Сегодня Рунет отмечает 30-летие Сегодня Рунет отмечает 30-летие Фото: «БИЗНЕС Online»

Рунет после СВО

Сегодня Рунет отмечает 30-летие. С 7 апреля 1994 зона .ru выросла до 5 с лишним млн доменных имен и подрастает, по словам директора координационного центра доменов.RU/.РФ Андрея Воробьева, на 4,3 тыс. ежедневно. В феврале прошлого года .ru вошел в тройку самых быстрорастущих доменов в мире. Казалось бы, успех.

Но с начала СВО Рунет испытал максимальную встряску за все 30 лет. Блокировки сайтов на территории РФ шли с обеих сторон — власти ограничивали доступ к ресурсам, на которых их владельцы, по формулировке Роскомнадзора, «разрешили размещение информации, содержащей призывы к насилию против российских граждан», западные же компании отрезали россиян от многих сервисов в качестве санкций. А те приложения, к которым доступ еще сохранился, перестали принимать оплату с российских карт.

Кибератаки стали ежедневной рутиной, как и утечки личных данных, и взломы аккаунтов в соцсетях. Видоизменился и контент: с одной стороны, Google попросту выкинул из своего поисковика большинство российских СМИ, оставив только «непропагандистские» (читай: оппозиционные), а алгоритмы значительно повышают в выдаче нарративы вроде «как в России все плохо и как все неправы». С другой — закон о фейках вынудил тщательно фильтровать все публикуемое на российских площадках. В итоге полифония мнений, мыслей и идей ощутимо притихла, а вопрос, как будет развиваться общество без адекватной обратной связи, остается открытым.

Сильнее всего последствия информационной войны на своей шкуре прочувствовали пользователи соцсетей. В марте 2022 года суд по требованию РКН и Генпрокуратуры признал экстремистскими соцсети, принадлежащие Meta*, — «Фейсбук»* и «Инстаграм»* — и запретил их на территории РФ. YouTube полностью приостановил все функции монетизации для россиян, а до этого, как и Google, отключил показы рекламы. Даже китайский TikTok запретил размещать новые ролики и вести прямые трансляции. В результате блогеры потеряли не только западных рекламодателей и монетизацию, но и просмотры.

«Телеграм» вырос до 58 млн ежедневных пользователей и впервые обогнал «ВКонтакте» «Телеграм» вырос до 58 млн ежедневных пользователей и впервые обогнал «ВКонтакте» Фото: «БИЗНЕС Online»

По статистике Mediascope, ежедневные охваты в «Инстаграме»* сократились с почти 38 млн человек до 6,6 миллиона. В «Фейсбуке»* — с 9 млн до 1,4 миллиона. Зато «Телеграм» на коне — он вырос до 58 млн ежедневных пользователей и впервые обогнал «ВКонтакте». Афтершоков после этого землетрясения оказалось сразу несколько.

Стагнация блогинга как такового. «Сфера блогинга совершенно не развивается или делает это очень точечно и медленно. Нужно создавать новых звезд, охватывать новые темы и вовлекать аудиторию… В TikTok были разные направления для поддержки талантов в самых разных сферах и профессиях, сейчас подобное существует и в Likee, и во „ВКонтакте“, и в „Яндекс.Дзене“. Однако новых уникальных самородков не заметно», — говорит соорганизатор сообщества «Коммуна» Иван Пичугин. И это очень показательно: если раньше звезды того же TikTok зажигались целыми домами и гремели по всей стране, собирая миллиарды просмотров и фанатов, то последние два года контентмейкеры балансируют между режимом выживания и стагнации, переходя вслед за своими рекламодателями по тонкому мостику на отечественные площадки. И только к 2024 году многие блогеры восстановились в заработках, и то с оговорками.

Самый показательный кейс — уголовное дело о легализации денежных средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере (на 311 млн рублей) — в отношении блогера Лерчек и ее мужа Самый показательный кейс — уголовное дело о легализации денежных средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере (на 311 млн рублей) в отношении блогера Лерчек и ее мужа Фото: скриншот из видео

Кейс Лерчек-Блиновской оказался поучительным. Многие блогеры и раньше неохотно раскрывали свои доходы, а после того как их финансовой ситуацией демонстративно заинтересовались органы, и вовсе боятся раскрывать цифры. Самый показательный кейс — уголовное дело о легализации денежных средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере (на 311 млн рублей) в отношении блогера Лерчек и ее мужа. Супруги выплатили около 500 млн рублей штрафов и пени. Или дело Елены Блиновской, у которой в ФНС насчитали недостачу 1,4 млрд рублей налогов.

Да и вообще доходы в Рунете для многих больная тема. Международные компании отозвали рекламу, а пришедшие на их место отечественные бренды начали проявлять внимание в том числе и к микроблогерам. «Сегодня блогеры с аудиторией 2–3,5 тысячи могут зарабатывать в среднем от 20 тысяч рублей, но в основном бартером. Те, у кого 5 тысяч подписчиков, могут рассчитывать в среднем на 35–50 тысяч рублей. Бартер — 35–60 процентов из этих денег. Крупные блогеры вернулись на заработок уже год назад — в среднем он составляет от 180 тысяч рублей», — раскладывает цены в «Инстаграме»* Пичугин. Еще один важный момент — средства, которые раньше тратились на контекстную и таргетированную рекламу, теперь используются на продвижение у инфлюенсеров напрямую, что их не может не радовать.

Блогеры потеряли заказчиков… и увеличили цены. Эксперт по личному бренду Алиса Лисовая подчеркивает, что самой дорогой осталась реклама в запрещенных социальных сетях, несмотря на падение охватов.

Цены просто космические. Рекламная интеграция в «Инстаграме»* может стоить до 100 миллионов рублей!
Алиса Лисовая Эксперт по личному бренду
Алиса Лисовая эксперт по личному бренду

«Заработок зависит от того, как блогер адаптировался. Есть блогеры, у которых были аккаунты до 2021–2022-го, они могут быть большими по числу подписчиков, но малоэффективными. Есть те, кто за два года или год вырастил аккаунты с небольшого числа подписчиков до сотен тысяч, потому что инструменты клипов и рилсов очень хорошо работают и могут привести много подписчиков. Обычно в таких случаях совпадает несколько факторов: человек выбирает узкое направление, показывает свою аутентичность», — размышляет Регина Фасхеева, основательница SMM-агентства Fragency. По ее словам, иногда посев у крупного блогера может быть нецелевым, потому что слишком широкая аудитория. По-прежнему работает формула «много маленьких блогеров вместо одного большого».

По словам Регины Фасхеевой, иногда посев у крупного блогера может быть нецелевым, потому что слишком широкая аудитория По словам Регины Фасхеевой, иногда посев у крупного блогера может быть нецелевым, потому что слишком широкая аудитория Фото: «БИЗНЕС Online»

У маленьких блогеров действительно чаще более вовлеченная и целевая аудитория, но у них же и более гибкая ценовая политика. «Все зависит от рекламодателя, если федералы — ставишь цену выше, если местные большие компании — среднюю, если частные лица обращаются, то минимальный прайс», — говорит один из татарстанских контентмейкеров.

Контент изменился. На фоне сокращения числа рекламодателей часть блогеров стала генерировать рекламные продукты самостоятельно под видом инфобизнеса: начала продавать онлайн-курсы, тренинги, книги, видеоуроки и другие продукты. Рядовые контентмейкеры стали «наставниками наставников» и экспертами по продвижению в интернете, хотя буквально вчера сами плакались в сториз из-за падения трафика.

«Инфобизнес увеличивает заработок. Рекламная интеграция — хаотичный процесс, никогда не знаешь, когда к тебе придут рекламодатели. А вот в инфобизнесе можно регулировать процесс самостоятельно. Еще один вариант — создание комьюнити для монетизации аудитории. Также появились площадки – посредники между блогером и рекламодателем, на которых продается слотовая реклама. Площадки для новеньких интересны, а для мастодонтов нет, потому что там очень низкие цены или бартерные условия, которые не актуальны тем, кто уже зарабатывает на рекламе», — объясняет Лисовая.

«Запрещенная соцсеть — на первом месте по платежеспособности аудитории. Потом идет Телеграм, там можно делать запуски продуктов. Затем „ВКонтакте“ и TikTok», — расставляет приоритеты Камилла Хафизова «Запрещенная соцсеть на первом месте по платежеспособности аудитории. Потом идет «Телеграм», там можно делать запуски продуктов, затем «ВКонтакте» и TikTok», — расставляет приоритеты Камилла Хафизова Фото: «БИЗНЕС Online»

Соцсети в лицах

Данный рейтинг — попытка широкими мазками нарисовать портрет блогосферы версии 2024 года. При этом в обществе до сих пор нет консенсуса по поводу того, кого считать блогером. Можно ли включать в рейтинг известного актера или спортсмена с формальной, редкообновляемой страницей, если у него сотни тысяч подписчиков, но нет рекламы? Или для блогера соцсети обязательно должны составлять основной источник заработка?

Безусловно, в первую очередь нас интересовали те, кто родился, начинал свою карьеру или продолжает ее в Татарстане. Те, кто обладает достаточно большой аудиторией, может вести соцсети для души, в качестве дополнительного источника пиара или как прямой канал коммуникации. Одни давно известные публичные личности, другие начинали в Казани и прославились благодаря своему блогу в общероссийском или мировом масштабе. Третьи — нишевые авторы, специализирующиеся на какой-то одной теме, со сравнительно небольшой, но активной аудиторией. Большинство из них (кроме, пожалуй, политиков) активно размещают у себя рекламу, нацеленную на самые разные задачи разной ЦА.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

«Запрещенная соцсеть на первом месте по платежеспособности аудитории. Потом идет „Телеграм“, там можно делать запуски продуктов, затем „ВКонтакте“ и TikTok», — расставляет приоритеты Камилла Хафизова, наставник по созданию и монетизации личного бренда. Поэтому тиктокеров тоже приходится учитывать, и это парадокс: большинство из них не обновляют страницу с 2022 года, но миллионы людей упорно по кругу смотрят старые видео. Но об этом чуть позже.

Вместе с тем тип контента напрямую коррелирует с площадкой. Так, для бизнеса и селебрити основной соцсетью остается «Инстаграм»*. Селебрити, ведущие и звезды татарской эстрады так же прекрасно себя чувствуют и во «ВКонтакте» с YouTube, а дополнительной площадкой для размещения полезного контента выступает ко всему прочему и «Телеграм».

Еще один нюанс — лукавые цифры. Накрутки — дело страшно популярное и нехитрое, но размещать рекламу в таком случае вряд ли будет эффективно. Поэтому рекламодатели часто обращают внимание на ЕR — показатель вовлеченности аудитории. Он высчитывается или вручную (основная формула — разделить все реакции на количество подписчиков и умножить на 100%), или с помощью специальных сервисов вроде LiveDune.

Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что блогеры-миллионники в «Инстаграме»* получают в месяц в среднем от 350-400 тыс. рублей, кто-то называл сумму и в 500 тысяч Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что блогеры-миллионники в «Инстаграме»* получают в месяц в среднем от 350–400 тыс. рублей, кто-то называл сумму и в 500 тысяч Фото: «БИЗНЕС Online»

«Инстаграм»*: самая популярная запрещенка селебрити

«Примерно 60 процентов трафика ушло из запрещенной соцсети, все там вянет потихонечку», — считает руководитель казанского маркетингового агентства Fahra.ru Руслан Фахрутдинов. При этом «Инстаграм»* все еще остается самой популярной соцсетью в Татарстане. Эту площадку так или иначе ведут практически все: предприниматели, певцы, актеры, спортсмены, крупные блогеры с других площадок. Окончательно с ней распрощались разве что только госслужащие (и то не все!), которые массово перетекли на российские «ВКонтакте» и «Телеграм». Позже люди освоили VPN, площадка вернулась к жизни, хотя и по сей день находится не в самой лучшей форме.

Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что блогеры-миллионники в «Инстаграме»* получают в месяц в среднем от 350–400 тыс. рублей, кто-то называл сумму и в 500 тысяч. Согласно исследованию ассоциации блогеров и агентств, доходы крупнейших блогеров в 2023 году выросли на 35%. Параллельно видно небольшое снижение интереса самих авторов к запрещенной площадке — количество публикаций уменьшилось на 10,6%. «Связано это с неопределенностью будущего платформы — полностью заблокировать ее могут в любой момент, мощности для противодействия работе VPN-сервисов постоянно наращиваются. В итоге мы видим двунаправленный тренд (рост доходов и снижение активности публикаций)», — отмечается в исследовании.

Актер Рузиль Минекаев Актер Рузиль Минекаев Фото: «БИЗНЕС Online»

Но все же на небосводе «Инстаграма»* продолжают зажигаться новые звездочки. Актер Рузиль Минекаев, родом из Нурлата, после премьеры сериала «Слово пацана» буквально за несколько недель стал суперзвездой и набрал более 1 млн подписчиков в запрещенной соцсети и сотни тысяч на других площадках. За миллион перевалила численность поклонников в сети и знаменитых фигуристок, родившихся в РТ. У посла «Татнефти» Алины Загитовой в ленте периодически появляются фото из Альметьевска, а один из последних постов Камилы Валиевой посвящен «Играм будущего» в Казани.

Блогер Ринат Галиахметов под ником Татар Малай Блогер Ринат Галиахметов под ником Татар Малай Фото предоставлено Ринатом

А вот те, для которых страница в «Инстаграме»* была основным источником доходов, пострадали довольно ощутимо. На 70% сократился объем рекламы у блогера Рината Галиахметова под ником Татар Малай. Сейчас на его страницу подписаны 145 тыс. человек. «Поначалу был спад по просмотрам, потому что никто не понимает, все боятся комментировать, ставить лайки, поскольку у меня взрослая аудитория, 35–45 лет. И понятие „запрещенная соцсеть“ было непонятным — неясно, можно ли вообще в нее заходить. После оттепели статистика по подписчикам восстановилась, но по заработку — нет», — рассказывает блогер. По его словам, прайс такой: цена сториз стартует от 5–15 тыс. в зависимости от статистики. Комбинация «пост и сториз» — от 10–25 тыс., все только на татарском языке.

Блогер Ленар Агадуллин под ником Lenarko Блогер Ленар Агадуллин под ником Lenarko Фото предоставлено Ленаром

Из-за особенностей контента — Галиахметов ведет лайфстайл-блог: рассказывает о своей жизни и семье на татарском языке — развитие других площадок происходит медленно. Между тем рекламодателей интересуют российские площадки, в основном «ВКонтакте», а там блогер пока не может похвастаться большим числом подписчиков. «Перспективы роста во „ВКонтакте“ есть, но не для меня, потому что я не смогу начать снимать всякие приколы. На этой площадке залетает юмористический, вирусный контент. С федеральными игроками точно потерялась связь. „МегаФон“, X5 Group Retail, „Магнит“, „Пятерочка“ — им нужна официальная реклама в разрешенных соцсетях», — отмечает Галиахметов.

Раньше люди были активнее в соцсетях: они больше лайкали и комментировали, чем сейчас. Сегодня процент лайков намного меньше по отношению к просмотрам, чем раньше.
Ленар Агадуллин (Lenarko) блогер
Ленар Агадуллин (Lenarko) блогер

Блогер Ленар Агадуллин под ником Lenarko обрел популярность благодаря проекту GTA Kazan, где показывал родной город в формате видеоигры. «По моему мнению, раньше контент был интереснее и качественнее и почти никто не копировал друг у друга форматы, как это происходит сейчас. Лет пять назад сложно было стать блогером, потому что не было рилсов. Не было такого, что видео может залететь в рекомендации и набрать миллионы просмотров. А набирал реально только качественный контент. Сначала его видели лишь твои подписчики, а потом, в зависимости от того, какую они активность показали, видео могло выйти в „интересные“», — замечает блогер.

Блогер Алмаз Билялов, известный под псевдонимом Алмаз Стронг Блогер Алмаз Билялов, известный под псевдонимом Алмаз Стронг Фото предоставлено Алмазом

Как и в случае с YouTube, контентмейкеры отмечают несомненный плюс блокировок — с исчезновением таргетированной рекламы на площадке рекламодатели начали чаще обращаться напрямую к блогерам и платить им. «Заработок с 2022 года стал даже выше. Раньше примерно 40 процентов рекламы было в таргете и 60 у блогеров, а сейчас вообще нет возможности делать таргетированную рекламу, и, соответственно, они берут ее у блогеров», — отмечает блогер Алмаз Билялов, известный под псевдонимом Алмаз Стронг. На его странице в «Инстаграме»* сейчас 2 млн подписчиков. Парень начал выкладывать видео в 2018 году и обрел популярность, снимая пранки. «Как только заблокировали „Инстаграм“*, у меня упали охваты процентов на 30. Но так как я не локальный блогер, а охватываю весь СНГ, то они восстановились в течение полугода», — радуется он.

Блогер под ником Дина Ветер Блогер под ником Дина Ветер Фото предоставлено Диной

… и предпринимателей

«Все блогеры в Татарстане это — «я имею свой магазин одежды или косметики либо имею кафе и выкладываю фотографии успешной жизни, привлекая купить их свой товар. Так называемые блогеры у нас — это продавцы своего продукта», — радикально заявляет блогер под ником Дина Ветер, сама ставшая популярной благодаря экстремальным роликам на мотоцикле — вначале в TikTok (аудитория более 400 тыс.), сейчас девушка развивает исключительно «Инстаграм»* — там у нее более 100 тыс. подписчиков.

С одной стороны, действительно, в Татарстане довольно много блогеров-предпринимателей, для которых площадка в сети в первую очередь способ продвижения собственного бизнеса и бренда. Здесь и основательница кафе здорового питания Гульнара Галимова, секс-блогер Екатерина Бибишева привлекает в запрещенной сети новых клиентов в свою школу женской гимнастики, а Алиса Тулынина — в собственный салон красоты.

С другой стороны, есть отчетливый запрос на полезный контент: будь то лайфхаки, рецепты, гайды или экскурсии по Казани. Если отбросить в сторону артистов, чьи миллионы подписчиков — бонус к их популярности на сцене или в кино, то самая большая аудитория обнаружится у кулинарных блогов. У Наиды Султановой из Набережных Челнов 1,5 млн подписчиков. Женщина делится на площадке рецептами, а также снимает юмористические ролики, в которых участвуют муж и двое детей. На фудблогера Венеру Осепчук подписаны 1 млн человек — ролики с готовкой она сочетает с лайфстайл-постами.

Профессиональный повар Дмитрий Ознобишин под ником Шеф Дмитрий Профессиональный повар Дмитрий Ознобишин под ником Шеф Дмитрий Фото предоставлено Дмитрием

У профессионального повара Дмитрия Ознобишина под ником Шеф Дмитрий 1,4 млн подписчиков в «Инстаграме»*. Завел страницу в соцсети он в 2017-м, но первый значимый успех пришел в 2020-м в TikTok — за 3,5 месяца блогеру удалось собрать миллион подписчиков. В тот год из-за пандемии повар как раз лишился работы. «Реклама появилась в TikTok, в основном весь заработок шел оттуда. Плюс я отдельно вел аккаунт одной компании. Потихоньку выкладывал в „Инстаграм“*, но особо успехов там не было», — говорит Ознобишин. После закрытия TikTok для блогера настали тяжелые времена.

Первые 2–3 месяца после блокировки соцсетей оказались очень сложными. У меня вообще не имелось какого-либо заработка, рекламодатели все ушли, не было никакой рекламы нигде.
Дмитрий Ознобишин (Шеф Дмитрий) блогер
Дмитрий Ознобишин (Шеф Дмитрий) блогер

После блокировки «Инстаграма»* блогеру пришлось завести в соцсети новую страницу — 80% его подписчиков просто перестали заходить в сеть. «Алгоритмы „Инстаграма“* сначала предлагают посмотреть ролики твоим подписчикам, и если те хорошо просмотрели, то они продвигают видео дальше. Поэтому мои ролики стали набирать значительно меньше просмотров и вообще перестали куда-либо залетать», — объясняет Дмитрий. За год на новой странице блогер успел набрать миллион подписчиков, но объем рекламы значительно уменьшился.

Примерно на 50% сразу после блокировки упали охваты в «Инстаграме»* и у YouTube-блогера Альбины Исламовой из Актаныша. «Но я не занимаюсь рекламой. Поэтому у меня не было прямого дохода от площадок, в них я развиваю личный бренд», — отмечает она.

«Охват аудитории значительно меньше, чем раньше, зато теперь можно стать популярным с помощью Reels. А вот спрос на рекламу вырос, так как рекламодатели не могут настраивать таргет и обращаются к блогерам напрямую. Другой вопрос, какая тематика: брать рекламу финансовых пирамид или ставок — по-моему, себя не уважать. Но предложения на рекламу начали поступать чаще. Поток увеличился в разы. Стал больше и заработок с 2022 года», — заметила Дина Ветер, посетовав, что на Reels пока нельзя зарабатывать. Средняя стоимость поста у нее — 50 тыс. рублей, сториз — 15 тысяч.

Она подчеркнула, что есть прирост и в других российских соцсетях, например, просмотры подросли во «ВКонтакте». «Хочется верить, что другие площадки оживут. Все мои знакомые и друзья по-прежнему сидят в запрещенной сети „Инстаграм“* при помощи дополнительных сервисов… Контент при этом тот же. Ничего из века в век не меняется: людям нужно хлеба и зрелищ. Аудитории необходима красивая картинка, подписчики верят в то, что им показывают в „Инстаграме“*, хотя это не всегда является правдой», — добавила девушка.

Подвох TikTok в том, что конвертировать аудиторию на другие площадки практически невозможно Подвох TikTok в том, что конвертировать аудиторию на другие площадки практически невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»

TikTok в РФ мертв, а вайнеры и пранкеры — нет

Блокировка TikTok, наверное, сильнее всего ударила по блогосфере Татарстана. Здесь выходцы из республики набирали миллионы фанатов и добивались — без шуток — мировой известности. Но если блокировку «Инстаграма»* обойти довольно просто, то TikTok для публикации чего-нибудь требует танцев с бубном, иностранной симкой, сменой региона и откатом до старой версии приложения. Как итог, большинство аккаунтов не подает признаков жизни последние два года. А контент релокантов просто так из России не увидишь.

Подвох TikTok в том, что конвертировать аудиторию на другие площадки практически невозможно. Один из самых популярных блогеров не только Татарстана, но и в целом РФ — Дима Талаланов (более 11 млн подписчиков в TikTok) сумел привлечь в YouTube 88 тыс. подписчиков, и Shorts не помог. Вайнер Платон Горохов, который сейчас сотрудничает с московским агентством Didenko Team, достиг показателя в 3,2 млн в TikTok, а в YouTube у него всего 15,4 тыс. подписчиков, во «ВКонтакте» — 8,5 тысячи. У бывшего кавээнщика Дениса Сальманова в TikTok — 3 млн, YouTube — 331 тыс., «Инстаграме»* — 1 млн, а в «Телеграме» — 20 тысяч.

Удачно перераспределились подписчики у автоледи под ником WickedHarley: против 4,6 млн в TikTok более 420 тыс. в «Инстаграме»* и 1,2 млн в YouTube. Бо́льшую часть аудитории удалось сохранить (а где-то даже нарастить) и Айдару Калимуллину, ведущему блог «в деревенском стиле». Добрые ролики о жизни за городом и домашних животных привлекли пользователей и на альтернативные площадки — 6,5 млн в TikTok, 146 тыс. во «ВКонтакте», 3 млн в YouTube. Видимо, тематическим блогерам было гораздо проще сохранить подписчиков и заработки, чем вайнерам и комикам. А еще похоже, что в момент блокировки быстрее всех сориентировались те, кто не делал ставку только на одну платформу и прокачивал сразу несколько, причем не просто дублировал контент в разных соцсетях, а создавал различный под каждую отдельную площадку.

На помощь российским тиктокерам попытались прийти цифровые активы «Газпрома», предложив импортозамещенную версию TikTok — Yappy, созданную на базе приложения под названием «Я молодец». Кроме того, привлекать блогеров начал и Rutube — при помощи агентства Insight People, которое в прошлом году тоже купил «Газпром».

«Я увидел конкурс, что набираются блогеры в Rutube, — подался, меня приняли, также рассказали мне об Insight People и предложили еще в Yappy снимать. Они меня очень выручили финансово», — рассказывает Ознобишин. В Yappy сейчас работают много блогеров (только с Insight People сотрудничают около 800 человек), но вот подписчики набираются медленно, добавил Дмитрий.

А Агадуллин заметил, что полностью заменить ему TikTok помогла именно «ВКонтакте». «Сейчас мой заработок только растет с каждым годом. Жалко, что ушел TikTok из России, у меня там заморозилось 700 тысяч аудитории», — добавил он.

Сколько же получают бывшие звезды TikTok сегодня? В среднем, сообщало агентство ABA, российские тиктокеры-миллионники в I квартале 2023 года потеряли около 72% своих доходов. А вот микроблогеры, по мнению гендиректора агентства Epicstars Дениса Волкова, лучше всего адаптировались — их заработки выросли на 25%. В среднем, по оценкам Волкова, экс-тиктокеры могут получать в месяц от 100 тыс. до 600 тыс. рублей благодаря альтернативным платформам и былой популярности.

Объем рекламного дохода топовых YouTube-блогеров в 2023 году составил 1,2 млрд рублей Объем рекламного дохода топовых YouTube-блогеров в 2023 году составил 1,2 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

YouTube: монетизация ушла — интеграции пришли

Объем рекламного дохода топовых YouTube-блогеров в 2023-м составил 1,2 млрд рублей. Это на 31% больше, чем годом ранее, говорят данные ассоциации блогеров и агентств. Количество рекламных интеграций и их стоимость выросли. Цена рекламы увеличилась на 10,5%, а число коммерческих постов — на 21%. Для понимания масштабов: лидером по абсолютным рекламным доходам в YouTube стал техноблогер Wylsacom, заработавший в 2023 году 288,6 млн рублей.

В отличие от инстаграмных* див, которые рассказывают в сети практически о каждом своем шаге, определить «татарстанский след» у многих YouTube-блогеров практически невозможно. Например, немногие знают, что популярный блогер, стример и рэпер Даня Кашин с 2,6 млн подписчиков (D.K. Inc) родом из Казани. В интервью проекту «Вписка» он рассказывал, что его мама — народный артист РТ, а также провел ведущих по центру столицы РТ и спальному району, где в детстве прыгал по гаражам и однажды чуть не погиб, загоревшись в собственном дворе. По контенту детского канала «Ксю и Лу» (203 тыс. подписчиков) тоже практически нет никаких шансов понять, что его автор из Татарстана. Между тем его ведет жена директора школы «Иннополис» Ксения Ежова. Почти миллион подписчиков у научпоп-канала «Космос просто», в котором казанец Андрей Кузнецов раскрывает загадки Вселенной — проект запускался совместно с советником мэра Казани по цифровизации Максимом Булатовым. Канал главы минцифры РТ Айрата Хайруллина, где тот беседует с IT-бизнесменами, учеными, блогерами и другими известными людьми, вырос до 42,1 тыс. подписчиков.

Канал главы минцифры РТ Айрата Хайруллина, где он беседует с ИТ-бизнесменами, учеными, блогерами и другими известными людьми, вырос до 42,1 тыс. подписчиков Канал главы минцифры РТ Айрата Хайруллина, где тот беседует с IT-бизнесменами, учеными, блогерами и другими известными людьми, вырос до 42,1 тыс. подписчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

Отмена монетизации в РФ сильно ударила по карману крупных ютуберов. «Примерно 80 процентов просмотров на моем канале — из России. Соответственно, 80 процентов заработка у меня ушло, осталось 20 процентов — это просмотры из-за границы русскоговорящих пользователей. Но не могу сказать, что такой маленькой доли монетизации хватает даже просто на производство крупных роликов», — рассказывает, пожалуй, самый известный ютубер из Татарстана — Раиль Арсланов (у его канала «Хижина музыканта» — 3 млн подписчиков). Он играет на гитаре и баяне в «Чат Рулетке», проводит музыкальные стримы и выкладывает собственные треки.

Самый известный ютубер из Татарстана — Раиль АрслановФото предоставлено Раилем

У YouTube-блогеров осталось четыре способа заработка: прямая реклама, выпуск мерча или обучающих курсов, донаты на стримы и платная подписка на дополнительный контент на Boosty и Patreon. При этом поскольку таргетированная реклама в YouTube стала недоступна, то увеличилось число прямых рекламодателей, замечает Арсланов.

Я расту из года в год, но теперь нужно делать в 5 раз больше, чем раньше, чтобы зарабатывать примерно столько же, сколько было года три назад.
Раиль Арсланов блогер
Раиль Арсланов блогер

А на Исламову отмена монетизации практически никак не повлияла — она и так приносила всего около 5 тыс. рублей в месяц. Зато видео в YouTube помогли привлечь внимание к ее онлайн-школе. Хотя изначально девушка шла на площадку, чтобы состояться как блогер, а не как бизнесмен. «Полноценно я веду блог с 2020 года. Я была кондитером, готовила торты, но в YouTube была цель не продавать их, а просто снимать ролики и монетизировать», — рассказывает она. Сейчас короткие видео Исламовой набирают по 15 млн просмотров.

Вообще, формат коротких роликов в соцсети действительно сильно изменил правила игры. «Появились блогеры, которые в считаные месяцы набирают миллионную аудиторию, хотя мы к этим цифрам шли многие годы, снимая длинные видео, — рассказывает Арсланов. — Длинные видео сейчас приходится тоже более емко делать, чтобы людям, у которых мозг заточен под клиповое мышление, было легче их воспринимать».

«Альтернативы YouTube все еще нет. Дефицит серверных мощностей — отдельная проблема. И пока она не будет решена, говорить о том, что российские площадки способны принять на себя такой объем трафика, опрометчиво», — замечала в мае прошлого года ассоциация. При этом Rutube готов вложить в повышение технических характеристик 30 млрд рублей, а «VK-Видео» уверяет, что ее сеть доставки видеоконтента уже состоит более чем из 100 узлов.

Стать альтернативой всему недружественно-заблокированному изо всех сил постарался «ВКонтакте» Стать альтернативой всему недружественно заблокированному изо всех сил постаралась «ВКонтакте» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВКонтакте»: миллионные вливания с неочевидным результатом

Стать альтернативой всему недружественно заблокированному изо всех сил постаралась «ВКонтакте». Одновременно с запретом Meta* в марте 2022 года соцсеть объявляет о старте крупнейшей программы поддержки блогеров в истории компании. Авторы в течение месяца получали 100% дохода от инструментов монетизации. Впрочем, оценили это не все. «Вердикт мой однозначен — это смерть», — характеризовал переход на «ВКонтакте» видеоблогер Стас «Ай, Как Просто!» (Станислав Васильев), все каналы которого до этого снес YouTube. Его возмущало, что при миллионах просмотров блогер получал от сервиса 5–7 тыс. рублей в месяц, в то время как в YouTube при прочих равных его заработок составлял $7–8 тысячи.

К 2024 году ситуация начала выправляться, во «ВКонтакте» появилась монетизация видео и музыки, маркет-платформа, где администраторы сообществ получают предложения от рекламодателей, партнерская программа (автоматическая реклама на стене). Но отечественная площадка по-прежнему вызывает массу вопросов. «Раньше у меня вообще не было рекламы во „ВКонтакте“, сейчас хоть что-то появляется, — рассказал Арсланов. — YouTube, наверное, единственная платформа, которая платила за просмотры. Только потом монетизация появилась во „ВКонтакте“, но я не до конца разобрался, как это работает. По некоторым критериям мое сообщество почему-то не проходило для ее подключения. Там довольно сложный критерий отбора, мне непонятный».

«В плане продвижения музыки „ВКонтакте“ — №1, на мой взгляд, потому что только там есть крутые инструменты: можно брать посевы, посты в группах, таргет и рекламировать свой трек, в отличие от других площадок. А что касается видео, нужно еще дорабатывать — хотелось бы, чтобы способ заработка здесь стал более определенным: чтобы было понятно, что надо выполнить, чтобы получить результат. Как на YouTube, допустим: там набираешь тысячу подписчиков и определенное количество часов — и все, у тебя точно появляется партнерская программа. В „Дзене“ тоже такая система — там спустя 10–20 видео у меня уже появилась монетизация, и она неплохо работает, даже лучше, чем во „ВКонтакте“», — отмечает Арсланов.

«Даже если у тебя нет подписчиков, то твои видео могут набрать 300 — 500 просмотров, это 100 процентов» «Даже если у тебя нет подписчиков, то твои видео могут набрать 300–500 просмотров, это 100 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Даже если у тебя нет подписчиков, то твои видео могут набрать 300–500 просмотров, это 100 процентов, — заочно не соглашается с ним блогер Билялов. — У меня там тоже очень хорошие просмотры — за два месяца получается почти 60 миллионов. И на меня подписываются только за счет этих роликов, которые я выкладываю, поэтому я прям влюбился во „ВКонтакте“».

Сама соцсеть уверяет, что совокупный доход авторов с помощью инструментов монетизации вырос на 37% и составил 5,5 млрд рублей. Авторы VK Donut, сервиса донатов для сообществ, заработали 780 млн рублей — прилично, учитывая тот факт, что ранее за свою деятельность они не получали практически ничего, пополняя бюджет только за счет продажи мерча и отдельных услуг. Монетизировать свою работу смогли даже паблики с мемами. Так, например, к программе VK Donut подключился юмористический татарский паблик «че гуглит татар кызы» с аудиторией в 39 тыс. подписчиков. «Ваши акчаларки пойдут на реализацию новых идей и өчпочмаки для авторки сообщества», — написано в анонсе подписки (орфография и пунктуация автора сохранены прим. ред.). Цена доната — от 100 рублей.

Кроме того, как выяснило агентство АБА, в 2023 году VK начала привлекать на свои платформы крупные популярные проекты, очевидно для увеличения числа зрителей. Так, была куплена студия Medium Quality Production, выпускающая шоу с известными в РФ комиками ЧБД, заключена целая серия контрактов с блогерами по созданию эксклюзивного контента специально для «VK Видео», выкуплен контрольный пакет Didenok Team и т. д.

«Телеграм»: для думающих и хорошо зарабатывающих

После блокировки соцсетей многие блогеры перешли сначала именно в «Телеграм», который до недавнего времени представлял собой скорее гибрид мессенджера с медиа. Де-факто у него даже больше общего с социальной сетью X, чем с «Инстаграмом»* или YouTube, он привлекает журналистов, публицистов, политиков и лидеров мнений. Но с каждым новым обновлением — от сториз до дней рождения — все больше приобретает черты социальной сети.

«Возможности для трансляции в „Телеграме“ значительно шире, чем в запрещенных соцсетях. Минус в том, что тут хаотично формируется лента, приходит много спама. Если попадаешь в какой-нибудь открытый канал, становишься заложником беспощадных рассылок», — отмечает Лисовая.

Создатель канала «Куда пойти в Казани | Типичная Казань» с аудиторией в более чем 63 тыс человек — Аскар Создатель канала «Куда пойти в Казани / Типичная Казань» с аудиторией в более чем 63 тыс. человек Аскар Фото предоставлено Аскаром

В Татарстане «Телеграм» — прямой канал связи для политиков (за каждым постом президента РТ Рустама Минниханова следят 46 тыс. читателей). Но есть и нишево-развлекательные проекты. Например, создатель канала «Куда пойти в Казани / Типичная Казань» с аудиторией в более чем 63 тыс. человек Аскар рассказал «БИЗНЕС Online», что основные усилия по продвижению блога сейчас сконцентрировал именно на данной платформе. Аналогичная страница есть и в запрещенном «Инстаграме»*, но ведется она не активно.

Спрос на рекламу у блогера не упал, а вместе с числом пользователей растет и цена на нее. «Обязательная маркировка рекламы добавила больше обязанностей, но на заработок не повлияла», — поделился автор. А вот автору канала «Казанский папа» Александру Зиновьеву это прибавило сложностей.

Автора канала «Казанский папа» Александр Зиновьев Автора канала «Казанский папа» Александр Зиновьев Фото предоставлено Александром

«Во-первых, никто не понимал, что с маркировкой делать, зачем она нужна, насколько это сложно и какая ответственность. Лично мне, чтобы разобраться, потребовалось несколько часов семинаров и консультация юриста. Во-вторых, маркировка автоматически повлекла за собой повышение цены. В-третьих, она затормозила так называемых разовых рекламодателей — это небольшой бизнес, для них заключить договор, где-то зарегистрироваться очень непривычно. Но спустя время всем участникам рынка стало понятно, что альтернативы нет: либо мы маркируем, либо не публикуемся. Сейчас мы вышли на прежние обороты рекламы. Плюс сервисы агрегаторов, которые размещают автоматическую рекламу через ботов, тоже помогают в продажах», — подчеркнул Зиновьев, пояснив, что хорошо работают рекомендации в других каналах и розыгрыши.

«Казанский папа» отметил еще одну позитивную тенденцию: все больше крупных рекламодателей начинают обращать внимание на нишевые каналы: новый тренд не количество подписчиков, а качество. «На моем канале чуть больше 5 тысяч подписчиков. Кажется, немного. С другой стороны, по охватам и активности сразу понятно, что здесь нет ботов: живые подписчики, безопасное сообщество, где можно выразить свое мнение, не нарушая правил канала. Место, куда можно обратиться с проблемой или вопросом и получить качественный ответ… Я изначально отказался от рекламы списания долгов, букмекерских контор — любого вида навязчивой и агрессивной рекламы. Недавно отследил, что объявление об услугах одной студии вызывает раздражение у аудитории, и тоже прекратил сотрудничество», — заключил он.

Минус «Телеграма» — дорогая реклама. Порог входа — до 1,5 тысячи евро. Многих это пугает, не всем доступна такая реклама, но те, кому доступна, снимают сливки.
Руслан Фахрутдинов Руководитель маркетингового агентства Fahra.ru
Руслан Фахрутдинов руководитель маркетингового агентства Fahra.ru

Источник из числа телеграм-блогеров Татарстана заметил, что в месяц может зарабатывать благодаря каналу около 50–60 тыс. рублей, притом что «Телеграм» не основной вид его деятельности. Цена рекламы в тематических телеграм-каналах, например о досуге в столице, может достигать от 10 тыс. до 14 тыс. рублей в зависимости от длительности удержания поста в «топе» и «ленте». И посты с рекламной маркировкой в приоритете.