Хоспис во многом уникален не только для Татарстана, но и для всей страны. Надо сказать, что это вообще первое подобное учреждение в республике для взрослых пациентов. Первый хоспис, открытый в 2014 году на улице Академика Королева — для детей. К слову, и в этом учреждении в дальнейшем планируется принимать маленьких пациентов Хоспис во многом уникален не только для Татарстана, но и для всей страны. Надо сказать, что это вообще первое подобное учреждение в республике для взрослых пациентов. Первый хоспис, открытый в 2014 году на Королева, — для детей

«Волосы вставали дыбом»

Хотя официальное открытие и было заявлено на 11:00, в холле «Наташи» уже за час до мероприятия царило оживление. Среди гостей церемонии — депутаты Госсовета Татарстана, общественники, специалисты по паллиативной медицине из других регионов. Владимир Вавилов на правах хозяина встречал гостей на входе и провожал их в зону с фуршетом. Помогали ему в этом сестры милосердия, которые тут же получали благословение от настоятеля храмов Новоиерусалимского архиерейского подворья Казани отца Романа.

Одним из главных гостей стал депутат Госдумы, бывший министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов. С его появлением торжественная суета усилилась. «Человек, без которого бы не состоялся казанский хоспис, вдохновитель, [человек], который первый нас сподвигнул на это», — представил депутата собравшимся Вавилов. Как отметил сам Фаррахов, при мысли о строительстве «Наташи» «волосы вставали дыбом», потому что требовалось решить множество вопросов с финансированием и поиском земельного участка.

«Это огромные деньги, земля, стройка. Благодаря Владимиру Владимировичу, благодаря огромному количеству меценатов мы наконец-то его построили. Это очень большое событие. Нет ни одного субъекта в РФ, где хосписная помощь развита так, как в Казани, как в Татарстане. Я думаю, что у нас, может быть, даже лучше, чем в Москве», — предположил экс-министр.

Особенно он выделил день, в который проводится открытие, — священный месяц Рамазан, ночь аль-Кадр (ночь Предопределения), православный пост.

О том, что казанский центр паллиативной помощи уникален для России, говорят и коллеги Вавилова. «Такие люди, как Владимир Владимирович, рождаются раз в несколько десятилетий — и не каждому городу с этим повезет, — отмечает главный врач самарского хосписа Ольга Осетрова. — Я прям белой такой завистью завидую региону (РТ — прим. ред.), у меня не получилось вот сделать большой хоспис, то есть я не смогла победить. Вот такой ваш опыт, опыт Владимира Владимировича. Он гораздо более масштабный и заражающий».

«Путь-дорогу казанскому хоспису. Поехали!», — по-гагарински воскликнул Владимир Вавилов «Путь-дорогу казанскому хоспису. Поехали!» — по-гагарински воскликнул Владимир Вавилов

Был гостем торжества и первый заместитель министра здравоохранения РТ Альмир Абашев. Он подчеркнул, что для России это прекрасный пример частного проекта, который служит государственным интересам. Также добавил о планах по расширению практики строительства подобных заведений по всему Татарстану. «Нам необходимо охватывать дополнительные территории в республике, потому что не только в Казани и близлежащих районах формируется пул пациентов паллиативного статуса. Мы уже обсуждаем следующий этап развития. Пока не будем предавать гласности эти детали, потому что все зависит от финансовых возможностей, от мотивации благотворителей», — заявил Абашев.

После неформальной части директор «Наташи» пригласил всех принять участие в «обязательном торжественном моменте» — перерезании красной ленты. «Путь-дорогу казанскому хоспису. Поехали!» — по-гагарински воскликнул Вавилов, подняв над головой отрезок ленты.

«Это огромные деньги, земля, стройка. Благодаря Владимиру Владимировичу, благодаря огромному количеству меценатов мы наконец-то его построили»

«Человек должен уходить с достоинством»

«БИЗНЕС Online» побывал в хосписе накануне его официального открытия. Несмотря на напряженный график и скорый приезд гостей, Владимир Владимирович нашел время для небольшой экскурсии по новому учреждению. «Человек должен уходить с достоинством», — эту фразу Вавилов несколько раз повторил в разговоре с нашим корреспондентом.

Такая философия чувствуется, когда смотришь на учреждение изнутри. Холл — это просторное светлое помещение с обилием растительности, кофейный автомат, уютные столики и кресла. Ощущение скорее лобби гостиницы или санатория, но не места, где доживают последние дни неизлечимо больные.


Надо сказать, что это вообще первое подобное учреждение в республике для взрослых пациентов. Первый хоспис, открытый в 2014 году на улице Академика Королева, — для детей. К слову, и в этом учреждении в дальнейшем планируется принимать маленьких пациентов.

«Проект я делал сам, учтя 10-летний опыт работы первого хосписа. Здесь сделано 8 палат для курящих. То есть внутри палаты обустроена отдельная вытяжка, плюс тамбуры в палатах. Второе — здесь мы предусмотрели гостиницу. У нас [предусмотрено] четыре номера для родственников, которые круглосуточно хотят находиться со своими близкими», — рассказывает Вавилов.

Еще одна особенность нового учреждения — количество коек. Как правило, в хосписах не больше 20–30 мест, а здесь их 80. Располагаются они в четырех блоках, поделенных на 10 двухместных палат. Нечасто встретишь в учреждениях подобного типа и собственный стоматологический кабинет с современным оборудованием. «Такого в хосписах обычно нет. Помимо болевого синдрома от основного заболевания, у людей болят зубы. Три раза в неделю приходит врач, ведет прием», — рассказал Вавилов.

«Иногда собираются 100–150 человек, которые могут разместиться и с достоинством проводить своего близкого в последний путь»

Еще внутри хосписа организован огромный прощальный зал, на 100–150 мест. В Казани таких нет в принципе, отмечает благотворитель. «Иногда собираются 100–150 человек, которые могут разместиться и с достоинством проводить своего близкого в последний путь», — отметил руководитель учреждения.

Для реабилитации больных в хосписе предусмотрена соляная пещера, где стены покрыты египетской солью. Форсунки распыляют специальный раствор, а плазменная панель демонстрирует виды моря. «Полчаса в этой комнате — как на море побывал», — улыбается и радуется за пациентов Вавилов.

«Мы не торопим смерть, но искусственно не продлеваем жизнь»

Казалось бы, как можно реабилитировать неизлечимых больных? По словам общественника, в данном случае речь идет не о победе над болезнью, а о том, чтобы улучшить качество жизни. «Чтобы судорог не было, чтобы какая-то двигательная активность могла быть», — объясняет наш собеседник.

Отличительная особенность хосписа в том, что среди его пациентов есть и бойцы СВО. Один из таких военнослужащих, по словам Вавилова, благодаря реабилитации смог снова двигаться. «Его привезли — он не двигался. Сейчас и сидеть может, и ноги у него работают», — делится историей о своем подопечном директор хосписа.

Несмотря на торжественное открытие, фактически хоспис начал свою работу с 1 марта. В конце февраля, напомним, запускали учреждение по видеосвязи президент России Владимир Путин, президент Татарстана Рустам Минниханов и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. Глава государства отдельно благодарил Вавилова. «Это не купишь, вот такую заинтересованность, ее не наработаешь. Это не просто повышение квалификации какое-то. Подобное может идти только от сердца — желание помочь людям, оказавшимся в сложной ситуации. И лишь такое отношение к ближнему своему дает положительный результат», — сказал тогда Путин.

На сегодняшний день в хосписе находятся 50 пациентов, которым, помимо медицинской и психологической помощи, доступен и различный досуг

На сегодняшний день в хосписе находятся 50 пациентов, которым, помимо медицинской и психологической помощи, доступен и различный досуг. На территории центра есть гольф-поле на 11 лунок, спортзал, а в холле проводятся концерты. Например, недавно здесь выступал Государственный симфонический оркестр Татарстана.

«Мы работаем как проводники, провожая пациента из одного мира в другой. Главный девиз хосписа — мы не торопим смерть, но искусственно не продлеваем жизнь. Все идет своим чередом, основная наша задача — противоболевая терапия и симптоматика, — рассуждает Вавилов. — Мы не лечим основное заболевание, но лечим симптомы, чтобы человек достойно прожил столько, сколько ему положено».

Хотя хоспис считается медицинской организацией, у него есть свои особенности. К примеру, здесь можно находиться с домашними животными, а посещение пациентов доступно в формате 24/7. Еще одно отличие от обычной больницы — персонал. В хосписах основу штата составляют медсестры, они выполняют основной объем работ. «Даже принять уход из жизни — это тоже медсестры. Я всегда повторяю: вы дали человеку без боли, спокойно уйти в иной мир в окружении родных и близких, чтобы он улыбался уходя, не корчась о боли. Это ваша заслуга, вы этим должны гордиться», — рассказывает директор центра.

Владимир Вавилов: «Честно говоря, у меня давно в планах полностью охватить республику» Владимир Вавилов: «Честно говоря, у меня давно в планах полностью охватить республику»

«У меня мечта еще [пойти] на юго-восток и северо-восток»

В дальнейшем общественник планирует обеспечить систему хосписов по всему Татарстану. «Честно говоря, у меня давно в планах полностью охватить республику. Сейчас мы до Закамской зоны койками хосписными закроем потребность, но у меня мечта еще [пойти] на юго-восток и северо-восток, построить хосписы хотя бы коек на 20 в Альметьевске и Набережных Челнах. Это было бы классно», — мечтает Вавилов. Он отмечает, что заболеваемость раком, к сожалению, растет по всему миру.

Есть дальнейшие планы и по новому хоспису. Как выяснилось из беседы, в «Наташе» появится своя кафедра паллиативной медицины (!). Договоры с профильными учреждениями образования уже подписаны. Еще предстоит завершить обустройство зала спортивной реабилитации.

«На грант написали [заявку], оборудование дорогое… Что-то из дома как бывший спортсмен притащил свое», — обводит рукой просторное, но практически пустое помещение директор хосписа. Ждут продолжения благоустройства и почти 2 га прилегающей территории. В скором времени вокруг центра посадят яблони, вишни и груши.