Стандартный расчет: 1 бутылка подсолнечного масла или напитка за 1 голос Стандартный расчет: одна бутылка подсолнечного масла или напитка за один голос Фото: t.me/gazetauz/45653

Узбекистан взбудоражен

В эти дни весь Узбекистан взбудоражен как никогда. Проблемы забыты. Все с головой погрузились в невероятно азартную игру под названием Open Budget. Как будто вся страна одновременно решила делать ставки и крутить рулетку, словно в казино. Ажиотаж достиг своего апогея.

Что же это за игра, которая охватила умы если не всех, то почти всех в стране? Нет, это не массовое помешательство, а вполне реальный проект, своего рода государственное «Спортлото» с реальным результатом, своеобразное ноу-хау Узбекистана.

Ажиотаж был связан с тем, что именно в эти дни завершался сбор голосов по проекту инициативного голосования Open Budget («Открытый бюджет») и все ждали результатов — выпадет победное число или нет.

Это проект, в рамках которого граждане могут принять участие в распределении части местного бюджета, предложив свои проекты по улучшению инфраструктуры, строительству аллей, детских или спортивных площадок, внутренних дорог, ремонту и оснащению школ, детсадов. Говоря проще, реализовать свои «хотелки». Причем с гарантированным результатом — власти обязаны воплотить в жизнь выдвинутый народом проект. Но с одним но — если за него собран максимум голосов и он смог пройти экспертизу. Воздушных замков и «нью-васюков» никто строить не собирается.


«Власти особо не обращают внимания на мелкий подкуп ради голосов»

Инициатива подобных конкурсов идет сверху. Нынешний лидер Узбекистана Шавкат Мирзиёев, еще будучи врио главы республики, сразу после кончины своего предшественника Ислама Каримова в сентябре 2016 года открыл виртуальную приемную. Посетители правительственного портала могли оставлять свои заявления, жалобы и предложения через специальную форму, обсуждать проекты законов, других важных решений. Виртуальная приемная тогда стала для многих «лучом света в темном царстве», неслыханным очагом демократии и свободы слова, где можно было обсуждать все или почти все. Площадка пользовалась большой популярностью у населения, чиновники как огня боялись оказаться не то что в самой приемной, а даже в ее «предбаннике».

Приемная стала предтечей многих других электронных проектов, в том числе и платформы Open Budget. Все началось в 2018 году с принятием постановления президента «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе». Было решено направлять не менее 10% дополнительных доходов бюджетов районов (городов) на финансирование направлений (мероприятий), предлагаемых гражданами.

По новым правилам, начиная с 2021 года 5% от утвержденных общих расходов бюджетов районов (городов) должно идти на финансирование предложений, выдвигаемых гражданами. Не менее 30% дополнительных доходов районного и городского бюджетов также предусматривалось направить на инициативы граждан.

В итоге расширение доли бюджетных средств, выделенных на инициативный бюджет, привело к увеличению в 2,5 раза количества выдвинутых предложений граждан — с 28,7 тыс. в 2019 году до 69,7 тыс. в 2022-м, а число проголосовавших граждан выросло с 87,7 тыс. до 6,7 млн соответственно.

Скриншот сайта Open Budget

Поначалу люди не верили, что с помощью какого-то электронного голосования можно решить реальную проблему. К примеру, многие годы население одной из махаллей (часть населенного пункта размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление) — Сурхандарьи испытывало проблемы с электропитанием, питьевой водой и дорогами. В 2020 году в разгар пандемии житель Ойбек Усанов решил испытать удачу в «инициативном бюджете» и выиграл (при помощи голосов земляков) трансформатор. В итоге жители кишлака получили бесперебойное электричество и поверили в успех.

Дальше — больше: на выигранные средства от «Открытого бюджета» Усанов смог построить дорогу, ну а потом жители сами вошли во вкус: скооперировались с соседней махаллей, закупили подсолнечного масла, стали менять его на голоса и в итоге закрыли последний гештальт — провели себе питьевую воду.

К слову сказать, власти особо не обращают внимания на мелкий подкуп ради голосов, воспринимая это как своего рода софинансирование. Бывает так, что в махалле недостаточно людей, чтобы собрать требуемое число голосов. Если вопрос жизненно важный и игра стоит свеч, то можно пойти на дополнительные траты. Где-то сулят барашка за 15 голосов, а в другом месте сразу б/у автомобиль Nexia за 1 тыс. голосов.

Не обходится и без административного давления. Чиновники и администраторы разного ранга на местах подхватили народную инициативу. Точнее, попытались «приватизировать» ее. Ведь это достаточно легкий способ решить текущие проблемы подотчетного региона. А что? Вместо того чтобы обивать пороги столичных кабинетов и лишний раз светиться перед вышестоящим начальством, проще набрать голоса безропотного местного населения.

К примеру, на днях в социальных сетях распространилась запись с участием заместителя хокима (главы) Кызылтепинского района Навоийской области по вопросам молодежной политики, социального развития и духовно-просветительской работе Улмаса Истамова, который, угрожая увольнением, заставлял руководителей организаций собирать голоса на платформе инициативного бюджетирования Open Budget. Замхокима предупредил, что заставит всех «исчезнуть», если они не покажут результат.

Проблема давления стала настолько серьезной, что на эту тему начали снимать пародии. К примеру, известный в Узбекистане актер Бабур Шавкатов снялся в клипе, посвященном перекосам «Открытого бюджета». Авторы песни в стилистике Gangnam Style мастерски высмеяли ситуацию, когда людей заставляют голосовать за их проект в «инициативном бюджете».

Власти хорошо знают обо всех подводных течениях, стараются, чтобы все было честно и по правилам. Так, в сезоне 2024 года был внедрен принцип «один человек — один голос». Он подразумевает, что один гражданин сможет проголосовать только раз, даже если на его имя зарегистрировано несколько сим-карт. Изменение стало ответом на практику, когда голосующие покупали массу сим-карт, таким образом увеличивая шансы своего проекта на победу.

Отбором проектов занимается комиссия, состоящая из председателя (первого зама хокима), заместителя хокима по вопросам строительства, финансиста, представителя совета местных депутатов, общественников. Комиссия проверяет соответствие проекта критериям, проводит экономическую и техническую экспертизы. Далее предварительно одобренные проекты выставляются на платформу «Открытого бюджета» на открытое голосование сроком до 20 дней.

«Лабораторный опыт в масштабах целой страны»

Считается, что инструменты по типу узбекского «Открытого бюджета» применимы лишь в тех странах, где демократия на локальном уровне дает сбои или несовершенна. Например, в Узбекистане местные органы власти — городские и районные советы — созданы далеко не по воле народа, так же как не избираются народом местные хокимы — главы городов и районов. В этих условиях «Открытый бюджет» является завуалированной квазиформой участия людей в управлении своим регионом, что дает возможность не только выпустить накопившийся пар, но и попытаться изменить жизнь к лучшему.

«Я считаю проект Open Budget весьма успешным и нужным демократическим экспериментом, — пишет в своем телеграм-канале известный в Узбекистане блогер Никита Макаренко. — И воспринимаю я его именно так — как лабораторный опыт в масштабах целой страны, а не как успешную модель по дистрибуции государственного бюджета».

Да, таким образом невольно создаются условия для развития институтов гражданского общества, увеличивается открытость действий органов местного самоуправления, растет финансовая грамотность населения.

Принято считать, что демократия в восточных автократиях невозможна. Но история с опытом применения инструмента «инициативного бюджета» в Узбекистане показала, что «верхи» вполне могут, а «низы» хотят изменить сложившуюся ситуацию. Но получается, что в случае дальнейшего расширения подобной инициативы люди будут готовы голосовать не только за мосты и дороги, но и за политиков, которые станут отстаивать их интересы? Не слишком ли смело для Узбекистана?

А тем временем 4 апреля были объявлены результаты стартовавшего в этом году 1 февраля проекта. По итогам голосования выиграли 2 770 проектов в 2 254 махаллях по всему Узбекистану. Общее количество поданных голосов превысило 11,7 миллиона. Всего поступило 35 575 инициатив, 29 015 из которых были одобрены к третьему этапу, 6 560 — отклонены. На первый сезон года в Open Budget выделили почти $240 миллионов. Уровень вовлеченности населения страны составил 35%.

Появились первые кадры празднования победы в конкурсе. В темноте (днем многие соблюдают пост) люди танцуют и поют перед зданиями своих администраций, маршируют с государственным флагом, запускают фейерверки. На лицах победителей неподдельная радость. И понять их можно. Вскоре будет решена долгоиграющая проблема: перекинут мостик через местную речку — раньше приходилось делать многокилометровый крюк, проложена асфальтированная дорога к большаку и т. д.

Много ли надо человеку для счастья? Оказывается, совсем немного.