры» Бикчантаева получил сразу 9 номинаций на главную национальную театральную премию, которая в этом году претерпела глобальные изменения. Т. е. номинировали «Муть. Мухаджиры» эксперты, выбранные независимой дирекцией «Золотой маски», а состав жюри, которое и назовет победителей из шорт-листа, определял уже союз театральных деятелей РФ. И кстати, награда для казанского спектакля в одной из номинаций будет выглядеть вполне логично, поскольку Бикчантаев всегда выглядел довольно равноудаленно от разных идеологических полюсов, которые сталкивались в отечественном театре, ну или по крайней мере старался держаться подальше от любых форм радикализма.

У минкульта РТ, как известно, прекрасные позиции на федеральном уровне, а вот внутри республики, кажется, Аюповой все еще есть, что доказывать У минкультуры РТ, как известно, прекрасные позиции на федеральном уровне, а вот внутри республики, кажется, Аюповой все еще есть что доказывать Фото: «БИЗНЕС Online»

2 (1). Ирада Аюпова — министр культуры Татарстана

В начале мая исполнится 6 лет, как Ирада Аюпова возглавляет министерство культуры Татарстана. И кажется, если будет реализован проект реконструкции здания Казанского ТЮЗа, в республике не останется как минимум ни одного театра с печальной «строительной» судьбой. Аюпова довольно уверенно чувствует себя в министерском кресле, хотя слухи об ее отставке преследуют главу культурного ведомства едва ли не со дня назначения. Кстати, в последние месяцы подобные разговоры как-то поутихли, что вообще не очень характерно для традиционно конфликтной культурной среды.

У минкультуры РТ, как известно, прекрасные позиции на федеральном уровне, а вот внутри республики, кажется, Аюповой все еще есть что доказывать. В частности, речь идет о давно перезревшем вопросе создания нового национального музыкального театра. Причем уже было публично заявлено о том, что идею поддержал раис Татарстана Рустам Минниханов. Как минкульт реализует данное поручение — в этом есть серьезный вызов для Ирады Хафизяновны. Впрочем, и творческая жизнь театра им. Камала внутри новехонькой «ледяной глыбы» — головная боль не только для самих камаловцев, но и для министра культуры РТ.

Мухаметзянов выбил дополнительные бюджеты на празднование 150-летия казанской оперы, а также показал в очередной раз свою «тефлоновость» Мухаметзянов выбил дополнительные бюджеты на празднование 150-летия Казанской оперы, а также показал в очередной раз свою «тефлоновость» Фото: «БИЗНЕС Online»

3 (5). Рауфаль Мухаметзянов — директор театра опера и балета им. Джалиля

74-летний Рауфаль Мухаметзянов на 43-м году своего руководства театром им. Джалиля сделал рывок в нашем рейтинге. Он выбил дополнительные бюджеты на празднование 150-летия Казанской оперы, а также показал в очередной раз свою «тефлоновость» — позорный потоп в здании ТАГТОиБ, сорвавший показ спектакля на Шаляпинском фестивале, никак не повлиял на судьбу директора.

В середине мая в Казани стартует Нуриевский фестиваль, на котором ожидается премьера «Грек Зорба», итальянец Лорка Мясин за рекордный гонорар ставит свой балет 35-летней давности. Он создан по мотивам известного одноименного фильма 1964 года, там впервые прозвучал танец сиртаки, часто ошибочно считающийся народным греческим. На самом деле эту мелодию, получившую всемирную известность, для картины сочинил композитор Микис Теодоракис. Насколько актуально сегодня в России заниматься популяризацией греческой культуры — вопрос спорный, особенно на фоне пусть и несколько преувеличенных разговоров об отмене русской культуры на Западе. В любом случае, к примеру, в последние дни Греция фигурирует в нашей новостной повестке лишь в контексте того, получит ли Украина новые системы ПВО от Афин или нет.

Глобальные перемены последних двух с лишним лет здорово ударили по планам Сладковского по покорению Европы со своим ГАСО РТ и, судя по всему, маэстро все еще размышляет о стратегии дальнейшего развития коллектива Глобальные перемены последних двух с лишним лет здорово ударили по планам Сладковского по покорению Европы со своим ГАСО РТ, и, судя по всему, маэстро все еще размышляет о стратегии дальнейшего развития коллектива Фото предоставлено ГАСО РТ

4 (3). Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ

Александр Сладковский продолжает занимать высокое место в нашем топе, хотя многие заметили, что худрук главного оркестра республики несколько снизил свою творческую активность и больше уделяет времени частной жизни. Глобальные перемены последних двух с лишним лет здорово ударили по планам Сладковского по покорению Европы со своим ГАСО РТ, и, судя по всему, маэстро все еще размышляет о стратегии дальнейшего развития коллектива. Впрочем, теперь каждое его появление за дирижерским пультом практически праздник, как это было месяц назад, когда «татарские симфоники» со своим художественным руководителем сначала в ГБКЗ им. Сайдашева, а затем в московском КЗ им. Чайковского представили редкую программу музыки композиторов XX века — Хиндемита, Бруха, Бартока.

Одновременно Сладковский продолжает приглашать для работы с ГАСО РТ ярких отечественных и зарубежных дирижеров, а 27 и 28 апреля в Казани вновь прозвучит концертная версия оперы Миляуши Хайруллиной «Кави – Сарвар», ставшей одним из главных культурных событий Татарстана в прошлом сезоне.

Надо напомнить что Зайниев еще и самый успешный татарский драматург, а его театр кукол «Экият» ежегодно собирает номинации на «Золотую маску» Надо напомнить, что Зайниев еще и самый успешный татарский драматург, а его театр кукол «Экият» ежегодно собирает номинации на «Золотую маску» Фото: «БИЗНЕС Online»

5 (17). Ильгиз Зайниев — художественный руководитель театра кукол «Экият»

Большинство экспертов «БИЗНЕС Online» среди отличившихся за последнее время деятелей культуры называли Ильгиза Зайниева, поэтому его прорыв в нашем рейтинге отнюдь не случаен. Прямо сейчас 36-летний худрук «Экият» репетирует «Амфитрион» Мольера в Псковской драме им. Пушкина — очень заметном в масштабах страны региональном театре. Приглашение сюда режиссера, практически вся карьера которого прошла в татарском культурном учреждении, — случай довольно удивительный, а значит, и примечательный. Премьера в Пскове назначена на 14 мая.

Конечно, надо напомнить, что Зайниев еще и самый успешный татарский драматург, а его театр кукол «Экият» ежегодно собирает номинации на «Золотую маску». Наконец, недавно №5 нашего списка стал секретарем союза театральных деятелей РФ — организация, которую возглавил Владимир Машков, должна стать важным звеном в тех изменениях в отечественной культуре, которые начались в конце февраля 2022-го. Кстати, артисты «Экията» со спектаклями уже не единожды приезжали в зону СВО.

Знающие люди говорят, что Марат Готович проводит действительно масштабную чиновничью работу, правда, общественности она не слишком видна Знающие люди говорят, что Марат Готович проводит действительно масштабную чиновничью работу, правда, общественности она не слишком видна Фото: «БИЗНЕС Online»

6 (6). Марат Ахметов — глава комиссии при раисе РТ по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков

Один из политических тяжеловесов республики Марат Ахметов, которому в июне исполнится 70 лет, является настоящим серым кардиналом татарстанской культуры. На прием к главе президентской «языковой» комиссии стараются попасть многие руководители учреждений культуры и просто творцы, благо Ахметов имеет возможность распоряжаться бюджетом, выделенным его организации для поддержки проектов, в том числе в сфере культуры и искусства.

Знающие люди говорят, что Марат Готович проводит действительно масштабную чиновничью работу, правда, общественности она не слишком видна, комиссия в основном трудится непублично, а сам Ахметов по-прежнему не дал ни одного развернутого интервью по данному направлению деятельности заместителя председателя Госсовета РТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что довольно регулярно приходится сталкиваться с тем, как те или иные проекты в сфере культуры и языка получают поддержку от ахметовской комиссии — от романа писателя Равиля Сабыра до голосового переводчика с татарского TatSoft.

К методам работы продюсера Фаттахова у наблюдателей порой в разные годы и по разным поводам возникают вопросы, однако сложно спорить с тем, что проекты фонда им. Вагапова, безусловно, работают на высокий уровень национальной музыкальной культуры К методам работы продюсера Фаттахова у наблюдателей порой в разные годы и по разным поводам возникают вопросы, однако сложно спорить с тем, что проекты фонда им. Вагапова, безусловно, работают на высокий уровень национальной музыкальной культуры Фото: «БИЗНЕС Online»

7 (8). Рифат Фаттахов — продюсер, директор фонда им. Вагапова

Уже не первый год приходится констатировать, что Рифат Фаттахов нашел для своего общественного фонда татарской культуры РТ им. Вагапова особое место на татарской эстраде. К методам работы продюсера Фаттахова у наблюдателей в разные годы и по разным поводам возникают вопросы, однако сложно спорить с тем, что проекты фонда им. Вагапова работают на высокий уровень национальной музыкальной культуры. Так что к 20-летию Вагаповского фестиваля, кузницы кадров для татарской эстрады, которое отмечается буквально в эти дни, Рифат Ахметович подходит с высоко поднятой головой. «Восточный базар в Казани», «Яңа татар җыры», «Народные жемчужины» — все эти проекты, отпочковавшиеся от «Вагапов-феста», в настоящее время имеют самостоятельный статус и государственное финансирование. А герою нашего рейтинга сегодня для занятия высоких позиций даже не нужны среди личных подопечных, как прежде, певцы уровня Филюса Кагирова или Ришата Тухватуллина.

Премия им. Тукая, которую сегодня официально должна получить Таминдарова, выглядит абсолютно логично Премия им. Тукая, которую сегодня официально должна получить Таминдарова, выглядит абсолютно логично Фото: «БИЗНЕС Online»

8 (28). Миляуша Таминдарова — художественный руководитель камерного хора РТ

В этом году руководитель Государственного камерного хора РТ Миляуша Таминдарова и ее коллектив окончательно утвердились в статусе одной из культурных гордостей республики — отсюда и ее серьезный прорыв в рейтинге «БИЗНЕС Online». Так что премия им. Тукая, которую сегодня официально должна получить Таминдарова, выглядит абсолютно логично.

В чем же причина нынешнего триумфа Миляуши Амировны, ведь об удивительных возможностях ее хора, готового прекрасно исполнять, кажется, любую музыку, известно уже давно? Во-первых, нельзя не отрицать по-прежнему важную роль телевидения, поэтому участие камерного хора РТ в шоу «России-1» под названием «Ну-ка, все вместе! Хором!» не осталось незамеченным. Более того, многие жители республики наверняка благодаря прайм-тайму на федеральном ТВ узнали о существовании в Татарстане такого уникального коллектива. Во-вторых, Таминдарова и ее артисты поехали с концертами в новые регионы РФ. «Всем надо съездить! Особенно тем, у кого есть „вопросики“. Рабочий сцены в Луганске сказал нам: „Ребята, где вы были? Мы Россию с 2014 года ждем!“ Посмотрите в глаза этому молодому человеку — и сразу все вопросы отпадут», — рассказывала новоиспеченный лауреат Тукаевской премии на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».

Без Салавата-абыя и его «Мин яратам сине, Татарстан» не обходится практически ни одно официальное мероприятие высшего уровня в республике Без Салавата-абыя и его «Мин яратам сине, Татарстан» не обходится практически ни одно официальное мероприятие высшего уровня в республике Фото: «БИЗНЕС Online»

9 (9). Салават Фатхетдинов — певец, руководитель театра песни «Салават»

64-летний Салават Фатхетдинов нынче отмечает свой 35-й концертный сезон. Главный певец татарской эстрады по-прежнему не собирается никому отдавать «трон», хотя артиста и подпирают молодые звезды. Тем не менее без Салавата-абыя и его «Мин яратам сине, Татарстан» не обходится практически ни одно официальное мероприятие высшего уровня в республике, и даже по читательскому интересу к материалам на сайте «БИЗНЕС Online» с участием Фатхетдинова можно понять, что артист, безусловно, принадлежит к числу ЛОМов — лидеров общественного мнения в РТ. К тому же Салават в выражении этого самого мнения никогда особенно не стесняется и говорит то, что думает, касательно разных тем: от состояния современной татарской культуры до взаимоотношений полов. Возможно, что такая прямота — это одна причин любви к певцу широких масс вот уже четвертый десяток лет.

Уроженец и нынешний житель Нурлатского района РТ оказался среди тех деятелей культуры республики, кто с началом СВО занял четкую и однозначную патриотическую позицию, помогая фронту и словом, и делом Уроженец и нынешний житель Нурлатского района РТ оказался среди тех деятелей культуры республики, кто с началом СВО занял четкую и однозначную патриотическую позицию, помогая фронту и словом, и делом Фото: «БИЗНЕС Online»

10 (12). Фирдус Тямаев — певец

Еще один певец, в отношении которого определение «звезда татарской эстрады» выглядит не фигурой речи, а констатацией фактов. Соскучившаяся по Фирдусу Тямаеву казанская публика (осенью артист сделал операцию на ноге) устроила ему ежедневные аншлаги в «УНИКСе» на протяжении первых 10 дней марта.

Но не только благодаря своим достижениям на сцене Тямаев попал в верхнюю часть нашего топа. Уроженец и нынешний житель Нурлатского района РТ оказался среди тех деятелей культуры республики, кто с началом СВО занял четкую и однозначную патриотическую позицию, помогая фронту и словом, и делом. В интервью «БИЗНЕС Online» певец рассказывал, что автобусы его коллектива не раз и не два приезжали в зону СВО с гуманитарным грузом, сам Тямаев тоже ездил к линии соприкосновения и вообще постоянно на связи с нурлатскими земляками, сражающимися сегодня за Родину. Матери, жены и дети солдат и офицеров — желанные гости на его концертах.

Генеральный директор «Созвездия — Йолдызлык» Дмитрий Туманов (12 — место в рейтинге) покинул первую десятку, но и в нынешнем виде его позиции выглядят солидно Генеральный директор «Созвездия-Йолдызлык» Дмитрий Туманов (12 — место в рейтинге) покинул первую десятку, но и в нынешнем виде его позиции выглядят солидно Фото: «БИЗНЕС Online»

Отрицательный рост

Остановимся чуть подробнее на участниках редакционного списка, чьи позиции за год серьезно изменились. Впрочем, никаких драматичных падений здесь не произошло.

Да, генеральный директор «Созвездия-Йолдызлык» Дмитрий Туманов (12 — место в рейтинге) покинул первую десятку, но и в нынешнем виде его позиции выглядят солидно, хотя после пожара Туманов и Ко пока так и не вернулись в свою арт-резиденцию и играют спектакли на чужих площадках. Депутат от Татарстана и глава комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская (15) в этот раз не выбила для республики какую-то важную награду или премию, как в прежние годы, поэтому не дотянула до прошлогодних позиций. А вот директор Елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко (27) скорее вернулась к своим привычным позициям с высот, на которые забралась благодаря госпремии правительства РФ. Ей точно краснеть не за что, а прошлогодний фестиваль «Летние вечера в Елабуге» с Эмиром Кустурицей был и вовсе лучшим в истории форума.

Заметно прибавила в рейтинге ректор КазГИКа Роза Ахмадиева (13), она, по сути, представляет в сфере культуры нового президента АН РТ Рифката Минниханова, который явно имеет живой интерес едва ли не ко всем областям общественной жизни. Директору театра им. Камала Ильфиру Якупову (18) помогло подняться в рейтинге все то же ожидание окончания строительства нового здания, а директору Нацбиблиотеки РТ Мадине Тимерзяновой (19) — постепенное превращение учреждения в одну из важных казанских достопримечательностей. Наконец, главный режиссер театра им. Тинчурина Туфан Имамутдинов (29) осваивается в роли руководителя местного филиала ГИТИСа, призванного ликвидировать дефицит режиссерских кадров в татарстанских театрах.

Что касается нижней части рейтинга, то здесь заметно укрепили свои позиции премьер балета театра им. Джалиля Олег Ивенко (36), который в качестве продюсера выпустил двухактный балет «Билли Миллиган», задумал новый балет о Николе Тесле и снялся в фильме «Джойка»; директор Казанского цирка Эльмира Булатова (42), буквально сегодня запускающая на своей площадке первое татарское цирковое шоу; а также директор челнинских «Мастеровых» Армандо Диамантэ (43), обживающий новое ультрасовременное здание своего театра.

Из новичков выше всех у нас забрался кинорежиссер Байбулат Батулла (20), его фильм «<a href="https://www.business-gazeta.ru/article/605539" target="_blank">Бери да помни</a>» заработал в прокате 17,7 млн рублей, скромные деньги, но татарское кино никогда даже близко не оказывалось таким замеченным российским зрителем Из новичков выше всех у нас забрался кинорежиссер Байбулат Батулла (20), его фильм «Бери да помни» заработал в прокате 17,7 млн рублей, скромные деньги, но татарское кино никогда даже близко не оказывалось таким замеченным российским зрителем Фото: «БИЗНЕС Online»

Новички и возвращенцы

Среди тех, кто отсутствовал в рейтинге год назад, есть и дебютанты списка, а также те, кто вернулся в него после перерыва.

Из числа последних — композитор Резеда Ахиярова (26), чей балет «Иакинф» поставили в ТАГТОиБ им. Джалиля, событие нерядовое в любом случае. Отметим и Эльмиру Калимуллину (40), ставшую на днях народной артисткой РТ. Можно сказать, что она наконец-то смогла опередить Дину Гарипову. Напомним, что Калимуллина проиграла землячке в финале первого сезона «Голоса» в 2012-м, а потом они одновременно стали заслуженными артистками Татарстана. Впрочем, новое почетное звание певицы выглядит абсолютно справедливым.

В нашем списке также звезда «Слова пацана» <a href="https://www.business-gazeta.ru/article/617224" target="_blank">Рузиль Минекаев</a> (31) В нашем списке также звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев (31) Фото: «БИЗНЕС Online»

Из новичков выше всех у нас забрался кинорежиссер Байбулат Батулла (20), его фильм «Бери да помни» заработал в прокате 17,7 млн рублей, скромные деньги, но татарское кино никогда даже близко не оказывалось таким замеченным российским зрителем, а до того московскими продюсерами. В нашем списке также звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев (31) и концертный директор целого ряда российских звезд, казанец Владимир Шавгулидзе (35), который собирается летом штурмовать с Бастой «Ак Барс Арену», внутри чаши которой еще не проводили коммерческих концертов.

А еще отметим появление в рейтинге нового исполнительного директора ТНВ Лилии Кадыровой (45), уже упомянутого автора оперы «Кави – Сарвар», композитора Хайруллиной (47), куратора в РТ проекта «Единой России» «Культура малой родины», депутата Госсовета РТ Людмилы Рыбаковой (49), а также штурмующей нынче узбекский «Голос» Саиды Мухаметзяновой (50).

Ушла из жизни певица Флера Сулейманова Ушла из жизни певица Флера Сулейманова Фото: tatar-today.ru

Потери года

К сожалению, ни один ежегодный рейтинг «БИЗНЕС Online» не обходится без списка потерь, которые понесла культура республики. На этот раз здесь есть несколько очень крупных имен. Прежде всего это поэт и многолетний депутат Госсовета РТ Разиль Валеев, усилиями которого татарский язык на заседаниях республиканского парламента стал нормой. Ушли из жизни и две легендарные артистки — певица Флера Сулейманова и театральная актриса Наиля Гараева, мама лидера нашего рейтинга Бикчантаева.

Также меньше года не дожил до своего 100-летия фронтовик, известный каллиграф Владимир Попов. Он был лауреатом Тукаевской премии. Эту же награду буквально в прошлом году получил поэт Шаукат Гадельша, который скончался в апреле 2024-го. Кроме того, не стало экс-председателя Госкино РТ Зуфара Бухараева, художника Рустема Кильдибекова, хореографа Радифа Яваева, писателя-сатирика Дамира Гисметдина, артистов Искандера БиктагироваРашида МустафинаЗуфера Сафина.