Московская презентация коллектива Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева прошла под поэтичным названием «Вибрации времени» и была приурочена к 85-летию союза композиторов РТ

«Слушайте так, как того требует музыка»

Для эволюции музыкальной жизни Казани рождение и продвижение нового коллектива пришлись весьма кстати. Тем более его география говорит о достойном уровне кадров: оркестр объединил лучших студентов Казанской консерватории и музыкального колледжа им. Аухадеева, солистов ГАСО РТ, театра им. Джалиля и ГОНИ РТ. Радует и то, что коллектив под руководством директора колледжа Айрата Заппарова с первых дней ориентирован на современную, в частности национальную, музыку. Кроме русской и европейской классики, в его репертуаре музыка главных здравствующих татарских композиторов. Они, наряду с шедеврами национальной музыки ХХ века, и прозвучали на камерной сцене московского «Зарядья».

«Я очень рад появлению этого коллектива, — обратился к зрителям перед концертом председатель правления союза композиторов России, председатель союза композитора РТ Рашид Калимуллин. — С его зарождением замкнулась цепочка „музыкальный колледж – консерватория – симфонический оркестр“. Думаю, теперь и дети из музыкальных школ захотят поступать в колледж, ведь там появился замечательный коллектив. Сегодня на репетиции я слушал, как ребята играют, и радовался: во время моей учебы в консерватории молодежный оркестр оставлял желать лучшего, но этот коллектив, едва появившись, уже гастролирует по республике и сегодня приехал в Москву. Сначала я хотел сказать: „Друзья, слушайте его снисходительно…“ — а потом подумал: зачем? Это настоящий коллектив, слушайте так, как того требует музыка».

Последующая презентация под началом ведущей Татьяны Ивановой подтвердила: зрителю есть что послушать и на что посмотреть. Взять хотя бы креативный подход молодежи к форме одежды: с юношами в черных костюмах контрастировали девушки в зеленых платьях — намек не только на юность, но и на смелость по отношению к вековым канонам. Столь же свежо за дирижерским пультом выглядела народная артистка РТ Анна Гулишамбарова, два часа без антракта державшая в хрупких руках энергичный коллектив.

Айрат Заппаров, Анна Гулишамбарова, Равиль Ахметшин

Массовый праздник и интимное «Посвящение»

Открывшая вечер увертюра Назиба Жиганова «Сабантуй» погрузила меломанов в атмосферу массового праздника и обозначила амбиции новисов — меломанов захватил вихрь пассажей и звуковой шквал, который не сдержала даже деликатная транскрипция Фуата Мансурова и малая сцена «Зарядья», тесная для энергетики музыкантов. Оптимальный баланс между пространством и самовыражением коллектив нашел лишь в последующем «Танце огненной ведьмы» из балета Фарида Яруллина «Шурале». Его истовый драматизм оркестранты приглушили, чтобы привлечь внимание к тембровым перекличкам и фразировке.

Интимной интермедией стало «Посвящение» Эльмира Низамова, автор присутствовал в зале, для трубы с оркестром. Композитор стремился, чтобы «каждый зритель посвятил пьесу кому-то или чему-то особенному, что играет большую роль в его жизни». Судя по трепетному соло Романа Мударисова, исполненную музыку он посвятил трубе, настолько бережно седовласый артист сжимал ее в руках и пестовал каждую ноту, приправленную щемящим флером джаза. Оркестр поддержал Мударисова в его любви к инструменту, переключившись в режим чуткого аккомпаниатора и лишь в лирико-драматических прорывах выдвигаясь вперед.

В скрипичном концерте самого Калимуллина казанцы, напротив, «соревновались» с солистом в виртуозности и богатстве образов. Главные из них — пряный колорит Востока с аллюзией на финал «Шехеразады» Римского-Корсакова в первой части (начальная квазицитата, соло скрипки) и медитация во второй с прихотливым орнаментом мелодии. Победителем из творческой дуэли вышел Станислав Малышев, объединивший непринужденность техники с чувственной кантиленой.

Ильяс Камал

Татарский соловей и вдохновленный поэт

Кантилену по-своему представила уроженка Башкортостана Гузель Шарипова в арии Сарвар, написанную Миляушой Хайруллиной. Выход ее оперы «Кави — Сарвар» на московскую сцену получился весьма нетривиальным. Скорбный текст солистка Большого театра разбавила мягким тембром и блестящим кремовым платьем, придав экспрессивной музыке умеренность и «округлость», а оркестр поддержал ее теплым «хором» струнных. На этом фоне ритуальный танец Ильяса Камала для кыл-кубыза, напротив, искрился витальной энергией — ее вместе с оркестром генерировал сам автор, сорвавший кульминационную овацию.

Любителям традиционной музыки пришелся по душе «Соловей» Рустема Яхина. Его олицетворением стал победитель Дельфийских игр – 2022 Инсаф Ганибаев: тенор из Казани удивлял столичную публику вокальными руладами и национальным мужским кафтаном (аутентичное женское платье москвичи увидели на Илюзе Валиулловой в песне Галии из оперы Хайруллиной «…Отосланные письма»). Его визави Роберт Миннуллин выступил вроде поэта-проповедника, исполнив романс Яхина «Еще не спеты наши песни».

Во время арии «Вознесение», которая была посвящена невинным жертвам теракта в «Крокус Сити Холле», растроганные зрители включили фонарики на телефонах и стоя почтили память тех, чьи жизни унесло во время теракта

Памяти невинных

Особый, священный статус получил финал вечера, отмеченный музыкой Калимуллина. После обаятельной миниатюры «Когда же мы встретимся» Шарипова с оркестром исполнили арию «Вознесение», посвятив ее невинным жертвам теракта в «Крокус Сити Холле». В это время растроганные зрители включили фонарики на телефонах и стоя почтили память тех, чьи жизни унесло варварское нападение на мирный концертный зал.

Гимном вечным человеческим ценностям выступили масштабные «Симфонические фрески» Калимуллина в трех частях. Многослойное эпико-драматическое полотно через конфликт созидания и разрушения, мира и вражды, любви и ненависти высвечивает несокрушимый дух наших соотечественников. Его солисты «Новой музыки» воплотили с присущими молодости силой и откровением.