В минувший уик-энд на фестивале популяризации науки Milmax Science Kazan в столице РТ выступил музыкант-мультиинструменталист, видеоблогер, теле- и радиоведущий, известный по программе «Галилео», Александр Пушной. Встреча с казанцами прошла в формате «вопрос – ответ» вперемешку с основной мини-лекцией гостя под названием «Магия музыки». На протяжении мероприятия герой вечера сочетал шутливые рассуждения о разрыве между поколениями, жизненные истории о травме музыкальной школы и студенческих годах с углубленными рассуждениями о природе звука, ритма и музыкальной гармонии. Одним из зрителей лектора Пушного была и корреспондент «БИЗНЕС Online».
На днях в IT-парке на закрытии фестиваля популяризации науки Milmax Science Kazan выступил музыкант, видеоблогер, теле- и радиоведущий, известный по программе «Галилео», Александр Пушной
«А вы точно знаете, на кого пришли?»
Звезда КВН 90-х, музыкант и телеведущий Александр Пушной стал главным приглашенным гостем четвертого фестиваля популяризации науки Milmax Science Kazan, случившегося в столице Татарстана в минувшие выходные. В его программу вошли бесплатные лекции, дискуссии, мастер-классы и научные шоу. Исключением стала лишь лекция Пушного «Магия музыки», билет на которую стоил 2 тыс. рублей.
Благодаря этому в небольшом конференц-зале IT-парка смогли уместиться все фанаты известного шоумена: от юных зрителей, выросших на известной телепрограмме «Галилео», до ровесников спикера. К слову, именно с проблемы разрыва между поколениями Пушной начал свой спич, проведя перекличку по возрасту. «Поднимите руку, кому больше 45 лет. Вот они, мои зрители… А вот теперь, внимание, поднимите руку, кому меньше 25 лет, — таких в зале было большинство. — Воу! А вы точно знаете, на кого пришли?»
Далее герой вечера стал приводить примеры взаимодействия с молодым поколением, недоумевая, что рэпер Face для них — это «что-то старенькое» из музыки, Егор — в первую очередь Крид, а не Летов, «Кино» — не известная рок-группа, а песня MACAN и, наконец, «Седая ночь» лишь саундтрек к сериалу «Слово пацана». Далее и вовсе начался «великовозрастный» дискурс, обращенный к аудитории, которую в основном и составляло это потерянное поколение: о том, как 20-летние молодые люди, которые «кроме рэпа ничего не слышали», выяснили, что можно, взяв гитару, бас и барабаны, без помощи компьютера создавать музыку и что дети даже не могут представить, что раньше жили без интернета, компьютеров, смартфонов…
Затем, немного «пошеймив» слабый пол (как выразился ведущий встречи Саша Санчес) шуткой о том, как женщины умеют «осмысленно молчать», гость обратился к основной теме встречи — тому, как связаны наука и музыка.
Основная тема выступления Пушного посвящена тому, как связана наука и музыка
«Вы играете музыку в какой гармонии? В классической или «гармонии Пушного»?»
После шутливого вступления Пушной, отвечая на вопрос ведущего о том, как можно ограниченным количеством нот бесконечно писать самую разную музыку, начал на пальцах объяснять музыкальную теорию. Несмотря на кажущийся примитивным вопрос, спикер, выпускник физфака Новосибирского госуниверситета, популярно, прибегая к элементарному математическому анализу, но достаточно подробно стал обосновывать теорию музыкальной гармонии.
Начав свой ответ с вопроса, представляют ли зрители, как выглядит пианино, он предложил задуматься о том, что все написанное в музыке за все время существования человечества создавалось на одних и тех же нотах. Выстраивая начало своего спича на таких риторических вопросах, встреча приобрела традиционный для научно-популярных лекций формат разбора «очевидно-неочевидных» законов Вселенной.
Начал Пушной с того, что нота ля имеет основную частоту 440 герц, и логично вывел, что все остальные ноты тоже распределяются по частотам и могут быть сыграны на любом инструменте. И снова смущающий вопрос: «Почему тогда скрипка звучит не так, как пианино или голос ребенка, который поет эту же ноту?» При этом существует еще и такая вещь, как настроенный и ненастроенный инструмент.
После этого введения Пушной под аплодисменты зала встал за синтезатор и включил на проекторе график функции, кривую, описывающую соответствие частот каждой из нот. «Когда я увидел этот график, у меня началось просто судорожное состояние. Я говорю: вы что, идиоты? Вы этот график сделали и всю музыку в мире играете этим графиком? — недоумевал спикер. — Мы же, физики, понимаем, что это просто экспонента, что можно сделать прямую, можно сделать квадратичную функцию — это бесконечная возможность разных гармоний, а вы уцепились в одну. И я такой: „Я сейчас все сделаю. Я сейчас возьму эту кривую, поменяю ее и назову это „гармонией Пушного“. И мир поделится пополам. Все будут говорить: „Вы играете музыку в какой гармонии? В классической или в „гармонии Пушного“?»
Далее мультиинструменталист и шоумен описал путь своих экспериментов, после которых впал в состоянии фрустрации: «Господи, что происходит в нашем с вами мире? Подсчитано, что на земле до нас с вами всего проживали порядка 100 миллиардов человек и все эти 100 миллиардов человек играли это?» Далее Пушной решил обратиться к литературе и набрел на описание музыкальной гармонии Пифагором, который писал о «красивых сочетаниях частот». Чтобы подтвердить это, лектор в IT-парке взял в руки электрогитару и на примере одной струны стал создавать «узлы колебания», зажимая ее пальцем на разных уровнях, тем самым наглядно демонстрируя, что существуют устойчивые положения, комфортные состояния струны, когда «звучит красиво».
Однако главное в этом не восприятие этой частоты самим человеком: «Почему это происходит? Потому что я красивый парень, и я так слышу? Санчес еще красивее, он так слышит, Пифагор давно умер, тоже, говорят, был ничего себе красивым, тоже так слышит. Нет, вот в этом эксперименте со струной человека не существует. Если бы не было человечества, если бы не было меня и вас, никакого разумного существа, то струна, натянутая в космосе, звучала бы так же… Это соотношение — великое вне человека».
Далее Пушной продемонстрировал музыкально-математический парадокс, описав историю разработки равномерно темперированного строя, приведя под конец бытовой пример: настройщик пианино специально немного недонастраивает каждый тон, чтобы в сумме все тональности были чистыми.
Так, с графиком математической функции, калькулятором на экране и электрогитарой в руке музыкант подвел слушателей к основному выводу о том, что музыка — кросс-вселенский феномен, попутно пошутив об инопланетянах и Кате Лель. «Гармония не внутри нас, она вне нас, она находится в пространстве. И поэтому, если к нам прилетят инопланетяне, естественно, в обнимку с Катей Лель, собственно, почему они с Катей Лель и дружат: потому что им будет понятен этот кварто-квинтовый круг… — сообщил лектор. — И, сыграв инопланетянам „А я сяду в кабриолет“, они, может быть, не поймут, о чем песня, но они оценят мелодию. Поэтому люди, которые занимаются музыкой, — это люди, которые транслируют в пространство гармонию любой музыкой… Это не мы, человечество, такое придумали [кривую частот]. Это придумала природа. Это соотношение частот прекрасно для нас, потому и только потому, что оно существует здесь, во Вселенной… Музыка, судя по тому исследованию, которое провел я, кросс-вселенская. За пределами нашей Вселенной я не знаю, что происходит, а вот в нашей Вселенной, в любой галактике это звучит красиво».
Слушатели могли задавать свои вопросы онлайн
«Музыка — это математика»
Слушатели могли задавать свои вопросы онлайн. Зачитав две благодарности за светлое детство, ведущий задал некоторые из них. Так, Пушного просили описать музыку одним словом, на что он определенно ответил: «Музыка — это математика». Развернутой частью ответа стала вторая часть лекции, посвященная музыкальной теории. В ней Пушной уже говорил не о нотах и частотах, а о ритме. Открыв на компьютере соответствующую программу, он наглядно показал, что привычный клубный ритм «туц-туц» можно перевести в частоту, из-за чего появляется эффект соотношения ритмов подобно соотношению частот, который он проиллюстрировал: ускорившийся ритм превратился в квинту и вот бас-бочка превратились в мелодию Smoke on the Water.
Далее был озвучен вопрос из зала: «Почему музыка пишется лучше, когда ты находишься в депрессии?» На что Пушной воскликнул: «Если у вас есть рецепт, как писать хорошую музыку… О, Господи, да вы Господь Бог!.. Если вы считаете, что депрессия дает вам хорошее качество музыки, и у вас альбомы покупают все на планете Земля, то вы счастливый человек, даже несмотря на то что вы в депрессии».
Затем следовало несколько биографических историй. Поучительная о том, что, даже несмотря на то что музыкальная школа нанесла самое большое количество детских травм, теперь музыкант понимает, что без этой базы ему было бы намного сложнее и, возможно, без этого испытания музыка никогда не стала бы частью его жизни.
Затем Пушного ждал трендовый в интернете блиц-опрос «или/или». Выбирать приходилось, очевидно, между музыкальными группами. Так, перебрав несколько десятков групп, на вершину своего топа он определил Queen.
24 мая состоится полноценный концерт Пушного в Казани
Музыка и искусственный интеллект
Не прошли и мимо наболевшей темы об искусственном интеллекте (ИИ). Пушной рассказал о его музыкальном варианте — Suno, который по словесному запросу пользователя пишет вполне гармоничный уникальный трек. Музыкант поделился своими мыслями на счет того, что станет с музыкальной индустрией, если искусственный интеллект будет совершенствоваться: «Мы все с вами вдруг неожиданно поймем, что мы гениальные авторы. Зачем мне слушать чужую музыку, если я сам пишу по 6 альбомов в день? Причем не просто 6 альбомов в день, а один другого лучше. И, когда это распространится на все 8 миллиардов людей, живущих на земле, немножко поменяется шоу-бизнес. Я буду платить людям, чтобы они пришли и меня послушали. И будут собирать стадионы богатые исполнители, чуть победнее будут собирать поменьше зал». По аналогии то же произойдет, по его мнению, и с кино: «Представляете, если вы сами будете создавать кино просто силой своей мысли?.. Оно нужно будет только вам». Однако, говорит Пушной, придем мы все к этому еще не скоро и, вспоминая страх человечества перед компьютером, который должен был заменить человека, но стал лишь его инструментом, можно сделать аналогичный вывод и об ИИ.
Забавную аналогию лектор провел, отвечая вопрос о том, какую гитару выбрать: «Fender или Les Paul? Это то же самое, что брюнетки или блондинки. Почему никто не спрашивает: „А кого мне выбрать себе в жены?“ А вот у вас какая жена? Можно я посмотрю? Можно мне вашу жену потрогать немножко, чтобы понять, какую выбрать? Можно фотографию посмотреть в обнаженном виде, я хочу понять, подходит ли мне такая или не подходит? Ну это же бред. Выбор инструмента — то же самое». По словам спикера, нет четких параметров, например, цвета, который точно подходит вам. «Вы идете в магазин, берете гитару: „О, моя! Все“. Оказалось, что это какая-то китайская гитара. Ну и что? Может быть, вы на этой китайской гитаре достигнете того, чего никто никогда не достигал на этой гитаре», — сказал Пушной.
Тут же он привел подобную аналогию относительно другого часто задаваемого вопроса о том, на чем учиться играть: «Смотрите, вы не ели три месяца. Вы только пили воду. Вот какой-то дурак-диетолог вам посоветовал. Вы хотите не просто есть, вы жрать хотите. И потом вам человек сказал, что можно есть. И вы станете задавать такие вопросы: «А какие будут столовые приборы? А какого цвета будет скатерть?»
Под занавес мероприятия музыкант и шоумен предложил хором спеть шлягер — написанную им песню «6 кадров», которая открывала небезызвестный одноименный сериал, а также знаменитую «Шизгару» группы Shocking Blue. Завершив лекцию таким небольшим музыкальным перформансом, музыкант напомнил о полноценном собственном концерте в Казани, который состоится 24 мая на Big Twin Arena.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.