Процесс был открытым, на него смогли попасть супруга Магасумова Анна, а также представители боевого братства Татарстана, выступившие в защиту конституционных прав Героя из Мамадыша Процесс был открытым, на него смогли попасть супруга Магасумова Анна, а также представители боевого братства Татарстана, выступившие в защиту конституционных прав героя из Мамадыша Фото предоставлено фондом им. Дамира Исламова

«Глядя нам в глаза, он сказал: «Даю слово офицера — я этого не совершал»

Решение об ограничении Героя России Ирека Магасумова в праве на присяжных было принято Луганским гарнизонным военным судом еще в начале марта. Чем конкретно это было аргументировано, сейчас уже восстановить трудно — решение не публиковалось, а договорные адвокаты тогда не попали на заседание. Защиту такой исход перед стартом процесса Магасумова по существу не устроил, равно как и его самого. Ключевой вопрос остается прежним — право на рассмотрение дела судом присяжных гарантируется Конституцией России (ст. 47). Защитники подали жалобу на Луганский военный суд в вышестоящую инстанцию. Ее рассмотрение в Южном окружном военном суде назначили на 15 апреля.

Процесс был открытым, на него смогли попасть супруга Магасумова Анна, а также представители боевого братства Татарстана, выступившие в защиту конституционных прав героя из Мамадыша. Например, глава союза десантников РТ Юрий Суворов. В группе поддержки был и «брат по оружию» Магасумова, другой герой из Татарстана, легенда танка «Алеша» и доверенное лицо Владимира Путина на минувших президентских выборах Расим Баксиков, который специально для этого приехал в Ростов-на-Дону.

Боевые братства Татарстана услышаны? Дело Ирека Магасумова срочно отправили в Ростов

Сам Ирек Ильдусович также присутствовал на апелляционном заседании, но по видео-конференц-связи, прямиком из луганского СИЗО-1. Вместе с ним в одной клетке изолятора сидел его подчиненный Артур Пузанкевич. Его обвиняют в хулиганстве (ст. 213 УК РФ).

Главным образом в убийстве 18-летней Дарьи Киселевой, которое произошло 11 августа прошлого года в Луганске. По версии следствия, Ирек Магасумов вместе с сослуживцем Павлом Яськевичем отдыхал в кафе «Панорама» в центре Луганска, там же они познакомились с Киселевой и еще одной девушкой, а после закрытия кафе продолжили отдых на улице. В какой-то момент девушкам предложили пострелять из пистолета Макарова, и, как уверяют следователи, один из выстрелов смертельно ранил Киселеву.

В результате Магасумова задержали на следующий день на 30 суток. Но в тот же момент в СКР пришел Яськевич, который написал явку с повинной. Однако следствие не стало брать у него заявление, после чего его отпустили. Магасумов и его защитники подтверждали слова Яськевича, заявляя, что сам Ирек в момент фатального выстрела находился в другом месте — у кафе, где вступил в словесный конфликт с другими военнослужащими Артемом Самсоновым, Ривалом Ниязовым и Рамазаном Бабаевым. Эту версию подтверждали «БИЗНЕС Online» и сами военные, с которыми поругался Магасумов. Они же рассказали нам о давлении со стороны следствия.

Но следствие опирается на показания второй девушки, которая, согласно экспертизе, в момент убийства Киселевой была пьяна. Защита Магасумова не раз указывала, что она постоянно путалась в показаниях, тем не менее обвинение было построено на них. Почти месяц расследование дела было скрыто от посторонних. Лишь в сентябре Магасумову предъявили обвинение, после чего обвинение против Героя России предали гласности.

Ныне дело Магасумова направлено в суд. Теперь к ст. 105 УК РФ, по которой Магасумову грозит до 15 лет лишения свободы, добавилась ст. 213 УК РФ («Хулиганство»), санкции которой предусматривают до 5 лет лишения свободы.

Выглядел Магасумов, если сравнивать его фотографии с награждения звездой Героя России из рук Владимира Путина, изможденным и уставшим. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» на секунду даже показалось, что он несколько исхудал. Но, возможно, все дело в техническом искажении видеокартины из луганского изолятора.

Несмотря на такое впечатление, по словам руководителя фонда им. Героя России Дамира Исламова Валериана Алмазова, также присутствовавшего на заседании, Магасумов заявил о хорошем самочувствии. Но самое важное, что отметил для себя Алмазов, так это четкую и уверенную позицию обвиняемого. «Мы с ним разговаривали в перерыве судебного заседания. Глядя нам в глаза, мне, Расиму Рашидовичу [Баксикову], Юрию Андреевичу Суворову… Я в своей жизни много видел людей и могу определить, правду говорит человек или нет. Он (Магасумов — прим. ред.) сказал нам: „Даю слово офицера — я этого преступления не совершал“. Мы верим ему», — рассказал нашему корреспонденту Алмазов.

Вместе с Магасумовым сидел его подчиненный Артур Пузанкевич (слева). Его обвиняют в хулиганстве (ст.213 УК РФ) Вместе с Магасумовым сидел его подчиненный Артур Пузанкевич (слева). Его обвиняют в хулиганстве (ст. 213 УК РФ) Фото предоставлено супругой Ирека Магасумова

О чем просили в Ростове

Всего у защиты Магасумова в их апелляции было несколько обращений. Как пояснил нам московский адвокат Константин Елфимов, нанятый отстаивать интересы героя из Мамадыша, все решение Луганского военного суда они считают просто незаконным. На то у них есть несколько оснований, которые они и озвучили сегодня в суде, а именно:

  1. Лишение Магасумова конституционного права на присяжных заседателей. Да, возможно, в Луганске в настоящий момент не предусмотрен такой институт, но это, по словам адвоката, не значит, что имеются причины для отказа в рассмотрении дела в другом регионе, где возможность собрать суд присяжных есть.
  2. При вынесении своего решения Луганский военный суд, отметил Елфимов, вышел за пределы своих полномочий. Хотя бы потому, что выносил решение по вопросу об изменении территориальной подсудности, несмотря на то что это прямая прерогатива Южного окружного суда.

В своих аргументах адвокаты неоднократно подчеркивали существующий вокруг дела Магасумова резонанс. Связан он с тем, что: обвиняется Герой России (трижды награжденный также орденами Мужества и медалью «За боевые отличия»); убитая была студенткой правоохранительного колледжа, и теперь ее «знакомые» могут оказывать давление на местную судебную систему.

История одного убийства в Луганске: «очень странные дела» вокруг Ирека Магасумова

Любопытным оказался тезис защиты о потенциальных угрозах при организации слушаний дела Магасумова. «Подполковник Магасумов, принимающий участие в проведении специальной военной операции с самого ее начала, <…> включенный в базу данных экстремистского интернет-портала „Миротворец“, может являться притягательной целью для террористических атак ВСУ, что, в свою очередь, ставит под угрозу безопасность участников судебного процесса при его проведении на территории ЛНР…» — заявил адвокат, просивший перенести процесс за пределы ЛНР.

Затем адвокат продолжил перечисление оснований, по которым он считал решение луганского суда незаконным. Третий тезис был о том, что, когда выносилось это «отказное решение», Магасумову приставлялись защитники по назначению, хотя у него имелись договорные адвокаты, чье привлечение к судебным заседаниям первостепенно по УПК.

И наконец четвертый тезис: необоснованное закрытие судебного заседания, что фактически и произошло в начале марта. «Нарушая принцип гласности, суд первой инстанции в еще большей степени ставит под сомнения возможность беспристрастного, объективного и нетенденциозного рассмотрения Луганским гарнизонным военным судом данного уголовного дела», — заявил Елфимов.

Адвокаты на основании вышеизложенного просили отменить это спорное решение суда первой инстанции и изменить Магасумову территориальную подсудность.

На вынесение решения судье потребовалось 15 минут в совещательной комнате — в удовлетворении жалоб Магасумову и его защитникам отказали На вынесение решения судье потребовалось 15 минут в совещательной комнате — в удовлетворении жалоб Магасумову и его защитникам отказали Фото: Олег Спиридонов

«Надежда была, но…»

Судья дал слово и самому Магасумову. «Ваша честь, после произошедших со мной событий я просто нуждаюсь в рассмотрении моего дела честно, беспристрастно, — заявил в суде и сам Герой России. — Прошу дать мне возможность рассмотреть дело с участием суда присяжных». При этом офицер добавил, что в Луганском гарнизонном военном суде по делу прошло два заседания, одно из которых председательствующий провел в отсутствие защитников Магасумова.

Гособвинение с тезисами Магасумова и его адвокатов было не согласно. Правда, как рассказывают слушатели судебного заседания, не до конца было понятно, с чем именно не согласны прокуроры, а их на процессе было двое — контраргументов те якобы не представили.

На вынесение решения судье потребовалось 15 минут в совещательной комнате — в удовлетворении жалоб Магасумову и его защитникам отказали. Причины такого решения пока неясны, была зачитана только вводная и резолютивная части решения. «Мы допускали большую вероятность такого решения. Была надежда, но… — пояснила нам после заседания защита Магасумова, которая готовится сейчас пойти в кассацию. — Мы пойдем до Верховного, будем биться до последнего, до конца. Даже если нас сейчас не слышат, то мы закладываем фундамент для последующего итогового решения в Верховном суде. Там однозначно считают такие обстоятельства основанием для отмены итоговых решений».

Супруга Ирека Магасумова: «К сожалению, нас заказали. Не конкретно Ирека, а статус Героя России!»

«В принципе, мы были готовы [к такому исходу]. Мы сами понимаем, что есть заказчик у данного события, и они (судьиприм. ред.) все просто исполнители. Надо как можно дальше уйти отсюда и дойти до той инстанции, где у этого заказчика руки не дотянутся», — пояснил нам уже Алмазов.

«БИЗНЕС Online» продолжит следить за делом Героя России Магасумова.