«ПОШЛИ ПАРУСАМИ, И ПРИШЛИ В КАЗАНКУ РЕКУ ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ В 4-М ЧАСУ И ТУТ НОЧЕВАЛИ»

290 лет назад в Казани произошло неординарное событие. Впервые за 170 лет ее посетил российский монарх. Впервые - не с военными целями. Вернее, цели-то были военные, но не по отношению к ней. Казань оказалась промежуточным пунктом в нежно называемом отечественными историками Персидском походе Петра I в 1722 году.

Мы остановились на незамеченном историками факте заезда Петра I в Свияжск 2 июня 1722 года и пребывания в нем не менее двух часов. Продолжим развенчивать мифы.

Миф №2: Время прибытия Петра I в Казань. Споры о нем начались еще в XIX веке и отчаянно ведутся до сих пор между двумя датами:

- 27 мая. На этой дате настаивают Карл Фукс и четверка больших краеведов Казани (Михаил Рыбушкин, Николай Баженов, Михаил Пинегин, Николай Загоскин). Они ссылаются на «Описание Каспийского моря», сделанное одним из приближенных к государю в кампании 1722 года - лейтенантом Федором Соймоновым. Здесь надо сказать, что, во-первых, Соймонов написал свои воспоминания в возрасте за 75 лет, уже будучи губернатором Сибири, а, во-вторых, издал их в 1763 году профессор Миллер, дополняя, где посчитал нужным;

- 7 июня. Эту дату заявил Иван Голиков – автор 30-томных «Деяний Петра Великого…» и «Дополнений…» к ним (1788-1797 гг.).

Что же говорит сам Петр I? 2 июня из Свияжска «…пошли парусами, и пришли в Казанку реку после полудня в 4-м часу и тут ночевали». Итак: пятидесятилетний  император прибыл в Казань 2 июня (по новому стилю – 13 июня).

1.jpg
 Карта Волги 1719 года 

ГАЛЕРА ИМПЕРАТОРА ЗАШЛА В КАЗАНКУ И ВСТАЛА У АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ВЕРФИ
ИЛИ НА БЫВШЕЙ РЯДОМ ЯГОДИНСКОЙ ПРИСТАНИ

Миф №3: Место остановки Петра I в Казани. Здесь с легкой руки Рыбушкина («Краткая история г. Казани») император стал останавливаться «в небольшом каменном доме, примыкавшем к Петропавловскому собору». Рыбушкин не решался назвать этот дом Михляевским, ведь в дальнейшем его повествовании говорится, будто бы Михляев явился к монарху во дворец как… совершенно незнакомый тому человек! Ну, а последующие авторы уже смело превратили этот дом в Михляевский. Исключение составляет Алла Гарзавина, считающая, что император «с 7 на 8 июня единственную ночь провел в каюте».

На помощь опять приходит Петр I: «…и тут ночевали». То есть – на галере. Которая всего лишь зашла в Казанку и где-то на входе встала - или у Адмиралтейской верфи или на бывшей рядом Ягодинской пристани. В трех верстах от Казани. И так продолжалось четыре ночи. Это следует из того, что в «Юрналах» записи о каждом новом дне Петр I начинал словами: «ЕВ ездил в Казань», «ЕВ ездил в город».

Оставлю без внимания разборку мифов о даре Михляевым Петру I двух блюд золотых и серебряных денег, а его женой - большой чашки жемчуга. Отмечу лишь, что через несколько дней, уже в Астрахани, местный богатый купец Панкратий Курочкин тоже одарил изумленного монарха 12000-ми серебряных рублей, а его жена - сосудом, наполненным уже золотыми деньгами. У этих двух анекдотов есть одно общее: их автор – м.н.с. казанского университета (1834 г.) и директор астраханских училищ (1841 г.) Михаил Сампсонович Рыбушкин.

Оторвемся временно от мифов и начнем сопровождать Петра I по Казани.

2 июня. Вероятно сразу же, как остановились, император посетил адмиралтейскую верфь. Во всяком случае, в более подробных записях последующих дней такой визит не зафиксирован, - но его не могло не быть.

2.jpg
Кремль во второй половине 169о-х гг. Вверху (слева-направо): соборная церковь и митрополичий дом, консистория, воеводский (губернаторский) дом, губернская канцелярия

«3-го. ЕВ ездил в Казань, где при въезде ЕВ палили из пушек со всего города, и слушал литоргию в соборной церкви и кушал у Митрополита (Тихон); оттуда был в монастыре девичьем, где чюдотворной образ явления Казанския Богородицы; потом был у Виц-Губернатора Кудрявцова». Никита Алевферьевич Кудрявцóв был казанским вице-губернатором около 13 лет и заготовлял здесь дубовые леса для С.-Петербургского адмиралтейства. Визит этот был, согласно Голикову, «в тамошней Адмиралтейской конторе». В то время она называлась - контора-канцелярия корабельных дел и располагалась не у верфи, как принято считать, а в здании, купленном в 1719 году у Девичьего монастыря.

3.jpg
Монастырь девичий Казанския Пресвятыя Богородицы 
илл.-4.jpg
Казанская (Миславского) улица в 1779 г. В глубине у монастыря Адмиралтейская контора

«4-го. ЕВ ездил в город, осматривал кожевных заводов». Имелись в виду, конечно же, не частные, а казенный кожевенный пумповый завод, основанный Петром I вслед за адмиралтейством в 1719 году для выделки толстых кож, которые отправлялись в Санкт-Петербург для изготовления помп – насосов для откачки воды из судов. Этот завод находился тогда вплотную к казенному суконному заводу.

«5-го. В вечеру ЕВ ездил в город, и был у Губернатора Салтыкова…».  Губернаторский дом находился в крепости, на месте, где теперь расположена дирекция Кремлевского заповедника. Вероятно тогда же согласно Голикову был в губернской канцелярии (рядом), рассматривал в оной дела, но когда потребовал книгу канцелярских караров, то пришел в великое огорчение, когда ее не нашли. Позже из Терка приказал Салтыкову неотменно ее отыскать: «сие учини без всякой понаровки; ибо на вас то взыщется».

«…и осматривал суконных заводов». Имелся в виду тоже основанный им же в1714 году казенный суконный завод, находившийся тогда тоже под управлением Кудрявцова.

«6-го. После полудня ЕВ ездил в город Казань, и был у Виц-Губернатора Кудрявцова…». По Голикову Кудрявцова определил главным над лесами смотрителем.

Намеренно опускаю прочие подробности пребывания монарха в Казани, которые следуют не из «Юрналов», а из сообщений историков, и проверить которые нет возможностей.

 

P.S. В этот последний день в Казани здешние товарищи приготовили для императора мировое развлекалово, на которое он отправился, не взяв с собой супругу. Как, по вашему, какое? Окончание будет.

 

Читайте также:

Сергей Саначин: «Нелюбовь к русским в мире – во многом заслуга Петра». Часть 1-я

Сергей Саначин: «От Свияжска галера Петра I пошла парусами и…». Часть 2-я