Сейчас самое время России и Китаю вернуться к переговорам о том, что надо совместно выпускать широкофюзеляжные самолеты. Но тогда РФ в железные сроки должна производить двигатели, а от Китая понадобятся компьютерные технологии. Это задача непростая, но стратегически необходимо ее решить. Об этом в статье для «БИЗНЕС Online» сообщил главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев.

Иван Грачев Фото: «БИЗНЕС Online»

«Такой проект был когда-то, но китайцы из него вышли по двум причинам, — напоминает спикер. — Первая — категорически не хотели, чтобы наша страна получала долю от продаж самолета в Китае. Они хотели так: делаем пополам, а потом каждый у себя продает, у себя зарабатывает. Для нас это абсолютно неприемлемо. Но это вещь решаемая, можно было бы на данный счет договориться».

Вторая причина, отмечает Грачев, была в том, что РФ очень медленно разрабатывала основной двигатель для широкофюзеляжного самолета, а для китайцев были недопустимы срывы сроков. «Они приняли решение, что все сделают сами. Правда, когда начинаешь разбираться, китайские самолеты процентов на 80 состоят из западных комплектующих. Получается готовый, хороший, отлицензированный продукт, но западный», — отметил эксперт.

Подобных проблем между РФ и Китаем, несмотря на отличные взаимоотношения Владимира Путина и Си Цзиньпина, «всегда будет куча». Но это нужно, чтобы союз России с Поднебесной был стратегически приемлемым для обеих сторон, говорит главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН. Подробнее об этом — в статье Грачева для «БИЗНЕС Online».