В рамках международной конференции «История и культура народов степной Евразии: традиции и взаимодействие» прошел круглый стол на тему «Восточный выбор Руси: князь Александр Невский и Золотая Орда» В рамках международной конференции «История и культура народов Степной Евразии: традиции и взаимодействие» прошел круглый стол на тему «Восточный выбор Руси: князь Александр Невский и Золотая Орда» Фото: Андрей Титов

Пиво в стане хана Гуюка

«Восточный выбор Руси: князь Александр Невский и Золотая Орда» — такое, не без интриги, название получил один из круглых столов, ставший частью недавней конференции «История и культура народов Степной Евразии: традиции и взаимодействие», прошедшей в Казани. Напомним, что это масштабное мероприятие стало первым для недавно созданного в недрах Академии наук РТ международного центра истории и культуры народов Степной Евразии. Роль последнего в числе прочего — доводить до академического сообщества и всех неравнодушных позицию татарстанских ученых по ряду дискуссионных вопросов относительно исторических процессов разных эпох. Монгольское нашествие на Русь, дальнейшее образование Золотой Орды и последствия, которые это имело для громадных территорий Евразии, как раз и являются полем для самых различных споров.

Как заметил на круглом столе известный казанский историк и археолог Искандер Измайлов, Россия сегодня переживает очень сложный, драматичный исторический период, и сейчас «восточный вектор» является наиболее важным и актуальным как для политики, так и для идеологии.

Собственно, Измайлову и было предложено начать встречу. В своем докладе ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани отметил, что именно Александру Невскому удалось стать символом того самого «восточного вектора» и упорядочить отношения между русскими княжествами и татарской властью.

При этом первым владимирским князем, который был вынужден поехать за ярлыком на княжение в ставку Бату, был Ярослав Всеволодович. Своего же сына Константина князь отправил в Кановичи к великому хану Гуюку. Великий хан этого не оценил и затребовал визита самого Ярослава, которому пришлось исполнять требование. «Папский посол Джованни Плано Карпини видел его там, с ним встречался, и они участвовали в интронизации хана Гуюка, — отметил Измайлов. — Причем Карпини пишет, что „среди 4 тысяч различных послов, представителей армянской церкви, сельджукских султанов особенно служители выделяли нас с князем, и нам, зная, что мы не пьем местную водку, всегда подносили пиво“».

В отличие от своего отца ради «партнерских отношений» с татаро-монголами Александру Ярославичу пиво пить не приходилось. Став не без помощи Золотой Орды великим князем, он был вынужден идти на радикальные меры против своих же новгородцев. Так, в 1257–1259 годах, когда с целью обложения подданных данью правители Улуса Джучи решили провести первую перепись податного населения, князь, как известно, применил свои войска и заставил крестьян «дать число».

Как заметил один из звезд региональной исторической науки, заслуженный деятель науки РТ Искандер Измайлов, Россия переживает очень сложный, драматичный исторический период Как заметил один из представителей региональной исторической науки, заслуженный деятель науки РТ Искандер Измайлов, Россия переживает очень сложный, драматичный исторический период Фото: Андрей Титов

«Были определенные правила, изложенные в „Апокалипсисе“ (откровение святого Иоанна Богослова, или „Апокалипсис“, последняя из книг Нового Завета — прим. ред.). „Дать число“ — значит приблизить Страшный суд, поэтому православные крестьяне на Руси всячески противились переписи», — заметил Измайлов.

«О, злее зла честь татарская!»

При этом именно «мудрый и прозорливый выбор» будущего национального героя России на вовлечение в восточную политику позволил в середине XIII века в условиях военно-политического доминирования Монгольской империи сохранить свои территории. Это отличает новгородского князя от остальных политиков того времени. «Например, вот выбор Даниила Галицкого, который не был так вовлечен во внутриордынские дела, хотя и подчинялся формально, но заигрывал и с Западом… Это окончилось тем, что его сыновья не смогли удержать эту территорию, страну, и она была через какое-то время разделена между Польшей, Литвой, Трансильванским княжеством, Венгрией», — отметил спикер.

«О, злее зла честь татарская!» — горько восклицает в Галицко-Волынской летописи монах-летописец о пребывании в Орде великого князя Даниила Галицкого, где тот испил черного кумыса в ставке хана Бату и услышал заветные слова: «Теперь ты наш, татарин». Это позволило получить Даниилу помощь и поддержку Орды в борьбе с венграми, но князь все равно выбрал политику сближения с Западом, что в итоге привело к печальным последствиям для его владений.

У Невского же сочетать политику противостояния Европе и дружбу с Азией получалось лучше. «Я полностью солидарен с академиком Торкуновым (ректор МГИМО — прим. ред.). Александр Невский заложил стратегии игры на двух досках, то есть сразу и на Западе, и на Востоке. Фактически здесь он опирается на ведущие положения Вернадского, что два подвига Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа», — высказал точку зрения доктор философских наук Олег Агапов.

В продолжение выступления он отметил, что Невский, как стратег, смог найти оптимальную формулу, которая позволила в дальнейшем уйти от окончательного разорения своих территорий ратями кочевников и создать необходимые на тот период условия автономии, позволившие Руси окрепнуть. «Сложился цивилизационный синтез: по мысли Александра Неклесса, Византия одухотворила, дала корни и смысл, а Орда одарила административно-военной мускулатурой, опытом контроля обширных пространств от моря и до моря», — отметил ученый.

«Современное восприятие святости Александра Невского усваивается через несколько сюжетов в той или иной степени связанных с татарами» «Современное восприятие святости Александра Невского усваивается через несколько сюжетов, в той или иной степени связанных с татарами» Фото: Генрих Ипполитович Семирадский. fotki.yandex.ru, общественное достояние, commons.wikimedia.org

От татар до шведов

«Современное восприятие святости Александра Невского усваивается через несколько сюжетов, в той или иной степени связанных с татарами», — рассказал замначальника центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Тэймур Галимов.

Первый сюжет связан с победой над западными интервентами. По мнению докладчика, победы на Неве и Чудском озере были бы невозможны, если бы новгородская земля подверглась полному татарскому разорению.

Второй сюжет — это «удержание покорности перед бичом божьим» и сохранение православия на северо-востоке Руси. «Безусловно, отказ весьма красноречивый от предложений папских легатов (принять католичество) был бы невозможным, если бы не существовало на государственном уровне религиозной терпимости и активной позиции самого благоверного князя по отношению к завоевателям, принятию ярлыка. Если не было бы такого восточного упора, с Западом пришлось бы договариваться», — продолжил Галимов.

Еще один сюжет — антиордынское восстание 1262 года, когда из городов Северо-Восточной Руси были изгнаны татарские сборщики дани. Выдворение большого объема мусульман спровоцировало религиозный конфликт, который закончился позитивно для восставших, но негативно для князя, которому пришлось отправиться в Орду для переговоров. По возвращении домой он и скончался.

Следующий сюжет — это побратимство старшего сына Бату Сартака и князя, принятие Сартаком православия и формирование Сарайской епархии. При этом в канонических текстах и величаниях, дошедших до нас с 1547 года, восточные дела Невского уходят на второй план и он воспринимается исключительно как борец с Европой. «Ни слова о татарах», — заметил Галимов.

«„Татарский след“ в подвижническом житии и народном почитании по мере длительного процесса канонизации сходит на нет. И основанием остается технический подход, наиболее понятный и актуальный для XVI века: желательное явственное чудотворение, нетленность мощей и победа над латинской экспансией в лице шведов», — резюмирует эксперт.

Участники конференции постарались «снять «европоцентричные очки» и ответить на вопрос: «Чем является Великая Степень для Евразии?» Участники конференции постарались «снять европоцентричные очки» и ответить на вопрос: «Чем является Великая Степь для Евразии?» Фото: Андрей Титов

Нация устремлена в будущее

В целом участники казанской конференции постарались «снять европоцентричные очки» и ответить на вопрос: «Чем является Великая Степь для Евразии?» «Это нечто враждебное или же, наоборот, говоря образно, некий океан, через который осуществлялись торговые связи, экономические и политические контакты, обмен идеями, товарами? Вот это все — основной предмет рассмотрения многих докладов на данной конференции», — подвел итог встреч с коллегами в разговоре с «БИЗНЕС Online» Измайлов.

«Складывалось впечатление, что одни башкиры были кочевниками. Это не так!»

Что же до роли татарской нации, то, по мнению нашего собеседника, она вновь обретает пассионарность, а значит, интерес к различным аспектам своей истории вплоть до идей пантюркизма. Они, по мнению Измайлова, в политическом плане неактуальны и ничтожны даже для современной Турции, а вот в историко-культурном плане важны. «Для того чтобы понять историю татарского народа, нам нужно изучить ее в контексте истории всех других тюркских народов. И вот в данном смысле пантюркизм как такое историологическое направление, как понимание культурного исторического фона, на котором развивался татарский народ, — это очень важно», — считает ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани.

«Мне кажется, что в последние годы есть определенный кумулятивный эффект, который заставляет думать, что татарская нация не просто пробуждается — она становится современной, трансформируется и устремлена в будущее», — резюмировал Измайлов.