«Прежде Татарстан не был регионом, где была угроза атаки беспилотников. А теперь она появилась, и поэтому начинают использовать подавление, искажение GPS-сигналов», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» сбои с навигацией в Казани «Прежде Татарстан не являлся регионом, где была угроза атаки беспилотников, а теперь она появилась, поэтому начинают использовать подавление, искажение GPS-сигналов», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» сбои с навигацией в Казани Фото: © Anton Belitsky / Global Look Press / www.globallookpress.com

«Сейчас все дороги ведут в речку Казанку, а оттуда — прямиком в Волгу»

«Ребята, что с GPS творится в Казани? У меня телефон и магнитола дают неправильные координаты, как работать?» — таким вопросом задался накануне один из подписчиков сообщества казанских таксистов в соцсети «ВКонтакте». «Начали глушить, теперь будет как в Москве», — отвечает ему один из комментаторов. Это только один из примеров. Вскоре после налета беспилотников на «Алабугу» и Нижнекамск жители столицы Татарстана стали периодически сталкиваться с проблемами с навигацией.

К примеру, сегодня утром приложение «Яндекс.Карты» «перенесло» корреспондента «БИЗНЕС Online» из центральной части города в поселок Левченко Московского района. Накануне вечером другой журналист возвращался домой буквально по Волге. В Казанке накануне отображались машины каршеринговых сервисов. Вот еще несколько комментариев из соцсетей: «Я из-за этого заказ доставлял полчаса вместо 10 минут»; «Таксисты-иностранцы уходят с линии, потому что не знают дороги без навигатора»; «Машин мало, цены растут. Когда это прекратится?»

Судя по публикациям в соцсетях, некоторым таксистам из-за сбоев стали ограничивать доступ к заказам. «Мне кажется, это уже не кончится. Запускаешь эмулятор GPS, так вообще блочит. Как работать? Как быть?» — негодует автор одной из публикаций. Сообщество «Водители такси Казани / Таксисты Казань» цитирует сообщение, якобы пришедшее водителям от «Яндекса»: «На предприятиях ВПК России в Казани устанавливаются специальные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые направлены на глушение или искажение работы устройств с системами GPS и „ГЛОНАСC“. При выполнении заказов, нахождении рядом с данными предприятиями возможна неточная работа навигации». «Я не могу даже на линию выйти. Постоянно плаваю где-то по Волге. Вчера звонил в поддержку, сказали, что они в курсе проблемы по Казани. Собирают статистику. И непонятно, когда решат», — комментарий еще одного пользователя.

В пресс-службе сервиса такси «Максим» заявили «БИЗНЕС Online», что в целом навигация работает, «но с перерывами или сигнал отсутствует в конкретных местах». «Если такое происходит, водители стараются проложить маршрут по памяти или используют офлайн-карты. На количество заказов ситуация не повлияла», — уточнили в компании. Сроки подачи машин, по данным организации, остаются «в пределах обычного времени».

Ошибки в определении геопозиции связаны именно со сбоями в работе GPS, пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Яндекса» Ошибки в определении геопозиции связаны именно со сбоями в работе GPS, пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Яндекса» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сбои в системах навигации ощутили на себе пассажиры не только такси, но и общественного транспорта. В среду некорректно отображались маршруты наземного транспорта, подтвердил комитет по транспорту Казани. Ведомство объяснило это «нестабильной работой блоков навигации». «Возможно некорректное отображение времени прибытия автобусов, трамваев и троллейбусов на информационных табло, которые установлены на остановках», — предупредили в комитете.

«Новый плавательный тариф такси в Татарстане. Сейчас все дороги Казани ведут в речку Казанку, а оттуда — прямиком в Волгу», — иронизирует телеграм-канал Readovka. Он отмечает: «Если ситуация не разрешится, они (жители Казаниприм. ред.) на себе ощутят то, с чем москвичи уже давно свыклись». Правда, как должна «разрешиться» ситуация, пока не совсем понятно.

Ошибки в определении геопозиции связаны именно со сбоями в работе GPS, пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Яндекса». Как отметили в компании, сбои касаются работы всех сервисов, завязанных на геолокацию. «С большой уверенностью можно сказать, что случаи неверного геопозиционирования существуют вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы „Яндекса“, получают уже готовую ошибочную координату от устройства, а не декодируют сигнал от спутника напрямую», — указали в фирме.

И если для Казани сбои в работе GPS — это новость, то для Москвы такие случаи, можно сказать, уже в порядке вещей. Там горожане «учат» улицы родного города уже с мая 2023 года.


«Что делать? Приспосабливаться»

«Прежде Татарстан не являлся регионом, где была угроза атаки беспилотников, а теперь она появилась, поэтому начинают использовать подавление, искажение GPS-сигналов, для того чтобы беспилотники не могли на них ориентироваться», — пояснил в разговоре с «БИЗНЕС Online» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Что делать? [Поступать] ровно так же, как это происходит в Москве. Приспосабливаться к тому, что GPS-навигация будет работать не очень хорошо», — указал спикер.

GPS сбоит, но есть же ГЛОНАСС? Эту систему нельзя назвать полноценной альтернативой, рассуждает Муртазин. «Потому что, когда мы говорим о массовых устройствах, например смартфонах, они поддерживают несколько систем — GPS и „ГЛОНАСС“. GPS-система по умолчанию приоритетнее, переключиться принудительно только на ГЛОНАСС невозможно. Есть и второй момент: что заставляет предположить, что ГЛОНАСС не меняет координаты? Ровно так же меняет координаты, потому что это тотальное подавление спутниковой навигации», — подчеркнул Муртазин.

Что касается возможного ущерба для бизнеса, например, у сервисов такси уже есть способы избежать проблемы, продолжает аналитик. По его оценке, в случае с Татарстаном ситуация не такая сложная, как в Москве, потому что «меньше дорог, меньше пробок и так далее».

«Водители все равно более-менее лучше знают город в массе своей, исходя из этого, убытки значительно ниже. Ну и слово „убыток“ здесь, наверное, связано с не оптимальным построением маршрутов. То есть водители больше тратят времени и топлива. Рискну предположить, что в Москве это было плюс 15 процентов к обычным затратам, но в общем это не тот фактор, который как-то сказался. Скорее больше было обсуждений, паники: мол, как же мы будем работать, мы не знаем город и так далее. Все приспособились очень быстро, то есть убытки косвенные, посчитать их крайне трудно», — отметил собеседник.

«В Москве, например, перекидывало во Внуково. Сейчас научились делать так, что телефон не сразу, не моментально, но через минуту определяет координаты, поэтому погрешность в 30–40 метров. Она на пешеходную или автомобильную навигацию не сильно влияет. Вы видите, где находитесь, и примерно понимаете, куда вам надо идти. Я думаю, что та же самая история в Татарстане. То есть не будет такого, что люди теряются, нужны бумажные карты, офлайн-карты или что-то подобное. Карта работает, навигация — тоже. Приведу такой пример: вы идете по маршруту, включили навигацию, в какой-то момент просто телефон сходит с ума и показывает, что вы за несколько сотен километров от того места, где находитесь. Понятно, что это подавление координат, но вы вернетесь обратно. За минуту ничего не произойдет», — добавил Муртазин.

«С какой-то точностью все равно показывает навигация. Не сняли же, несмотря на онлайн-карты, со зданий название улицы, нумерацию домов», — комментирует сбой член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, главный аналитик НП „ГЛОНАСС“ Андрей Ионин. — Кому-то, кому это очень критично, надо карты доставать, покупать где-то такой большой раритет. Это реальность, которая сейчас есть. Люди должны понимать, почему [подобное произошло]. Надо объяснять, что это связано с нашей безопасностью. А что важнее: безопасность или удобство?»

«ГЛОНАСС — альтернатива, но это альтернатива для военных, там используется специально зашифрованный сигнал, а открытые сигналы доступны. Противник использует, естественно, в своих устройствах открытые сигналы всех систем, потому спуфить (передача обманного сигнала GPS-приемнику, применяется для корректировки данных о фактическом местонахождении объекта в нужную субъекту сторонуприм. ред.) надо все», — указал эксперт.

«Вы знаете, в чем дело? Мы сейчас приходим к очень интересному вопросу, о котором раньше никто практически не задумывался, — к ответственности сервис-провайдеров цифровых услуг. Когда в 2000 году президент США Билл Клинтон открыл доступ к сигналам GPS, там были слова, что Соединенные Штаты предоставляют доступ и не имеют претензий, если этот сигнал станет использоваться в том числе в коммерческих целях. Но дальше была фраза, что никакой ответственности за качество сигнала они не несут. Вы можете использовать GPS, но если вдруг воспользоваться [им] по решению Соединенных Штатов не сможете, то это ваши проблемы. Аналогичный указ был принят российским президентом [Владимиром] Путиным. То есть если извлекать из каких-то навигационных сервисов прибыль, никаких претензий РФ к этому иметь не будет, но никакой ответственности не несет. А насчет таксистов вопрос двоякий: должны ли они знать город? Я считаю, что должны и без навигации», — указал собеседник издания.

«Это новая реальность, когда за цифровые сервисы, на которые мы полагаемся, никто ответственности не несет. Это вопрос на самом деле цифровой экономики, о которой все говорят. Она опирается на три столпа: на спутниковую навигацию, на доступ к интернету и на работу цифровых сервисов. Но никто из тех, кто предоставляет данные сервисы, никогда и никакой ответственности за качество не нес. Агрегаторы, такси, система мониторинга общественного транспорта — все основано на том, что у вас всегда есть спутниковая навигация. Мы построили дом на песке», — добавил спикер.

По некоторым данным, на следующую неделю запланировано совещание об усилении мер безопасности в аэропорту Казани По некоторым данным, на следующую неделю запланировано совещание об усилении мер безопасности в аэропорту Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Казахская авиакомпания Qazaq Air вдруг отменила рейсы в Казань «в целях обеспечения безопасности»

Еще одна «новация» для столицы РТ на фоне недавнего инцидента — это приостановка авиарейсов. Накануне казахстанская авиакомпания Qazaq Air объявила, что с 5 апреля временно приостанавливает рейсы из Актобе в Казань. Решение принято «в целях обеспечения безопасности полетов», уточняет организация в официальном сообщении, но не приводит деталей. В пресс-службе «БИЗНЕС Online» на запрос пока не ответили, а служба поддержки только привела официальный релиз и заверила, что по билетам отмененных рейсов возможен 100-процентный возврат по месту приобретения.

Нельзя не вспомнить, что в августе 2023 года авиакомпания «Туркменистан» на фоне временных ограничений полетов в московских аэропортах решила перенаправить в столицу РТ свои борта, которые прежде следовали из Ашхабада в Москву. В декабре 2023-го именно из казанского аэропорта компания открыла перелеты в Бангкок со стыковкой в Ашхабаде. Казанская антидроновая и система ПВО не хуже московской, может быть, даже получше, отмечал в разговоре с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний», член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник.

По некоторым данным, на следующую неделю запланировано совещание об усилении мер безопасности в аэропорту столицы РТ. Подтверждения этой информации нет. В пресс-службе казанского аэропорта не смогли оперативно ответить на запрос издания.

«Казанская система ПВО не хуже московской, даже получше»: атаки дронов переманят пассажиров в Татарстан?

Вероятнее всего, казахстанская авиакомпания решила перестраховаться, предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Периодически атаки беспилотников происходят почти по всей европейской части России. Трудно найти место, куда бы беспилотники не долетали. Между тем авиасообщение нигде не остановлено, не ограничено, ни одна российская авиакомпания не отказалась летать», — отметил эксперт. «Если бы был большой интерес экономический, то, может быть, они (казахстанская авиакомпанияприм. ред.) не принимали бы такое решение. Возможно, это предлог, а причина не одна. Может быть, это такая совокупность обстоятельств, в данный момент не особенно рентабельны данные полеты. Но подобное не значит, что через какое-то время они не возобновят», — сказал Гусаров. Пример Москвы и Подмосковья показывает, что массовой отмены перелетов не происходит, замечает эксперт.

«Если раньше предполагалось, что это беспилотники, запущенные кем-то возле аэродрома, небольшого размера, и меры защиты были ориентированы на них, то сейчас, как видно, могут быть и большие самолеты. Одно-, двухместный самолет, большой беспилотник, и надо соответственно провести мероприятия по защите уже от таких угроз. Думаю, это будет сделано [в аэропорту Казани]», — отметил собеседник издания.

Прекращение налетов БПЛА на Москву, по мнению Гусарова, связано с тем, что местная система противодействия дронам показала высокую эффективность. Несмотря на множество попыток нанести удары по каким-то объектам, они практически не приводят к ущербу, результат «околонулевой».

«Поэтому, я думаю, переключились на другие, менее защищенные территории. Московский регион очень насыщен и авиационной инфраструктурой, и промышленной, [здесь есть] множество военных и промышленных объектов, потому это самая лакомая [цель] для нанесения ударов. Но не получается, поэтому сейчас переключились на различные регионы, причем с очень широким охватом от северо-запада Москвы до юго-запада и уже, видимо, на восток, уже до Волги долетают. Понятно, что здесь есть попытка нанести хоть какой-то значимый ущерб», — добавил Гусаров.

Сытник считает решение казахстанской авиакомпании неоправданным. «Всем понятно, что беспилотники никогда не атакуют самолеты, может произойти только непреднамеренное столкновение. И то он (дронприм. ред.) настолько мал сам по габаритам и весу, что может привести разве что к порыву крыла, какой-то небольшой деформации даже не силовых элементов. Если в двигатель попадет, может быть отказ двигателя, хотя самолет и на одном двигателе все равно произведет посадку», — сказал собеседник издания. 

«Дело в том, что на [большой] высоте столкновения быть не может, туда беспилотники не долетают. Это может произойти на высоте 300 метров и ниже, но при такой высоте самолет уже на глиссаде (траектория полета летательного аппарата, по которой он снижается, прим. ред.) и готовится к посадке, потому даже отказ одного двигателя не повлияет на безопасность посадки. В некоторых случаях даже отказ двух двигателей не помешает нормальной посадке в районе аэродрома. Потому я вам хочу сказать, что это надуманный предлог для того, чтобы показать Западу, какие они и как хорошо выполняют санкции США, которые вводятся против нашей страны», — сказал заслуженный пилот России. Он уверен, что другие авиакомпании не последуют примеру Qazaq Air. 

«Меры [безопасности] будет принимать не сам аэропорт [Казани], а вместе с министерством обороны. Последнее просто установит системы, которые станут отслеживать эти беспилотники, и ракетный комплекс, который будет их сбивать. Ракетный комплекс — это тоже большая-большая проблема, потому что надо сбивать не в районе аэродрома (там, где происходит взлет и посадка самолета), а на подходе. Ну хотя бы за 80–100 километров. Несколько поясов сейчас просто будут восстановлены вокруг столицы РТ и казанского аэропорта», — считает собеседник. 

Нацеленные на Москву дроны «просто стали сбивать на подходе», отметил Сытник. «Если там было 2–3 пояса, то теперь их число увеличили до 6–8. Мы с вами сейчас чаще слышим, что в Тульской области, Липецкой, Воронежской сбили. Скорее всего, эти дроны шли на Москву и были сбиты. Подобное говорит о том, что эффективность противовоздушной обороны возросла в разы», — добавил спикер.