ЗАКРЫТИЕ РЫНКОВ - ПРОБЛЕМА ОЧЕНЬ ОСТРАЯ И ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ

- Борьба с вещевыми рынками в Казани ведется давно, с конца 80-х - начала 90-х годов. Основные претензии, которые власти предъявляли к рынкам, - антисанитария, отсутствие нормальных условий для работы продавцов, для покупателей и так далее. И те меры, которые за все эти годы принимались, они как раз были направлены на устранение вот этих недостатков.

А затем Госдума приняла федеральный закон - ФЗ-271 «О розничных рынках». Суть его в том, что вещевые рынки могут работать только в капитальных сооружения (газета «БИЗНЕС Online» писала о том, какие жаркие дебаты вызвал этот закон, например, на межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы развития розничных рынков России в 2012 - 2015 годах»,- ред.). Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 2012 года, но затем, - учитывая, видимо, думские и президентские выборы в нашей стране, - срок перенесли на 1 января 2013 года.

Недавно распоряжением премьер-министра РТ Ильдара Халикова меня включили в рабочую группу, которая занимается проблемами вещевых рынков Казани. В нее входят представители руководства города, силовики, экономисты…

Я стал вникать в этот вопрос. Встречался с представителями рынков, участвовал в нескольких совещаниях, в том числе в недавнем большом, где были и представители рынков, их управляющих компаний... Сразу хочу сказать: на таких совещаниях идет конструктивный диалог, есть понимание, что никто никому не выкручивает руки.

Конечно, отчасти это понимание легче устанавливается от того, что закон приняли федералы, и республика тут ни при чем. Именно федеральный закон предписывает вещевым рынкам перейти в капитальные строения. А поскольку в центре Казани таких капитальных строений ограниченное количество, то убирать - не убирать рынки - это вопрос уже не к региональным властям.

ПОЗИЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА - К УНИВЕРСИАДЕ НЕНАДЛЕЖАЩИЕ РЫНКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛИКВИДИРОВАНЫ

Напоминаю, что речь идет только о вещевых рынках, не о продовольственных. И позиция правительства республики такая: даже если бы не было ФЗ-271, с учетом того, что Казань - город Универсиады, что весь центр перестраивается, рынки, которые ненадлежащим образом устроены, должны быть ликвидированы. Так что это все равно было бы сделано.

На недавнем большом совещании, где я был, рассматривались Московский рынок, рынки на Нариманова, на проспекте Победы и другие рынки. Столько рынков, оказывается, в Казани, я и знать-то не знал, что их так много! Все-таки, видимо, они очень востребованы...

Речь идет буквально обо всех вещевых рынках, которые находятся не в капитальных зданиях. Вот «Муравейник» - это капитальное здание, он останется. Все остальные, которые располагаются даже в павильонах, - а о палатках и речи нет, - будут ликвидированы. Тем более что в федеральном законе обговаривается, что рынку необходимо иметь еще и подъездные пути, и парковки для машин. А в Казани получается, как рассказывали на совещании представители городских властей, когда большое количество покупателей, машины им ставить просто негде. Ставят где попало, загораживают проезд. А поскольку это центральная часть города, перегораживают очень важные улицы.

По своим встречам с предпринимателями и по совещаниям могу отметить, что сегодня общий настрой отнюдь не такой, какой был во время борьбы с киосками. Тогда вместо того, чтобы начать объясняться, стороны сразу перешли в конфронтацию. Сейчас, по крайней мере, из разговоров с представителями и управляющих компаний, и властей, видно, что налицо попытка подробно разъяснить предпринимателям, как будет организована вот эта новая система торговли. Это разъясняли и Муратов, и представители инвестора, и городские власти… А в диалоге с ними детали уточняют представители управляющих компаний.

НАМ ПОВЕЗЛО: В ТАТАРСТАНЕ БУДЕТ НОВАЯ ТУРА

Полагаю, нам повезло, что в республике появился мощный инвестор, который - очень вовремя - строит технополис "Новая Тура". У наших предпринимателей появляется выбор: из-за закрытия вещевых рынков можно либо переехать в Туру и уже сейчас начать заключать договора, либо искать место в капитальных зданиях.

По «Новой Туре» (в газете «БИЗНЕС Online» была опубликована стенограмма интернет-конференции председателя совета директоров фонда FGN Capital, девелопера проекта «Новая Тура» Александра Халдея, - ред.) могу сказать, что на совещании приводили интересные цифры. Строится большой комплекс, причем, не только рыночный, но и логистический. Первая его очередь будет 75 гектаров, а суммарно вообще 230 га. Площадь объектов - до четырех тысяч «квадратов». Для заезда будет до семи тысяч парковочных мест.

Кроме того, предполагается, что там расположится и развлекательный комплекс, и какие-то площадки для детей… В общем, это будет новый город, новая Казань. Инвестор планирует вложить в технопарк почти девять миллиардов рублей.

ПЛЮНУТ, ПОЙДУТ В МАГАЗИН И КУПЯТ В ТРИ РАЗА ДОРОЖЕ

Какие существуют сейчас проблемы и что необходимо сделать, чтобы процесс исполнения ФЗ-271 сделать цивилизованным, чтобы он не ушел в «махаловку»?

Преимущества новых капитальных рынков понятны. У той же Новой Туры - современное здание, развитая инфраструктура… Но понятны недостатки, и первый из них - Тура относительно далеко от Казани.

Власти и инвесторы с этим не соглашаются, утверждают: мы организуем постоянную электричку, чуть ли не бесплатную. Мы организуем бесплатные автобусы. И мы организуем трафик так, чтобы людям было удобно добираться. Это то, что было обещано.

Но все равно Тура остается далеко. Хотя, собственно, тот же Вьетнамский рынок тоже находится отнюдь не в центре Казани, а в Дербышках. И сейчас из центра добраться в Дербышек, - это, наверное, даже дольше, чем добраться до Новой Туры. И даже если не брать во внимание нынешнюю ситуацию паралича города, все равно в дневное время туда надо ехать минут 30-40. И до Новой Туры в Зеленодольском районе примерно столько же.

Проблема, которая остается нерешенной, - а как быть с мелочевкой? Ну, хорошо, условно говоря, чтобы купить костюм, можно отправиться в Туру. А если нужны какие-нибудь тапочки? Что, в Туру за ними поедут? Никто не поедет. Плюнут, пойдут в магазин и купят в три раза дороже.

УЖЕ СЕЙЧАС, НА СТАРТЕ, ОПРЕДЕЛИТЬ ПОРЯДОК ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

Но главные проблемы - все-таки в другом, в создании условий для предпринимателей в Новой Туре. Это ключевая задача, мы это обсуждали, и Равиль Муратов, и другие представители властей обещали всяческую поддержку. Хотя инвестор пока молчал.

Что удалось выявить на заседании, против чего я выступил. Новые владельцы Туры предлагают заключать договора на 11 месяцев. Я сразу сказал: "Так не пойдет!". Предприниматели не будут раскручивать свою торговую точку, чтобы через год ее закрыть. Тут должны быть долгосрочные договора. Люди должны быть уверены, что если они высказали желание переехать, если вкладываются, перетаскивают своих покупателей, - работать на новом месте смогут достаточно долго. А не так, чтобы через 11 месяцев им заявили - договора нет и до свидания!..

Это первое. Второе - вопрос цены. Очень долго обсуждался вопрос о льготном периоде. Предприниматели предлагают шесть месяцев, инвестор - три месяца. Думаю, это вопрос коммерческого диалога, дискуссии. Но что принципиально важно? И что, считаю, наши власти должны обязательно сделать, - это уже сейчас, на старте, определить порядок ценовой политики. Не должно быть так, как произошло во многих городах, в Москве в том числе. Предпринимателям там рассказывали про светлое будущее, они переехали, поработали полгода-год, а потом им сказали, что арендную плату повышают в пять раз.

И СРАЗУ РЕШАТ: МЫ СЮДА НЕ ПОЕДЕМ, НАМ ЭТО НЕ ПО КАРМАНУ

Поэтому на данном этапе получается три ключевых момента.

Первый - все разъяснять предпринимателям и управляющим компаниям, и уже сейчас им определяться, как они будут взаимодействовать с новым рынком. Например, некоторые управляющие компании предложили: а отдайте нам в Туре место, где мы построим свои павильоны. Этот вопрос надо прояснить в рамках общей стратегии инвестора. Как и то, будут ли продавать места. Я, кстати, не знаю, предусмотрена ли там продажа мест, - скорее всего, нет…

Второй момент, принципиально важный, фундаментальный, - сроки договоров должны быть длительными. Если собственник ответственный, он сам должен это понимать. Но если не будет понимания, рабочая группа должна подключиться и четко обозначить эту проблему.

И третий момент - ценовая политика. Понятно, что предприниматели, владельцы нового комплекса должны иметь прибыль, они тоже коммерсанты. Но так же понятно, что стоимость аренды, стоимость услуг должна быть прогнозируемой. Или людям должны сказать сразу: аренда будет в тысячу долларов за квадрат. И они сразу решат: мы сюда не поедем, поскольку нам это не по карману. А самое недопустимое, что может быть сейчас, - давайте сделаем аренду в тысячу рублей, а какая будет цена через год, посмотрим. Такого быть не должно. Должен быть достаточно длинный переходный период, когда люди могут спокойно работать.

ОНИ ВЫБРАЛИ СЕБЕ РАБОТУ БЛИЖЕ К ДОМУ

Обозначилась еще одна проблема - проблема продавцов. На каждом, даже на небольшом рынке, несколько сот, а на больших - несколько тысяч посадочных мест. Это и предпринимали, и продавцы…

Понятно, что сейчас те продавцы, которые работают на вещевых рынках Казани, и весь обслуживающий персонал, они выбрали себе работу ближе к дому. И даже если в Новой Туре будет решена проблема со сроками договоров, с тарифами, с инфраструктурой и так далее, - возникнет вопрос: а если работники в Туру не поедут? Предприниматель может туда переехать, но ему некого будет ставить за прилавок. Или он будет ставить за прилавок гастарбайтеров. Но тогда значительная часть людей - а на рынках, думаю, в большинстве работают казанцы, - останутся без работы. Эту проблему тоже надо как-то решать.

Поэтому еще один ключевой момент - создание транспортной инфраструктуры. Если она будет создана, если, действительно, электрички будут ходить в нужное время и в нужном количестве, если будет достаточно автобусов… Правда, до них еще в городе добраться надо…

Первую очередь инвесторы Новой Туры обещают открыть во второй половине сентября. А позднее просто невозможно, иначе люди не успеют переехать. Так не бывает, что закон вступает в силу 1 января, а 31 декабря надо переехать. Уже сейчас надо заключать договора, переезжать, оборудовать места, перевезти часть товара… И, пока не закрывая торговлю на старом месте, посмотреть, как она пойдет в Туре…