- Вы широко известны, как это принято говорить, в узких кругах – вас знают в компаниях Google, Яндекс, в правительстве республики, мэрии Казани, для которой FIX внедряет систему «Открытая Казань». Но вы никогда не давали интервью. Расскажите, как образовалась ваша компания, с чего вы начинали?

- Честно говоря, сама компания FIX как бренд существует относительно недавно. В 2009 году, когда возникла необходимость начать формировать некий образ, мы придумали FIX. Красивое доменное имя купили на аукционе, для айти-компании красивое имя - это немаловажно, зарегистрировали соответствующее юрлицо. К тому моменту группа компаний разрослась настолько, что надо было думать о том, куда мы привлекаем людей, как-то формировать себя в публичном поле.

Если говорить о бизнесе, мы занимаемся оптимизацией в поисковых системах и разработкой высоконагруженных программных систем. В 2003 - 2004 годах, на старте, этот рынок можно было назвать модным словом «голубой океан» - ниша только-только образовалась, отсутствовала какая-либо конкуренция. Это было легко и просто. Начиналось все с моей работы – я тогда учился на ВМК КГУ, работал программистом в одной из IT-компаний. И друг говорит: есть тема – оптимизация для поисковых систем. «Это классная вещь, - сказал он тогда. - Можно сайты, оказывается, двигать на разные места в рейтингах и они будут давать трафик. Поставишь сайт, например, по запросу «МР3» на первое место – получишь 15 - 20 тысяч в день трафика, докрутишь что-нибудь еще по другим схожим запросам – и будешь 150 тысяч получать по этому запросу».

Меня это заинтересовало, по образованию я системный аналитик, и понять, как работает и в чем состоит алгоритм ранжирования по релевантности сайтов в поисковых системах, было безумно интересно. Для меня как для аналитика эта система была «черным ящиком»: как она работает, непонятно. Есть что-то на входе, что-то на выходе. Вот тут ты, ничего не зная о скрытом механизме поисковой машины, начинаешь что-то предпринимать, ставить эксперименты и делать выводы. Если очень сильно упростить, то можно сказать так: поисковая машина направлена на удовлетворение запроса пользователя – например, человек ищет что-то со словом «бизнес». И если твой сайт, по мнению системы, будет наиболее полезен – в поисковых системах он будет выходить в первых строчках. Чем больше полезных посещаемых ссылок со словом, к примеру, «бизнес», чем выше цитируемость, ссылаемость на твой ресурс с уважаемых сайтов – тем выше позиции по этому слову, тем больше трафик.

Манипулируя местоположением сайта, которое поисковая машина выдает по запросу пользователя, SEO-компания влияет на трафик. А трафик в интернете – это посетители. Любой посетитель сайта – это, по большому счету, деньги.

- Свой первый миллион рублей вы заработали именно на этом?

- Наша компания провела в Казани уже две конференции по оптимизации в поисковых системах (www.seoconference.ru), в этом году планируем провести ее в третий раз. Как я заработал свой первый миллион, я рассказывал почти три года назад.

Поисковые алгоритмы создают и реализуют люди, а значит, есть ошибки. Если есть некая система, которая позволит сделать сетку экспериментов, выловить закономерности в тех или иных процессах - это дает возможность сформировать представления о внутренности этой системой извне... И мне удалось найти несколько уязвимостей, ошибок в реализации алгоритмов, направленных на улучшение качества выдачи, которых до меня никто не находил. Эти «дыры» позволяли за полчаса поставить любой сайт, на мое усмотрение, на любой запрос на любое место - причем любое количество таких сайтов. То есть я мог по запросу «казино» поставить на первое место «БИЗНЕС Online», например.

- Спасибо, не стоит, мы боремся за целевую аудиторию, а не случайную... То есть любой сайт вы можете поставить в лидеры рейтингов?

- В целом, да. Вот простейшая ситуация: есть в интернете партнерские программы, например, онлайн-казино. Они предлагают: приводите посетителей, будем платить двести баксов за каждую регистрацию. Находишь человека, который за сто долларов пишет тебе контент по теме «Казино», размещаешь большой баннер «Зарегистрироваться» на определенный сайт. Ставишь сайт по запросу «онлайн-казино» на первое место – оттуда идут люди, и партнерские программы платят по 10 - 15 тысяч долларов с одного сайта в день.

Так что профессиональным SEO-шникам, которые могут вывести сайт по запросу на первое место, по сути, клиенты не нужны в принципе. Клиенты нужны тем, кто не может это сделать. Почему я должен по запросу, например, «Банк Казань» выводить на первое место банк за 150 тысяч рублей, если я по запросу «банк» могу вывести, да и еще во всем мире, свой сайт, и заработать в сотни раз больше?

- Вы рассказываете об этом, скорее, как о некоей головоломке, а не о бизнесе.

- Ну, собственно, так оно и было, и так оно и есть. Интересовала прежде всего задача – как ее решить, как выбранный тобой сайт стал первым в результатах поиска? А деньги – это уже вторично, побочный продукт. Тебе должно быть интересно в первую очередь решить задачу, а не думать о том, как бы денег заработать – это главное правило в SEO. Тогда все получится.

Никогда не считал себя бизнесменом, никогда не хотел зарабатывать деньги, это не было самоцелью. Ведь это клёво – в виртуальном мире ты начинаешь себя ассоциировать с виртуальным персонажем, хочешь себя прокачать, ты видишь, как твое детище растет, как те или иные поступки приводят к росту трафика. Мы экспериментировали с поисковыми машинами – хлоп, она тебе три миллиона трафика (посетителей, – авт.) дала, раз - не дали трафик вовсе! А почему, а зачем, а как? – на эти вопросы было интересно искать ответ. Этот драйв научного интереса не давал останавливаться, попутно позволяя зарабатывать.

КОНФЕРЕНЦИЯ: ЗАДАЧА – СЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ РЫНКА

- И вы рассказывали об этом на конференции? Довольно странно с точки зрения бизнеса – делиться секретами, по сути, с конкурентами.

- Рынок SEO сейчас, конечно, отнюдь не тот «голубой океан», что был десять лет назад – он стал очень горячим. Но мы тоже не стоим на месте.

Почему я решил организовать конференцию? Она стала уникальным явлением не только в России. Да, на наших конференциях были не только представители крупнейших SEO-компаний страны, которые работают с клиентами. Приехали и специалисты с огромным количеством трафика, которые профессионально его добывают и монетизируют через партнерские программы. Это - рынок, и мы заинтересованы в том, чтобы он был профессиональным, а профессионализм большинства SEO-шников оставляет желать лучшего. Большинство компаний просто разводят клиентов на деньги.

Я решил поломать стереотипы. Должны быть какие-то критерии, какие компании можно отнести к профессиональным участникам рынка, а какие нет. Потому что когда какой-нибудь начинающий SEO-шник разводит клиента на деньги, пока клиенту не надоест, а потом уходит в никуда, это плохо отражается на имидже рынка SEO в целом. Было очень интересно наблюдать встречу на конференции двух абсолютно разных сегментов рынка: ребят, которые занимаются клиентским сео, и ребят, кто профессионально зарабатывает на партнерских программах. Никогда ранее эти группы не пересекались так плотно.

Ну и конференция помогает понять, что происходит в данной сфере. К примеру, приехал директор Google Russia – и спрашивает меня, как я думаю, каков объем рынка сео в России? При этом изначально, высказывая свои предположения, он учитывал рынок клиентского сео, который не такой большой. Если же включить в оценку сеошников, зарабатывающих по партнерским схемам, эта оценка увеличится на много раз. Например, сеошники только через ссылочную биржу sape.ru закупают ссылок на 10 миллионов долларов в месяц.

Если говорить о нас, то можно строго разделить, кстати, два рынка, на которых мы работаем, – Рунет и Запад. В Рунете заработки значительно меньше, 95 процентов трафика у нас идет именно с Запада.

- Какую посещаемость вы делаете на сайтах своих партнеров?

- На сайтах нашей компании и сайтах наших основных клиентов – суммарно, почти 10 миллионов посетителей в день, это небольшой объем.

Чем мы занимаемся сейчас? Разрабатываем профессиональные поисковые движки, которые могут интегрироваться с контентом и в итоге генерировать трафик. На прошлогодней конференции я предложил участникам – организуйте на своих сайтах поисковые системы, получайте трафик. По сути, объяснил, как толковому вебмастеру в два шага стать миллионером. Многие просто сделали вид, что не заметили, но, как и после первой конференции, потом подходили и говорили: «Дима, спасибо, я "Бентли" купил, побольше «пали» интересных тем». Мне не жалко – главное, идти, находить что-то новое и развиваться.

- Какие поисковики у нас наиболее популярны, с кем вы работаете?

- В рунете Яндекс самый посещаемый, Google - меньше. Но если речь идет обо всем мире – то, конечно, это Google, а основной наш рынок – это западный рынок. Я консультирую, например, Фотострану – крупную социальную сеть. Есть Ucoz, это хостинг-платформа, 18 миллионов посетителей в сутки имеет только по Рунету, помогаем ей получать зарубежный трафик. У нас также достаточно плотные отношения с компанией Google по целому ряду проектов. Но не все подобные монстры хотят, чтобы о контактах с ними упоминали. Хочу только отметить, что о FIX знают практически все, кто в теме.

Мы готовы оптимизировать и в Рунете – приходят клиенты и говорят - вот я банк, сделайте мне большой трафик. Но FIX все-таки – не клиентоориентированная компания, наших программистов интересует, в первую очередь, процесс, и мы не облизываем клиентов. Мы просто делаем трафик, а не рисуем красивые отчеты. И порой клиент просто не исполняет наши рекомендации: что-то меняет на своем сайте, не консультируясь, а потом удивляется – где наш миллион трафика, куда делся? Ну, давайте посмотрим… Мы привыкли экспериментировать - мне не страшно убить миллион посещаемости или поднять на два-три. Для FIX это не критично, а для них обидно, у них там же бизнес.

«Я НИКОГДА НЕ СЧИТАЛ СЕБЯ БИЗНЕСМЕНОМ, НИКОГДА НЕ ХОТЕЛ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ…»

- Давайте вернемся к тому, как вы развивались, – и как в целом развиваются IT-компании в России с нуля…

- Чаще всего веб-мастера, школьники или студенты зарабатывают, создавая сайт, контактируя с партнерскими программами в сети и получая деньги через электронные кошельки. Не надо ни счета в банке, ни юрлица – так это работает, так это начиналось.

Если структурировать наше развитие, то в 2003 году начиналось все с SEO-технологий, тогда я был один. Через год начал привлекать своих одногруппников, кто что-то соображал на нашем факультете ВМК. При этом одним из первых в команду влился мой брат, также учившийся на ВМК. Мне было достаточно объяснить человеку на пальцах в течение двух-трех часов - и если он понимал, то мог зарабатывать хорошие деньги. А я чем больше объясню, тем больше заработаю.

- Прямо как сетевой маркетинг.

- Начинали мы по «удаленке» – два, три, пять человек. Потом в однокомнатной квартире поставили компьютеры, посадили человек десять – так же развивались, росли, работали, могли себе позволить уже очень многое. В офис мы переехали в 2006 году, в 2009 году появилось название группы – FIX.

Лет пять назад нас было уже, наверное, человек двадцать. Сегодня у нас в Казани вместе со специалистами, работающими по «удаленке», больше 100 человек. В Казани два офиса: SEO-шный, где работают примерно 60 человек, это основной доход компании. Есть офис, где сидят наши разработчики, делающие систему «Открытая Казань», - сейчас это около 30 человек. Ну и остальные просто территориально раскиданы.

Если же взять те компании, в которых я участвую, как соучредитель или еще на каких-то партнерских отношениях, можно включить еще 150 человек. В Москве есть студия «Сказка» - это полсотни высококвалифицированных программистов, лауреаты различных премий. Есть офис в Киеве, есть сотрудничество с программистами по «удаленке» по всему миру.

- Зачем так много офисов, не проще снять один?

- Была попытка купить этаж в печально знаменитом недострое "Бауер-Плаза" - теперь ни офиса, ни денег нет… Ну вот сейчас будем строить еще один офис, наверное.

- Вы не требуете назад своих вложений?

- А как? Там же банкроты, бесполезно.

ONLINE-ИГРЫ: ЖЕСТКАЯ ИНДУСТРИЯ «ТИХОЙ ГАВАНИ» В ЛЮБОЙ КРИЗИС

- Вы упомянули онлайн-игры. О каких идет речь?

- «Королевство», «Преступная империя» недавно запустили – это все онлайн-игры. Есть игры через браузер, есть в социальных сетях. Это успешные проекты. Например, в декабре «Преступная империя» на конференции FlashGamm завоевала награду лучшей игры 2011 года.

- Какой доход приносят игры?

- В играх очень не игрушечные деньги, рынок растет, причем ему не мешает никакой кризис! Как монетизировать нецелевую аудиторию из социальной сети? Все эти пользователи играют в игры, и это по большому счету универсальный монетизатор для нецелевого трафика. Например, в Mail.ru очень большая доля доходов приходится на онлайн игры.

Online-игры - это самая большая легальная денежная тема в Рунете.

Впрочем, здесь не генерируется чистая прибыль - все пускается в оборот. Глупо, когда бизнес растет, вынимать из него кэш.

- А затраты большие?

- Да. На разработку первой браузерной игры у нас ушло 1,5 миллиона долларов. Специалисты в этой области очень дорого стоят.

- Но и прибыльность, вы говорите, хорошая – во сколько можно ее оценить?

- Крупная игра может иметь в Рунете 3-5 миллионов долларов в месяц. За счет чего? Играешь бесплатно, но за допы приходится платить. Например, у нас в «Королевстве» продавались дракончики, которые стоят 5 тысяч реальных евро…

- Серьезно? Кому-то нужен виртуальный дракон за сотни тысяч рублей?

- Вы знаете, есть такие люди! В онлайн-мире ты начинаешь оценивать себя, как персонаж, ты можешь целыми днями мочить кабанчиков и ждать, когда же из них выпадет что-нибудь ценное, чтобы купить себе одежду, а можешь – сразу купить пафосный меч, крошить конкурентов с одного удара… Это затягивает.

В играх вообще есть две модели. Первая - free, бесплатная. Вторая - ты платишь за подписку. На Западе популярна модель подписки, например, 5 долларов в месяц. В Рунете сначала все бесплатно, но когда ты подсаживаешься, тебя начинают прибивать на допы. Есть там специальные сотрудники - игротехники, которые разводят людей на бабки. Это жесткая индустрия, намного круче, чем сотовые операторы.

А социальные сети – как локаторы такого трафика: вы становитесь нашими партнерами, мы будем стричь с вас по 30-50 процентов, но будем вам разрешать пастись на нашей трафик-поляне. Так что зарабатывают все – и соцсеть, и разработчик.

- Многие ждут в экономике второго витка кризиса. Что происходит в SEO-сфере?

- Это скорее «тихая гавань»: рекламодатели уходят, но в целом незаметно – люди же, как искали в интернете информацию, так и будут ее искать, трафик никуда не делся. Темпы роста сохранились – а сектор online-игр в некоторые периоды кризиса рос даже больше. Основной потребитель – это «офисный планктон». И те, кого увольняют, в игре стремятся забыться - так же, как некоторые забываются в выпивке... Что там, 100 долларов потратить на любимого персонажа - это святое, зато не пить!

С этой точки зрения, IT в кризис совершенно не страдает. Даже забавно: пропадают люди с большим количеством денег, которые все хотят купить. И остается более профессиональное сообщество, которое играет по своим правилам.

ПРОБЛЕМА – СДЕЛАТЬ КЛАССНУЮ ИДЕЮ

- Вы работаете с программистами по всему миру. Можете сказать, кто лучший?

- Смотря какие нужны специалисты. Например, самые лучше кодеры – те, кто пишет программный код – это индусы. По 14-16 часов в сутки пишут, работоспособны на износ и не ленивы, но пишут не совсем качественно. С точки зрения системного программирования – создание алгоритма, архитектуры – лучше русские. Так что программисты – это в основном страны СНГ: Россия, Украина, Молдова, Беларусь.

- Как ваша компания подбирает кадры?

- Я не специалист в области хантинга – для этого есть кадровый департамент. Но идет активная работа со студентами, преподавателями вузов, тот же ВМК в университете. Даем и объявления на различных ресурсах.

Сказать, что кадровый голод – я не могу, но кадровый вопрос всегда стоит остро. В нашей компании нужны высококвалифицированные специалисты. Но вообще мы знаем, кого и на что берем, готовы дать людям заниматься интересными проектами.

- От вас часто уходят?

- Текучка у нас ниже среднего. Раньше важно было сохранить специалиста, теперь компания все-таки стала большая, мы развиваемся. Да, бывает – люди уходят, но редко.

- Сколько зарабатывают ваши специалисты?

- В цифрах не скажу. Зарплата – не главное. Основным мотивирующим фактором является интерес человека – тогда в нем будет заинтересована и компания. Понимаете, программисту должна быть интересна его работа. Классно, когда человеку нравится его деятельность: передвинул на сайте какой-то блок – и увеличил трафик на миллион. Или сервера полетели, надо что-то делать, с резервных копий восстанавливать – а как? Мы же работаем с высоконагруженными приложениями, по 10 миллионов запросов в день – это какая нужна серверная архитектура…

Но конкурентоспособная зарплата – присутствует, естественно. Иначе уйдут. Собственно, все затраты компании – это заработная плата, у нас нет никаких мегавложений в дорогое оборудование. Есть мозг – он выдумает тему, которая может генерировать много денег. Вот и все.

Так что если у вас есть интересный проект – можно его принести, показать нашим экспертам. Мы активно вкладываемся в стартапы, постоянно – в партнерах бизнес-инкубатора IT-парка, спонсируем разные кружки по интересам. Эффект оценить сложно, но наши специалисты читают лекции в IT-парке, в жюри участвуют - это тоже поиск идей. Проблема – придумать классную идею. У нас же в России зачастую делают откровенную лажу - и пытаются ее пропихнуть, даже если она работать не будет.

ЛЮБАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ IT-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МИРЕ КОНТРОЛИРУЕТСЯ США

- Что, по-вашему, является хорошим показателем для старт-апа?

- Прежде всего - это реальные инвестиции крупных фондов. Вот если хоть в один проект казанского IT-парка инвестирует хоть один крупный венчурный фонд – я скажу: вы, ребята, молодцы.

Да, в бизнес-инкубаторе раздают гранты по 100 тысяч рублей. Но это не является показателем успешной работы. Многие компании и частные лица, регулярно раздают деньги, но что происходит дальше с такими проектами – большой вопрос. Только интерес иностранных венчурных фондов является реальной оценкой проекта. Здесь, зачастую, на этапе due diligence тратят 100-200 тысяч долларов, чтобы понять, что это за проект, как его можно защитить, запатентовать, тиражировать. Есть 15-20 экспертов, экспертный совет, который принимает решение.

- А вами иностранцы интересуются?

- Мы общаемся с Bessemer Venture Partners, Russia Partners, Accel Partners – это главные инвесторы Facebook. Пока нам удается отказываться, но вообще предложение крупного американского инвестиционного фонда – это предложение, от которого отказаться в конечном итоге невозможно.

- Почему?

- Венчурные фонды выстроены очень интересно. Существует мировая экономическая модель, позволяющая контролировать любые инновационные IT-проекты, любую созидательную деятельность таким образом, чтобы это было выгодно преимущественно США. Это мировая финансовая система – когда ты достиг определенного объема, к тебе приходят и говорят: я хочу в тебя инвестировать.

Ты отвечаешь – нет. О’кей! Тогда они анализируют рынок. Считая его перспективным, находят конкурента или находят того, кто его создаст. Дают ему много-много денег, помогают контактами, он покупает всех твоих людей и создает подобную тебе компанию, которая, может, и работает менее эффективно, но постепенно за счет доступа к финансовым и другим инструментам начинает отбирать у тебя сливки.

У нас такие разговоры идут в последний год практически регулярно.

- Но лично для вас это, скорее, хорошо или плохо?

- С одной стороны, участие инвестфондов – это оценка компании. Они проверяют жизнеспособность твоей системы, действительно ли ты тот, кем себе кажешься. Если фонд в тебя вкладывается – это очень взвешенное решение, это возможность создать прозрачный бизнес-механизм. Задача фонда заработать, например – выйти через IPO, и они тебе дадут возможность зарабатывать – плюс дадут контакты. Фонды связаны со многими компаниями. Есть и минусы – они могут ограничить деятельность, требуют место в совете директоров.

А вообще, если ты делаешь глобальные проекты, а значит - совершаешь операции на мировом рынке в долларах США (а это делает весь мир!), или даже если просто работаешь с аудиторией США, ты должен играть по их правилам – рано или поздно. И не важно, гражданином какой страны ты являешься. Так построена вся система. И у тебя, по сути, небольшой выбор: либо путь анонима, скрывающегося под псевдонимами, либо - на определенном этапе - крупный венчурный фонд, соблюдение всех правил, куча денег, уважение и домик в Силиконовой долине.

- То есть вы готовитесь к отъезду за границу?

- Знаете, я люблю Россию. Но в России много чего не создано, чтобы компании мирового класса могли работать здесь профессионально. С точки зрения законодательства и простоты ведения бизнеса наша страна, увы, не самое лучшее место. Да и с точки зрения жизни – хочется качественной медицины, прозрачных правил для всех, хочется видеть страну с эффективной рыночной экономикой.

У меня достаточно много интересных проектов за границей, и, возможно, в будущем я действительно перееду. Тем не менее, мне очень импонирует курс, который сейчас ведет наше правительство - и я считаю, у нас сейчас, как никогда, велика вероятность глобальных позитивных изменений.

«ОТКРЫТАЯ КАЗАНЬ» – ЭТО ПРОСТО FIX-ФИЛАНТРОПИЯ

- Дмитрий Николаевич, группа компаний FIX известна как разработчик системы «Открытая Казань». Расскажите о ее создании.

- Мы сделали не только «Открытую Казань» – раньше был bus.kzn.ru, автобусы в режиме реального времени. Проект был запущен, но, к сожалению, новый функционал не развивается, хотя посещаемость по-прежнему по тысяче в день, в метель до трех тысяч. Идея проекта родилась у сотрудников – был непонятен график работы автобусов на линиях. Несмотря на то, что проект был нашей доброй волей, нас обвинили чуть ли не в том, что мы проект «ГЛОНАСС» распилили, что актуальность маршрутов не поддерживаем. Разве мы это должны делать? Развития проект, к сожалению, не получил, только критику.

А года полтора назад на встрече с мэром Ильсуром Метшиным мы поинтересовались, что интересного можно сделать для города. Честно говоря, этот вопрос в обычное понимание чиновника просто не укладывается. Все же деньги зарабатывают, а мы решили поработать на интерес, да и на карму, как говорится, положительно влияет. В то время 40 процентов жалоб в приемной мэра шло на работу структур ЖКХ, которую город, тем не менее, должен контролировать. Но online-контроль – куда более эффективное средство! И Ильсур Раисович обратил наше внимание на эту проблему. Мы проанализировали текущие процессы в системе ЖКХ, весь документооборот. Создать сайт для жалоб – много денег не надо, 150 тысяч рублей хватит – но он сам по себе не решает проблем, нужен механизм реагирования, включенность всей цепочки коммунальных предприятий и контролирующего звена в виде комитета ЖКХ, нужна политическая воля.

- И она появилась…

- Ну да. Мы обкатали систему на примере Московского района, только потом начали внедрять в управляющих компаниях и их подрядчиках по всей Казани. Сейчас у нас целый офис высококлассных специалистов над этим работает. Охват сейчас – 90 процентов населения Казани.

Система реально людям помогает – для управляющих компаний, подрядчиков автоматически формируются все отчеты, люди подают заявки. Мы думали – будет 40 тысяч заявок в год, но реально обрабатывается уже около тысячи в день. Call-центр, иногда, просто не выдерживает, люди не могут временами дозвониться – за что приносим свои извинения, мы над этим работаем. Есть и интернет – через него пока лишь 8 процентов заявок приходит.

Недавно мы договорились с сервисной смс-компанией и теперь рассылаем жителям города бесплатные СМС. Кто подает заявку, получает СМС, что заявка принята, и на сайте можно посмотреть, когда она закрыта. Рассчитываем, что в ближайшее время процент подачи заявок через интернет вырастет.

- Так все-таки, зачем вам этот проект?

- Коммерческой подоплеки в «Открытой Казани» нет, мне это просто интересно. Но я не откажусь, если предложат деньги. Это поможет нам существенно увеличить свои производственные мощности. В Ханты-Мансийске заинтересовались проектом, конкурс объявляют. В Тульской области и Москве рассказали о своей системе, она была воспринята позитивно, на очереди другие регионы, не везде успеваем. Заинтересовались разработкой и в Ростелекоме. Так что, даже при такой модели, заработать на этом благотворительном для Казани проекте, где он обкатан и уже показал свою эффективность, можно в других местах. Помимо этого на данном проекте удалось вырастить сильную команду разработчиков, которую можно использовать при реализации новых коммерческих заказов.

- На презентации «Открытой Казани» премьер-министр РТ Ильдар Халиков высоко оценил систему. Он тогда сказал, что это практически единственная реально работающая система из всех, какие ему показывали: все остальное - «картинки для начальства и обман бюджета»…

- Да, сразу было видно, что премьер здорово разбирается в этой теме, вопросы шли по существу!

Жаль, что пока идея внедрения системы в РТ по каким-то мне неведомым причинам не получила. Если можно будет развернуть проект в масштабах Татарстана, мы сделаем эту работу. Например, только по Казани через нашу систему выполнено более 60 000 заявок. Хорошо, если заплатят, если нет – нам это просто интересно. Мы и мэрия готовы передать саму систему республике бесплатно. Внедрение провести по себестоимости. Главное, чтобы система работала, чтобы проект не задушили и – чтобы он приносил пользу людям. Дайте нам это сделать, пожалуйста.

- А что, управляющие компании вот так, «на ура», приняли идею прозрачности?

- Когда начинали проект, были опасения – сейчас отладим все, и будет кошмар – ведь стереотип, что коммунальщики ничего не делают, жив до сих пор. И мы приятно удивились, когда в некоторых управляющих компаниях реально работают, выполняют заявки в срок…

Сначала, конечно, даже опасался за своих ребят, которые работали над системой. Но потом пришло понимание – что автоматизация и прозрачность облегчают работу самим структурам ЖКХ. Не надо кучи бумаг таскать на подпись в исполком, не надо ждать, пока на месте появятся те или иные люди. Заявка вежливо принимается в call-центре, отправляется, ее тут же видят исполнители, и ведется контроль, со стороны как заявителя, так и чиновников.

Сегодня факты говорят сами за себя. На 25% снизилось количество жалоб на проблемы ЖКХ в интернет-приемную. В 3 раза сократилось время выполнения заявок граждан. В 4 раза сократилось количество просроченных заявок по обращениям граждан.

КОМИССИЮ НА ПОРТАЛЕ ГОСУСЛУГ МОЖНО УРОНИТЬ ДО НУЛЯ

- Ваше мнение по поводу комиссий в системе платежей через портал госуслуг наделало много шуму – к публикации было много комментариев…

- 2,5 – 3 процента комиссии – это гигантские суммы. Вы посмотрите оборот только по штрафам ГИБДД – 1,5 миллиарда в год, и к ним еще комиссия, которая опять ляжет на население. А 60 процентов штрафов, – сторублевые, там комиссия даже не 3 процента. Нужно отметить, что, несмотря на большую занятость, уже после назначения Николая Никифорова на новую должность, мы с ним продуктивно пообщались, в том числе по этому вопросу, в Москве и сейчас продолжаем диалог. Мне очень импонирует, то что сейчас с IT-чиновниками можно разговаривать на одном языке. Раньше ведь даже и желания не возникало объяснить свою позицию, а сейчас выстраивается аргументированный диалог, при этом на той стороне ты встречаешь тоже неглупых талантливых людей. Просьба меня понять, мнение и комментарии к статье - это не какая-то попытка наехать, просто открытость и адекватность порождает у меня желание спрашивать соответственно.

На текущий момент стоимость проведения платежей для населения на сайте госуслуг и в инфоматах при оплате штрафа ГИБДД складывается следующим образом: 1,55 процентов, минимум 7 рублей, берет себе банк эквайер-карты. Если карта эмитирована не этим банком, то эквайер почти всю сумму отдает банку-эмитенту карты. Плюс 0.3 процента берет компания Юнителлер, которая за эти деньги снижает риски мошеннических операций по карте, хранит данные по карте в своем сертифицированном программном решении. Еще +0.65 процента, минимум 3 рубля, берет ГУП ЦИТ, который является техническим посредником и оператором сайта госуслуг. Понятно, что себестоимость интернет-транзакции и трафика очень мала. Столь высокая комиссия объясняется тем, что ЦИТ тратит эти деньги на создание и поддержание инфоматов и сопутствующее программное обеспечение. Гипотетически себестоимость интернет-транзакции близка к нулю и комиссии двух посредников при использовании собственного софта могут быть равны нулю.

В случае с ЖКХ международные платежные системы VISA и MASTERCARD устанавливают другой InterChange, он равен 0,6 процента (это тот процент, который передается банку, выпустившему карту, чтобы стимулировать эмиссию карточных продуктов)

При этом при текущей схеме на сайте «Открытая Казань» комиссия по оплате составляет 0,9 процента - и всю эту комиссию забирает банк. На сайте госуслуг она равна одному проценту, из них банк забирает 0,74 процента, 0,2 процента - Юнителлер, 0,06 процента - ЦИТ.

- Вы предлагаете механизм уменьшения этой комиссии…

- Да, в любом случае самая большая комиссия достается банку. Я и предложил идею и механизм ее уменьшения за счет as-on-as транзакций. Пропуская, к примеру, карточку Сбербанка через процессинг Сбербанка, Альфа-банка через процессинг Альфы, международные платежные системы уже не регулируют размер комиссии. И с банком можно договариваться абсолютно свободно. Например, по ЖКХ банки берут в среднем 0,5 процента от суммы платежа за прием через кассы, при этом там очень большая себестоимость операции, и им это выгодно. А значит, снижение комиссий банков может быть очень существенным - по сути, комиссии даже могут быть равны нулю.

Идея моя не уникальна, коммерческие системы также ищут способы снижения комиссий – скажем, компания Аэрофлот при своих расчетах снизила комиссию с 2,3-2,5 процента до 1,5 благодаря подобной схеме с us-on-us!

Республике нужен свой предпроцессинговый центр, который позволит осуществлять платежи без комиссий – us-on-us платежи. Еще раз, если упрощенно – комиссия взимается, если банк-эмитент, выпустивший карту плательщика, и банк-эквайер, обслуживающий систему госуслуг, будут разными. Если это один банк – комиссий может не быть.

Большинство пластиковых карт в России – процентов 80, наверное, – выпускают 5-6 крупных банков. В Татарстане крупную эмиссию карт делают «АК БАРС» Банк и Татфондбанк, плюс российские эмитенты. И никто не мешает процессить платежи без внешних комиссий, без лишних посредников.

Я также считаю, что от содержания собственных инфоматов нужно переходить к разработке модулей электронного правительства, которые можно внедрять в терминалы Киви, Элекснет и подобные. Тем самым можно существенно снизить инфраструктурные затраты. При этом было бы замечательно дать прямые интерфейсы по взаимодействию всем желающим финансовым структурам. Через какое-то время мы на сайтах банков увидели бы те же самые приемы за штрафы ГИБДД по карточкам, без гигантских процентов, технических посредников и огромных минимальных комиссий.

- И вы готовы это внедрять – за спасибо?

- Да многие IT-компании готовы решить за «спасибо» суперсложную головоломку! С ними просто надо общаться, предлагать направления, где они могут проявить себя. У них достаточно денег на жизнь за счет уже отлаженных проектов и большое желание попробовать себя где-то еще. К тому же никто не мешает затем монетизировать и этот социальный проект – за счет проведения коммерческих платежей. Если мы установим техническое взаимодействие со всеми банками-эмитентами – кто мешает республике подключать к этой площадке коммерческие точки, те же интернет-магазины, к примеру? Никто! Или на носу Универсиада – продажа билетов на спортивные соревнования, бронирование авиабилетов, гостиницы – да что угодно!

А за счет коммерциализации можно выйти на достаточный оборот, чтобы содержать этот процессинговый центр – и вдобавок снизить всевозможные комиссии для населения просто до нуля. Это будет выгодно и банкам – поднимется оборот, люди будут заинтересованы платить без комиссий, не выходя из дома. Поднимется популярность электронных госуслуг в конечном итоге.

САЙТЫ В ИНТЕРНЕТ-БУДУЩЕМ СТАНУТ ПРОСТО НЕ НУЖНЫ

- Как вы оцениваете перспективы развития вашей сферы?

- Сейчас непонятно, куда движется интернет. Развивается масса новых направлений – на стыке социальных сетей и поисковых машин, растут мобильные рынки. Google сделал свою социальную сеть – а ВКонтакте создает свою систему поиска. Идет некое сращивание, взаимное проникновение социальных сетей и поисковиков, и что победит – пока неясно.

Интересно, чем закончится это взаимное прорастание. Думаю, все в конечном итоге превратится в единую платформу. Сайты в нынешнем виде исчезнут – какой смысл содержать свой сайт, если контент можно разместить на платформе, которая занимается сохранением информации, backup’ом, донесением информации централизованно?

Сейчас как это устроено? На сайте размещаешь некую информацию – о ней должен узнать поисковый робот, он проиндексирует ее, за хранение информации на внешнем сервере надо платить и поддерживать работоспособность. А вдруг он упадет, сдохнет винт, хакер взломает? А если все делать централизованно, то ты размещаешь контент, автоматически все копируется, индексируется, экономятся мощности...

Мое мнение – независимые сайты в общем виде будут умирать. Останутся несколько крупных платформ, плотно интегрированных с мобильными устройствами, которые будут диктовать правила.

- Не хочется создать такую платформу самому?

- Не этого хочется. То есть создавать что-то новое – да, хочется. Но кто такие мы - и кто, к примеру, тот же Google – я иллюзий не питаю, потому что тесно общаюсь с разработчиками, инженерами Google, которые сидят в Силиконовой долине. Я понимаю их возможности, финансовые и кадровые, – у нас таких нет.

В глобальном виде очень интересует монетизация нецелевого трафика, совершение геолокационных финансовых операций, которые проводят абсолютно все – и богатые, и бедные. Это очень интересная тема.

- Насколько в Казани развиты IT-компании?

- Они не очень-то афишируют себя, но вообще у нас в Казани крупных айтишных компаний много – просто вы о них не знаете. Думаю, с ними и нужно общаться властям плотнее – придите к ним, спросите, можете ли вы что-нибудь сделать для республики, и она для вас?

РАБОТАЯ ЗА ИНТЕРЕС, НЕ ЗАБЫВАТЬ ОБ ОТДЫХЕ

- Несколько традиционных вопросов от «БИЗНЕС Online». Какие три совета вы можете дать в бизнесе?

- Первый – не бояться экспериментировать, всегда делать что-то, что может показаться сомнительным в плане достижения результатов, - но это нужно.

Второй – никогда не ставить деньги самоцелью. Нужно ставить себе цель, которая реально интересна.

И третий – не забывать делать паузы, отдыхать. Да – можно и по 12, по 16 часов в сутки работать – но недолго, это я из своей практики говорю. Недаром же придумали восьмичасовой рабочий день.

- А как отдыхаете? Хобби какое-нибудь…

- Хобби – катаюсь на велосипеде, вдоль берега Казанки у НКЦ. Неплохо. А когда набережную сделают – будет просто замечательно. Регулярно выгуливаю свой квадрокоптер AR DRONE 2. Сломал четыре штуки ранних моделей, пока летать научился. Очень классная штука, рекомендую.

Визитная карточка руководителя

Еремеев Дмитрий Николаевич

Президент группы компаний FIX. Сфера деятельности – IT. Дата и место рождения: 26 мая 1983, г. Казань.

Образование: КГУ им. Ульянова-Ленина на факультет ВМК (математик, системный программист по специальности «Прикладная математика и информатика»), диплом с отличием.

Визитная карточка фирмы

Группа компаний FIX

Основана в 2009 году.

Сфера деятельности – оптимизация и продвижение сайтов, интернет-игры, социальные IT-проекты, web-разработка, аудит интернет-ресурсов и т.д.

Численность сотрудников – 150 человек.

В настоящее время компания FIX имеет офисы в Москве, Казани и Киеве. Вместе с тем компания активно работает над проектами и в других городах России и за рубежом.

Официальный сайт: www.fix.ru.