За пару лет Кузнецов стал одним из самых заметных предпринимателей Татарстана, который помогает другим предпринимателям За пару лет Михаил Кузнецов стал одним из самых заметных предпринимателей Татарстана, который помогает другим предпринимателям Фото: Сергей Елагин

Прошел путь от лаборанта до успешного предпринимателя

Михаил Кузнецов пришел в бизнес в 2011 году из науки: прокормить семью на зарплату лаборанта в 6,5 тыс. рублей оказалось невыполнимой задачей. После нескольких попыток работы по найму Михаил ушел в текстильный бизнес: начал шить толстовки вместе с партнером. И если в первое время целевой аудиторией были студенты, то уже к Универсиаде-2013 Кузнецов стал одним из ключевых поставщиков экипировки в РТ, реализуя товар тысячами единиц.

Михаил Кузнецов, Tolstoywear: «Самый успешный кейс в нашей нише – Bosco»

Позже созданный им бренд TolstoyWear завоевал признание и в России — по стране открыто 8 франшизных производств. А за эти годы среди постоянных заказчиков появились большие бренды вроде Coca-Cola, «Додо Пицца», ICL…

Ключевая задача — помогать бизнесу выстраивать диалог с властьюФото предоставлено «Клубом предпринимателей»

Последние 6 лет Кузнецов активно занимается общественно-политической деятельностью. Сначала, еще при бизнес-омбудсмене Тимуре Нагуманове, он вошел в состав совета по предпринимательству при президенте РТ. Потом стал общественным представителем Фарида Абдулганиева, в 2020 году избрался в Казанскую городскую Думу, как раз как представитель интересов бизнеса. На этой волне стал уполномоченным по развитию предпринимательства в Казани и работает в партнерстве с мэрией города. Ключевая задача на этом поприще — помогать бизнесу выстраивать диалог с властью. За пару лет Кузнецов стал одним из самых заметных предпринимателей Татарстана, который помогает другим предпринимателям. «Когда мы брались за конкретный новый кейс какого-то бизнесмена, сразу становилось понятно: такая же проблема наверняка у кого-то уже встречалась, давайте вместо того, чтобы просто помочь одному человеку, создадим прецедент, чтобы как можно больше предпринимателей получили пользу», — рассказывает Кузнецов. Так он и пришел к тому, чтобы открыть свой клуб для предпринимателей республики. В интервью Михаил рассказал нам, чем этот клуб будет отличаться от других бизнес-сообществ и какую реальную помощь бизнесу он сможет оказать.

Михаил Кузнецов: «Код роста» — это не мой «свечной заводик», не бизнес ради денег. Это вполне понятная модель сообщества, которое объединяет ресурсы, чтобы вместе расти и решать общие задачи» Михаил Кузнецов: «Код роста» — это не мой «свечной заводик», не бизнес ради денег. Это вполне понятная модель сообщества, которое объединяет ресурсы, чтобы вместе расти и решать общие задачи» Фото: Сергей Елагин

«Хотим, чтобы чиновники бегали вместе с нами, а не от нас…»

— Михаил, вас многие знают как успешного предпринимателя, а недавно вы открыли свой клуб для предпринимателей «Код роста». Возникает резонный вопрос: неужели в вашем собственном бизнесе настолько все налажено, что теперь вы можете переключиться на других?

— Основным бизнесом, который я развивал многие годы, теперь управляет жена, там действительно все хорошо, поэтому времени лично у меня стало чуть больше. Но тут вопрос не только во времени. Последние пару лет я, как депутат Казанской городской Думы и общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по городу Казани, несу общественную нагрузку. Я ежедневно помогаю предпринимателям по линии омбудсмена, Думы, мэрии. И создание клуба «Код роста» — логичное объединение всей имеющейся общественной деятельности в единое, понятное поле.

«Создание клуба «Код роста» — логичное объединение всей имеющейся общественной деятельности в единое понятное поле»Фото предоставлено «Клубом предпринимателей»

Еще одна причина создания «Кода роста» — сейчас нет единого органа, куда бы мог обратиться предприниматель для решения своих бизнес-вопросов с городскими, региональными или федеральными властями. Как и нет единой структуры со стороны бизнеса, с которой власти могли бы выстроить диалог и конструктивно решать все поставленные задачи.

Бизнес, причем абсолютно из разных областей, привык работать по старинке: пытается найти «своего» наверху, чтобы обратиться за помощью или с каким-то запросом. Для этого их кто-то должен «подружить». Пожалуй, пришло время вести дела по-современному, чтобы это было удобно и бизнесу, и властям.

Моя миссия — сделать так, чтобы в Татарстане за словом «бизнес» стояло сообщество, с которым власти выстраивают полноценное сотрудничество на всех уровнях.
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»

— Предпринимательских клубов в стране десятки, если не сотни. И каждый из них имеет в своем арсенале схожие тезисы. Чем «Код роста» будет принципиально отличаться?

Во-первых, мы не инфоцыгане, а первый GR-клуб для бизнеса в Татарстане. Причем учитывая все-таки, что мы не на пустом месте появились, а на базе уже сформированных кейсов, мы не просто стремимся выстроить диалог с властью, мы уже их равноценные партнеры. Государственные органы республики поддержали этот проект: с ключевыми профильными министерствами уже активно работаем и есть хорошие результаты для бизнеса.

Во-вторых, мы не занимаемся образовательной деятельностью и не приглашаем бизнес, чтобы его чему-то научить. Если членам клуба хочется послушать чью-то конкретную полезную лекцию, можем организовать, конечно, и организовываем. Но не в этом главная задача. Те, кто хочет научиться, могут бесплатно в любое время посмотреть миллион роликов и даже курсы пройти. Мы за то, чтобы предприниматели могли решать конкретные проблемы и расти. Потому что рост конкретных предпринимателей обеспечивает рост экономики в целом.

В-третьих, «Код роста» служит в определенном смысле маркетинговым агентством для бизнеса. При изучении проблем предпринимателей чаще всего оказывается, что они могут круто производить, но не умеют правильно упаковать и продвигать то, что произвели. Клуб помогает это сделать.

В-четвертых, собирая сообщество предпринимателей, мы аккумулируем у себя огромный пласт важнейшей информации для государства — по сути, собираем колоссальную социологию о бизнесе. Перед вступлением в клуб бизнес проходит наш опросник, из которого можно узнать все его боли. Поэтому у нас формируется база знаний о бизнесе уже на старте. Плюс мы прямо отдельным направлением себе выделяем проведение исследований — простых, но информативных, о том, что происходит сейчас с бизнесом в Татарстане. Своего рода большие данные, чтобы анализировать и принимать решения о предпринимательстве в республике. И здесь выиграют все: и бизнес, и власть, и рынок.

В-пятых, членство в клубе «Код роста» стоит 15 тысяч рублей в год — сумма, которую точно может себе позволить любой предприниматель.

Членский взнос нашего клуба сильно уступает рынку: как правило, вход в аналогичные сообщества начинается от 300 тысяч рублей в год, а предельной планки не существует.
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»

— Почему такой низкий порог входа?

— Потому что мы просчитали бизнес-модель, которая позволяет эффективно существовать, регулярно проводить нужные мероприятия, и понимаем, что эта сумма — 15 тысяч рублей в год — и нас устраивает, и будущим членам клуба будет более чем посильной. При этом мы абсолютно независимы и работаем за свой счет, у нас нет задачи получить от кого-то бюджет и освоить его.

У нас в клубе тоже есть разные форматы участия. Но членский взнос в 15 тысяч рублей в год — это возможность полноценно пользоваться всеми возможностями клуба. Например, большинство наших мероприятий абсолютно бесплатны для членов клуба «Код роста». Но мы сейчас еще находимся в поиске самих форматов мероприятий и форм нашей работы.

За прошедшие несколько месяцев мы поняли, что самая важная составляющая клуба — это коммуникации. Поэтому самые востребованные мероприятия сейчас — это встречи по конкретной проблематике, когда мы заявляем тему, обсуждаем ее на опыте разных предпринимателей и придумываем, как можно эффективно решать проблемы. Вижу большую перспективу в формате мастермайнда. И, хоть его немного «затаскали» представители инфобизнеса, мы видим в нем ресурс для коллективной работы, генерации решений. Поэтому точно будем внедрять у себя тоже.

— А какие-то нестандартные форматы будут?

— Нельзя недооценивать неформальные встречи. Например, уже несколько лет у нас есть свой предпринимательский банный клуб. И я тут даже не боюсь про это рассказывать, потому что для российской ментальности это как будто вообще нормально: шутки шутками, но многие вопросы действительно решаются в неформальных разговорах в бане.

Есть в разработке несколько интересных форматов, которые мы предложим участникам нашего клуба. Один из них — утренние пробежки. А поскольку мы GR-клуб, то хотим, чтобы вместе с бизнесменами бегали и чиновники разного уровня: лучше с нами, чем от нас.

Обязательно будут и гастроужины. На первый взгляд может показаться, что это какая-то избитая форма, однако мы проводим эти мероприятия по-своему. Задача — познакомить приглашенных гостей с рестораном, как бизнесом, погрузить в тонкости кухни, обслуживания. Высока вероятность, что среди гостей есть и потенциальные инвесторы, с кем можно открыть еще одно подобное заведение.

«Самые востребованные мероприятия сейчас — это встречи по конкретной проблематике, когда мы заявляем тему, обсуждаем ее на опыте разных предпринимателей и придумываем, как можно эффективно решать проблемы»Фото предоставлено «Клубом предпринимателей»

Адаптация ветеранов СВО и «Служба экстренной помощи для бизнеса»: какие еще проекты помогает реализовать «Код роста»

— Вы ранее отметили, что «Код роста» уже сотрудничает с министерствами. Расскажите, кто из ведомств сотрудничает с вами и какие кейсы реализованы.

— Есть несколько проектов в высокой стадии готовности: у них готова техническая часть и они презентованы руководителям профильных ведомств.

Первый проект — адаптация ветеранов СВО. Очевидно, что военным, вернувшимся к бытовой размеренной жизни, необходимо помочь найти себя. Мы уже разработали программу обучения и переподготовки ветеранов СВО, проработали базу подходящих для них вакансий, чтобы быстро найти для них подходящую работу. К слову, по некоторым позициям доход адаптированного специалиста будет достигать 200 тысяч рублей в месяц. Этим проектом занимается член совета директоров «Кода роста» Альберт Урматов.

Есть ИТ-проект, развиваемый юридическим агентством «АргументЪ» Елены Аношкиной — они создали Службу экстренной помощи для бизнеса. Это такая «кнопка спасения» для предпринимателей, которые попали в беду. У участников «Кода роста» будут свои преференции в этом проекте.

Есть и проекты из сферы индустрии отдыха: в частности, прорабатываем с основателем группы компаний Soloma Тимуром Крыловым банный фестиваль. Также в совете директоров клуба «Код роста» — братья Дмитрий и Игорь Мульковы из «ФД-Телеком», директор центра резинотехнических изделий Ленар Сагдеев, основатель компании по производству спортивной одежды BARSSPORT Эмиль Сиразев, Альберт Латыпов из Васильевского хлебозавода, Артем Храпов, представляющий строительную отрасль и другие успешные предприниматели из реального сектора экономики.

— Вы упоминали сотрудничество с министерствами… С кем-то из них клуб уже ведет активную деятельность?

Вплотную работаем с министерством промышленности и торговли РТ, министерством экономики РТ и мэрией Казани. С минпромторгом РТ развиваем направление «Промышленный туризм», но не с точки зрения развлечений и экскурсий, а с точки зрения площадки для потенциальных продаж. Предприниматели получают возможность съездить к крупным игрокам рынка и, с одной стороны, подсмотреть технологии, логистику, повысить насмотренность. С другой стороны, на таких турах у малого бизнеса есть шанс представить себя «крупнякам», запомниться, кто-то даже уже заключает контракты по итогам таких выездов. Этот проект развивает член совета директоров клуба Ильяс Мухаметшин, директор ООО «Зилант».

Благодаря министерству экономики РТ малые и средние предприятия получают возможность развивать экспортную деятельность.

С помощью министерства сельского хозяйства РТ объединяем фермеров и сегмент HoReCa. Звучит как «в Париж через Мамадыш», но вы даже не представляете, как много фермерской продукции из Татарстана сначала едет в Москву, а уже оттуда закупается казанскими рестораторами и возвращается в Татарстан. Вот мы хотим эту нелогичную логистику упростить и сделать более эффективной.
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»

Плотно сотрудничаем с мэрией Казани, которая уже два года подряд входит в рейтинг лучших работодателей России и теперь развивает проект «Казань — город лучших работодателей». Интересы бизнеса в этом проекте тоже очевидны, потому что у любого предпринимателя всегда «болит» вопрос кадров. Надеемся на подписание соглашения и с министерством цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ.

— С минцифры в клубе планируется развитие проектов ИТ?

— Конечно, но, как показывает практика, среди предпринимателей-инвесторов больше сторонников реального сектора. Заводы, недвижимость, сфера общественного питания, услуги — вот во что охотно готовы вкладывать средства члены клуба. Это осязаемые проекты, которые, в отличие от ИТ, можно пощупать.

И моя личная позиция, как основателя клуба, заключается в том, что на реальный сектор нужно делать акцент — это ближе для большинства представителей МСП.

«Среди предпринимателей-инвесторов больше сторонников реального сектора. Заводы, недвижимость, сфера общественного питания, услуги — вот во что охотно готовы вкладывать средства члены клуба. Это осязаемые проекты, которые, в отличие от ИТ, можно пощупать»Фото предоставлено «Клубом предпринимателей»

«Пока клуб существует на мои средства…»

— Кто может попасть в клуб «Код роста»?

Критерий один — у вас должен быть действующий бизнес. Неважно при этом, у вас ИП, ООО или статус самозанятого. Вообще, я ставлю себе задачу — объединить в «Коде роста» 10 тысяч предпринимателей из Татарстана в течение трех лет. Учитывая, что в республике порядка 175 тысяч субъектов МСП и 300 тысяч самозанятых, цель вполне достижимая. Интерес к клубу уже высокий, но мы еще только начали, поэтому будем рады «свежей крови».

Условия очень простые: зайти на сайт клуба «Код роста», зарегистрироваться, оплатить членский взнос. Кстати, есть телеграм-канал, где уже сейчас почти тысяча подписчиков, а мы каждый день выкладываем полезные бесплатные материалы для бизнеса и анонсируем свои проекты. Поэтому тоже приглашаем подписаться (@codrosta).

Члены нашего клуба — проактивные бизнесмены из разных сфер: строительство, производство, сфера услуг, HoReCa, креативщики, банщики и многие другие. Главное — ориентироваться на то, что клуб работает не ради того, чтобы торговать лицом, а ради того, чтобы польза для дела была.
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»
Михаил Кузнецов основатель GR-клуба «Код роста»

— На чьи средства существует «Код роста»?

— Пока я вкладываю только свои средства. Напомню, что «Код роста» — это не бизнес-проект, поэтому нет задачи генерировать какую-то определенную прибыль. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы клуб покрывал свои. Все-таки траты есть и порой они серьезные. Например, сейчас готовимся к крупному событию — 27 июня проведем в «Казань Экспо» Форум МСП, где ожидаем увидеть 3 тысячи предпринимателей, а бюджет мероприятия — 20 миллионов рублей.

«Наша республика — оптимальная площадка для диалога о малом и среднем предпринимательстве»Фото предоставлено «Клубом предпринимателей»

— 3 тысячи предпринимателей на мероприятии — амбициозная задача…

— Я бы даже сказал так: у нас есть амбиции со временем стать аналогом ПМЭФ, только для малого бизнеса. Да, задача сложная, но я уверен, что она вполне посильна нам. Татарстан — северный маршрут Великого шелкового пути, где традиционно кипит крупная торговля. При этом Казань и Челны — в числе лидеров по стране по объему валового территориального продукта в сегменте малого и среднего бизнеса РФ.

Наша республика — оптимальная площадка для диалога о малом и среднем предпринимательстве. Поэтому я не сомневаюсь — мероприятие соберет достаточное количество людей как со стороны предпринимательского сообщества, так и со стороны власти. Мы все для этого сделаем.