ОАО «Каздорстрой» близок к тому, чтобы поменять собственника. Сделку активно обсуждают на отраслевом рынке, и даже называется конкретный покупатель ОАО «Каздорстрой» близко к тому, чтобы поменять собственника. Сделку активно обсуждают на отраслевом рынке, даже называется конкретный покупатель Фото: «БИЗНЕС Online»

Пакет акций за 1,5 миллиарда

Старейший игрок дорожного рынка в лице ОАО «Каздорстрой» близок к тому, чтобы поменять собственника. Об этом сообщают отраслевые источники «БИЗНЕС Online». Соответствующие переговоры о продаже предприятия его основным владельцем Равилем Гариповым сейчас в самом разгаре. Сделку активно обсуждают на рынке, даже называется конкретный покупатель. Им, по словам наших собеседников, станет известная группа компаний «Ядран» Ирека Салихова.

В «Ядране» подтвердили информацию об этих намерениях. «Как о покупке, так и о планах развития ОАО „Каздорстрой“ говорить рано, ведутся переговоры о возможном оформлении сделки в виде опциона», — сообщила пресс-служба ГК «Ядран» в ответ на наш запрос. Комментировать конкретные условия сделки там не стали, сославшись на текущую, не до конца завершенную стадию процесса, — говорить о деталях пока сильно преждевременно.

Вместе с тем, по данным источников, речь может идти о сумме от 1,5 млрд до 2 млрд рублей — именно столько готов предложить «Ядран» за контроль над акциями «Каздорстроя».

Руководил «Каздорстроем» более сорока лет Равиль Гарипов Руководил «Каздорстроем» более 40 лет Равиль Гарипов Фото: tatarstan.ru

В «Каздорстрое» — уже ядрановские управляющие

Позиция самого «Каздорстроя» по поводу сделки с «Ядраном» до конца не ясна. «БИЗНЕС Online» направил соответствующий запрос в компанию — ответа на момент публикации не последовало. Один из ключевых учредителей «Каздорстроя» Гарипов, бессменно рулящий предприятием четыре десятка лет, был недоступен по мобильным номерам.

В середине прошлой недели «БИЗНЕС Online» дозвонился до тогда еще гендиректора «Каздорстроя» Александра Орехова. Тот был очень удивлен вопросом касательно продажи предприятия и ответил: «У меня нет такой информации». Что касается Гарипова, то Орехов сообщил: «Он пока болеет, с ним пока нет связи».

А уже на следующий день стало известно, что Орехов ушел с поста гендиректора «Каздорстроя». 17 апреля на эту должность назначен Дамир Мадьяров, что следует из данных сервиса «Контур.Фокус». Мадьяров — креатура исключительно ядрановская. Он является, например, гендиректором и владельцем таких компаний, входящих в ГК «Ядран», как АО «Ядран», ООО УК «Ядран», последнее специализируется на консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления. Так что срочное десантирование топ-менеджера бизнес-империи Салихова в «Каздорстрой» на фоне проходящих переговоров о покупке предприятия явно неслучайно.

Группа компаний «Ядран» Ирека Салихова готова выложить от 1,5 до 2 млрд рублей за контроль над акциями «Каздорстроя» Группа компаний «Ядран» Ирека Салихова готова выложить от 1,5 млрд до 2 млрд рублей за контроль над акциями «Каздорстроя» Фото: «БИЗНЕС Online»

Какие выдвигаются условия

По словам собеседников, знакомых с условиями будущей сделки, опцион, о котором говорят в «Ядране», подразумевает срок сделки в 1 год. Временные рамки нужны для того, чтобы у покупателя была возможность убедиться, что наружу не вылезут какие-то сюрпризы. С подтверждением своего баланса у «Каздорстроя», по нашим данным, имеются трудности. В «Ядране» подтвердили: «Нам известно, что в ОАО „Каздорстрой“ есть кассовый разрыв, что не является критичным для данной строительной компании».

Размер данного кассового разрыва, по информации двух собеседников «БИЗНЕС Online», составляет около 1,5 млрд рублей. Причем информированные источники подтверждают, что для такой крупной компании, занятой в сфере дорожного строительства, финансово-кассовый разрыв в целом нормальная ситуация.

«В строительстве это широко распространенная практика: акты, оплаты через 90 дней и прочее», — поясняет наш собеседник. Характер данного финансово-кассового разрыва сейчас как раз тщательным образом анализируют в «Ядране».

Еще один аспект, который изучает потенциальный покупатель, связан с налоговыми отчислениями: не поступят ли претензии от ФНС.

Знакомый с ситуацией собеседник пояснил нам, что для такой крупной компании, занятой в сфере дорожного строительства, как «Каздорстрой» иметь финансово-кассовый разрыв –в целом достаточно нормальная ситуация Знакомый с ситуацией собеседник пояснил, что для такой крупной компании, занятой в сфере дорожного строительства, как «Каздорстрой», иметь финансово-кассовый разрыв — это в целом достаточно нормальная ситуация Фото: «БИЗНЕС Online»

По данным системы «Контур.Фокус», «Каздорстрой» по итогам 2022 года показал чистую прибыль в 4,2 млн рублей при выручке в 3,1 млрд рублей. А прошлый, 2023-й, обернулся для компании почти 20 млн чистой прибыли при выручке в 4,2 млрд рублей. Плюс-минус такую же прибыль предприятие показывало в 2019–2020 годах.

Но что более важно — объемы контрактов, которые висят на структуре. С 2011-го в рамках госзакупок с «Каздорстроем» было заключено 172 соглашения в общей сложности на 90 млрд рублей. Самые крупные из них — с ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» в 2022 году — на реконструкцию нескольких участков трассы М7 в Татарстане и стройку дороги на участке обхода городов Нижнекамска и Набережных Челнов. Несмотря на то что суммы тендеров внушительные — от 3 млрд до 9 млрд рублей, надо понимать, что контракты рассчитаны сразу на несколько лет: исполнение некоторых из них завершится в 2025–2026 годах.

«Каздорстрой» наряду с другими подрядчиками «приложил руку» к строительству М7 в том виде, какой ее сейчас знают все ездоки из Казани до Челнов «Каздорстрой» наряду с другими подрядчиками приложил руку к строительству М7 в том виде, какой ее сейчас знают все ездоки из Казани до Челнов Фото: «БИЗНЕС Online»

Строители мостов через Волгу, М7 и транспортных дамб: чем знаменит «Каздорстрой»

«Каздорстрой» — дорожное предприятие почти с 70-летней историей. Начало ей положил приказ Главтатдорстроя СССР от 1956 года: тогда создали строительное управление №11, которое позже преобразовалось в трест «Каздорстрой». А в 1993-м он стал акционерным обществом.

В 1950-х, по данным из открытых источников, три подразделения будущего «Каздорстроя» возвели два участка автомагистрали Москва – Ленинград в общей сложности длиной 204 километра. В течение почти 30 лет, с 1957 по 1985 год, компания построила и отремонтировала почти 1,5 тыс. км дорог в Татарстане. В это же время управление создало производственную базу по приготовлению цементобетона и асфальтобетона, которую признали одной из лучших в Главдорстрое СССР. В 60–70-х оно построило больше 300 км дорог в Пермской области, а в 70–80-х — дорогу от Казани до Челнов длиной 214 километров.

Руке «Каздорстроя» принадлежит строительство Третьей транспортной дамбы в столице РТ, дорога в обход города с северной стороны, мосты через Волгу и Свиягу, которые стали частью федеральной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань, мост через Каму у села Сорочьи Горы, участок трассы М7 во Владимирской области.

Во время подготовки к 1000-летию столицы Татарстана «Каздорстрой» построил первую и вторую очередь Малого казанского кольца, подходы к мосту через Казанку по Четвертой транспортной дамбе. Позже, в 2006-м, компания взялась за ремонт дороги на участке Казань – Залесный, а также подъездной дороги к острову-граду Свияжску. Кроме того, предприятие было одним из подрядчиков по строительству и реконструкции аэропортов в РТ (в Казани и Нижнекамске), Кирове и Ижевске.

Стоит отметить, что «Каздорстрой» наряду с другими компаниями возводил М7 в том виде, в каком ее сейчас знают водители, перемещающиеся из Казани до Челнов. В 2018 году там открыли участки трассы в Пестречинском и Рыбно-Слободском районах длиной в 31 километр. Это было три финальных участка, после ремонта которых М7 стала полностью четырехполосной.

В 2020-м «Каздорстрой» наряду с ТАИФом и «Татнефтью» внесли в список системообразующих организаций, чье финансовое состояние власти будут мониторить в условиях обвала цен на нефть и пандемии коронавируса.

«Каздорстрой» — постоянный участник рейтинга «БИЗНЕС Online» королей госзаказа. По итогам 2022 года компания заняла в табели 2-е место: с ней заключили 13 госконтрактов на 44,8 млрд рублей. Эта цифра почти в 15 раз превысила сумму госконтрактов организации за весь 2021-й. Однако по итогам 2023 года предприятие и вовсе не вошло в рейтинг — возможно, фирма, под завязку загруженная уже выигранными контрактами, не стала брать новых обязательств.

Но в истории предприятия были и неприглядные страницы. Например, в 2018 году УФАС по РТ отсудило у «Каздорстроя» 52 млн рублей за участие в картельном сговоре на торгах в 2017-м на ремонт дорог в Набережных Челнах.

Дамир Мадьяров — креатура исключительно «ядрановская». Он является одновременно, например, гендиректором и владельцем таких компаний как АО «Ядран», ООО УК «Ядран», последняя из которых специализируется на консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления Дамир Мадьяров — креатура исключительно ядрановская. Он является одновременно, например, гендиректором и владельцем таких компаний, как АО «Ядран», ООО УК «Ядран», последнее специализируется на консультировании по вопросам коммерческой деятельности и управления Фото: president.tatarstan.ru

Кому сейчас принадлежит «Каздорстрой» и кто мог купить предприятие в прошлом году

Слухи о продаже «Каздорстроя» ходили среди дорожников уже несколько лет. Особенно такие разговоры усилились в середине прошлого года. Наши собеседники еще тогда рассказывали, что предприятием заинтересовались «крупные москвичи». Называлось даже имя Николая Морсина, владеющего целым рядом строительных предприятий. В своей экспансии в Татарстан предприниматель родом из Оренбургской области замечен уже достаточно давно. Например, выкупал здание и землю под банкротным «Сантехприбором», а его ГК «Волжский домостроительный комбинат» с дочерними застройщиками «Митком» и «Зеленые холмы» возводили жилые дома в Зеленодольске.

Договориться тогда о покупке не получилось. По некоторым данным, камнем преткновения стало даже не отсутствие полной уверенности в финансовой состоятельности «Каздорстроя», а позиция его владельцев в лице семьи Гариповых. Одно из условий приобретения предприятия — выкуп всей доли его собственников. А с этим консенсуса в лучших семейных традициях якобы не вышло. «Каздорстрой», судя по последнему годовому отчету, принадлежит следующее:

  • на 18,28% — Гарипову (председатель совета директоров, хотя с конца прошлого года значится в документах как пенсионер);
  • на 19,95% — его дочери Эльвире Ахуновой (с февраля занимает должность директора по развитию «Каздорстроя»);
  • на 11,58% — его супруге Лилие Гариповой (оформлена как пенсионер);
  • на 19,45% — некоей Миляуше Пинской;
  • на 9,73% — некоей Светлане Николаевой (пенсионер);
  • на 9,33% — некоей Зайнап Фоварисовой (пенсионер);
  • на 1,62% — Ивану Захарову, замдиректора по общим вопросам.

В составе совета директоров также числится сын Гарипова Айдар — директор по научно-техническим разработкам и инновациям в дорожном строительстве. Прежний же глава предприятия, Орехов, возглавлял «Каздорстрой» с 2017 года (до него долгое время структурой руководил Ильдар Яруллин), на нем также числится несколько строительных компаний: «Меридиан» и «Азимут».

В этом году ему исполняется 70 лет. Кандидат экономических наук, заслуженный строитель Татарстана и РФ, обладатель множества благодарностей и наград, в том числе республиканской медали «За доблестный труд».

Он родом из деревни, которая сейчас называется Нижние Ураспуги и относится к Зеленодольскому району РТ. Школу окончил в Казани, затем поступил в финансовый институт, после окончания которого уехал в Тюменскую область и был призван в армию. Служил в Хабаровском крае. Затем вернулся на родину и устроился экономистом в нурлатское отделение Зеленодольского строительно-монтажного управления (СМУ).

В 1977 году переехал в Казань и устроился бухгалтером-ревизором в «Каздорстрой»: с того времени его биография была неразрывно связана с предприятием, которое позже он возглавил. Руководил компанией более 40 лет.

При этом «Каздорстрой», судя по данным системы «Контур.Фокус», не единственный бизнес Гарипова. У него есть свое ИП, работающее с 2011 года (зарегистрировано в Москве). А еще в 2017-м он учредил ООО «Каздорстрой» (в отличие от вышеописанного, которое ОАО). Фирма занимается арендой и управлением имуществом, как и его ИП, и из года в год показывает прибыль, правда, небольшую — например, 1,5 млн рублей по итогам 2022-го.

Еще Гарипов — соучредитель ООО «Каздорстрой – ТК» и ООО «Каздормостстрой». Первое работает с 2012-го, занимается стройкой зданий. В прошлом году налоговая признала недостоверными адрес прописки фирмы и данные о директоре Раисе Зуфарове. Куда интереснее ООО «Каздормостстрой» (КДМС). С февраля этого года компанией руководит Захаров (тот, у кого в «Каздорстрое» 1,62% акций). В фирме 7 учредителей, бо́льшая часть из них — акционеры «Каздорстроя». Прописана компания в селе Нижние Ураспуги Зеленодольского района РТ, занимается стройкой дорог. Появилась она, кстати, в «ковидном» 2020-м. По итогам 2022-го фирма ушла в убыток (минус 4,1 млн рублей) при выручке в 19 млн рублей, хотя предыдущие годы были прибыльными (1 млн и 4,3 млн рублей по итогам 2020-го и 2021-го). У компании 14 действующих договоров лизинга — по ним приобретены погрузчики, грузовые машины, прицепы и другая спецтехника.

Например, один из учредителей КДМС — Айдар Гарипов — выступает стопроцентным владельцем ООО «Граф-РК», зарегистрированного в 2018 году в Чувашии. По данным системы «Контур.Фокус», фирма занимается строительством автодорог.

Возвращаясь к истории с Морсиным, по одной из версий, Гарипов-старший был готов продать только свою часть, а за остальных не ручался. Потенциальных покупателей такой вариант не устроил, сделка не состоялась. После этого на некоторое время слухи о продаже «Каздорстроя» и вовсе поутихли.

За плечами ООО «Ядран-Строй» знаковые для республики многомиллиардные объекты: рекультивация иловых полей и биологических очистных сооружений Казани, рекультивация Самосыровского полигона, очистка Озерного месторождения нефти и так далее За плечами ООО «Ядран-Строй» знаковые для республики многомиллиардные объекты: рекультивация иловых полей и биологических очистных сооружений Казани, рекультивация Самосыровского полигона, очистка Озерного месторождения нефти и т. д. Фото: «БИЗНЕС Online»

Зачем такое хозяйство «Ядрану»

Зачем же холдингу «Ядран», занимающемуся различными сферами — от нефтянки до обращения с отходами, понадобился «Каздорстрой»? Есть мнение, что в этот вопрос вмешалась высокая политическая воля, к Салихову обратились с просьбой — вдохнуть в старейшее предприятие республики, готовое продаться федералам, новую жизнь. Другая версия — Салихов и Ко сами заинтересованы в развитии строительного направления, в том числе связанного с дорогами, в которые государство в последние годы вливает сотни миллиардов. Высоких связей для того, чтобы выигрывать крупные тендеры, «Ядрану» не занимать.

Да и определенный строительный опыт у компании уже имеется. Например, за плечами ООО «Ядран-Строй» знаковые для республики многомиллиардные объекты: рекультивация иловых полей и биологических очистных сооружений Казани, рекультивация Самосыровского полигона, очистка Озерного месторождения нефти и т. д. Строительное направление «Ядрана», по нашим данным, несмотря на ряд рабочих замечаний, на хорошем счету у экологов и раиса РТ Рустама Минниханова, что также могло сыграть не последнюю роль.

По словам опрошенных экспертов из числа участников татарстанского дорожного рынка, покупка «Ядраном» «Каздорстроя» вряд ли повлечет за собой серьезные перемены. «Я думаю, нет, всем хватит места под нашим солнцем», — отметил один из собеседников. Другой лишь скромно порадовался, что покупают «свои», а не со стороны, что позволит сохранить активы в республике.