Опубликованный проект с оценкой воздействия на окружающую среду предполагает засыпку песком территории площадью 4,2 гектара

Как подсыпят берег на Казанке

Сегодня стали известны детали засыпки Казанки вдоль Кировской дамбы от государственной инспекции по маломерным судам до автодорожного моста через реку. Опубликованный проект с оценкой воздействия на окружающую среду предполагает засыпку песком территории площадью 4,2 гектара.

Общественные интернет-обсуждения засыпки продлятся месяц — до 24 мая.

«Рекреационная зона направлена на создание экосистемы, обеспечивающей пространство для отдыха, спорта и развлечений жителей и гостей города Казани в одном из живописных мест берега Куйбышевского водохранилища», — говорится в документе.

Арендует этот участок дамбы длиной 1,8 км и соседний отрезок в 642 м со стороны речного техникума ООО «Коаст». Компанией владеет Тимур Зайнутдинов, зять владельца ПСО «Казань» и заслуженного строителя РТ Равиля Зиганшина. За право аренды компания с 2017 года ежегодно платит 583 тыс. рублей.

Карта-схема расположения проектируемого искусственного земельного участка Скриншот из проекта разрешения на создание искусственного участка

Проект заказало государственное казенное учреждение «Главинвестстрой». Работы выполнило ООО «Эко М», которое прежде готовило проект засыпки Волги в районе поселков Займище и Куземетьево. По материалам именно этого проектанта засыпали гектар Казанки в районе «Чаши», а еще раньше подсыпали 3,1 га около «Ривьеры».


Приглядимся к объему засыпки вдоль Кировской дамбы:

  • Песок — 236,9 тыс. куб. метров. Для сравнения: это почти 24 тыс. «КАМАЗов» с объемом кузова 10 куб. метров.
  • Щебень двух фракций — 7 тыс. куб. метров.
  • Бутовый камень — 25 тыс. куб. метров.

Неизбежный вред водным биологическим ресурсам рекомендовано компенсировать выпуском 265 тыс. мальков стерляди. По оценкам «Эко М», затраты на это составят от 9,5 млн до 10,7 млн рублей в ценах 2023-го.

Срок строительства искусственного земельного участка указан с июня по октябрь текущего года, работы запрещены только на время нереста, с 25 апреля по 5 июня.

Засыпку в полном соответствии с традициями начали еще в сентябре 2023 года: отсутствие каких-то проектов не мешало возить туда горы песка, подсыпая берега

А что на месте?

Фактически засыпку в полном соответствии с традициями начали еще в сентябре 2023 года: отсутствие каких-то проектов не мешало возить туда горы песка, подсыпая берега. Сегодня обновленная береговая линия уже поравнялась с пирсом расположенного поблизости центра государственной инспекции по маломерным судам и, по ощущениям, «отодвинулась» от прежней как минимум на 50 м, передает с места событий корреспондент «БИЗНЕС Online». Как и 7 месяцев назад, информационных стендов о проводимых работах не обнаружено.

Строительные работы продолжаются полным ходом. Пыль, которую поднимают самосвалы, заметна уже на подходе к Кировской дамбе. В кузовах грузовиков материал серого цвета — вероятно, щебень, необходимый для укрепления береговой линии будущего участка. Еще три экскаватора и столько же катков распределяли песок в середине строительной площадки, обнесенной длинным зеленым забором.

Масштабнее выглядели работы в сентябре прошлого года. Тогда, помимо снующих с песком грузовиков, за мостом на Казанке была заякорена землечерпалка, трубы от которой вели на берег.


Давняя идея Минниханова: на Казанке появится комплекс с открытым бассейном?

Осваивать новый участок у Казанки планируют комплексно и согласно таким видам разрешенного использования:

  • парковая зона с площадками для занятий спортом на открытом воздухе;
  • беговые дорожки;
  • игровые площадки.

В сентябре 2023 года участок осматривал глава РТ Рустам Минниханов, который поручил Институту развития городов РТ, Институту пространственного планирования РТ совместно с мэрией Казани разработать мастер-план развития территории.

Открытый летний бассейн в составе рекреационного комплекса видит у Кировской дамбы Институт развития городов Татарстана. Проект в 2023 году прорабатывали с ВЭБ.РФ. Позднее собеседники издания только подтвердили такие намерения.

Мест отдыха у воды не хватает, и поручение подумать над этим Минниханов давал еще 2018 году, предлагая строить в Казани плавучие бассейны и возводить в городе открытые водоемы с подогревом.

«Воды у нас очень много, но купаться негде. Я мэру города говорил: „Давай выделим площадку, чтобы строили на берегу бассейны“. Если мы сделаем подогрев воды, то уже с конца апреля до конца сентября можно будет спокойно заниматься спортом», — говорил Минниханов.

«Любой гидронамыв, любое создание искусственного земельного участка за счет водного объекта — это однозначно очень плохо для водоема. Потому что пресноводные экосистемы — это потенциальные источники питьевой воды, и они имеют величайшую ценность»

«Лучше дикий берег, чем бетонные стенки»

Вернемся к засыпке Казанки. По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали появление в столице РТ нового искусственного участка.

Нафиса Мингазова — завкафедрой оптимизации водных экосистем, преподаватель кафедры природообустройства и водопользования КФУ:

— Я имею твердое мнение, что любой гидронамыв, любое создание искусственного земельного участка за счет водного объекта — это однозначно очень плохо для водоема. Потому что пресноводные экосистемы — это потенциальные источники питьевой воды, и они имеют величайшую ценность. Просто уничтожать их под искусственные земельные участки, на мой взгляд, недопустимо.

Конечно, существует закон о создании искусственных земельных участков. В данном законе, во-первых, есть несколько оговорок. Он требует проведения государственной экологической экспертизы. Но вместе с тем в законе нет ни слова, пресный этот объект или морской. Если для морского, например для создания речпорта, и возможен частичный гидронамыв, то для пресного водного объекта (да еще это малая река Казанка, плюс в месте впадения в реку Волгу, то есть устьевого участка, который всегда имеет величайшую ценность) это никак в законе не прописано.

И не прописано, с какой целью создается. Например, сделать гидронамыв для того, чтобы там опять построить парковую зону? Так сам по себе водоем — это уже рекреационная зона. Ну а создавать парковую зону с асфальтом и клумбами за счет водной глади… Я считаю, что это неправильно.

Кроме того, в устьевом участке Казанки, в Казанском заливе Куйбышевского водохранилища за последние годы было довольно много гидронамывов, и они практически ежегодно продолжаются. Это приводит к очень опасной ситуации для реки.

Кировская дамба была создана в 1955–1957 годах, то есть она служит для инженерной защиты города Казани. Реконструировать ее можно было в рамках изначального типа, а вот если нагружать ее еще дополнительно рекреационными объектами, это приведет к очередному воздействию на дамбу. Я просмотрела проектную документацию и не увидела мер, оценивающих воздействие дополнительной рекреационной инфраструктуры на само тело дамбы: как оно оценивается?

Самое печальное, что гидронамыв вдоль Кировской дамбы идет уже на протяжении нескольких месяцев.

Тимур Ескараев — экоактивист, член татарстанского регионального отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП):

— Мы в сообществе уже все осудили это безобразие. Очередное издевательство над рекой, которая и так на ладан дышит. То есть у нас на Казанке вообще ничего не могут сделать без засыпки и бетонирования. Я не могу ни одного такого случая вспомнить. Опять в угоду каким-то коммерческим интересам продолжают убивать Казанку. Хоть один парк по Стратегии развития Казанки был реализован с 2020 года? Нет. В очередной раз зарубили бюджет на первую очередь из всего двух парков: «Манзара» и «Спортивный». А вот когда что-то очевидно вредоносное надо намастырить прямо в русле реки — это всегда пожалуйста. Канатная дорога тому пример.

По Кировской дамбе необходимо реализовать проект шлюза, который давно предлагает эколог Сергей Германович Мухачев. Это нужно для того, чтоб республика и город сами могли регулировать уровень воды в Казанке и в Куйбышевском водохранилище вне зависимости от «хотелок» «каспийцев». За более высокий уровень на межрегиональной комиссии постоянно выступает наш министр экологии, но безуспешно. Постоянные понижения уровня воды в реке приводят к пагубным воздействиям на экосистемы, что мы, экоактивисты и экологи, наблюдаем и фиксируем. Этой зимой, например, мы впервые не обнаружили горностая на реке.

Какой год не можем добиться элементарного для парков Казанки — шлагбаума в «Русско-Немецкой Швейцарии» и на Гаврилова, стенда об ООПТ на Гаврилова. Хоть пару контейнеров для мусора. Копеечные вещи.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ, член президиума правления союза архитекторов:

— Там не совсем понятно, как они хотят использовать эту новую территорию, которая, по-видимому, будет намываться. Если как пляж — может быть, а если как парковую зону, трудно сказать, потому что она отдалена от жилых массивов, чтобы туда пойти погулять, надо на транспорте добираться.

Поскольку данный участок, который находится за дамбой внутри города, — это так называемый Куйбышевский залив, там есть узкая полоса, где проходит основное течение впадающей в Волгу Казанки, и оно довольно далеко от этого места. Поэтому, я думаю, что скорее территории грозит заболачивание и заиливание, чем смыв берегового участка. Лучше бы на территории Локомотива пляж расширяли, на Волге непосредственно, в месте пребывания населения.

Антон Бортяков — биолог:

— Любое уменьшение акватории Куйбышевского водохранилища ведет к снижению его фильтрационной и самоочищающей водоспособности. И даже учитывая то, что особо ценных экосистем в этом месте нет, только одно то, что площадь уменьшается, — уже негативное влияние на природную среду и по закону подлежит компенсации с точки зрения выплат, высадки растений, заселения мальков, то есть компенсационные мероприятия будут производиться. Об этом позаботится природоохранная прокуратура, контролирующая законность подобных мероприятий.

Это скорее негативное решение для меня, как для биолога. С точки зрения рекреации, отдыха местных жителей и туристов это возможно, и имеет какую-то позитивную составляющую. Но, как специалист, считаю, что лучше дикий берег, чем бетонные стенки.